CNews: Традиционные телеком-компании во всем мире постепенно превращаются в провайдеров цифровых услуг. Как по этому пути продвигается «Казахтелеком»?
Ерулан Кусаинов:
Ерулан Кусаинов
«Казахтелеком» превратился из традиционного фиксированного оператора в мультисервисную компанию

Чтобы стать успешным провайдером цифровых услуг, надо иметь соответствующую развитую инфраструктуру. «Казахтелеком» является бессменным лидером на рынке фиксированной связи Казахстана, при этом компания имеет достаточно длительную историю и на рынке мобильной связи. Именно «Казахтелеком» стоял у истоков создания казахстанского мобильного оператора «Алтел» и основания совместного предприятия со шведским «Теле2».

Три года назад в «Казахтелекоме» было принято решение сосредоточиться на развитии не только фиксированной, но и мобильной связи для формирования инфраструктуры, позволяющей полномасштабно предоставлять цифровые услуги на рынке. За два года были совершены две крупные сделки: «Казахтелеком» выкупил оператора Kcell и долю «Tele2 Швеция» в совместном предприятии. В результате оператор сконцентрировал в своих руках более 60% рынка мобильной связи Казахстана. Кстати, в 2019 году «Казахтелеком» получил престижную международную награду TMT M&A Award за приобретение 75% акций Kcell в номинации «Сделка года — Азия». Бесспорно, получение подобной оценки со стороны мирового сообщества было прекрасным резюме той масштабной работе, которую проделала наша команда.

После приобретения «Казахтелекомом» Kcell финансовые показатели данного мобильного оператора значительно улучшились: за два года прибыль выросла почти в два раза. В то же время, «Казахтелеком» после приобретения двух мобильных операторов впервые взял на себя значительное долговое обязательство. Но, несмотря на это, в 2020 году международное агентство Fitch Ratings пересмотрело текущий кредитный рейтинг «Казахтелеком» с уровня BB+ (прогноз «Позитивный») в сторону повышения до уровня BBB- (прогноз «Стабильный»). Теперь по этому показателю «Казахтелеком» превосходит ведущих российских операторов мобильной связи.

Таким образом, на сегодняшний день «Казахтелеком» превратился из традиционного фиксированного оператора в мультисервисную компанию. Наша цель — стать ключевым сервис-провайдером Казахстана не только для населения, но и для малого, среднего и крупного бизнеса, государственных ведомств и государственных компаний. Мы определили для себя десять ключевых направлений развития, в числе которых — искусственный интеллект, видеоаналитика, блокчейн, финансы, электронная коммерция, безопасность, большие данные. Мы планируем запуск новой телевизионной платформы с возможностью просмотра контента одновременно с нескольких устройств. Сейчас около 700 тысяч жителей Казахстана используют IPTV. Благодаря нашей платформе их число увеличится в разы. И, конечно, на платформе будут доступны различные сопутствующие услуги.

В конце декабря прошлого года мы создали Национальную ассоциацию больших данных. В нее вошли ключевые телеком-компании, мобильные операторы Казахстана, скоро к ним присоединится казахстанский «Билайн». Членом ассоциации также стал крупнейший ритейлер Казахстана Magnum. У ассоциации несколько задач. Во-первых, защита персональных данных клиентов. Во-вторых, определение правил игры для владельцев больших данных. И третья, ключевая задача, — создание правильной архитектуры использования больших данных для того, чтобы рынок формировался должным образом.

Мы уверены, что последняя наша инициатива способствует быстрому росту в сфере услуг, ведь появится возможность более качественного определения целевой аудитории, сегментирования рынка и так далее. Это очень важно в том числе и для государства — оно сможет более точно и эффективно оказывать социальную помощь, развивать инфраструктуру. Вообще, большие данные позволят качественно изменить экономику, но для того, чтобы отрасль эффективно заработала, необходимо объединение усилий игроков рынка. И наша модель превращения традиционного оператора в провайдера цифровых услуг за счет синергии нескольких структур является доказавшей свою жизнеспособность моделью такого объединения.

