Как бывший ИТ-директор «Рамблера» сдал Мамуту основателей Nginx
Структура Александра Мамута потребовала через американский суд взыскать $750 млн с корпорации F5 Networks, компании-разработчика веб-сервера Nginx, его создателей и фонда Runa Capital. Основателей Nginx «сдал» бывший ИТ-директор «Рамблера» Александр Коротков, рассказавший владельцам интернет-холдинга, как его сотрудники увели у него столь ценный продукт.Мамут ищет в американском суде справедливости по делу Nginx
Кипрский оффшор Lynwood Investments, через который предприниматель Александр Мамут владеет долей в интернет-холдинге «Рамблер», подал в суд Северного округа американского штата Калифорния (в городе Сан-Франциско) иск против физических лиц и компаний, связанных с ПО для управления веб-сервером Nginx.
Ответчиками являются основатели Nginx и бывшие сотрудники «Рамблера» Игорь Сысоев и Максим Коновалов. Также к иску привлечены бывший гендиректор Nginx, гражданин США Ангус Робертсон (Angus Robertson) и еще трое бывших сотрудников «Рамблера», перешедших на работу в Nginx – Андрей Алексеев, Максим Дунин (руководил в «Рамблере» департаментом разработки) и Глеб Смирнов (проживает сейчас в США).
Кроме того, ответчиками являются четыре компании с названием Nginx (одна из них зарегистрирована на Британских Виргинских островах и три других в американском штате Делавэр), нынешний владелец Nginx американская корпорация F5 Networks и бывшие совладельцы Nginx – зарегистрированные в штате Делавер фонды Runa Capital и Eventure Capital.
Lynwood требует выплатить ущерб за незаконное использование ответчиками ПО Nginx. Его точную сумму еще предстоит определить, но она должна быть не менее $750 млн. Также Lynwood требует признать его права на Nginx и соответствующие товарные знаки, запретить ответчикам продолжать использовать Nginx и обязать их удалить все результаты работ, связанных с этим продуктом.
Как и кем создавался Nginx, и причем тут «Рамблер»
Nginx был создан программистом Игорем Сысоевым, работавшим системным администратором в «Рамблере» с 2000 г. по 2011 г. (с 2007 г. он занимал пост главного системного администратора компании). Некоторое время он находился в подчинении у Максима Коновалова, занимавшего пост технического директора «Рамблера» в 2008-2011 гг. В общей сложности Коновалов работал в компании с 2006 по 2012 гг.
Первая версия Nginx появилась в 2002 г. С 2004 г. продукт распространяется как свободное программное обеспечение (СПО) по лицензии семейства BSD, конкретно – по лицензии FreeBSD. Nginx смог решить проблему C10K (одновременно обращение к веб-серверу более 10 тыс пользователей), появившуюся с распространением мобильных устройств, и стал популярным во всем мире.
Весной 2011 г. Сысоев покинул «Рамблер», продолжив в течение полугода работать в компании по совместительству. Тогда же на Британских Виргинских островах Сысоев и Коновалов зарегистрировали компанию Nginx, еще три компании с таким же названием были созданы ими в США.
После этого Nginx привлек первые инвестиции от фондов Runa Capital, BV Capital (прежнее название Eventure Capitale) и Greycroft Partners II на сумму $3 млн. Партнерами Runa Capital являются Сергей Белоусов (основатель компаний Acronis и Paralles), Дмитрий Чихачев и Дмитрий Галперин. Партнерами BV Capital на тот момент были Матиас Шилинг (Mathias Schilling) и Томас Гиеселманн (Thomas Gieselmann).
В 2013 г. Nginx получил награду CNews Awards в номинации «Экспансия года».
В начале 2019 г. F5 Networks приобрела 100% акций Nginx за $670 млн. После этого основатели Nginx перешли на работу в F5 Networks: Коновалов стал вице-президентом корпорации по инженерии, Сысоев старшим архитектором, Робертсон старшим вице-президентом, Дунин главным инженером-программистом.
Как «Рамблер» доказывает свои права на Nginx
В конце 2019 г. стало известно, что «Рамблер» считает себя собственником прав на Nginx, при этом права на данное ПО компания передала своему акционеру в лице Lynwood. По заявлению данной структуры в России было возбуждено уголовное дело. В московском представительстве Nginx прошли обыски, Сысоев и Коновалов были допрошены.

