Понятие мобильной торговли формировалось в нашей стране в несколько этапов. Сначала под ней понимали что-то вроде продаж мобильных телефонов или даже торговли на вынос. Затем появилась мысль о том, что торговый представитель мобилен в силу характера своей деятельности. А значит, когда он удаленно оформляет заказы в электронном виде через смартфон, то это, наверное, и есть мобильная торговля.
По
прошествии некоторого времени россияне перешли к более общему определению
мобильной коммерции как инновационного формата ритейла, в котором при продажах
так или иначе “замешано” мобильное устройство. Подразумевается, что в этом
процессе должны быть задействована сеть интернет. Хотя, например, покупку
полюбившейся мелодии звонка для телефона посредством отправки SMS тоже можно
отнести к m-commerce.
Таким
образом, наиболее распространенное на текущий момент понимание мобильной
торговли связано с тем, какой род коммерческой активности преобладает и какие
устройства, каналы связи и способы оплаты при этом используют. Оно напрямую
зависит от величины товарооборота по конкретному виду деятельности - чем он
выше, тем “правильнее” оказывается текущее, наиболее распространенное
определение m-commerce.
Сегодня в нашей стране мобильная коммерция чаще всего выступает в роли разновидности ритейла в его осовремененном, “оцифрованном” формате, как правило – все той же интернет-торговли.
Рост на стыке
Количество
имеющихся у населения на руках мобильных устройств растет опережающими темпами.
По своим возможностям флагманские гаджеты начинают конкурировать с ноутбуками,
по площади зоны доступности подключения к каналам связи давно их опередили, а
благодаря фактору постоянного наличия в кармане пользователя и возможности геолокации
мобильные устройства получили ряд уникальных конкурентных преимуществ.
Планшеты
и смартфоны находят множество применений внутри офлайн-ритейла. M-commerce сегодня
служит логическим продолжением идей e-commerce, потому что позволяет сделать
продажи, а также процесс их администрирования еще более удобным. Другой
практически важный стык – это связка мобильного устройства с осуществлением
платежей, например m-banking.
Популярность
мобильной коммерции обусловлена потребностями нового поколения пользователей,
которым от ритейлеров нужен современный функционал. Идея создать удобства для покупателей
достигла в m-commerce своего крайнего проявления. Но как обеспечена
безопасность этого процесса?
Поначалу неуязвимые
Сдерживающим
фактором развития мобильного ритейла служит существование десятка различных
платформ, для которых нужно создавать разные версии одного и того же
приложения. Однако основные усилия разработчиков сосредотачиваются обычно на Android
и iOS. И эксперты любят именно их сопоставлять по уровню ИБ.
Выглядит
это примерно так. Сначала приводится масса довольно сильных доводов, в
основном, в пользу iOS. Когда тема более-менее исчерпается, неожиданно вспоминают
про специфичный для нашей страны джейлбрейк. После чего, начинают беседу о
программной сути и потенциальных уязвимостях сравниваемых платформ заново. Если
же при этом будет как-то затронута еще и тема сравнения свободного и
проприетарного ПО вообще, то конца разговора вы, скорее всего, не дождетесь.
Чем
больше внимания привлекает к себе та или иная платформа, чем активнее
пользуются конкретным приложением, тем больше вероятность того, что в них
начнут искать всевозможные “дыры”. На первых порах срабатывает “фактор первоначальной
неуязвимости”: то, чем пользуется лишь ограниченное число людей, можно считать
нужным только им. Потом, с ростом популярности, фиксируется появление первых
вредителей, и встает тема ИБ.
Внимание
ряда экспертов сосредоточено сейчас на проверке безопасности особо критичных и весьма
показательных для всего рынка мобильных приложений систем ДБО, реализованных в
рамках m-banking.
Судим по банкингу
В
отчете компании Digital Security, составленном по результатам проверки
клиентских банковских приложений, была
указаны некорректность работы SSL, уязвимость к SQL-инъекции, XSS и XXE-атакам и т.д.
Только половина таких уязвимостей подразумевала знание специфики конкретной мобильной
платформы (iOS или Android). Анализ проводился методом, приближенным к тому,
как это делают хакеры, пытающиеся “сломать” приложение. Отобранные мобильные приложения
были взяты из общедоступных источников, вроде AppStore и GooglePlay.
Проверив в 2012 г. более 30 приложений с доступом к счету в российских банках (включая «Сбербанк», «Альфа-банк», ВТБ, «МТС-банк»), эксперты так и не смогли выявить ни одного, не имеющего уязвимостей, открывающих доступ к приложению или самому мобильному устройству и хранимой на нем информации либо к передаваемым через интернет-соединение данным и т.д.
