Разделы

MobileB2B

Что требуется корпоративным пользователям планшетов

Множество сотрудников в своей деятельности использует мобильные устройства, их число постоянно увеличивается. Но возможность выполнения многих рабочих задач на них осложнена, из-за чего пользователи часто используют потребительские сервисы, тем самым развивая «теневые» ИТ и угрожая безопасности данных.

Широкий круг сотрудников, будь то топ-менеджеры, руководители среднего звена, линейный персонал, продавцы, консультанты, менеджеры проектов, использует в своей деятельности планшеты в деловых целях. Их общие потребности при этом, как ни странно, просты. Во-первых, − доступ к корпоративной системе электронной почты, которая включает в себя не только письма, но и адресную книгу, календари, задачи. Во-вторых, – работа с файлами. Востребованность других систем, таких как электронный документооборот, мгновенные коммуникации, мобильная аналитика и оперативная отчетность, конкретные корпоративные информационные системы, уже зависит от профиля деятельности того или иного сотрудника. Первая задача достаточно успешно решена, например, в Good for Enterprise (включает также интранет-браузер) и Citrix WorxMail.

Проблемы доступа к данным

А вот доступ к файлам, размещенным на корпоративных ПК пользователей и множестве интранет-ресурсов, как ни странно, до последнего времени был на планшетах крайне осложнен. Об этом зачастую вспоминают, лишь попадая в ситуацию необходимости открыть документ «здесь и сейчас», когда начинают звонить коллегам и искать, у кого есть соответствующий доступ. В корпоративной среде распространен Microsoft SharePoint, предоставляющий необходимый веб-доступ, но с ним неудобно работать на iPad или Galaxy Note. Вопросов, связанных с доступом к корпоративным файловым ресурсам, много: как синхронизировать документы с рабочим ПК, как достучаться до библиотеки SharePoint, открытой только в интранет, как получить доступ к общей папке Windows, сидя на внешней встрече или находясь в командировке.

ИТ-департаменты, убежденные традиционными вендорами и интеграторами в универсальности терминальных VDI-решений, предлагают корпоративным пользователям виртуальные рабочие столы как ответ на все вопросы. Однако требование постоянного онлайна, хорошего канала связи и лупы в качестве «удобного инструмента» для попадания пальцем в кнопки Windows-интерфейса уже сформировали отрицательное отношение корпоративных пользователей к таким решениям. И гигабайты корпоративных документов пересылаются сотрудниками самим себе по электронной почте, размещаются в потребительских файловых сервисах вроде Dropbox, Google Drive, Яндекс Диск, Microsoft SkyDrive и др.

Удовлетворяют ли они пользователей? Потребности обычного пользования в складывании личных данных, например, фотографий, удовлетворяют полностью, потому и так популярны. А вот с деловым применением сложнее. Есть продукты, повторяющие Dropbox, а позиционируемые для корпоративного пользователя. Но простое копирование примитивного базового функционала и пользовательского интерфейса потребительских приложений и сервисов не дает пользователям ожидаемой ценности. В контексте своей работы потребители, использующие планшеты как дополнение к ПК, перечисляют целый спектр пожеланий. Среди них значатся: навигация по папкам подобно тому, как это в реализовано проводнике Windows; работа сразу с несколькими документами; файловый менеджер и офисный пакет; просмотр офисных документов, изображений, многостраничных сканов документов, мультимедиа файлов; синхронизация файлов с ПК по аналогу с сервисом Dropbox; работа в офлайне; интерфейс, удобный для работы пальцами.

Также остро стоит вопрос информационной безопасности, касающийся не только периодически случайно открываемых всем данных, как это уже не раз случалось с Dropbox. В разделе «Ваше содержание в Службах» «Условий использования Google» значится: «Загружая или иным образом добавляя материалы в наши Службы, вы предоставляете компании Google и ее партнерам действующую во всем мире лицензию, которая позволяет нам использовать это содержание, размещать его, хранить, воспроизводить, изменять, создавать на его основе производные работы… Указанная лицензия будет действовать и после того, как вы откажетесь от использования Служб…». И все это на фоне постоянно усиливаемой защиты периметра корпоративной сети, включения в него систем контентной фильтрации, ограничения доступа во внешние социальные сети и внедрения дорогостоящих систем DLP (Data Leak Preventions).

Можно сформулировать типовые требования безопасности к корпоративным системам мобильного файлового доступа. В них входят: использование единой корпоративной учетной записи пользователя и связанных с ней полномочий; централизованное управление доступом на основе ролей и групп пользователей; безопасность доступа и управление ограничениями на отправку файлов «вовне» для предотвращения утечек информации; возможность мониторинга поведения системы и пользовательских действий; журналирование событий и операций.

