Выручка ведущих российских PaaS-провайдеров выросла более чем в 2 раза в годовом исчислении, и запас роста в этом сегменте остается огромным благодаря платформенным сервисам для внедрения продуктов на основе искусственного интеллекта. Для создания подобных ИИ-сервисов потребуются крупные инвестиции в строительство дата-центров c графическими ускорителями (GPU). Но, возможно, торопиться с запуском таких ЦОД не стоит: как свидетельствует опыт Китая, есть риск переоценки спроса на ИИ, что ведет к простою дорогостоящих мощностей, эксплуатация которых обходится в сотни миллионов долларов в год.
Платформенная революция
Локомотив роста на российском рынке облаков — PaaS. Высоким спросом среди платформенных инструментов пользуются сервисы баз данных (например, PostgreSQL), контейнерная виртуализация (например, Kubernetes), системы мониторинга (например, Zabbix), конвейеры разработки. По своим объемам сегмент PaaS значительно уступает IaaS, однако растет гораздо более высокими темпами — усредненная динамика участников исследования по итогам 2023 г. составила +110%.
Лидером рейтинга CNews PaaS по итогам 2023 г. оказался провайдер Cloud.ru, платформенная выручка которого составила ₽8,8 млрд (+164% по отношению к 2022 г.). На втором месте расположился Yandex Сloud, который заработал на сервисах PaaS ₽6,2 млрд (+86%). Остальные провайдеры заметно уступают лидерам по объемам выручки, среди крупных поставщиков из группы «преследователей» следует отметить «Ростелеком-ЦОД» (₽1,76 млрд), «Рег.ру» (₽834 млн), «МегаФон Облако» (₽598 млн), K2 Cloud (₽553 млн) и VK Cloud (₽504 млн).
Традиционно одно из наиболее популярных направлений для применения PaaS — разработка и тестирование. «PaaS-решения позволяют легко получить готовый набор необходимой инфраструктуры для процессов тестирования или быстро увеличить объем обрабатываемых запросов, что помогает эффективно решать прикладные задачи», — комментирует директор по ИТ компании «Рег.ру» Евгений Мартынов.
С точки зрения бизнеса гибкость при тестировании означает экономию времени и ресурсов при выводе новых продуктов на рынок, что дает преимущества перед конкурентами. Директор K2 Cloud Сергей Зинкевич добавляет, что компании стараются ускорить процесс выхода продуктов на рынок из-за растущей конкуренции, предпочитая готовые решения, чтобы сэкономить время и ресурсы, а также сосредоточиться на более важных бизнес-целях.
Однако у такого подхода существуют и свои минусы, так как чем больше заказчик «погружается» в экосистему продуктов того или иного провайдера, тем более критичной становится его зависимость от конкретного облачного вендора. «Использование PaaS-решений создает зависимость от провайдера (vendor lock-in). Это может быть критически важным моментом при выборе платформы для разработки», — предупреждает руководитель управления сервисов Softline Борис Шойхет.
Ценовой сговор глобальных провайдеров
О том, к чему это может привести, рассказывает исследование облачной компании Civo. Согласно отчету, в начале 2024 г. глобальные вендоры облаков Amazon, Microsoft и Google резко повысили цены на свои услуги. В результате свыше 50% опрошенных подчеркнули, что выбор облака привел к росту расходов на ИТ-инфраструктуру, а более 33% респондентов полагают, что облачная миграция оказалась неэффективной с точки зрения оптимизации расходов. При этом переход на платформу альтернативного провайдера или возврат к инфраструктуре on-prem также представляет из себя весьма затратный проект.
Для сравнения, российский рынок IaaS/PaaS отличается гораздо более высокой конкуренцией, поэтому в целом цены на облачные услуги существенно не менялись. Ситуация изменилась в начале 2022 г. на фоне введения санкций и миграции с иностранных платформ на российские, тогда цены подскочили, однако позднее к концу года повышение стоимости частично отыграли назад. Большинство опрошенных CNews провайдеров сообщили, что не меняли ценовую политику в 2023 г. Одно из исключений — ITglobal.com, директор облачного бизнеса компании Евгений Свидерский рассказал, что в 2023 г. увеличение стоимости составило 10–15%, а по итогам 2024 г. ожидается дальнейший рост на 15–20%. В РТК-ЦОД также подтвердили рост цен на 15–20%.
«С одной стороны, высокий спрос влияет на повышение стоимости. С другой, мы наблюдаем неизбежный рост конкуренции между российскими производителями оборудования и поставщиками ПО, что способствует снижению цен. Эти тренды во многом компенсируют друг друга. На увеличение стоимости в основном действует третья сила — высокая ключевая ставка, влияющая на долгосрочные капитальные затраты облачных операторов», — сообщили в пресс-службе компании.
