Разделы

Цифровизация Внедрения Импортонезависимость

Как роботы захватили креативную индустрию

На организованной CNews Conferences конференции «Технологии искусственного интеллекта 2025» выяснилось, что продукты, которые предлагает креативная индустрия, часто созданы искусственным интеллектом. Он также с успехом придумывает все новые и новые способы продвижения и продаж самых разных товаров. Не приведет ли это к тому, что профессии дизайнера, копирайтера, креатора останутся в прошлом, а мы будем с радостью покупать то, что сгенерировали для нас нейросети, обсудили участники секции «ИИ в торговле и сервисах».

Пиарщики будущего — это погонщики роботов

Агентство «Интериум» использует ИИ и меняется вместе с ним. Валерий Сидоренко, генеральный директор «Интериум», модератор сессии, отметил, что обсуждение искусственного интеллекта в качестве основной темы мероприятия — случай редкий. Поэтому особенно приятно, что CNews предложил погрузиться в ИИ с головой, не отвлекаясь ни на что другое.

73% коммуникационных агентств уже используют ИИ. В 4 из 5 компаний из списка Fortune-500 искусственный интеллект помогает в создании контента. 55% PR-специалистов применяют ChatGPT или аналоги для черновиков пресс-релизов. 78% журналистов не видят разницы между ИИ-черновиком и текстом от человека. Такие результаты исследований приводит модератор. «Мы были заинтересованы внедрять новые сервисы максимально быстро, — рассказывает он. — Во всех креативных индустриях сейчас требования к скорости и к экономии денег очень выросли».

Потенциал GPT не использован и на 20%. Мало кто применяет ИИ для управленческих задач, сетует Валерий Сидоренко. «Мы как агентство стали меняться, так как хотим построить агентство будущего, — говорит докладчик. — Еще 8 лет назад мы решили: пиарщики будущего — это погонщики роботов. Нейросети не могут нас заменить, а мы должны уметь работать с этими технологиями, даже если являемся гуманитариями. Реально что-то изменится только тогда, когда каждая единица контента будет доставляться человеку тогда и так, как ему нужно. Это могут сделать только нейросети. Глубина и крепость стены у информационного пузыря при этом тоже увеличится».

Уровень владения инструментами искусственного интеллекта у представителей рекламных агентств выше, чем у сотрудников других компаний. 72% работников рекламных агентств и сервисов оценивают свои навыки как средние и высокие. По сравнению с прошлым годом эта доля осталась на том же уровне, снова приводит статистику Валерий Сидоренко. Среди тех, кто оценил свой уровень владения инструментами ИИ как средний и высокий, 72% занимаются маркетингом на стороне рекламного агентства, а 62% — фрилансеры в области маркетинга и рекламы, 60% занимаются маркетингом на стороне бренда. 73% рекламных агентств на российском рынке уже оказывают клиентам услуги, которые содержат различные ИИ-решения. 7% из них говорят, что имеют в продуктовом портфеле услуги, полностью основанные на искусственном интеллекте.

«Интериум» внедряет ИИ в производство контента, в аналитику и экспресс-исследования, в бизнес-процессы и кодинг. Так, например, нейросеть Sora умеет генерировать как отдельные элементы, так и полноценные дизайны с текстом, которые специалисты агентства используют для сопровождения постов в соцсетях или для создания оригинальных запоминающихся презентаций.

Командой «Интериума» был разработан ИИ-ассистент, работающий на базе нейронной сети ChatGPT. Такой ассистент способен на основе промпта сгенерировать текст, который стилистически похож на материал, написанный реальным автором. Для этого в конструктор ассистента были загружены примеры текстов, иллюстрирующие конкретный авторский стиль: посты в социальных сетях, лонгриды, статьи. Что касается аналитики, то тут нейросети помогают быстро собрать «картину» по любой теме: тренды, факты, ссылки. Дальше аналитик проверяет и дополняет данные, а клиент получает готовое исследование в разы быстрее, чем при классическом подходе.

