Разделы

Интернет Безопасность Бизнес Техника Веб-сервисы

Электронный бизнес - главный разносчик спама

Подводя очередные итоги развития интернета в России, эксперты рынка, собравшиеся на четвертой международной конференции в Виноградово, отметили за последний год значительное расширение аудитории, активное развитие интернет-доступа и, как следствие, - экспансию бизнеса в онлайновую среду. Последний фактор, характеризующий актуальное состояние Рунета, с одной стороны, стимулирует развитие рынка сетевой рекламы, а с другой стороны, дает побочный эффект в виде масштабного распространения спама. Вопрос защиты от несанкционированной рассылки сообщений детально обсуждался на фоне общей оптимистичной оценки дальнейших перспектив развития интернета в зоне .RU.

Организатором прошедшей 30 сентября - 2 октября 2003 г. конференции «Состояние и перспективы развития интернета в России» выступило общественно-государственное объединение «Ассоциация документальной электросвязи». К участию были традиционно приглашены руководители и ведущие специалисты компаний, предоставляющих услуги в области интернета, представители госструктур, научных и учебных заведений, а также рядовые пользователи.

Сфокусированность на таком аспекте, как интеграция телекоммуникационных, компьютерных, информационных и мультимедийных технологий, определила присутствие в программном комитете представителей операторов связи, сервис-провайдеров, контент-провайдеров, системных интеграторов, таких, как «МТУ-Интел», «Диалог Наука», Intel, КОМКОР, «Ростелеком», «Яндекс», «РТКомм.РУ», Cisco Systems, Telia, «Зенон», МГТС, CompTek, Sun Microsystems и др.

Работа конференции осуществлялась в рамках нескольких ключевых направлений:

  • деятельность международных организаций в области интернета;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • развитие технологий и приложений;
  • совершенствование нормативной и законодательной баз;
  • реализация научных и образовательных программ в области инфокоммуникаций.

1 доллар в месяц – плата за спам в России

Предметом отдельного обсуждения в рамках конференции стала активизировавшаяся «головная боль» Рунета – проблема спама или несанкционированных рекламных сообщений, рассылаемых по электронной почте. По сути спам как самый дешевый вид «неточечной» рекламы является побочным эффектом от явления позитивного, а именно экспансии бизнеса в интернет. Однако обходится эта побочность и рядовым пользователям, и провайдерам достаточно дорого. Для последних это дополнительная нагрузка на сеть. Средний же российский абонент тратит на спам порядка 1 доллара в месяц или 360 рублей в год (по данным провайдеров, приведенных «Рамблером»). Сейчас в России на долю спама приходится более 25% общего трафика электронной почты.

Мировая статистика распространения этой угрозы малоутешительна. Если в 2001 г. спам составлял лишь 8% от всего трафика электронной почты и обошелся пользователям во всем мире в 10 млрд. евро, то в 2002 г. доля спама в общем количестве сообщений уже превысила 40%. К 2007 г., по прогнозу Radicati Group, спам предположительно займет 70% от всего объема электронной почты.

«Проблема спама в Рунете сегодня далеко не самая острая и актуальная, но постоянный интерес к ней поддерживается несколькими категориями совсем не бескорыстных «борцов» со спамом, - комментирует ситуацию Тимур Аитов, директор по развитию новых видов бизнеса компании «РБК СОФТ». – Во-первых, это крупные рекламные площадки Рунета, они хотят зарабатывать деньги на рекламе. Используя рассылки и спам, мелкие компании экономят средства, и эти деньги не попадают в руки специализированных рекламных ресурсов. Все слова о свободах пользователей и прочем - чистой воды фарисейство. Во-вторых, это провайдеры, но они в этой борьбе занимают более нейтральную позицию. С одной стороны, провайдер заинтересован в спаме как источнике дополнительного дохода (при спаме трафик увеличивается). С другой стороны, провайдеры не хотят накалять обстановку и злить пользователей, уже основательно «пощипанных» их же жесткими тарифными планами. Они боятся потерять часть клиентов, именно поэтому выступают за ограничение спама. В третьих, это сами пользователи».

По мнению специалиста РБК СОФТ, подавляющее число пользователей либо нейтрально, либо даже с одобрением воспринимают некоторые виды спама (сюда относятся, в частности, порносюжеты, актуальная информация о распродажах, выгодных покупках и другие). «Активно протестующих немного, в пределах 1% или менее, - продолжает Тимур Аитов. - Да, некоторые пользователи требуют у провайдеров принятия самых решительных мер, вплоть до отключения от Сети распространителей спама. Провайдер, конечно, должен принять меры по ограничению доступа к Сети явных злоумышленников (так, как это делается в отношении телефонных хулиганов). Но сделать это он должен максимально персонализировано и не отключать при этом целый сегмент Сети или группу пользователей. Если он не в состоянии это сделать, то надо оставить все как есть, спам - это плата за открытость и доступность интернета».

