oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2017

Никита Дергилев

Никита Дергилев:

Рост IaaS провоцирует переход к гибридным облакам

О том, как развивается российский облачный рынок, что такое платформа «Техносерв Cloud» и какие новые возможности получил заказчики в связи с ее появлением на рынке в интервью CNews рассказал Никита Дергилев, руководитель облачного провайдера «Техносерв Cloud».

CNews: Как развивался российский облачный рынок в 2016-2017 гг.? Какие факторы оказывали наиболее существенное влияние на его развитие? Как вы оцениваете развитие отдельных сегментов этого рынка (IaaS, SaaS, PaaS и пр.)?

Никита Дергилев: Рынок активно растет, темпы роста по разным оценкам варьируются от 15 до 30% в год, при этом быстрее всего растет сегмент IaaS. Если говорить про модель потребления услуг, то она зависит от потребностей заказчика. Если заказчику достаточно стандартных средств, доступных по модели SaaS, конечно, этот выбор чаще будет оптимальным. Если требуется кастомизация, нужно идти в PaaS или IaaS. Судя по заказчикам «Техносерв Cloud», часто речь идет о гибридных решениях.

Из влияющих факторов я бы отметил самое очевидное – сокращение расходов на ИТ, законодательные ограничения, затрудняющие использование нелокализованных облаков. Менее очевидное – постепенное приятие облаков крупными и очень крупными заказчиками, а также постоянно возрастающие требования к ИТ в части скорости изменений, зачастую невозможность предсказать на длительный срок потребности бизнеса в информационных ресурсах.

CNews: Недавно ваша компания запустила облачную платформу «Техносерв Cloud». Расскажите о ней подробнее.

Никита Дергилев: Платформа «Техносерв Cloud» была запущена в конце 2016 года командой, которую мы собрали из лучших собственных специалистов, а также привлекли ряд экспертов с рынка. В итоге мы смогли в своей команде совместить компетенции в сфере облачных вычислений, системной интеграции, унифицированных коммуникаций, аутсорсинга и разработки программного обеспечения. Мы понимали, что должны ориентироваться на корпоративного заказчика, ожидающего от поставщика не только виртуальную инфраструктуру, но консалтинг, интеграцию со своей инфраструктурой, расширенный сервис, и, конечно, мы уделили особое внимание вопросам информационной безопасности. С учетом этих критериев мы разрабатываем и запускаем каждый свой новый сервис.

Что касается безопасности, то стандартном для нас является соответствие требованиям для размещения 3 и 4 категории персональных данных, весной мы также выполнили требования стандарта PCI DSS. Отдельного упоминания заслуживает специальный сегмент нашего виртуального дата-центра, аттестованный на соответствие требованиям регуляторов для размещения 1 и 2 категории персональных данных.

Профессиональная команда обеспечила нам быстрый старт и запуск сначала 8, а теперь уже 11 облачных сервисов. Это, в том числе, такие сложные услуги, как виртуальный дата-центр, облачное хранилище S3, облачная база данных, хостинг SAP HANA. Мы продолжаем наращивать перечень наших услуг. Сейчас на этапе тестирования находятся два новых сервиса.

Наши услуги мы предоставляем заказчикам по двум схемам – «из коробки» и в составе комплексных интеграционных решений под индивидуальные требования.

CNews: Чем Вы отличаетесь от других российских облачных платформ?

Никита Дергилев: Последние законодательные инициативы подтолкнули заказчиков облачных услуг ориентироваться на отечественных провайдеров. Кроме того, международные провайдеры, обычно, не готовы обеспечить заказчикам необходимую гибкость и предоставить расширенный набор компетенций и, что немаловажно, круглосуточную русскоязычную техническую поддержку. Чтобы отвечать запросам рынка мы, с одной стороны, сделали ставку на индивидуальный подход к массовой, по своей сути, услуге, а также обеспечили свою платформу полным набором сертификатов, соответствующим всем требованиям госорганов к информационной безопасности. Мы располагаемся в отечественном дата-центре уровня Tier III, высоконадежном и безопасном. Платформа отвечает всем требованиям таких законов и приказов, как: №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и №152-ФЗ «О персональных данных», ФСТЭК России №17 и №21, №242-ФЗ, который говорит о необходимости размещения ПДн на территории РФ.

Помимо гарантий информационной безопасности эти качества платформы говорят о возможно даже более важном для клиента преимуществе: мы снимаем с наших клиентов – из государственного сектора, банковской сферы, страховых компаний и медицинских учреждений большую часть забот по самостоятельной реализации всех необходимых процедур, cвязанных с аттестацией информационных систем, потому что мы сами обладаем разрешением на размещение в нашем облаке государственных структур, медицинских учреждений, страховых компаний и пр. А далеко не каждый провайдер может предоставить сервис по аттестации информационных систем на правах регулирующего органа!

