Спецпроекты

oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2018

Олег Мотовилов

Олег Мотовилов:

На рынке облаков останутся только крупные игроки

О том, почему рынок облаков растет быстрее других ИТ-сервисов, что ждет бизнес от облачных услуг и какими они будут в ближайшем будущем, рассказал CNews директор облачного провайдера #CloudМТS Олег Мотовилов.

CNews: Как вы оцениваете развитие облачного рынка в 2018 году? Какие факторы оказали на него влияние?

Олег Мотовилов: Облачные сервисы продолжают показывать внушительный рост, уже не первый год оставаясь самым быстрорастущим сегментом российского ИТ-рынка. По итогам года мы прогнозируем рост спроса на облака на уровне 25–30%, преимущественно за счет высокой популярности сегмента IaaS. Этот сервис является базовым для нас: его доля превышает 80% в структуре спроса клиентов #CloudМТS.

Если еще 5–6 лет назад бизнесу было достаточно тяжело объяснить, что такое «инфраструктура как сервис», зачем она нужна и как ее использовать, то сейчас таких вопросов у клиентов не возникает. Компании поняли в чем преимущества облаков, и рассматривают их не просто как ИТ-услугу, а как инструмент развития бизнеса. Возможность оптимизации затрат и повышение скорости операционных процессов – это то, что определяет популярность облачных технологий. Спрос на облака стимулируют также проекты интернета вещей и большие данные, требующие дополнительных мощностей и гибкого управления ИТ.

CNews: Вас уже воспринимают как полноценного игрока на этом рынке?

Олег Мотовилов: Нас нельзя назвать новичками, сегодня #CloudМТS – это полноценный провайдер облачных услуг. Мы располагаем развитыми технологическими ресурсами, обладаем глубокой экспертизой B2B-рынка, нашими клиентами становятся крупные компании из сферы ритейла, производства, финансов и других. Для активного развития облачного направления в МТС сошлись воедино сразу несколько факторов.

CNews: МТС лидер телеком-рынка, компания, у которой больше всего абонентов в России. Зачем вам вдруг понадобились облака?

Олег Мотовилов: Во-первых, у нас накоплен собственный уникальный опыт по переводу бизнес-процессов и корпоративных сервисов в облачную среду. Мы обладаем серьезной экспертизой внутри компании: МТС давно использует виртуальную инфраструктуру для собственных целей. Это позволяет нам лучше понимать потребности клиентов, ведь когда-то, мы сами были на месте той компании, которая решила перейти в облако.

Во-вторых, мы, как никто другой, способны удовлетворить потребности бизнеса любого масштаба в переходе к облачным моделям развития. Наверное, не так-то просто найти на рынке компанию, которая обладала бы такой же развитой инфраструктурой, как МТС. Десять дата-центров по всей стране, собственные магистральные каналы связи, системы информационной безопасности с круглосуточным мониторингом кибер-угроз, партнерские отношения с ведущими мировыми вендорами, – это только часть тех возможностей, которыми мы можем поделиться с нашими клиентами.

CNews: Как бизнес отреагировал на то, что МТС – это теперь и облака?

Олег Мотовилов: Бизнес сам стал «приходить» к нам с запросом на виртуализацию. Мы почувствовали этот импульс. И это не удивительно. Компании привыкли получать комплекс сервисов у одного поставщика: и голос, и data-услуги, – теперь они становятся нашими клиентами по облачным сервисам.

dsc25341000x665-crop_600-400.jpg
Олег Мотовилов: Возможность оптимизации затрат и повышение скорости операционных процессов – это то, что определяет популярность облачных технологий

CNews: От крупных участников рынка можно услышать, что такие игроки, как телеком-операторы или крупные интернет-сервисы, выходящие на рынок облачных услуг, ориентированы в большей степени на B2C-аудиторию и пока не имеют достаточно опыта для реализации крупных проектов в облаках. Готовы ли вы оспорить это мнение?