Вирусы продолжают атаковать

Другой глобальной проблемой интернет-сообщества, как мирового, так и российского, по-прежнему остаются вирусы. Всего в мире, по данным ICSA, сейчас насчитывается более 60 тыс. вирусов, и каждый день появляются до 20-30 новых вариантов. Генеральный директор компании «Диалог Наука» С. Антимонов обратил внимание участников мероприятия на то, что в 2002 г. основным каналом проникновения вредоносных кодов в корпоративные сети были приложения к электронным письмам. По результатам исследований ICSA, именно этот источник заражения указали 86% респондентов. Российские пользователи, помимо электронной почты, также ссылаются на пресловутые «дыры» в программном обеспечении Microsoft. Впрочем, объявление этой компанией новой стратегии развития, в рамках которой особый приоритетный статус получат вопросы безопасности, а также недавнее приобретение румынской антивирусной компании GeCAD, вероятно, будут способствовать внедрению адекватных технологий защиты продуктов.

В целом, распространение вирусов по глобальной Сети – проблема не новая и, вроде бы, решаемая. Компании, разрабатывающие антивирусное ПО, достаточно давно предлагают специальные фильтры для провайдеров. Однако в России, констатировал С. Антимонов, несмотря на достаточно активное развитие рынка антивирусов, система фильтрации применяется пока далеко не на всех почтовых серверах. Причем, причина этого явления не столько в стоимости решений, которая вполне разумна, а, скорее, в недостаточной осведомленности участников рынка о спектре существующих продуктов и решений.

«Рамблер» знает, кто и зачем ходит в интернет

Говоря о наиболее острых проблемах, характеризующих актуальное состояние Рунета, необходимо также иметь общее представление о ситуации - которым и поделился с участниками конференции «Рамблер». За последний год в зоне .ru не произошло никаких кардинальных изменений, по сравнению с периодом 2001-2002 гг. Рост отечественной аудитории интернета, по данным исследований ФОМ, в 2003 г. достиг показателя 11,5 млн. человек – т.е. 10% от населения страны.

Как отметил И. Засурский (зам. директора «Рамблера»), данный рубеж в 10%, как правило, обозначает переход рынка на новый уровень, на котором процессы информатизации идут более интенсивно. Однако здесь нужно сделать поправку на российские условия и такие внешние факторы, как степень распространения компьютерной техники или расширение существующих каналов связи. Например, ввиду использования часто устаревшего оборудования, связь у большинства российских пользователей интернета до сих пор медленная или нестабильная.

В целом, утверждает «Рамблер», по процентному соотношению и абсолютному числу пользователей интернета Россия сейчас сравнялась с Бразилией. При этом российских пользователей больше, чем, скажем, в Голландии и Швеции вместе взятых. Разумеется, численность интернет-аудитории подвержена колебаниям разной частоты - в течение суток, недельным или сезонным. Самой большой группой пользователей, по данным КОМКОН, сейчас являются старшеклассники и студенты, на долю которых приходится треть интернет-аудитории. Пользователи в возрасте 25-39 лет составляют чуть менее трети, а 40-55 лет – 20%.

Если структурировать «интернет-спрос», наибольшую аудиторию собирают информационные онлайновые издания и электронные версии газет. По приросту трафика лидируют поисковые системы, каталоги и почтовые сервисы. Максимальный охват регулярной аудитории Рунета за месяц обеспечивает так называемая «Большая двадцатка» «Рамблера», в которую входят, в частности, anekdot.ru, aport.ru, auto.ru, hotbox.ru, gazeta.ru, gismeteo.ru, mail.ru, rbc.ru, lenta.ru, и др.

.

Threat Intelligence: что это такое и как применить на практике
Безопасность

Источник: КОМКОН

.

Параллельный импорт серверного оборудования: какие «подводные камни» стоит учесть?
Инфраструктура

Источник: КОМКОН

Среди доминирующих тенденций можно отметить продолжающуюся экспансию бизнеса в интернет. Все большее количество компаний осознают возможности онлайновой среды для обеспечения прямого взаимодействия с целевыми потребителями и стремятся использовать это как конкурентное преимущество и дополнительный маркетинговый рычаг. По мере развития рынка сетевой рекламы, соответственно, увеличиваются и спрос, и цены на рекламу на ключевых сетевых ресурсах. Очевидно, что в ближайшие годы сохранятся темпы роста этого рынка, как в отношении объемов продаж, так и в отношении продвижения и внедрения новых моделей.

Мария Попова / CNews.ru