Надежность и технологичность – еще одно наше преимущество. Для тех, кто понимает, что доступность, безопасность и надежность – три разных показателя, этот пункт о многом говорит. Платформа «Техносерв Cloud» гарантирует уровень доступности облачных сервисов от 99,95% и выше за счет размещения платформы в дата-центре уровня Tier III, многократного резервирования ключевых компонент платформы, бесперебойного интернет-соединения.

Доступность в любое время, с любого устройства из любой точки мира. Идеально подходит для оптимизации ИТ-инфраструктуры территориально-распределенных компаний, обеспечивает мобильность сотрудников, выполняющих свои задачи вне офиса.

При всех этих данных наши услуги являются на рынке одними из самых доступных по цене, ведь за 25-летнюю историю системной интеграции «Техносерва» компания наработала большой пул партнеров, с которыми у нас плодотворные взаимовыгодные отношения. Проверенное временем партнерство дает нам возможность при необходимости привлечь профильных экспертов ведущих производителей к решению любого вопроса, связанного с предоставлением услуг.

Кроме того, мы сами всегда готовы помочь заказчику сконфигурировать услугу, чтобы уложиться в нужный бюджет: можно выбрать оптимальный вариант построения своей инфраструктуры – доступный и гибкий Open Stack или высоконадежный VMware в одном гибридном облаке. Это позволяет грамотно распределить ИТ-бюджет и обеспечить требуемый уровень информационной безопасности.

CNews: Какие услуги вы готовы предоставить клиентам вашей облачной платформы?

Никита Дергилев: В настоящее время мы предлагаем заказчикам несколько вариантов виртуального дата-центра, S3-совместимое хранилище, облачную базу данных, хостинг SAP HANA, облачный сервис-деск и ITSM на базе Service Now, корпоративную почту, резервное копирование, ряд сетевых сервисов.  Этой осенью планируем представить два новых сервиса, ими уже сейчас может воспользоваться ограниченный круг наших заказчиков.

Важной особенностью наших услуг является возможность предложить практически любую услугу в трех вариантах: из нашего публичного облака (единый пул виртуальных ресурсов, мощности в котором выделяются по запросу и разделены логически), частное облако (весь объем ресурсов выделен под одну компанию) или гибридное облако. Гибридный вариант кажется нам наиболее перспективным, так как позволяет добиваться оптимальной гибкости при лучшем соотношении цены и гарантии производительности. При построении гибридного облака частное облако или существующий ИТ-ландшафт заказчика интегрируется с нашим публичным облаком, заказчик сам определяет, для каких задач стоит запросить ресурсы по требованию из публичной инфраструктуры.

Еще одна важная особенность наших услуг – гибкая тарифная политика, мы предлагаем несколько вариантов оплаты услуг. За заранее определенный объем ресурсов (предоплата или пост-оплата) или по фактическому потреблению (pay as you go). PAYG означает, что клиент платит только за фактически потребленные в определенный период времени ресурсы (виртуальный процессор, память и дисковое пространство), по аналогии с электро- и водоснабжением. На текущий момент это очень востребованная и удобная система, ведь почти у любой компании есть пики потребления ресурсов. При этом эти пики могут носить ежегодный характер (высокий сезон), ежемесячный (отчетность) или даже ежедневный (рабочее и нерабочее время), мы используем почасовую тарификацию, что позволяет клиентам выигрывать даже при перепадах потребления в рамках суток. Например, наша тарифная политика позволила компании Zeppelin Cat совместить два вида оплаты услуг виртуального дата-центра – за выделенный объем ресурсов и оплату по факту потребления (Pay as you go), что позволило оплачивать стандартный для компании объем ресурсов, а в случае необходимости оперативно нарастить потребление.

Осенью этого года облачные услуги «Техносерв Cloud» станут доступны при онлайн-заказе из личного кабинета пользователя, который позволяет подключать новые услуги, конфигурировать услуги и выбирать тарифы.

CNews: Какие из услуг Техносерв Cloud  на сегодня самые востребованные?

Никита Дергилев: Пока наибольшей популярностью пользуются инфраструктурные услуги – виртуальные дата-центры и наше S3-совместимое хранилище. Но в последнее время мы все чаще получаем запросы на SaaS-решения типа облачного сервис-деска, возможно потому, что недавно мы сменили его позиционирование и сейчас предлагаем не только ИТ-службам как ITSM-систему, но и HR, логистическим, АХО-подразделениям, для управления проектами и как CSM-систему. Эта смена курса обратила на себя внимание новых для нас клиентов.

