Как у властей России строились и рушились планы по запуску цифрового ТВ
Власти России отказались от планов по запуску в ближайшее время третьего мультиплекса цифрового ТВ и признали, что существуют проблемы с сохранением каналов во втором мультиплексе. На основе украденной электронной переписки главы Александра Жарова CNews восстановил хронологию того, как в 2013-2015 г.г. радикально менялись планы властей относительно цифровизации ТВ.Россия без третьего мультиплекса
Вопрос о запуске третьего мультиплекса цифрового телевидения в настоящее время не актуален, заявил министр связи Николай Никифоров. В этом, по словам министра, в этом нет экономической целесообразности. Более того, существуют проблемы и с уже работающим вторым мультиплексом, признал он.
После того как госоператор РТРС стал требовать с участников второго мультиплекса оплаты контрактов на вещание, некоторые каналы задумались о выходе из мультиплекса, хотя пока никто из каналов этого не сделал.
Глава Минкомсвязи уверен, что в 2018 г. в России произойдет отключение аналогового ТВ. CNews подробно изучил историю вопроса о подходе российских властей к цифровизации ТВ на основе электронной переписки, предположительно принадлежащей главе Роскомнадзора Александру Жарову, и опубликованной хакерами из «Анонимного интернационала».
Что хотели получить к 2015 году
Массовый старт данному проекту был дан в 2009 г. с принятием Федеральной целевой программы (ФЦП) развития телерадиовещания до 2015 г., объем финансирования которой составлял p122,5 млрд (в том числе p76 млрд из федерального бюджета).
Изначально предполагалось, что к сроку окончания действия программы во всех регионах России будут запущены три мультиплекса (пакета) цифровых телеканалов с зоной охвата 98% жителей. Кроме того, в крупных городах (население от 100 тыс. человек) дополнительно планировался запуск четвертого и пятого мультиплексов, каналов высокой четкости (HDTV) и мобильного телевидения. При этом к 2015 г., в соответствии с международным соглашением «Женева-06», к которому присоединилась Россия, должно было произойти отключение аналогового телевидения.
Сейчас трансляцией цифровых эфирных телеканалов занимается госпредприятие «Российская государственная телерадиовещательная сеть» (РТРС). Запуск цифрового ТВ начался с первого мультиплекса. Его состав в 2009 г. был определен указом президента, сейчас в первый мультиплекс входит 10 телеканалов («Первый канал», «Россия-1», «Матч-ТВ», «Россия-24», «Россия-К», ТВЦ, НТВ, «Карусель», ОТР, «Петербург — пятый канал») и три радиостанции («Радио России», «Маяк» и «Юность»). Данные каналы получили название общедоступных.
Must carry и субсидии на вещание
В отношении этих каналов был введен принцип must carry: все операторы платного ТВ должны транслировать их бесплатно — как для зрителей, так и для самих каналов. Со своей стороны, государство взялось субсидировать этим телеканалам эфирное вещание в небольших городах, причем как аналоговое, так и цифровое. В 2010 г. субсидии выделялись на вещание в городах с числом жителей менее 200 тыс. человек, в дальнейшем планировалось распространять субсидии только на города с числом жителей менее 100 тыс.
Однако затем было решено предоставить РТРС субсидии на вещание общедоступных телеканалов в цифровом формате на всей территории страны сроком до 2018 г., после чего субсидии на цифровое вещание должны будут получать сами телеканалы на города с числом жителей менее 100 тыс. В отношении же аналогового вещания общедоступные телеканалы сохраняли субсидии для городов с числом жителей менее 100 тыс.
В 2012 г. Роскомнадзор провел конкурс, в ходе которого определились 10 каналов участников второго мультиплекса (СТС, «Рен ТВ», «Домашний», ТНТ, «Пятница», ТВ-3, «Спас», «Мир», «Звезда» и «Муз ТВ»). После этого начался поэтапный запуск данного мультиплекса. Каналы заключили контракты с РТРС на вещание стоимостью 950 млн в год (правда, полную сумму следовало выплачивать только после запуска второго мультиплекса на всей территории страны). Региональные каналы доступ в первые два мультиплекса не получили.