Можно сделать предположение, что разработчики гораздо больше сегодня озабочены тем, чтобы вовремя успеть выйти на рынок с приложением, дающим пользователям новые “мобильные” возможности. То, что вы загрузили его с той или иной известной площадки, не дает никаких гарантий.
Понятно,
что ДБО - это отнюдь не все, что можно придумать для того, чтобы осуществлять
розничные сделки, пользуясь мобильным интернетом. В конечном итоге, пригодиться
для этого может практически все, вплоть до Twitter.
Помимо
интернета и банковских счетов, есть электронные кошельки, QR–коды, NFC, LBS и многое другое. В качестве одного из
примеров можно привести проект "Сбербанка" и Kassir.ru, где деньги переводятся
в результате обмена серией SMS сообщений.
Мобильный эквайринг
Незнакомый
вам человек вставляет вашу банковскую карту в непонятного вида гаджет, торчащий
из его смартфона, быстро проводит ею, чтобы считать магнитную полосу, а потом
возвращает карточку обратно. “Это же обычный скиммер, человек пытается
завладеть моими платежными данными,” – будет ваша первая естественная реакция.
Может быть, и так, а может быть - это стартапер из проекта Square, служащего сегодня ориентиром для многих. Оборот у Square сопоставим с оборотом всего нарождающегося и быстрорастущего российского электронного ритейла в целом.
Оборот Square сопоставим с оборотом российского электронного ритейла в целом
Для
многих весьма притягательна возможность осуществлять денежные транзакции без
наличных, сразу же на месте покупки, в обмен на услугу или товар и пользуясь
при этом своим смартфоном. В конце концов, это хороший повод вынуть и успеть продемонстрировать
окружающим свой айфон еще до того, как вышла его очередная, более свежая модель.
Связанные со всем этим инновации и новые проекты плодятся в геометрической
прогрессии, в том числе и в нашей стране.
Вопрос о
применимости такого способа расчетов
именно в России с ее фискальной строгостью, чеками, кассовыми аппаратами и пр. не
имеет окончательного ответа. Хотя первые, достаточно серьезные проекты такого
рода, как-то преодолевшие юридические препоны, уже есть. С
другой стороны, почему бы, действительно, не начать рассчитываться мобильно-цифровым
способом, если в рамках e-commerce, в принципе, можно проделать
почти то же самое: произвести оплату через обычный продающий сайт, пользуясь его
web-интерфейсом?
Что
касается безопасности таких расчетов, то можно утверждать, что проблемы с ИБ,
скорее всего, есть, а вот особых стимулов говорить о них у стартаперов, особенно
на стадии поиска инвестиций и привлечения первых клиентов, нет. Часто о
безопасности вспоминают уже в момент перехода от броского прототипа к реальному бизнесу.
Очень может быть, что именно вопросы, связанные с ИБ, часто замедляют темпы роста таких проектов.
Возможности
использования мобильных устройств в ритейле воистину неисчерпаемы,
маркетинговая оболочка проектов для m-commerce
обычно выше всяких похвал, а описывать их можно очень долго. Очевидные вопросы
по части ИБ не останавливают, а, скорее, раззадоривают инноваторов.
Gartner
предполагает, что рынок продаж мобильных приложений вырастет в этом году больше
чем в 1,5 раза – до $25
млрд. Один только PayPal, работающий с мобильными платежами, провел их в 2012 г.
на сумму около $14 млрд. Visa планирует
сделать мобильные платежи массовыми, а ее представители освещают данную тематику,
пользуясь фразами типа “безотлагательный приоритет”.

Возвращаясь
к ИБ в ритейле, можно сделать очевидный вывод о том, что всякий раз, когда
мобильные устройства весьма комфортным для пользователей способом подключаются к ИС ритейлера, используются для
усиления совокупного эффекта от e-commerce или тем или иным
образом применяются в процессе денежных расчетов, риски начинают расти.
Перспективы m-commerce необозримы и неоспоримы. Но можно сказать, что альтернатива “удобство или же безопасность” актуальна сейчас в мобильном ритейле как ни в каком другом, поскольку на практике часто приходится выбирать между первым и вторым.
Относительно
защищенным признали Банк SIAB из СПб. Однако дело, конечно же, не в том, в
каком городе лучше защищают мобильные приложения. Важно то, что исследователи
так и не нашли серьёзных отличий мобильных платежных приложений от обычных.