Мобильный клиент MobileSputnik

Эти соображения по функционалу, пользовательскому интерфейсу и требованиям корпоративных ИТ и ИБ легли в основу решения MobileSputnik. Он решает задачу безопасного и управляемого доступа сотрудников к корпоративным файловым ресурсам.

Мобильные клиенты MobileSputnik для планшетов на iPad и Android изначально спроектированы с учетом работы со множеством различных корпоративных файловых источников и документов. Многоэкранный интерфейс позволяет легко перемещаться по подключенным файловым ресурсам: общим папкам, библиотекам документов в Sharepoint и сложной файловой структуре в стиле проводника Windows, к которому привыкли корпоративные пользователи. Возможность открывать и работать с несколькими документами, в любой момент времени переключаться в режим редактирования документов Word, презентаций PowerPoint и таблиц Excel с использованием встроенной в MobileSputnik технологии офисного пакета Polaris Office отвечает потребностям подавляющего большинства пользователей планшетов по работе с документами.

«7 в 1» — как «Открытие» объединила инфраструктуру семи компаний в одном ЦОД
Инфраструктура

В свою очередь веб-клиент MobileSputnik функционирует в современных HTML 5 браузерах на устройстве любого форм-фактора: от ПК под Windows, Mac OS X и Linux до смартфонов, будь то iPhone, Windows Phone или Android.

При этом и мобильные приложения, и веб-клиент MobileSputnik работают с корпоративными файловыми ресурсами по безопасному каналу подключения через сервер MobileSputnik. Интеграция с Active Directory в сочетании с поддерживаемыми политиками предотвращения утечек информации, определяемыми на сервере MobileSputnik, обеспечивает все преимущества использования стандартной корпоративной учетной записи пользователя в службе каталогов, включая авторизацию, проверку и применение соответствующих прав доступа и т.п. Сам сервер состоит из нескольких компонент-сервисов, которые могут быть распределены между демилитаризованной зоной и интранет даже в сложных сетевых топологиях, предоставляя безопасный и гибкий доступ к бизнес-документам в уже существующей ИТ-инфраструктуре в рамках периметра информационной безопасности. При этом сервер MobileSputnik предоставляет ИТ и ИБ соответствующие инструменты управления, мониторинга и журналирования работы с деловой информацией. Совместимость с современными VPN, включая сертифицированные СКЗИ ViPNet, возможность управления группами пользователей с применением соответствующих профилей политик и другие средства MobileSputnik делают его по-настоящему корпоративным решением.

А для пользователей ПК MobileSputnik предлагает приложение-агент, позволяющее синхронизировать файлы на ПК с внутрикорпоративным «облаком», управляемым сервером MobileSputnik. Таким образом, привычный и столь любимый мобильными пользователями сценарий Dropbox перенесен в корпоративную среду и позволяет ИТ-департаментам предложить сотрудникам полнофункциональную и более эффективную альтернативу потребительским сервисам с одновременным повышением уровня информационной безопасности.

Какие сервисы помогают автоматизировать процедуры финансового законодательства
Бизнес

Решения для планшетов востребованы

Да, решение есть. Осталось лишь дать ответ на вопрос, пришло ли время для таких решений и будут ли востребованы инвестиции в мобилизацию работы корпоративных пользователей. Для этого достаточно измерить трафик обмена данными с известными потребительскими сервисами. Но есть и другие аргументы. Исследования аудитории пользователей планшетов в мире показывают весьма однозначные результаты. Больше 30% пользователей уже применяют свои планшеты для работы – BYOD стал фактом жизни (Forrester). Сейчас в мире уже 1 млрд мобильных информационных работников, их число постоянно увеличивается (мобильными работниками IDC считает тех, кто больше 20% своего рабочего времени находится за пределами своего физического рабочего места). В 2017 г. продажи планшетов в год составят более $400 млн, из которых $70 млн. будут приобретены в рамках корпоративных закупок (Juniper Research, IDC, Gartner).

В России продажи планшетов в 2013 г. за первое полугодие составили более 2,5 млн штук (Евросеть), только в 3 квартале их было продано уже 4,5 млн («Связной»). По итогам 9 месяцев Россия вошла в мировой Топ-3 по поставкам планшетов, по данным IDC, уступив США и Китаю. Отсутствие поддержки корпоративных пользователей планшетов, молчание в ответ на их потребности может привести только к одному – «теневые» ИТ (Shadow IT), никак не управляемые и неподконтрольные корпоративным ИТ/ИБ службам, в какой-то момент времени просто взорвутся, и этот взрыв может оказаться катастрофическим не только для отдельных руководителей, но для самого бизнеса, ради которого и существуют корпоративные ИТ. «Помни о пользователе и не навреди бизнесу» − это своеобразное переложение клятвы Гиппократа надо не забывать корпоративным ИТ, часто забывающим первую, а то и обе его части.

Сергей Орлик

Подписаться на новости Короткая ссылка