Будущее за гармоничным сочетанием технологий и человеческого подхода, уверен Валерий Сидоренко. ИИ сделает PR точнее и эффективнее, а общий уровень информационного шума снизится в разы.

Моделям пока не разрешают принимать решения

ML- и LLM-модели помогают категорийным менеджерам максимизировать прибыль. Как это происходит, рассказал Виталий Баум, партнер ГК Б1. По его словам, наибольшее применение ИИ находит именно в службах маркетинга, клиентского сервиса и ИТ. Согласно исследованию «Ритейл-барометр 2025», проведенному компаниями Б1 и Redis Crew, доля тех, кто вообще не планирует использовать ИИ, резко снизилась.

Области использования ИИ

Источник: Б1, 2025

Докладчик привел примеры ИИ-моделей. Они используются для прогноза продаж, управления промо и уценкой, для формирования персональных товарных предложений. Наконец, для того чтобы оптимизировать цены на основе ИИ-прогноза. Модель прогнозирования спроса, на которой Виталий Баум предложил остановиться подробнее, — самая сложная и интересная.

Сложность конструкции алгоритма современных моделей не позволяет пользователю интерпретировать результат. Требуется значительное время на анализ и принятие решений по результатам модели в разных сегментах данных. «Человеку бывает сложно понять, почему модель посчитала такой результат, — делится спикер. — При этом мы видим, что пока никто не позволяет принимать решения самой модели. В конечном итоге решения о ценах, ассортименте, закупках и промоакциях принимают люди».

В прогнозе учитывается 50 и более факторов. Чтобы не запутаться, в компании используют собственную платформу ИИ. Модель спроса предсказывает спрос на n-недель вперед с учетом промо-цен и без них. На основе истории продаж модель создает ценовые диапазоны и сценарии кривых спроса. Далее оптимизатор выдает скидки для распродаж, учитывая ожидаемую скорость продажи товара.

ИИ-платформа от Б1 на базе генеративного ИИ используется для работы с результатами прогнозных моделей. Она уводит сотрудников от хаотичного использования ИИ в личных аккаунтах в сторону корпоративного процесса. ИИ-агенты, то есть помощники в операционной и аналитической работе, формируют проактивные предложения со стороны ИИ для принятия решений.

Такой ИИ-агент сам информирует об изменении доли рынка, выявляет существенные флуктуации во внешней и внутренней среде, готовит анализ влияния факторов на показатели бизнеса и предлагает проработать корректирующие меры. Он понимает запросы на естественном языке и в режиме чат-бота может построить новый прогноз спроса, описать полученные значения. За счет применения прогнозных ИИ-моделей агент оценивает эластичность спроса на проблемную категорию и рекомендует применение промо.

Компания разрабатывала продукт для себя, но теперь предлагает его рынку. По словам Виталия Баума, заказчик получит рост продуктивности за счет удобного и безопасного использования ИИ для рабочих задач. Библиотека промптов сэкономит время на рутинных запросах. В решении реализована возможность переключения между GenAI-инструментами в зависимости от задач. Единый доступ к разрозненным корпоративным данным осуществляется через умный поиск.

Душа — это наше преимущество перед ИИ

Задачи, для решения которых раньше формировали отделы, теперь можно выполнять с помощью нейросетей, считает Иван Сиденко, управляющий директор Re:evolution. Агентство занимается продюсированием и разработкой стратегий и реализацией рекламных кампаний. «Мы известны на рынке в том числе использованием нейросетей для реальных кейсов, — говорит спикер. — Делаем это на ежедневной основе последние пять лет. Кроме того, мы одними из первых провели эксперимент по полному отказу от дизайн-отдела, заменив его нейросетью».

Иван Сиденко приводит примеры того, что было сделано. Один из проектов был запущен в сотрудничестве с государственным Русским музеем. При помощи нейросетей можно было сгенерировать собственный портрет в стилистике одного из восьми художников. Кроме того, благодаря Midjourney и ChatGPT агентство провело городскую нейровыставку для завода.

