Спецпроекты

На страницу обзора
Заказчики BPMS могут выбирать из 380 российских продуктов

Число участников рейтинга поставщиков BPM в 2022 г. выросло на 40%. Суммарная выручка топ-10 увеличилась на 22%. Практически все участники рейтинга предлагают готовые собственные BPM-решения или занимаются заказной разработкой. В реестре российского ПО уже 380 продуктов для управления бизнес-процессами и 287 заявлений на регистрацию. Перед заказчиками решений у российских разработчиков стоит непростая задача — как выбрать перспективное решение от надежного вендора. 

Итоги рейтинга поставщиков BPM в 2022 году

Суммарная выручка топ-10 игроков российского рынка BPM в 2022 г. составила ₽10,1 млрд. По сравнению с 2021 г. (₽8,3 млрд) она увеличилась на 21,7%. Уход с российского рынка иностранных производителей BPMS привел к росту спроса на отечественные решения и, как следствие, российские игроки пытаются занять освободившиеся ниши.

В рейтинге CNews по итогам 2022 г. приняли участие 35 из них — это на 10 компаний больше, чем в прошлом году. В общей сложности 35 участников рейтинга заработали в 2022 г. ₽13,9 млрд. При этом на топ-10 приходится 72% этой суммы. Нельзя не отметить, что всего два участника рейтинга выступают исключительно в качестве интеграторов — все остальные предлагают готовые собственные BPM-решения или занимаются заказной разработкой.

CNews Analytics: Крупнейшие игроки рынка BPMS

№ 2022 № 2021 Название компании Специализация Выручка от BPM-направления в 2022 г., ₽ млн с НДС Выручка от BPM-направления в 2021 г., ₽ млн с НДС Рост выручки 2022/2021, % Доля продуктов собственной разработки, % Доля партнерских внедрений, % Продукты собственной разработки Внедряемые продукты сторонних разработчиков Город
1 Ланит разработчик, интегратор 2 732,6 н/д 60% 40% BPMSoft ELMA, FIS, Camunda, Первая Форма, Sunrise BPM Москва
2 2 Digital Design разработчик, интегратор 1 352,8 1 110,7 21,8% н/д н/д СДУ «Приоритет», Ареопад, Авакор Docsvision Санкт-Петербург
3 Directum разработчик 1 250 937 33,4% 100% Directum RX Ижевск
4 5 БизнесАвтоматика разработчик 1 230,7 960 28,2% 100% Платформа Visary, Visary BPM Москва
5 IT-One разработчик 911,2 н/д 100% заказная разработка Москва

На первом месте по итогам 2022 г. расположилась компания «Ланит» с показателем ₽2,7 млрд. Более половины этой суммы — ₽1,6 млрд — она заработала благодаря собственному продукту BPMSoft. Прошлогодний лидер рейтинга «Сиссофт» переместился на 7 место — после ухода с российского рынка компании Wonderware с разработкой Skelta BPM в продуктовом портфеле интегратора осталось только одно решение от Elma.

Суммарная выручка топ-10 игроков российского рынка BPM

Выручка, ₽ млрд
Динамика выручки, %

На втором месте, как и в прошлом году, — «Диджитал Дизайн» (₽1,4 млрд), предлагающий такие решения, как СДУ «Приоритет», «Ареопад», «Авакор», и продукты под брендом Docsvision. На третьем месте Directum (₽1,25 млрд) — со своим решением Directum RX. На четвертое место с пятого переместился еще один разработчик — НПЦ «БизнесАвтоматика» (₽1,23 млрд) с разработкой Visary и Visary BPM. На пятом месте расположился разработчик заказных решений IT-One (₽911 млн).

Российский рынок BPM 2022 года

До 2022 г. крупный российский бизнес предпочитал западные BPM-решения, в большинстве случаев это были облачные версии. После ухода с рынка западных вендоров заказчикам пришлось срочно мигрировать на российские аналоги. «Это повлекло дополнительные риски для устойчивости бизнеса, и, конечно, внушительные расходы. Такая ситуация естественным образом отразилась на доверии к облакам и, если раньше их выбирали 70% компаний, то теперь — около 50%», — рассказывает Юрий Востриков, генеральный директор компании «ЛАНИТ Омни» (входит в группу ЛАНИТ).

Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн», которая работает в сегменте СЭД/CSP, оценивает долю западных CSP-решений в сегменте крупного бизнеса на начало 2022 г. в 80% (в оценку не включены процессы простого согласования документов, только полноценные бизнес-процессы, например, закупки, управление качеством, процессы юридического департамента). «На конец 2023 года соотношение изменилось — увеличилось в сторону российских систем с учетом уже начатых проектов внедрения и перевнедрения. Более точные оценки дать достаточно сложно, так как процесс перевнедрения довольно медленный и ресурсоемкий, и, как правило, проекты находятся в начале пути», — говорит он.

