События на международной арене оказали колоссальное давление на всю ИТ-отрасль, и облачные решения не стали исключением. Обнадеживающим трендом для них стал тот факт, что многие компании начали оптимизировать ИТ-бюджеты и инфраструктуру, а облачная модель в этом отношении имеет большой потенциал. О преимуществах гибридного облака, бесшовной миграции, «выдергивании шнурков из сервера» западными вендорами и трех ожидаемых типах импортозамещения рассказал CNews руководитель управления архитектурных решений ГК ОТР Сергей Кузьмицкий.
Положение стабильно лишь в краткосрочной перспективе
CNews: Многие западные вендоры отказали российским компаниям в использовании своих приложений. С вашей точки зрения, какие отрасли больше остальных пострадали от санкционного режима, кому требуется срочная перестройка бизнес-модели?
Сергей Кузьмицкий: Самой пострадавшей оказалась именно сфера ИТ. Например, один из крупных вендоров отправил всех штатных сотрудников в России в оплачиваемый отпуск, а контрактников уволил. Другой вендор в области информационной безопасности тотально отключил работу межсетевых экранов для всех российских пользователей, чем «обрадовал» ИТ-службы своих заказчиков.
Под удар попали скорее не отрасли, а отдельные предприятия и организации, которые ранее не подготовили закрытый информационный контур для своих критически важных систем. Но его создание на базе российских программно-аппаратных средств — не панацея. Это просто способ снизить одномоментный и последующий ущерб.
Сложилась ситуация, когда многим компаниям просто «выключили рубильник», и вся инфраструктура стала недоступна. Зарубежные вендорские облака и сервисы доказали свою рискованность. Системообразующие компании, которые по большей части являются объектами критической информационной инфраструктуры (КИИ), ощутили эти риски в полной мере.
CNews: Много ли на рынке компаний, которые полностью отдавали свою инфраструктуру в облака?
Сергей Кузьмицкий: Таких компаний было много среди стартапов и МСБ. Чем меньше компания, тем ей экономически выгоднее отдать всё в облако, не заниматься закупками, не строить свою серверную и т.д. Крупные организации более скептически относились к такому подходу. Для них на первый план выходят контроль над своими данными и информационная безопасность.
CNews: Использование облачных сервисов сегодня — вопрос неоднозначный. Какие плюсы и минусы частного облака по сравнению с публичным?
Сергей Кузьмицкий: На рынке облачных решений сложилась форс-мажорная ситуация. Многие полагались на зарубежные облачные сервисы, которые в один момент стали недоступны для российских компаний. Это привело к поиску альтернативных решений как на отечественном рынке, так и на открытых для России азиатских рынках.
Дополнительным вызовом в этой ситуации стало ограничение на закупки оборудования. В таких условиях компании стремятся максимально эффективно утилизировать имеющиеся ресурсы. Частное облако позволяет в полной мере раскрыть потенциал имеющегося оборудования за счет уплотнения размещения сред и централизации различных сервисов.
Отсюда вытекает и основной недостаток частного облака — ресурсы ограничены имеющимся в распоряжении компании оборудованием. В публичном облаке возможности провайдера тоже не бесконечны, но на практике с ограничениями могут столкнуться только очень крупные инфраструктуры.
К недостаткам публичного облака можно отнести потерю пользователем контроля над своими данными. По сути, он полностью полагается на ответственность и добросовестность облачного провайдера. Кроме того, стоимость публичных облачных решений достаточно высока, и не всегда имеется экономический смысл в переходе в облако.
Своим заказчикам до недавнего времени мы рекомендовали использовать стратегию гибридного облака, которая позволяет получить плюсы от обоих вариантов и нивелировать недостатки. Однако вышедший недавно указ президента об использовании только российского ПО, скорее всего, теперь изменит и этот подход.
«Тернистый путь цифровой трансформации начался с построения облачной инфраструктуры»
CNews: У ГК ОТР есть собственная облачная платформа. Расскажите, пожалуйста, когда и почему вы приняли решение ее развивать?
Сергей Кузьмицкий: Три года назад мы провели комплексную оценку эффективности использования внутренних ИТ-ресурсов, в ходе которой был выявлен ряд особенностей.