«Секретная сессия»: как выглядит продвинутая экосистема кибербеза
Безопасность

«Прикладные нейросети переживают бум, — говорит докладчик. — Это касается западных решений. Российские прикладные инструменты пока не очень функциональны, хотя и «Яндекс», и «Сбер» активно развивают свои продукты. Но западные решения, в основном, американские, работают гораздо лучше». По его словам, поначалу существовала проблема с кириллицей и шрифтами, но сейчас она решена. Несколько месяцев назад наступила эра аудио- и видео-нейросетей. Запись рекламных джинглов больше не нужна. Если вам нужно сделать видеоролик, больше не нужно оплачивать дорогостоящих специалистов. «Вы можете сами за день или два сделать что-нибудь приемлемое», — говорит Иван Сиденко. В кинотеатрах уже появились первые мультфильмы, сгенерированные нейросетями. «Смотреть это, правда, невозможно», — отмечает Иван Сиденко.

Креативная индустрия — это место, где искусственный интеллект проявляет себя наиболее стихийно, резко и наглядно. Так считает Матвей Козырев, креативный директор Akademia. Студия занимается интерактивным дизайном. Докладчик предложил посмотреть на вопрос ретроспективно и вспомнить, как проходило внедрение ИИ в творческую сферу. «Последние несколько лет мы занимались адаптацией к этому инструменту, но не пытались его осмыслить. А этим все-таки нужно заняться», — говорит он.

Искусственный интеллект полностью изменил рабочие процессы. «Мы тратили дни и недели на то, чтобы подготовить предложение для заказчика выставки или экспозиции. Креаторы придумывали, дизайнеры отрисовывали эти идеи. На выходе мы получали несколько вещей, которые можно было показать клиенту, а он говорил, что ему не нравится. Человеко-часы уходили в ведро. Так было раньше: долго, дорого и непоправимо», — поясняет Матвей Козырев.

ИИ привел к тотальной экономии времени и ресурсов. Дизайнеры рисует заготовки быстро, а нейросети предлагают множество вариантов в разных стилях. Подход к работе внутри команды поменялся. «Когда мы имеем дело с выставками, то вынуждены погружаться в огромное количество деталей и нюансов. Информации много. Например, за несколько дней нужно понять, как работает нефтеперерабатывающий завод. Это будни креатора, — говорит спикер. — Сейчас ИИ разбирается с документами клиента, перерабатывает исходную информацию. Мастера остались те же, но у них появился новый инструмент, которым они научились пользоваться».

ИИ помогает создать новые виды интерактива. Например, на фестивале «Ночь инноваций» агентство придумало собрать «безобидную», как выразился докладчик, информацию с посетителей и превратить данные по мероприятию в дашборд для забавы. «Мы считывали, например, сколько мужчин тут носят бороды, сколько женщин надело красный наряд, делали из этого какие-то смешные выводы. Создавали тепловые карты и, тем самым, определяли самые интересные точки фестиваля, что служило потом навигационной картой для собравшихся, — рассказывает Матвей Козырев. — Мы гордимся этим кейсом. Использование таких данных о человеке в режиме реального времени — это то самое «рисование данными» будущего».

Как будет выглядеть креатор 3.0.

Источник: Akademia, 2025

Однако не стоит забывать про риски. Нейросети ничего не придумывают сами, а используют то, что уже есть, формируя этический риск. Кроме того, есть риски когнитивного характера. Наш мозг и так ленив и склонен к экономии. С искусственным интеллектом у него возникает большой соблазн отключиться и переложить все свои дела на робота. «Это один из самых страшных рисков, — признается эксперт. — Современные молодые креаторы уже не видят проблемы в том, что они ничего не придумывают сами. Я обсуждал этот вопрос с коллегами и выяснил: возникает тренд на отказ от языковых моделей при придумывании. Процесс нормализации отношении с ИИ очень важен».

