CNews: Как, на ваш взгляд, развивается российский облачный рынок? Насколько он отличается от мирового?
Игорь Сергеев: С моей точки зрения, российский облачный рынок ничем не отличается от мирового. Более того, во многих отраслях мы далеко не отстающие, а наоборот, опережающие. Например, в области финансов. Облачные сервисы банка «Тинькофф» во многом превосходят все, что сейчас предлагают европейские банки. Или, например, «Яндекс.Такси» – такие сервисы есть далеко не во всех странах.
Если говорить о промышленности, то здесь, наверное, мы все-таки немного отстаем. Основная причина – это боязнь изменений. Особенно это касается тяжелой промышленности, которой славился еще Советский Союз и которой славится Россия. Люди, работающие в этой сфере, достаточно консервативны и часто боятся, что кто-то сможет увидеть или украсть их данные. Они, кстати, не одиноки в этом. Такие же опасения, может быть, даже в более жесткой форме, существуют, например, в Китае. Мы знаем, что там интернет в принципе запрещен к выходу за рубеж. И поставщики облачных технологий, конечно, обязаны учитывать это.
С другой стороны, за последние полгода интерес российской промышленности к облачным технологиям существенно вырос. Насколько я знаю, на каждом крупном предприятии в непосредственном подчинении либо генерального директора, либо его заместителя появилась группа, занимающаяся большими данными и облачными технологиями. Я наблюдаю это везде – в нефтехимии, в металлургии, в любом крупном концерне.
CNews: Насколько я знаю, многие российские предприятия до сих пор используют оборудование, установленное во времена СССР, – как быть с этим?
Игорь Сергеев: Нет, я так не скажу. В России очень многие отрасли хорошо оснащены. Не буду говорить, что мы впереди планеты всей, но в таких отраслях, как нефтехимия, нефтепереработка, нефтедобыча, металлургия мы по многим показателям не уступаем развитым странам. В пищевой промышленности, которой в советские времена практически не существовало, вообще все оборудование не старше 20 лет и очень высокий уровень автоматизации.
Сегодня никому не нужна цифровизация ради цифровизации. Но если раньше можно было потратить определенную сумму на оптимизацию процессов и получить повышение эффективности на 10%, то сейчас для того, чтобы оптимизировать процесс на 1%, надо вложить существенно больше средств. И тут цифровизация и облака, как часть ее, оказались очень кстати. Ведь у них есть неоспоримые преимущества – возможность приобрести ровно столько ресурса, сколько необходимо в данный момент времени, получать актуальную информацию о состоянии производства, находясь где угодно. Более того, облака дают возможность организовать командную работу с вашими данными, включая специалистов третьих фирм, не допуская их во внутреннюю кухню компании. При этом вы можете использовать облачные приложения, уже существующие на рынке. Мы все давно этим пользуемся на бытовом уровне – например, существуют Apple Store, Google Market, библиотеки, в которых я могу что-то купить, попробовать, а потом рекомендовать своим друзьям.
Аналогичное решение, например, сейчас обсуждается Минпромторгом. Речь идет об инициативе «4.0 RU». Ее суть в том, что в авиационной промышленности за последние годы закуплено большое количество станков, эффективность загрузки которых трудно проверить. Так возникла идея биржи станков. В рамках этой инициативы рассматривается возможность передавать информацию об их загрузке в единый центр, где можно будет размещать заказы на изготовление продукции на тех станках, которые в настоящий момент свободны. И делать это предполагается с помощью облачных технологий.
CNews: Насколько распространен в промышленности интернет вещей?
Игорь Сергеев: Первый этап автоматизации промышленности заключался в установке систем управления отдельными станками или линиями. На втором этапе все это было объединено в сеть, в основном для сбора данных. При этом управлением всем этим все равно занимался человек. Затем появились автоматизированные системы, которые могли работать без участия человека. Это и есть интернет вещей. По сути, в этом нет ничего нового – просто человек изначально программирует работу устройств, а дальше они сами разбираются, какие данные и кому передавать и что с ними делать. Для меня интернет вещей – это, прежде всего, проводные или беспроводные средства приема и передачи данных, протоколы, которые позволяют это делать и «умные» участники, которые генерируют и получают данные.