Олег Мотовилов: Действительно, телеком и массовые интернет-сервисы традиционно бОльшую часть выручки получают на В2С-рынке. Но это не значит, что они не могут реализовывать успешные проекты в В2В-сегменте, в частности, – на рынке облаков. К примеру, #CloudМТS из стартапа превратился в крупного облачного провайдера. На данный момент более четырехсот компаний по всей стране воспользовались нашими облачными услугами. Среди наших клиентов как средний и малый бизнес, так и крупные компании, лидеры в своих областях.

Что касается опыта, то все технологии, что мы предлагаем рынку, – используем у себя внутри. Это «обкатанные» решения: мы не просто купили серверы и поставили какой-то софт, а опробовали и используем эти решения внутри своей компании. Мы уверены в работе собственных облачных сервисов. Кроме того, облака – это не единственное инновационное направление в МТС, связанное с крупными проектами в B2B. В последние несколько лет в компании проходят значимые трансформационные процессы: мы приобрели системного интегратора «Энвижн груп», стали оказывать ИТ-услуги, активно развиваем направления интернета вещей и больших данных.

CNews: Если говорить про других игроков, то западные поставщики облачных услуг постепенно сдают свои позиции в России. Заказчики все чаще переходят к российским провайдерам. В чем еще, помимо соответствия законодательству, вы видите преимущества работы в российских облаках?

Олег Мотовилов: Первое преимущество – технологическое. Благодаря низкой сетевой задержке и быстрому отклику использовать российские облачные сервисы гораздо выгоднее и удобнее. Ни у кого из западных поставщиков нет дата-центров в России – у нас же очень много клиентов из восточной части страны, например, из Сибири или Приморья. Второе преимущество – сервисное. К примеру, техническая поддержка #CloudМТS доступна клиентам в режиме 24/7. При этом не нужно справляться с языковым барьером, поддержка доступна сразу на двух языках: вам будут помогать на русском, а если потребуется – то и на английском языке. Кроме того, мы можем организовать для заказчика прямой канал коммуникации с нашими архитекторами, например, для того, чтобы быстро решить важные вопросы, связанные с его инфраструктурой. Также важен и экономический аспект: российские провайдеры ведут расчеты в рублях, что защищает клиента от рисков валютных колебаний. Глубокое понимание специфики и особенностей российского бизнеса – также немаловажно.

CNews: Ожидаете ли вы серьезного передела рынка в ближайшее время?

Олег Мотовилов: Мы ожидаем, что российский рынок через некоторое время консолидируется. Через 3–5 лет на нем могут остаться несколько крупных игроков. Компаний на рынке появляется все больше, но значимых, весомых участников будет не так много. На данный момент мы видим свою задачу не в участии в конкурентной гонке, а в повышении проникновения облачных услуг среди российского бизнеса, привлечении компаний, которые еще не используют облака.

CNews: Кто эти компании? Опишите портрет вашего типичного заказчика.

Олег Мотовилов: У нас много заказчиков из финансовой сферы, есть ИТ-компании, интернет-магазины, большие промышленные предприятия. Больше всего контрактов с представителями сферы ритейла, порядка 23%, сфера финансов занимает около 20%, на третьем месте – компании производственной отрасли, доля которых составляет 18% в общем объеме проектов #CloudMTS. Можно выделить общий тренд. Наши клиенты стремятся быть эффективнее, чем их конкуренты: быстрее, гибче, рентабельнее.

CNews: Расскажите на примерах, как облака могут в этом помочь?

Олег Мотовилов: Прежде всего, мы помогаем экономить. Облака меняют структуру затрат, преобразуя CAPEX в операционные затраты. Бизнес старается избавиться от трат на владение оборудованием, которое включает в себя сервисное обслуживание и обновление программного обеспечения. Как показывает практика, это порядка 25–30% от стартовой стоимости оборудования.