Душа и мышление — самые важные вещи, которые являются нашим преимуществом перед искусственным интеллектом, резюмирует докладчик. Выиграть противостоянии с ИИ можно, но нужно задействовать человеческую эмпатию.

Искусственный интеллект занялся благотворительностью

Алгоритмы применяют не только в искусстве, но и в благотворительности. Доклад Тимура Шарапудинова, CTO, руководителя отдела разработки и сооснователя Tooba, был основан на опыте внедрения ИИ в приложения компании. Tooba — это маркетплейс, вдохновляющий людей на ежедневную помощь. Однако благотворительность — это широкое поле, на котором есть где разгуляться мошенникам всех мастей. «Раньше у нас работали большие отделы, которые верифицировали каждого подопечного, — рассказывает докладчик. — Мы создали комплексную систему верификации на основе ИИ для повышения прозрачности и укрепления доверия, которая охватывает всех участников».

Николай Жаворонков, ИТ-директор «О’кей»: Российским ритейлерам стоило бы поучиться у коллег из Китая
Цифровизация

Многоступенчатая система на базе ИИ предотвращает мошенничество, коррупцию, необоснованное лечение и дубликаты сборов, обеспечивая максимальную эффективность каждого пожертвования. Она проверяет доноров, фонды, осуществляя аудит программ, финансов и репутации. Под прицелом находятся и медучреждения, и пациенты.

Для искусственного интеллекта есть и работа другого рода. ИИ-помощник расширяет вовлечение доноров в благотворительность, предоставляя точные ответы на их вопросы и подбирая релевантные благотворительные программы. Он обеспечивает персонализированный подход, анализируя данные доноров: их интересы и предпочтения, историю пожертвований, демографические данные и поведенческие паттерны. «В Tooba мы создали единую интегрированную систему, объединяющую ключевые инструменты управления проектами и коммуникациями. Благодаря лоукод-интегратору, эти системы связаны с нашей собственной большой языковой моделью, обеспечивая бесшовное взаимодействие и повышение эффективности», — делится подробностями Тимур Шарапудинов.

Что может комплексное ИИ-решение Tooba

Источник: Tooba, 2025

Искусственный интеллект также генерирует изображения. Дело в том, что использование реальных фотографий подопечных не всегда этично или вообще невозможно. Тогда ИИ делает деликатные, но эмоциональные изображения, которые, с одной стороны, позволят получить большой отклик, а с другой стороны, сохранят инкогнито людей, в пользу которых собираются деньги.

Еще одна проблема состоит в том, что благотворительным фондам сложно привлечь высококлассных ИТ-специалистов. «Фондам приходится конкурировать за кадры с бигтехом, поэтому ИТ-решения у нас всегда делаются в условиях кадрового голода, — говорит Тимур Шарапудинов. — Наше ИИ-решение анализирует оргструктуру фонда наряду с типовыми задачами, после чего система рекомендует к внедрению ИИ-сервисы, наиболее подходящие для решения данных задач. Теперь буквально один специалист по цифровизации может дирижировать целым оркестром ИИ-агентов, конкурируя с большими командами айтишников».

Докладчик обсудил с аудиторией планы компании в сфере ИИ на будущий год. Фонд хочет создать мировую децентрализованную блокчейн-платформу верификации, ИИ-ассистента, сопровождающего любого нуждающегося в мире, а также ИИ-систему для глобального взаимодействия между больницами. В планах также создание открытой ИИ-платформы для благотворительных фондов.

Виталий Баум: Мы движемся от создания точечных моделей к построению целой экосистемы
Бизнес пока не решается доверить искусственному интеллекту планирование продаж, ценообразование и другие критичные для бизнеса задачи. Однако возможности ML и генеративного ИИ уже позволяют создавать полноценных цифровых помощников, рассказал Виталий Баум, партнер, практика технологического консалтинга Группы компаний Б1.



Наталья Николаева