Недавно мы заявили о том, что стали единственным российским облачным провайдером, работающим сразу с четырьмя самыми популярными базами данных, отчего сразу породили интерес к своему продукту. Такого широкого спектра пока нет ни у кого на российском рынке!

Также ежедневно наблюдаем на сайте нашей платформы https://ts-cloud.ru/ высокий интерес к услуге, которая сейчас тестируется в beta-версии - VDI (виртуальное рабочее пространство, DaaS или WaaS), поэтому в ближайшее время надеемся выпустить готовый продукт в ответ на запрос нашей аудитории.

CNews: Кто из заказчиков уже воспользовался услугами вашей облачной платформы?

Никита Дергилев: На сегодняшний день в нашем облаке разместились абсолютно разные компании от крупных производственных предприятий международного масштаба до платежных агрегаторов.

Не все кейсы мы можем разглашать, но вот несколько публичных примеров: компания «Цеппелин Русланд», официальный дилер компании Caterpillar, использует наши ресурсы для размещения тестовых сред для настройки и оптимизации нового прикладного функционала применяемых в компании бизнес-приложений, таких как SAP, 1C, SharePoint и других. Наша компания предоставляет «Цеппелин Русланд» ресурсы виртуального дата-центра, на площадке которого также размещает платформу хранения и обработки данных на базе SAP HANA. Компания Bonduelle разместила в нашем облачном хранилище резервные копии своих представительств по всей России. «Каро фильм», подключившаяся совсем недавно, обрабатывает в нашем облаке данные онлайн-продаж билетов своей сети кинотеатров по всей России.

CNews: Какие интересные задачи вам удалось решить в 2016-2017 г.?

Никита Дергилев: Наверное, самым серьезным вызовом для команды стала скорость вывода на рынок новых услуг. Мы понимали, что нам нужно сразу сократить дистанцию до уже присутствующих на рынке игроков, и нам это удалось. Если говорить про услуги, то действительно интересными с технической и организационной точек зрения стал запуск сегмента Open Stack и S3-совместимого хранилища.

Из интересных и амбициозных я также выделил бы успешное прохождение аудита на PCI DSS, а также запуск трех действительно крупных гибридных проектов. И, конечно, отдельного упоминания заслуживает работа по автоматизации заказа услуг из нашего облака. С самого начала мы работали над задачей предоставления заказчику полнофункционального личного кабинета, наконец, текущей осенью мы запускаем пользовательский портал в работу.

CNews: Ожидаете ли вы изменения спроса на облачные сервисы в ближайшие 2-3 года? Как изменится структура российского облачного рынка через 2-3 года?

Никита Дергилев: Безусловно, по всем оценкам сам по себе рынок будет расти, хотя темпы роста будут немного снижаться. При этом все заметнее на нем будут становиться крупные заказчики со свойственными им потребностями. Мне кажется, можно ожидать роста спроса на PaaS, дополнительные консалтинговые и сервисные услуги вокруг классических облачных продуктов.

Если говорить о структуре рынка в целом, то, скорее всего, провайдеры постепенно будут расширять свои продуктовые портфели, со временем начнется укрупнение провайдеров, количество игроков на рынке начнет сокращаться.

CNews: Каким вы видите российский ИТ-рынок (в разрезе использования облачных решений) в ближайшие 3-5 лет?

Никита Дергилев: Со временем на рынке должна начаться консолидация, на определенном этапе, когда рынок приблизится к насыщению, начнется разделение: часть действительно крупных игроков с сильным брендом займет значительную часть рынка, сфокусировавшись на предоставлении «коробочных» сервисов. Они отойдут от индивидуальной работы с клиентом, но вокруг них появится экосистема из небольших сервисных партнеров.

Полагаю, сформируется и другая группа. Это будут компании, ориентированные на кастомизируемый продукт. Такие компании получат действительно крупных заказчиков и в условиях, когда на нашем рынке малый бизнес пока не так развит, смогут конкурировать по объемам бизнеса с первой группой. При этом те компании, которые не смогут быстро определиться со своей нишей и не займут в ней достаточно уверенного положения, столкнутся с оттоком клиентов и вынуждены будут либо закрыться, либо будут поглощены другими игроками. Сомневаюсь, что описанный мною процесс завершится через 5 лет, но мы, скорее всего, увидим его начало. 

Вернуться на главную страницу обзора