Среди наших заказчиков есть небольшие компании, у которых деятельность напрямую связана с потреблением ИТ-ресурсов. Например, маркетинговые и рекламные агентства, студии видео продакшена. Эти компании не могут позволить себе больших капитальных затрат. Для них облака – это палочка-выручалочка, которая позволяет быстро получить необходимые вычислительные ресурсы по приемлемым ценам.

dsc25181000x665-crop_600-400.jpg
Олег Мотовилов: Развитие облачных сервисов будет напрямую связано с ростом рынка интернета вещей: спрос на облака будет пропорционален росту числа smart-устройств, появлению умных городов и производств. Облака будут востребованы с точки зрения обработки больших объемов информации

Крупному бизнесу мы помогаем быть более гибким. Например, одна международная производственная компания, перенеся практически все свои ИТ-системы в наше облако, сократила время разворачивания инфраструктуры для новых проектов с нескольких месяцев до нескольких дней. Приведу в пример также один из наиболее показательных кейсов – «черную» пятницу. В эти дни, а также в сезонные пики распродаж интернет-магазинам требуются дополнительные ИТ-ресурсы. Понятно, что увеличивать существующие мощности из-за нескольких дней или недель – не совсем целесообразно и не рентабельно. В дальнейшем они просто будут простаивать. Облачные технологии позволяют гибко подходить к вопросу: увеличивать или уменьшать объемы вычислительных мощностей на конкретный, заранее определенный период времени.

CNews: То есть облачные сервисы – это только экономия?

Олег Мотовилов: Экономия всегда стоит на одном из первых мест. Как показывает наш опыт, с помощью облаков можно оптимизировать текущие издержки на 25–30%. Однако это далеко не все. Для многих наших клиентов важно повышать скорость бизнес-процессов и быстрее конкурентов выводить новые продукты на рынок. Облачные технологии способны решить и эти задачи. Как показывает наш опыт, скорость операционных процессов увеличивается на 25% и не менее чем на 50% вырастает скорость запуска новых продуктов.

Все это говорит о том, что ИТ уже давно перестали быть вспомогательной функцией – это часть бизнеса, часто – его полноценный партнер. Бизнес многих компаний построен на ИТ. Для них важна гибкость и оперативность в реагировании на внешние и внутренние изменения, – это обеспечивает быстрый запуск новых проектов и масштабирование существующих. Облачные сервисы позволяют компаниям достичь необходимого уровня свободы в принятии решений. Бизнесу больше не нужно думать про закупки и поставки дополнительных объемов оборудования.

CNews: В чем, на ваш взгляд, заключаются главные препятствия для перехода в облако? Являются ли соображения безопасности барьером, который препятствует миграции на облачные сервисы?

Олег Мотовилов: При очевидных преимуществах облачной модели, у многих все еще остается страх потери контроля над данными, связанный с переносом ИТ-систем и бизнес-процессов на площадку провайдера. Это не более, чем архаизм, вызванный недостаточным пониманием работы крупных облачных провайдеров.

Во-первых, никто, кроме владельца информации не имеет к ней доступа – это обязательное условие работы провайдера. Кроме того, крупные провайдеры имеют развитые системы защиты от кибер-атак с собственными центрами оперативного мониторинга угроз (SOC, Security Operations Center). Такой есть и в МТС: мы круглосуточно мониторим нашу ИТ-инфраструктуру с целью минимизации информационных рисков. Во-вторых, звучит непривычно, но размещать ИТ-системы на облачной платформе может быть даже надежнее, чем в собственных серверных. Приведу пример. Чтобы гарантировать отказоустойчивость серверного оборудования компании потребуется строительство нескольких территориально распределенных площадок, не каждый может себе такое позволить. Это – очень большие инвестиции. К примеру, у МТС не один, не два, а сразу десять современных дата-центров по всей стране. Недавно мы купили дата-центр «Авантаж», который станет третьим в стране дата-центром по числу стойко-мест. Все это дает нам возможность реализовывать катастрофоустойчивые решения: даже если что-то вдруг пойдет не так, то сработает система резервирования.

CNews: И что произойдет?

Олег Мотовилов: Для клиента – ничего, все будет работать, как и работало. Пользователи ничего не заметят. Как я сказал, географическая распределенность наших ресурсов обеспечивает надежность и является большим преимуществом для клиентов. К примеру, для компаний, которые дублируют свою инфраструктуру, пользуются резервным копированием в нашем облаке.