Совершенно противоположное мнение высказывает Дмитрий Арефьев, заместитель генерального директора «Диджитал Дизайн». Он считает, что российский рынок BPM для крупных заказчиков изначально ориентировался на отечественные системы. Доля Pega, K2, Appian была крайне мала, так что единственной иностранной компанией, уход которой с рынка был заметен, стала Terrasoft.

С ним согласен Константин Истомин, исполнительный директор Directum: «В целом продукты, которые западные аналитики называют лидерами в сегменте BPM, вроде BizAgi, Pegasystems, Oracle BPM Suite, не были популярны в России, за исключением Creatio, пожалуй. На сегодняшний день внедрившие такие продукты компании либо продолжают пользоваться «замороженным» ПО, либо используют параллельный импорт в каком-то виде. Есть примеры передачи интеллектуальных прав и быстрого мимикрирования в отечественную разработку. Если говорить о смежных сегментах типа CRM с SalesForce, то здесь потребителями стали представители среднего бизнеса, которые умеют быстро адаптироваться и имеют более гибкие бизнес-процессы».

Топ-10 игроков рынка BPMS

Выручка от BPM-направления в 2022 г., ₽ млн с НДС
2732,6
1352,8
1250
1230,7
911,2
640,8
598
475,2
452
420

По словам Павла Гребешкова, руководителя группы маркетинга Comindware, в 2022 г. все внимание заказчиков было направлено на замену самого важного: операционных систем, средств безопасности и других фундаментальных технологий для функционирования инфраструктуры. Однако они начали присматриваться и к российским BPM-системам. И не только для миграции на них — интерес проявляли и те, кто до этого не использовал BPMS. Однако реальных переходов с ушедших систем на отечественные до сих пор не так много — это длительный процесс.

Как заказчики выбирают вендора

Перед заказчиками решений от российских разработчиков стоит непростая задача — как не ошибиться при выборе продукта. Ориентироваться на реестр российского ПО довольно сложно — при поиске продуктов для управления бизнес-процессами он выдает 380 реестровых записей и 287 заявлений на регистрацию. Не менее важная задача — не промахнуться с выбором вендора. Никому не хочется еще раз оказаться в ситуации, когда решение некому поддерживать и развивать, потому что его создатель не реагирует на письма и звонки.

По мнению Юрия Вострикова, заказчики обращают внимание, прежде всего, на уровень развития вендора и экосистемы продукта: качество платформы, доступность компетенций на рынке, уровень партнеров, количество готовых решений. Важна и защита от уязвимостей информационной безопасности. Для заказчиков из госсектора критическое значение имеют технологический суверенитет, наличие решения в реестре российского ПО.

Однако все не так просто. «Новички делают упор на «современность», идеальный дизайн от известной арт-студии, трендовые подходы к организации баз данных и т.д. Клиентам трудно принять решение: отдать предпочтение уже обкатанным платформам или все-таки свежим приложениям и довериться новым игрокам», — говорит Константин Истомин. Сложность выбора в том, что, на первый взгляд, продукты кажутся одинаковыми: у всех есть визуальный конструктор форм, процессов, отчетов, справочников, мобильные приложения, инструменты интеграции, кроссплатформенность. «Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Нужно смотреть на нюансы, которые в реальности сказываются на совокупной стоимости владения и реализации сложных систем корпоративного уровня, — масштабируемость, стабильность, удобство обновления, поддержки доработок и т.д.», — продолжает он.

Еще одна проблема — какую платформу выбрать: универсальную или заточенную под определенные задачи конкретного бизнеса? Слабость универсальных BPM-платформ проявляется в недостаточной зрелости и готовности к стабильной работе с учетом требований корпораций по непрерывности бизнеса. Универсальность работы с процессами, на которую они изначально затачивались, усложняет реализацию этих требований.

Кроме того, важный момент — так называемая антихрупкость. Необходимо сделать так, чтобы при настройке и доработке систему случайно не «сломали». Это — крайне актуальная тема, именно в связи с широким применением в BPM-системах low-code-подходов. Снижается порог входа для тех, кто вмешивается в настройку системы — теперь это могут быть просто бизнес-пользователи, люди без специальной ИТ-подготовки.

Чем больше дается инструментов, обеспечивающих гибкость, тем больше шансов, что кто-то выведет из строя систему, совершив одно ошибочное действие. Поэтому важно найти баланс между предоставляемыми инструментами, гибкостью системы и ее устойчивостью к изменениям.

Также для заказчика важно выбрать российского поставщика, с которым он может решить разнообразные задачи и спланировать перенос массы систем, выстроить новую экосистему. Заказчики заинтересованы в минимизации затрат, связанных с различием классов ПО и необходимостью интеграции.