Во-первых, наблюдался спад удовлетворенности внутренних клиентов качеством предоставляемых ИТ-услуг. Во-вторых, разработка могла идти вразрез с сопровождением. Например, время ожидания развертывания тестовой площадки порой достигало пары недель (присутствовала некоторая цикличность согласований и неэффективная занятость ИТ-специалистов). В-третьих, не всегда было ясно, как по проектам распределяется стоимость обслуживания внутренней инфраструктуры. Существовали некие договоренности между руководителями проектов без уведомления администраторов и наоборот. Было выявлено наличие неиспользуемых сред.
В какой-то момент стало очевидно, что внесением доработок в отдельные процедуры не исправить всех проблем. Нужно было менять сам подход к управлению ресурсами. Так компания встала на тернистый путь цифровой трансформации. И начать ее мы решили с построения эффективной облачной инфраструктуры.
CNews: В чем уникальность вашей архитектуры облачной платформы?
Сергей Кузьмицкий: С точки зрения архитектуры стоит отметить универсальность нашей платформы. В зависимости от потребностей заказчика мы можем обеспечить создание частного облака, либо замену платформы виртуализации на отечественное решение. При этом оно может быть развернуто на любой инфраструктуре — как на традиционной с СХД, так и на гиперконвергентной. Наша платформа с открытым исходным кодом, мы готовы передавать ее заказчикам.
Кроме того, при создании платформы одной из наших ключевых задач был уход от переусложненного интерфейса. В конечном итоге ориентироваться всегда надо на удобство для бизнес-пользователя при его взаимодействии с ресурсом.
CNews: Как изменилась динамика спроса на вашу платформу за последний месяц? Как отразились колебания курса валют на вашей ценовой политике?
Сергей Кузьмицкий: Здесь трудно говорить об изменении «динамики спроса». Продукт пока еще новый, хотя вкладывать собственные НИОКР-ресурсы ГК ОТР начала более двух лет назад. Сейчас активно выходим на рынок. Интерес большой, но свои цены мы определяем в рублях, поэтому «наша» составляющая никак не изменилась. Стоимость ПАКов определяем не только мы, но и производители аппаратной части. А у них по-разному варьируется сейчас цена.
CNews: Аналогом каких западных облачных решений можно считать платформу в рамках стратегии импортозамещения? Является ли она альтернативой для российского рынка?
Сергей Кузьмицкий: Зарубежный аналог облачной платформы СУПеР (система управления производственными enterprise-ресурсами) — это продукты компании VMware. В нашей платформе реализованы основные сервисы и функции, которые востребованы заказчиками в платформе VMware vCloud и vSphere. Помимо этого, у нас есть уникальные функции, адаптированные к российским реалиям.
Управляющий модуль «Платформа СУПеР» входит в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по классам программного обеспечения 02.06 — Серверное и связующее программное обеспечение и 02.08 — Средства мониторинга и управления.
Облачная платформа СУПеР — это высокопроизводительное комплексное решение, способное преобразовать в облако практически любую инфраструктуру заказчика. Решение в том числе может использоваться на объектах критической информационной инфраструктуры.
CNews: Как работает СУПеР при интеграции с существующим зарубежным ПО в ИТ-инфраструктуре заказчика?
Сергей Кузьмицкий: Управляющий Модуль СУПеР поддерживает полноценную интеграцию с наиболее популярными у заказчиков решениями — VMware и Hyper-V. Также у нас есть услуга доработки, мы готовы в кратчайшие сроки расширить функционал модуля для интеграции с системами иных вендоров.
CNews: Каковы ключевые особенности управляющего модуля?
Сергей Кузьмицкий: Управляющий модуль — это ядровой компонент платформы. Он обеспечивает интеграцию всех подсистем в едином интерфейсе. Управляющий модуль предоставляет пользователям функции самообслуживания, биллинга, учета и отчетности по всем ресурсам, управляемым платформой. Благодаря ему есть возможность создавать в интерфейсе шаблоны полнофункциональных виртуальных площадок для повторного использования. Пользователь может заказать ресурсы, и они развернутся автоматически по шаблону. Такая функция на порядок ускоряет создание площадок и снижает нагрузку на сопровождение.