Бизнес также может подключать выделенные каналы связи МТС, – это значительно снижает общую стоимость решения. Обладая не только своими дата-центрами, но и каналами связи, мы можем выступать для заказчиков единым поставщиком: компания может прийти к нам и получить комплекс сервисов по одному договору, в том числе телеком-услуги. Наши клиенты могут воспользоваться сервисами VPN операторского класса, выделенными каналами передачи данных и т.д. Кроме того, облачные сервисы можно оплачивать вместе с другими услугами оператора – мобильной связью или интернетом. В таком случае облачные ресурсы обойдутся дешевле.

CNews: Вы рассказали о физической инфраструктуре. Какие технологии позволили запустить облако?

Олег Мотовилов: Мы используем решения ведущих вендоров enterprise-уровня. К примеру, в основе облачной платформы #CloudМТS – виртуализация VMware, мирового лидера в этом направлении, который предлагает наиболее полное и «отработанное» решение для виртуализации вычислительных ресурсов, сети и хранения данных. Решение обеспечивает бесшовную миграцию в облако провайдера, обеспечивает возможность создания гибридной инфраструктуры с возможностью управления из единой панели. Используемая нами платформа виртуализации – самая распространенная среди крупных корпоративных заказчиков для организации частных облаков.

CNews: Какие сервисы вы уже предлагаете на основе платформы?

Олег Мотовилов: Прежде всего, IaaS. Это тот базис, на котором строится бизнес облачных провайдеров во всем мире. Мы не исключение: за последний год мы в разы увеличили выручку в этом направлении. В наших планах расширение функциональных возможностей сегмента IaaS и запуск новых PaaS- и SaaS-услуг на его основе.

Уже сейчас клиентам #CloudМТS доступны почтовые сервисы из облака, корпоративный сервис для хранения и обмена файлами Диск #CloudMTS, услуги объектного хранения, сервисы информационной безопасности и другие. Мы также запустили услугу по обработке больших данных из облака. Кроме того, мы можем предложить российскому бизнесу услугу по хранению и обработке персональных данных в облаке МТС: провайдер реализует сервис на основе выделенного защищенного сегмента облака, аттестованного согласно требованиям закона.

CNews: Корпоративные хранилища, почта из облака. Чем вы отличаетесь от остальных?

Олег Мотовилов: К примеру, в 2018 году впервые российским компаниями стали доступны PaaS-сервисы глобальной облачной платформы Microsoft Azure из российских дата-центров МТС. На данный момент мы сосредоточены на разработке платформенных решений: первым из этой линейки будет контейнерный сервис по автоматизации DevOps. Мы пользуемся этими технологиями у себя внутри, в дальнейшем будем предоставлять их внешним заказчикам, которые идут в облако для разработки приложений. На данный момент мы готовим к запуску платформу, которая уже используется в архитектуре сервисов компании, доступных конечным клиентам МТС массового рынка. Чуть более отдаленная перспектива будет связана с сервисами для создания экосистем для разработчиков, решений для работы с интернетом вещей, искусственным интеллектом, а также с запуском отраслевых бизнес-приложений.

CNews: То есть вы ставите облака в один ряд с новыми технологиями, такими как интернет вещей и искусственный интеллект?

Олег Мотовилов: Облака нельзя воспринимать в отрыве от общих технологических трендов. К примеру, Gartner прогнозирует, что к 2020 году 50% новых бизнес-приложений в мире будут созданы в облаке. Статистика использования IaaS в России и наш опыт подтверждают эту тенденцию.

Развитие облачных сервисов будет напрямую связано с ростом рынка интернета вещей: спрос на облака будет пропорционален росту числа smart-устройств, появлению умных городов и производств. Облака будут востребованы с точки зрения обработки больших объемов информации. Подобные решения уже есть на рынке – наши клиенты получили возможность использовать инструменты для работы с большими данными в облаке. К примеру, на данный момент крупная авиакомпания тестирует нашу услугу Big Data as a Service для повышения уровня знаний о своих клиентах, чтобы предложить рынку новые востребованные услуги и улучшить качество сервиса. Еще один толчок даст развитие сетей связи: появление сетей 5G окажет влияние на рынок облаков в качестве катализатора, который повысит скорость отклика от облачных сервисов в мобильных сетях.

Вернуться на главную страницу обзора