CNews: Вам приходится конкурировать с крупнейшими ИТ-компаниями, которые исторически занимались облаками, искусственным интеллектом, видеоаналитикой, блокчейном, безопасностью, а также с компаниями, традиционно работающими в сфере финансов и электронной коммерции. Какие преимущества есть у «Казахтелекома» в этих направлениях?
Ерулан Кусаинов
«Казахтелеком» фактически заходит в те отрасли, которыми традиционно занимались ИТ-компании

Да, «Казахтелеком» фактически заходит в те отрасли, которыми традиционно занимались ИТ-компании. Тем не менее, я думаю, что конкуренции между нами не будет. Скорее, мы будем использовать их возможности для реализации своих проектов. То есть, использовать ту же самую модель взаимовыгодного сотрудничества, о которой я сказал выше.

«Казахтелеком» всегда был в первую очередь инфраструктурным оператором, и бизнес использовал его инфраструктуру для своего развития. На сегодняшний день у «Казахтелекома» 17 дата-центров. Мы активно развиваем видеонаблюдение — уже установили 30 тысяч камер по всей стране. Мы владеем 50 тысячами километров оптоволоконных сетей. Уже начали двигаться в сторону маркетплейсов: у нас есть Chocomart — торговая площадка, на которой можно купить более 80 тысяч уникальных видов товаров, и Ismet — маркетплейс услуг для бизнеса, в котором представлено 40 видов партнерских услуг и 36 видов собственных B2B-услуг «Казахтелеком». Есть платформа Kcell Store, которая позволяет населению покупать телефоны, смартфоны по контракту, не выходя из дома.

Таким образом, получается, что, создав инфраструктуру, мы стремимся максимально ее использовать. Для продвижения в этом сегменте более двух лет назад при помощи компании McKinsey нами была разработана стратегия, согласно которой и идет поступательное движение вперед.

CNews: Построение в Казахстане сети стандарта 5G является одной из самых обсуждаемых тем отрасли. При этом высказываются сомнения в массовой востребованности 5G у казахстанских абонентов. На ваш взгляд, насколько необходимо появление в стране этой сети?
Ерулан Кусаинов:
Развитие 5G — это созидательная эволюция

Понятно, что строить сеть 5G только для того, чтобы скачивать фильмы за две секунды — это не та цель, ради которой мы развертываем новые сети. Поэтому сейчас мы работаем в двух основных направлениях: обсуждаем с профильным министерством, как объединить 100 МГц на частоте 3500 МГц и параллельно устанавливаем партнерские отношения с компаниями, которые должны создавать продукты и услуги на базе 5G. Это может быть телемедицина (возможность проводить медицинские приемы и консультации в удаленном формате), а также машиностроение или транспортные услуги, которым 5G даст возможность удаленно управлять техникой, особенно в труднодоступных местах, что повысит не только производительность труда, но и снизит опасность для сотрудников на высокорисковых производствах. По сути, развитие данной технологии — это созидательная эволюция. И мы должны перейти на новую ступень развития вместе. Ведь технически запустить 5G можно уже через год, однако, если не будет спроса на технологию, этот запуск будет бессмысленным.

CNews: В последнее время много говорится о социальной ответственности бизнеса. Развиваете ли вы какие-то социальные проекты?
Ерулан Кусаинов:

Да, конечно. На мой взгляд, одной из самых актуальных проблем в современном мире является качество образования. В последнее время как в России, так и в Казахстане мы наблюдаем маргинализацию общества. Это во многом связано с отсутствием у государства стратегии в области образования, в том числе практики создания соответствующего интернет-контента. Качество образования падает, а зависимость от интернета, в том числе от Instagram, TikTok, других соцсетей, растет. Молодежь много времени проводит на этих ресурсах — и отнюдь не с образовательной целью.

Мы предоставили свободный доступ в интернет практически всем гражданам: у нас сейчас качественным широкополосным доступом охвачено 99,3% населения. По изначальному плану, это должно помочь сократить дистанцию в доступе к качественному образованию между населением крупных городов и провинции. Однако, по моему мнению, если не появится соответствующего вовлекающего контента, эта дистанция только увеличится. Чтобы этого избежать, надо уже сейчас начинать работу по формированию качественного образовательного контента, особенно направленного на детей дошкольного возраста, в котором у человека формируются основные привычки. Здесь основной вопрос в том, как отучить детей проводить весь день за просмотром бессмысленных развлекательных роликов и передач и вызвать у них желание использовать интернет для получения качественных знаний.