Lynwood утверждает, что Сысоев создавал Nginx в рамках выполнения своих рабочих обязанностей, используя инфраструктуру (сервера, сотрудников и др.) «Рамблера». Задачей Сысоева было разрабатывать Nginx и тестировать это ПО на серверах «Рамблера», утверждается в иске. Как утверждает Lynwood, в 2006 г. в рассылке Nginx Сысоев сам признал, что данное ПО первоначально разрабатывалось не для массового использования, а для «Рамблера» с целью замены использовавшего до той поры ПО Apache.
Истец также отмечает, что до 2011 г. все коммиты (фиксация изменения в коде ПО) Ngnix на репозиториях Github и Mercurial выкладывал лично Сысоев. Время, когда размещались данные коммиты, являлось его рабочим временем по Москве. На сегодняшний день код Nginx на 75% состоит из кода, который Сысоев написал, работая в «Рамблере».
Само решение Сысоева открыть исходный код Nginx не было согласовано в «Рамблером», говорит истец. При этом в файле “readme”, приложенного к публикованным кодам Nginx, Сысоев указал себя как автора данного ПО. Lynwood отмечает, что Сысоев не случайно выбрал для размещения кода ПО лицензию FreeBSD, а не более популярные типы лицензий семейства BSD, например, Open Source initiative.
В российском законодательстве есть различиям между автором и правообладателем, но в лицензии FreeBSD указывается только автор. Таким образом Сысоев, по мнению истца, избежал возможного конфликта со своим работодателем – «Рамблером».
Как основатели Nginx «уничтожили» сервера «Рамблера»
В Lynwood уверены, что идея «забрать» Nginx у «Рамблера» изначально принадлежала Коновалову, который, став техническим директором интернет-компании в 2008 г., сразу оценил перспективы этого продукта. При этом Коновалов предоставил Сысоеву сервера «Рамблера» для размещения Nginx.
Когда же Сысоев и Коновалов покинули «Рамблер», продолжавшему работать в компании Смирнову поручили уничтожить сервера, содержащие информацию о работе Сысоева над Nginx. «Рамблер» считает, что уничтоженные сервера были его собственностью. Также Lynwood утверждает, что уходя из «Рамблера», Коновалов, Сысоев и Смирнов уничтожили всю переписку относительно Nginx.
В иске Lynwood объясняется, почему «Рамблер» и его владелец так поздно «спохватились». «Рамблер» знал, что Nginx распространяется как продукт с открытым кодом. Но когда Сысоев уходил из компании, он говорил лишь, что создаст некоммерческую организацию для технической поддержки пользователей Nginx и не сообщал о своих планах образовать компанию для монетизации Nginx и привлечения инвесторов.
Кто «сдал» основателей Nginx
Lynwood утверждает, что правду об основателях Nginx «Рамблер» и его акционер узнали только в 2019 г. от Александра Короткова, который в 2007-2009 гг. был ИТ-директором «Рамблера». Коротков сообщил им, что сотрудники «Рамблера», используя ресурсы компании, разработали Nginx и изначально планировали забрать себе данный продукт.
Как российские компании снижают риски зависимости от одного облачного провайдера?

Когда Коротков покинул «Рамблер», основатели Nginx стали использовать его для распространения платной версии данного продукта Nginx Plus, не ставя «Рамблер» в известность об этом. Коротков зарегистрировал на свое имя домен Nginxplus.com и соответствующую торговую марку в США, а также начал поиск инвесторов в Кремниевой долине. Впоследствии, когда основатели Nginx покинули «Рамблер», они перестали нуждаться в услугах Короткова.
Lynwood утверждает, что компания, как и «Рамблер», узнал о факте регистрации доменного имени и торговой марки для Nginx только в 2019 г. от Короткова. Также Коротков предоставил истцу свою переписку с основателями Nginx, которую сами они якобы уничтожили. Из переписки следует, что еще в 2010 г. Сысоев хотел создать в Калифорнии стартап для продвижения Nginx и привлечения инвесторов.
Коновалов и Сысоев, еще работая в «Рамблере», составили презентацию для инвесторов, в которой говорилось о намерении создать целую инфраструктуру на базе Nginx, включая распределенное хранилище данных, высокопроизводительную контент-фильтрацию и функциональность медиа-сервера. Утверждается, что презентация затем была уничтожена основателями Nginx, но истцу удалось ее восстановить.