Представители Cloud.ru, K2, «Рег.ру», Selectel утверждают, что существенных изменений в ценах на облака за последнее время не было. В OnCloud даже отмечают тренд на уменьшение стоимости: «В 2023 г. цены активно снижались. Это связано с двумя факторами. Во-первых, высокая конкуренция на рынке облачных услуг обусловлена стремительным ростом лидеров рынка и большим количеством новых имен в нишевых сегментах. Во-вторых, сервисы уровня инфраструктуры становятся commodity-продуктами для облачного рынка. С одной стороны, уровень зрелости заказчиков в отношении этих услуг достаточно высокий — свыше 80%, с другой — облачные провайдеры научились максимально эффективно готовить названные сервисы с заданным уровнем качества благодаря автоматизации и снижению издержек на обслуживание», — объясняет руководитель направления облачных услуг компании «Онланта» («Ланит») Анатолий Трифонов.
ИИ как главный фактор дальнейшего роста
Высокие темпы роста рынка PaaS сохранятся в ближайшие годы. Главным драйвером развития станет внедрение технологий искусственного интеллекта. «Особое внимание уделяется решениям на основе ИИ, таким как AI PaaS для обработки естественного языка и компьютерного зрения. Чат-боты и системы распознавания образов снижают нагрузку на персонал и повышают эффективность», — рассказывает директор облачного бизнеса ITglobal.com Евгений Свидерский.
По данным iKS-Consulting, объем российского рынка аренды серверов для обучения моделей ИИ составил приблизительно ₽6,6 млрд (+80% по сравнению с 2022 г.). На сегодняшний день российские компании исследуют возможности искусственного интеллекта, и основные усилия направлены на разработку сервисов с использованием этой технологии. По мере внедрения ИИ в конечные продукты, спрос на соответствующие сервисы PaaS будет только расти.
Из участников рейтинга, провайдеры Cloud.ru, «Яндекс» и VK Cloud уже имеют центры компетенции по искусственному интеллекту и активно развивают это направление. Например, в «Яндексе» в сентябре 2024 г. сообщили, что в 2025–2026 гг. на развитие облачной платформы будет потрачено ₽42 млрд, при этом ключевым направлением станет именно искусственной интеллект. Одновременно компания представила AI Studio — разработку, которая дает возможность создавать приложения на базе различных ИИ-технологий в рамках одного интерфейса.
В свою очередь VK Cloud в июне 2024 г. объявил о реализации ИИ-проекта для российского «Бургер Кинг». Инфраструктура для хранения и обработки данных была перенесена в облако, а инструменты платформы позволили оптимизировать работу с массивами информации из разрозненных систем, результатом чего стали два проекта на базе технологий ИИ — «Цифровой гость» и «Цифровой ресторан». Это помогло ускорить бизнес-процессы, например, время расчета оптимального числа людей на смене уменьшилось с 14 дней до трех часов.
Взрывной рост сервисов на базе технологий ИИ — ключевой драйвер роста рынка PaaS, уверен директор по развитию SaaS платформы VK Cloud и VK WorkSpace Андрей Бунин: «Платформенные решения позволяют оптимально использовать ресурсы на ИТ-системы и специалистов, так как провайдеры сами обеспечивают работоспособность инфраструктуры, обновление сервисов. Благодаря такому подходу бизнес может сосредоточиться на ключевых задачах и минимизировать риски, в том числе в области безопасности ИТ-систем».
ИИ прямо сейчас или нужно подождать?
Другие поставщики также высоко оценивают перспективы развития ИИ, однако занимают более осторожную позицию и не считают эту технологию главным фактором развития рынка. «В целом, мы наблюдаем заметный рост популярности PaaS, хотя ИИ, безусловно, представляет собой перспективное направление, в настоящее время он еще не играет ключевую роль в развитии этого сегмента», — рассуждает директор K2 Cloud Сергей Зинкевич. Аналогичного мнения придерживается СEO провайдера TimeWeb Сергей Наумов. Он отмечает, что ИИ вносит значимый, но все же не ключевой вклад в развитие названного сегмента рынка. «Компании приходят за инфраструктурами с GPU, чтобы развить свою языковую модель, автоматизировать сложные задачи или сократить расходы на персонал», — добавляет эксперт.
У нежелания форсировать гонку ИИ-сервисов есть причины. Например, китайские поставщики переоценили спрос, что привело к переизбытку площадей ЦОД, заточенных под сервисы на основе искусственного интеллекта. По сведениям аналитического центра DataCenter Knowledge, сейчас Китае в фазе строительства находятся около 70 ИИ-дата-центров с вычислительными системами на основе GPU (в отличие от традиционных вычислительных задач, для ИИ необходимы графические ускорители, а не CPU). При том, что уже имеющиеся ЦОДы работают вхолостую, а стоимость эксплуатации такой площадки с емкостью в 1250 стоек обходится в 1 млрд юаней ($141 млн).
Сервисы искусственного интеллекта находятся в начале своего пути. От момента волны «хайпа» при появлении новой технологии к первым проектам и кейсам, где ИИ используется в реальных бизнес-процессах и продуктах, должно пройти время. В период перехода к «плато» массового внедрения нередко происходит спад, связанный с переоценкой потенциала новой технологии и формированием более реалистичных ожиданий от ее использования.