У нас есть идея создать некоммерческую организацию, которая при поддержке операторов связи будет заниматься созданием подобного контента. В первую очередь речь идет об онлайн-курсах по повышению финансовой и цифровой грамотности. И, конечно, о развитии качественных образовательных ресурсов. При этом следует учитывать, что 80% населения страны говорит на казахском языке, то есть весь контент должен быть именно на нем. Это может быть и перевод книг с английского языка, и лекции психологов, которые будут учить родителей, как заниматься с детьми, и видеокурсы, например, обучающие профессии видеографа. Мобильные операторы могут сделать доступ к таким ресурсам нетарифицируемым, чтобы ими мог воспользоваться каждый.

Мы уже обсуждали этот вопрос с наиболее популярными блогерами Казахстана. Они готовы участвовать в проекте совершенно бесплатно и заниматься популяризацией образовательных ресурсов. Надеюсь, к апрелю текущего года наша идея будет формализована, а до конца первого полугодия нам удастся запустить процесс разработки такого контента и его масштабирования. Опять же, здесь просматривается определенная синергия за счет объединения усилий рыночных структур и общественности.

CNews: В России уже несколько лет говорят о необходимости преимущественного использования продукции отечественных компаний в государственном секторе и в компаниях, образующих критическую инфраструктуру страны. Стоит ли такая задача в Казахстане?
Ерулан Кусаинов:

В Казахстане процесс импортозамещения начался уже давно, и он довольно успешно реализуется. «Казахтелеком» активно в нем участвует: например, мы буквально в прошлом году завершили масштабный проект по прокладке примерно 14 тысяч километров оптоволокна для организации широкополосного доступа в сельских населенных пунктах в сотрудничестве с казахстанскими производителями и подрядчиками. Насколько я знаю, около 70-80% всех проектов в Казахстане сейчас выполняется силами местных компаний. Но, конечно, нам приходится закупать и импортное оборудование.

Ерулан Кусаинов

Одной из самых актуальных проблем в современном мире является качество образования. В последнее время как в России, так и в Казахстане мы наблюдаем маргинализацию общества. Это во многом связано с отсутствием у государства стратегии в области образования, в том числе практики создания соответствующего интернет-контента. Качество образования падает, а зависимость от интернета, в том числе от Instagram, TikTok, других соцсетей, растет.

CNews: Пандемия нанесла серьезный удар по многим отраслям экономики, но сферу телекоммуникаций многие считают чуть ли не единственным бенефициаром ограничений, связанных с коронавирусом. Так ли это, на ваш взгляд? И как вы оцениваете влияние ограничений на деятельность «Казахтелеком» в 2020 году — смогла ли компания справиться с вызовами и приобрела ли она какие-то дополнительные выгоды в этот стрессовый для всей экономики период?
Ерулан Кусаинов:

Пандемия стала серьезнейшим испытанием для всего мира, в том числе и для Казахстана. Я помню дни, когда всем нам приходилось работать на пределе возможностей. Откровенно скажу, был день, когда наша инфраструктура не выдержала нагрузки и связь в Казахстане «упала». Никто, в том числе и в России, да и во всем мире, не был готов к тому, что в интернет одновременно выйдут шесть миллионов учащихся и учителей. Но нам удалось восстановить доступ в интернет в течение буквально двух дней, несмотря на сумасшедшую нагрузку — в пике потребление интернета в стране увеличилось на 30-40%.

Телеком в 2020 году стал единственной отраслью в сфере услуг, в которой произошел рост. Но, еще раз подчеркну, этого бы не произошло, если бы мы не смогли правильно выстроить свою работу. По итогам первого полугодия 2020 года компания заработала более миллиарда долларов — это на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Благодаря тому, что люди стали преимущественно работать из дома, на 37% вырос сегмент широкополосного доступа в интернет. Доходы от мобильной связи увеличились на 3%, но при этом эффективность мобильных операторов бьет рекорды. Например, у Kcell чистая прибыль выросла в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

Сейчас мы активно работаем над ростом ARPU (средний доход от одного абонента), в том числе путем оптимизации затрат. Думаю, что те процессы, которые мы запустили, позволят нам увеличивать эффективность еще как минимум год-два.

CNews: Какие крупные проекты были реализованы «Казахтелекомом» в последние годы?
Ерулан Кусаинов:
В прошлом году «Казахтелеком» проложил около 14 тысяч километров оптоволокна

Благодаря консолидации фиксированной и мобильной связи мы смогли за последние два года предоставить интернет 99,3% населения страны. Это очень высокий показатель, сопоставимый с показателями ведущих стран мира. В ближайшие годы нам предстоит довести услугу ШПД до оставшихся 0,7% населения страны.