Надежды на третий мультиплекс
В 2013 г. начались работы над третьим мультиплексом. В него предполагалось включить десять телеканалов: семь федеральных, по два региональных канала и еще один региональный канал, созданный на базе «Всероссийской государственной телерадиокомпании» (ВГТРК). Для этого планировалось в 2014 г. провести соответствующий конкурс.
Согласно презентации, которую в том году составила глава департамента Минкомсвязи по госполитике в области СМИ Екатерина Ларина, стоимость запуска третьего мультиплекса составила бы 26 млрд. Из этой суммы 40-45% ушло бы на Москву и Санкт-Петербург. 8 млрд должно было бы уйти на десять других регионов, 4 млрд — еще на 20 регионов, p2 млрд — на другие 20 регионов и p1 млрд — на оставшиеся 30 регионов.
Стоимость вещания для одного федерального канала составила бы 140 млрд в год, для всех региональных каналов ВГТРК — p540 млн, для одного регионального канала — от p6 млн до p12 млн руб. Правда, как отмечалось в презентации, лишь в 32 российских регионах есть два и более собственных телеканала, а в 13 регионах своих каналов нет вообще.
Кроме того, запуск третьего мультиплекса требовал расчистки частот, для чего, согласно ФЦП, следовало произвести отключение аналогового телевидения. Как отметила в письме Жарову гендиректор Главного радиочастотного центра Анастасия Звягинцева, из 68 поступивших заявок на частоты для третьего поколения без отключения аналогового ТВ можно было выделить частоты только в 27 населенных пунктов.
Сохранение аналогового ТВ
Между тем, в начале 2014 г. правительственная комиссия по телерадиовещанию признала нецелесообразным планировавшуюся ранее разработку концепции отключения аналогового телевидения. Аналоговые передатчики было решено отключать только в приграничных районах, где они могут создавать помехи передатчикам из других стран (с лета 2015 г. это не допускается соглашением «Женева-06»).
В том же году Жаров подготовил обращение от имени правительства к президенту России Владимиру Путину. В нем указывалось, что потребители неохотно отказываются от аналогового телевизоров и, как ожидалось, к 2019 г. в России лишь 50-55% телевизоров смогут принимать цифровое ТВ. Кроме того, не был решен вопрос с 500 региональными телекомпаниями, не получившими возможность вещать в цифровом формате.
В этой связи предлагалось сохранить аналоговое вещание до 2018 г. Такая ситуация была невыгодна вещателям из второго мультиплекса, которым пришлось оплачивать вещание как в аналоговой, так и в цифровой среде. По этой причине полный ввод второго мультиплекса было решено перенести на 2018 г., а РТРС в 2014 г. отключили уже построенные передатчики данного мультиплекса в городах с числом жителей менее 50 тыс.
В то же время речи об отказе от второго мультиплексе не шло. Наоборот, тогда же правительственная комиссия по телерадиовещанию рекомендовала расширить зону покрытия данного мультиплекса до территории, на которой проживает 95% населения (до этого планировалось покрыть только города с числом жителей от 50 тыс.).
Второй мультиплекс: быть или не быть
Однако, уже в 2015 г. стало не до третьего мультиплекса: под угрозой оказался второй мультиплекс. Как писал Жарову весной того года президент «Медиа-коммуникационного союза» (МКС) Сергей Петров, на встрече заинтересованных сторон с президентом Владимиром Путиным обсуждался вопрос отключения второго мультиплекса.
Для вещателей сложился целый ряд неблагоприятных факторов: падение рекламного рынка (из-за этого четверть каналов могли стать убыточными), рост стоимости оборудования для цифрового ТВ из-за падения курса рубля, активная конкуренция со стороны платных тематических каналов и альтернативных сред вещания.