В управляющем модуле также реализован уникальный функционал гибридного облака. Это позволяет заказчикам управлять ресурсами внешних облаков аналогично ресурсам частного облака из одного интерфейса. Преимущества такой модели в том, что пользователи могут заказывать ресурсы внешнего облака при нехватке ресурсов в частном. Такой подход отлично работает для временных крупных задач, например проведения нагрузочного тестирования. Вместо закупки собственного оборудования, которое будет простаивать большую часть времени, используются временные облачные ресурсы с оплатой по потреблению.
В качестве доступных публичных облаков в платформе СУПеР на текущий момент реализованы Selectel и Tencent. Selectel — отечественная облачная платформа, которая предоставляет услуги, полностью отвечающие требованиям законодательства, в том числе и по части персональных данных. Tencent — один из крупнейших китайских провайдеров облачных услуг с богатым функционалом.
Как преобразовать в облако любую клиентскую инфраструктуру
CNews: Представителям каких отраслей следует рассмотреть частное облако СУПеР? С какими задачами справляется сервис?
Сергей Кузьмицкий: Поскольку наша платформа не имеет отраслевой направленности, то нет никаких ограничений по сферам деятельности или по размеру компании-заказчика.
Пожалуй, самым высоким спросом решение будет пользоваться у тех организаций, которые сами ведут разработку и развитие своих информационных систем. Для них важно оперативное создание множества сред: разработки, тестирования, резервирования, поддержки версионности и т.д. С платформой СУПеР создание такой среды займет минуты или часы, а без нее — дни или недели. Такая оперативность качественно увеличивает возможности ИТ-служб российских заказчиков. Мы ожидаем, что особым спросом платформа будет пользоваться у крупных и средних предприятий в промышленности, банковской сфере, энергетике, медицине, отчасти сельском хозяйстве.
CNews: Насколько миграция с зарубежных систем на вашу платформу может быть бесшовной? Какие аспекты стоит учесть при переходе на новую систему?
Сергей Кузьмицкий: Миграция данных была одной из основных задач с которой мы столкнулись при переходе на облако. Для ее успешного решения мы разработали собственный инструмент миграции, который позволяет переносить нагрузки из проприетарного решения VMware в СУПеР. Существующие штатные средства для такого перехода не подходят, поскольку имеют слабые возможности для автоматизации и крайне низкую скорость переноса. На практике это означает длительные простои при переходе между облаками. Что недопустимо для большинства сервисов в промышленной эксплуатации и не соответствует принципам непрерывности ведения бизнеса. Наш инструмент позволил автоматизировать процесс миграции и значительно повысить скорость переноса нагрузок между облаками.
CNews: Сколько времени потребуется специалистам заказчиков для освоения особенностей работы с облачным решением СУПеР?
Сергей Кузьмицкий: Все зависит от уровня подготовки специалистов заказчика и степени их погружения в решения на свободных компонентах.
Мы постарались сделать платформу максимально похожей на привычные большинству специалистов решения VMware и Hyper-V. Тем не менее СУПеР имеет свои особенности. Для того, чтобы у заказчиков не возникло сложностей с освоением облачной платформы, мы предлагаем подробную документацию и курсы обучения. В течение двух-трех месяцев специалисты «с нуля» могут полностью освоить весь функционал и работу с платформой.
CNews: Как СУПеР меняет подход к управлению ресурсами заказчика?
Сергей Кузьмицкий: Платформа позволяет преобразовать в облако практически любую инфраструктуру заказчика. Отличительными особенностями облака являются: самообслуживание по запросу, широкие возможности доступа (веб, API, CLI), объединение и унификация ресурсов, гибкость, выделение ресурсов по требованию, биллинг, измеримость.
При этом остается возможность использования облака в качестве привычной виртуализации на импортозамещающих компонентах и постепенно переводить среды на облачный подход.
CNews: А что насчет обеспечения информационной безопасности в условиях высокого риска кибератак?
Сергей Кузьмицкий: Мы постоянно работаем над повышением информационной безопасности платформы СУПеР. В ближайшее время планируется интеграция сертифицированных средств безопасности в нашу платформу. Это позволит получить аттестуемое с точки зрения законодательства решение, готовое к использованию в критической инфраструктуре.
Кроме того, мы регулярно устанавливаем обновления безопасности в платформу. Это позволяет нам оперативно закрывать все новые уязвимости и обеспечивать фактическую безопасность.