В прошлом году мы проложили около 14 тысяч километров оптоволокна фактически до всех населенных пунктов с населением от 250 человек, подключили более 2,5 тысяч госучреждений в этих селах. Кроме того, все населенные пункты с населением 250+ охвачены мобильной связью. Следующий этап — подключение к интернету населенных пунктов, где живет больше 50 человек.

CNews: «Казахтелеком» в пандемию оперативно перешел на использование цифровых инструментов во взаимодействии со своими абонентами, как физическими лицами, так и с юридическими. Есть ли интерес к этому опыту телеком-оператора со стороны других казахстанских субъектов бизнеса, и выходит ли сама компания на предпринимателей с предложением создать и обслуживать аналогичные инструменты для работы своего абонента с его контрагентами?
Ерулан Кусаинов:
«Казахтелеком» ежедневно в онлайн-режиме обслуживает 5000 человек

В пандемию произошли просто невероятные, на мой взгляд, изменения. Раньше в 70-80% случаев люди обращались непосредственно в офисы «Казахтелекома». В среднем абонентские участки принимали 2800 клиентов в день. При этом личным кабинетом в интернете ежедневно пользовались в среднем 700 человек.

Сейчас картина совершенно иная: ежедневно в онлайн-режиме обслуживается 5000 человек. То есть, люди, которым была нужна консультация, раньше просто ленились идти в абонентский отдел, а сейчас, получив цифровые инструменты, стали активно ими пользоваться.

Мы запустили много разных платформ и для бизнеса, и для физических лиц. Это и WhatsApp, и Telegram, и видеоконсультации. Все они работают без выходных, наша задача — развивать их и повышать качество сервиса. Это позволит существенно сократить затраты. Мы уже задумываемся о том, что делать с людьми, которые работали в клиентских офисах, потому что поток клиентов там иссякает — все постепенно переходят в онлайн.

Кроме того, мы успели создать маркетплейс Ismet, который используют госпредприятия и предприятия малого и среднего бизнеса для проведения взаиморасчетов, обмена документами, хранения данных, выставления счетов и счетов-фактур. Всего в данной системе представлены около 80 различных сервисов и услуг, которые можно получить удаленно, не выходя из дома. Отмечу, что на сегодня на платформе уже зарегистрированы около 40 тысяч пользователей и порядка 25 тысяч компаний, и мы планируем дальше развивать сервис и привлекать еще больше участников.

CNews: Как продвигается проект перехода на онлайн-кассы в Казахстане?
Ерулан Кусаинов:

В Казахстане переход на онлайн-кассы начался чуть раньше, чем в России. «Казахтелеком» является лидером в этом направлении. На сегодняшний день мы подключили более 500 тысяч касс и постоянно работаем над повышением качества сервиса для малого и среднего бизнеса.

Как я уже говорил, мы подключили к широкополосному интернету все населенные пункты, где проживает более 250 человек. Скоро к ним добавятся поселения, где живет по 50 человек. Практически везде есть мобильный интернет, то есть технические возможности для работы онлайн-касс созданы.

В рамках проекта по большим данным, о котором я рассказывал, мы будем совместно с ритейлерами развивать аналитику. Кроме того, сейчас мы начали заниматься маркировкой, и когда к данным из чеков добавятся данные маркированных товаров, у нас будет возможность отследить весь их жизненный путь.

Сейчас перед Казахстаном стоит задача создания единого национального каталога продукции. Надеюсь, она будет решена в этом году, и тогда у нас появятся новые возможности по работе с данными.

Ерулан Кусаинов

Мы запустили много разных платформ и для бизнеса, и для физических лиц. Это и WhatsApp, и Telegram, и видеоконсультации. Все они работают без выходных, наша задача — развивать их и повышать качество сервиса.

CNews: Какие цели вы ставите перед собой на 2021 год?
Ерулан Кусаинов:

Мы понимаем, что телеком-отрасль в том виде, в котором она сформировалась сейчас, станет драйвером развития экономики. И наша компания готова стать для казахстанской экономики таким же локомотивом, каким, например, в Южной Корее стал Samsung. А значит, мы должны развиваться не только в телеком-отрасли, но и в других направлениях в соответствии с принятой стратегией. Конкретизировать эти направления публично можно будет нынешней весной: в марте-апреле мы планируем провести стратегическую сессию, проанализировать изменения, которые произошли в 2020 году на фоне пандемии и, возможно, внести коррективы в стратегию с тем, чтобы более эффективно ее реализовывать.