В результате половина каналов, вошедших во второй мультиплекс, готова была выйти из него, писал Петров. Еще 30% каналов для принятия решения по данному вопросу ожидали дальнейшей динамики рекламного рынка, а другие 20% находились на бюджетных дотациях.
Антон Рудов, «Тринити»: Мы делаем ставку на собственное производство серверов
В связи с этим Петров предложил несколько вариантов дальнейших действий. Первый вариант состоял в предоставлении государством субсидий РТРС на обеспечение вещания каналов второго мультиплекса в городах с числом жителей менее 50 тыс. и строительство соответствующих сетей. Это позволило бы сохранить второй мультиплекс, обеспечить всех жителей страны двадцатью общедоступными каналами, а каналам перераспределить инвестиции на создание контента.
Механизм субсидирования потребовал бы от государства выделить 6 млрд в период до 2019 г, а далее 8—10 млрд ежегодно. Каналы бы все равно должны были тратить примерно 150 млн в год на вещание в городах с числом жителей от 50 тыс., причем для некоторых каналов эта ноша оказалась бы непосильной. Как альтернатива — финансирование можно было осуществлять путем предоставления Минкомсвязью целевых грантов РТРС.
Другой вариант заключался в прекращении строительства второго мультиплекса. В этом случае снизилась бы финансовая нагрузка на телеканалы, они смогли бы больше инвестировать в производство контента и новые среды вещания, в городах с числом жителей от 100 тыс. человек можно бы сохранить аналоговое вещание, а у альтернативных телевизионных операторов (кабельные, спутниковые и т. д.) появился бы новый стимул для развития.
Однако при таком варианте государство понесло бы репутационные потери, отказавших от уже запущенного проекта, предупредил Петров. В стране не было бы обеспечено информационное равенство при возможности просмотра федеральных телеканалов, были бы потеряны инвестиции в уже созданную инфраструктуру второго мультиплекса, снизилась бы эффективность использования радиочастотного спектра в рамках соглашения «Женева-06».
Текущая ситуация
Решений по отключению второго мультиплекса либо по субсидированию вещания входящих в него каналов не принималось. Однако власти нашли другой способ помочь вещателям и РТРС: в прошлом году были приняты изменения в закон «О связи», которые распространили принцип must carry на каналы второго мультиплекса: то есть все операторы платного ТВ должны их транслировать их бесплатно. Также было указано, что операторы платного ТВ должны получать сигнал этих телеканалов путем присоединения к сетям РТРС.
В ФЦП и указ президента об общедоступных федеральных каналах также были внесены изменения. Срок действия ФПЦ был продлен до 2018 г., объем финансирования увеличили до p165 млрд (в том числе p98 млрд из федерального бюджета). Именно к этому моменту должен быть запущен на полную мощность второй мультиплекс. О третьем и последующих мультиплексах в ФЦП речи более не идет.
Принудительного отключения аналогово телевещания не будет, однако государство будет субсидировать общедоступным каналам вещание в аналоговой среде (в населенных пунктах с менее чем 100 тыс. жителей) только до 2018 г. (а не до момента отключения, как планировалось до этого). Как ранее говорил замминистра связи Алексей Волин, это вынудит телеканалы самим отказываться от аналогово вещания
Наконец, недавно был принят так называемый закон «О 21-ой кнопке». Согласно нему, в каждом регионе будет выбран местный канал, который войдет в состав мультиплексов. По состоянию на середину 2015 г. РТРС запустил первый мультиплекс во всех регионах, зона охвата — 90% жителей. Второй мультиплекс запущен в 75 регионах, зона охвата — 65% жителей.
Александр Жаров на встрече со студентами Факультета журналистики МГУ говорил, что поскольку его переписка была украдена с личного ящика, он не считает необходимым ее комментировать.