CNews: В портфеле ГК ОТР более 3 тыс. реализованных проектов. Вы могли бы рассказать об одном из них в контексте миграции на новое облачное решение?
Сергей Кузьмицкий: О чем-то конкретно сказать вряд ли получится в виду определённых договорённостей с заказчиками. Тем не менее, если говорить в цифрах, у нас есть успешный кейс миграции более 5000 виртуальных машин и 100 узлов в облачную платформу СУПеР. Кроме того, обслуживаемые ГК ОТР площадки разработки по всем социально-значимым сервисам государства в проектах Федерального казначейства, Пенсионного фонда России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования успешно переведены на новую платформу СУПеР.
CNews: Осуществляет ли ГК ОТР поддержку облачного сервиса СУПеР?
Сергей Кузьмицкий: Да, конечно. Мы обладаем богатым опытом и большой командой профессионалов, способных осуществлять поддержку на любом уровне — от оборудования до платформенных сервисов, от первой линии до доработок функционала.
CNews: Давайте резюмируем, на что стоит обратить внимание при выборе облачной платформы?
Сергей Кузьмицкий: Нужно обращать пристальное внимание на возможности вендора облака по поддержке решения. Особенно в случае Open Source продуктов, которые лежат в основе большинства отечественных сервисов. Часто компании выпускают их на рынок под своим брендом, не имея достаточной экспертизы в области поддержки и разработки.
Переход на облачную платформу — это значительное изменение инфраструктуры компании. Поэтому необходимо тщательно взвесить все риски и выгоды от внедрения. Если ранее компания не сталкивалась с облачными платформами, то стоит обратиться к внешней экспертизе. Специалисты проведут ИТ-аудит, оценят текущее состояние, помогут грамотно сформулировать требования к результату и подобрать оптимальное организационно-технологическое решение.
Три курса импортозамещения для российского рынка
CNews: Как вы оцениваете экспортный потенциал российского софта в новых условиях? Сейчас есть мнение, что он резко возрос в странах, которые желают наращивать независимость от западных решений. Получали ли вы подобные запросы?
Сергей Кузьмицкий: С общей оценкой полностью согласен — потенциал возрос. Подобных внешних запросов из других стран мы пока не получали. Наше основное преимущество в том, что все наши решения и сервисы изначально строились для российского рынка. Но надеемся, что нам хватит внутренних сил, чтобы реализовать все поступившие и поступающие запросы, особенно от российских заказчиков — как от госструктур, так и от предприятий коммерческого сектора.
CNews: Как планируете справляться с возросшей нагрузкой на ИТ-специалистов из-за увеличения количества клиентов?
Сергей Кузьмицкий: Для этого планируем в ближайший год расширять штат ИТ-специалистов. Важно отметить, что у нас нет строго регламента по найму только профессионалов и только среднего возраста. Мы действительно ценим то, что открыты для всех. ГК ОТР не зря называют «кузницей кадров». Например, в моей команде работают люди в возрасте от 20 до 60 лет. Важность и сложность выполняемых нами задач позволяет справляться с тем, что не могут сделать другие.
CNews: Расскажите, пожалуйста, какие доработки ждут вашу платформу?
Сергей Кузьмицкий: В ближайшее время мы планируем выпустить сразу несколько доработок, расширяющих функции нашей платформы. Эти функции включают в себя, во-первых, виртуальные рабочие столы. Наше решение уникально тем, что позволяет достичь плотности размещения ресурсов, не уступающей проприетарному VMware. Во-вторых, расширение модуля резервного копирования. Мы доработаем интерфейс и добавим новые совместимые платформы для резервного копирования.
В-третьих, появится модуль управления конфигурациями. Мы хотим добавить простой и понятный интерфейс для настройки сервисов на создаваемых виртуальных машинах. И, в-четвертых, планируем расширение списка интегрированных в СУПеР систем виртуализации и публичных облаков.
CNews: Какие тренды будут определять развитие рынка в ближайшем будущем?
Сергей Кузьмицкий: Я вижу три основных тренда: жесткое, мягкое и нормативное импортозамещение. Параллельно с этими трендами российские заказчики осознают, что вместо закупки собственного оборудования, которое будет простаивать большую часть времени, эффективнее использовать временные облачные ресурсы с оплатой по потреблению. Наступает эра облачных решений российской разработки.