Также Коротков говорил Томасу Гиеселманну в 2010 г., что Сысоев очень насторожен вниманием к себе со стороны «российских стартап-дилеров», не готов обсуждать условия сотрудничества по телефону или Skype и может встретиться с потенциальными инвесторами только в Москве.
Lynwood обращает внимание на следующее обстоятельство: в рабочие обязанности Коновалова входила оценка перспективности тех или иных продуктов по шкале «1» и «5». Отвечая в 2011 г. на запрос своих коллег по «Рамблеру» относительно того, какие программные продукты принадлежат «Рамблеру», Коновалов не стал говорить о правах компании на Nginx, а самому продукту дал наиболее низкую оценку – «1». Но одновременно в переписке с Сысоевым Коновалов говорил о перспективах привлечь в Nginx порядка $30 млн и продать всю компанию за $100 млн.
Почему инвесторы Nginx знали о правах «Рамблера» на продукт
В начале 2011 г. Коновалов и Сысоев, работая еще в «Рамблере», стали обсуждать с фондами Runa Capital и BV Capital возможность создания отдельной компании для продвижения Nginx. Lynwood утверждает, что эти фонды знали о правах «Рамблера» на Nginx. Фонды познакомили создателей Nginx с партнером юридической фирмы Greenberg, Whitcombe & Takeuchi Леонардом Грайвером (Leonard Grayver), который помогал им в регистрации отдельной компании.
Алексей Курасов, «Финам»: Российские ИИ-модели сегодня конкурентоспособны на глобальном уровне

В России юридическую поддержку оказывала компания Salomons Partners. В числе прочего юристы задали вопросы относительно возможных претензий со стороны «Рамблера» и относительно того, что инвесторам может не понравиться идея вкладываться в продукт с открытым исходным кодом.
Lynwood уверена, что F5 Networks, покупая в 2019 г. Nginx, также знала о правах «Рамблера» на данный продукт. В частности, когда F5 Networks стала перерегистрировать в США на себя торговую марку Nginx, то корпорация указала, что данное обозначение начало использоваться в 2010 г., а ее первое коммерческое использование произошло в 2011 г. Эти даты совпадают с теми датами, которые Коротков указывал десять лет при регистрации торговой марки Nginx.
Беспокойство Сбербанка
Когда в конце 2019 г. стало известно о претензиях совладельца «Рамблера» к Nginx, это вызвало негативную реакцию в ИТ-сообществе. Происходящее осудил и Сбербанк, который в конце 2019 г. стал владельцем 46,5% акций «Рамблера» (после этой сделки доля Мамута в «Рамблере» сократилась до аналогичного размера).
Сбербанк поддержал развитие ПО с открытым исходным кодом, а также отметил, что при покупке «Рамблера» сторона Мамута не предупреждала их о возможных претензиях к Nginx. Созванный по инициативе Сбербанка совет директоров «Рамблера» поручил менеджменту компании расторгнуть договор с Lynwood о передаче прав на Ngnix, предложить Lynwood отозвать из правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела в отношении основателей Nginx, а также самому инициировать прекращение данного уголовного дела.
Через четыре месяца «Рамблер» отчитался, что компания направила в правоохранительные соответствующее уведомление и более не будет содействовать Lynwood в данном процессе. Но в самом Lynwood заявили, что будут продолжать отстаивать свои права на Nginx.
Позиции ответчиков
Компания F5 Networks относительно иска в американский суд заявила CNews, что Lynwood и «Рамблер» ранее не смогли добиться своих целей в рамках уголовного дела против основателей Nginx, «основанного на аналогичных несостоятельных претензиях». «Расследование длилось несколько месяцев, после чего следствие прекратило дело, не найдя никаких доказательств против основателей Nginx, - сообщили в компании. - Мы уверены, что обвинения против группы ответчиков, содержащиеся в новом иску Lynwood в Федеральный суд США, также несостоятельны».
Управляющий партнер фонда Runa Capital Дмитрий Чихачев также заявил CNews, что заявления и требования Lynwood он считает «абсолютно безосновательными», подтверждением чему является закрытие уголовного дела в России в связи с отсутствием события преступления. Фонд Eventure Capital к моменту публикации не ответил на запрос CNews по данному вопросу.
Игорь Сысоев также не ответил на запрос CNews. Ранее он говорил изданию, что он работал в «Рамблере» в качестве системного администратора, и разработка ПО не входила его рабочие обязанности. Российское же законодательство признает за работодателем права только на те продукты, которые были созданы его сотрудниками в рамках исполнения ими рабочих обязанностей.