CNews: Но собранные данные можно еще и анализировать….
Игорь Сергеев: Специальные исследования говорят о том, сегодня для анализа используется только 0,5% данных. Это связано, в том числе, и с тем, что эти данные лежат на разных серверах, и те, кому они могут быть полезны, не могут их получить. Например, технологические данные лежат в одном месте, конструкторские – в другом, финансовые –в третьем. Но иногда, чтобы принять решение, нужно проанализировать всю эту информацию.
Думаю, надо не бояться положить 99,5% данных в единое облако, откуда их могут брать все, кто в этом заинтересован. Конечно, соблюдая все необходимые требования безопасности. Мало того, можно еще и передать часть этих данных на аутсорсинг специализированным компаниям, которые понимают в аналитике больше, чем промышленные предприятия, и смогут выдать результаты, за которые бизнес будет готов заплатить деньги.
CNews: Что представляет собой платформа МindSphere, которую предлагает «Сименс»?
Игорь Сергеев: Мы достаточно давно используем облачные технологии для собственных потребностей «Сименс» и в какой-то момент поняли насущность появления облачной платформы для промышленного применения. В чем ее отличие от обычной? Представьте, что вы автоматизировали управление доменной печью с помощью персонального компьютера. Печь прекрасно работает, вы управляете ей, сидя в соседней комнате. И вдруг ваш компьютер завис при управлении разливом стали. Все, доменную печь надо сносить и строить новую.
Поэтому мы создали специализированную облачную систему управления, которая гарантирует, что что бы ни произошло, она доведет технологический процесс до конца и только после этого остановится. То есть аварии не произойдет. Наши основные преимущества - это высокая надежность и безотказность, при сохранении таких преимуществ, как открытость, поскольку платформа создана на базе Open Source, простота запуска и использования. Таким образом, МindSphere можно использовать, не опасаясь санкций. А подключиться к облаку и наладить работу с облачной платформой могут рядовые специалисты.
Все это дает возможность использовать облачные технологии «Сименс» как на крупных, так и на небольших предприятиях. И не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Например, в Европе сегодня серьезно думают над тем, как проконтролировать качество продукта от поля до прилавка. Мы отмечаем рост интереса к соответствующим технологиям и в России. Я знаю, что подобные услуги собирался предлагать «Россельмаш». Идея в том, что все участники цепочки, начиная, например, от производителей пшеницы и заканчивая продавцом хлеба, размещают информацию в едином облаке. А если его сделать на блокчейне, то мы получим гарантию того, что никто из участников не сможет сфальсифицировать данные.
CNews: Правильно я понимаю, что если я покупаю оборудование «Сименс», то могу управлять им, собирать данные и анализировать их, подключившись к облаку МindSphere?
Игорь Сергеев: Да. В нашем облаке есть приложения, созданные нашими партнерами – а у нас их более 100. И мы активно приглашаем других участников рынка присоединиться и размещать там новые интересные и полезные решения. С другой стороны, мы приглашаем к сотрудничеству представителей научного сообщества, студентов, аспирантов, которые могут с помощью нашего облака создавать научные работы. Фактически, мы рады любому, кто хочет принять участие в развитии нашей платформы и предложить новое интересное для промышленности приложение.
CNews: Где расположено облако?
Игорь Сергеев: Сейчас наша облачная система работает на двух видах операционных систем. Первая – это Amazon Web Services, и, к сожалению, в России не существует ЦОДов, которые бы ее поддерживали. Вторая – это Microsoft Azure. Мы рассчитываем, что уже до конца октября такая версия появится.
Microsoft Azure имеет публичную и частную версию. Частное облако разворачивают, в основном, крупные компании, которые предпочитают хранить свои данные именно в нем. И к январю 2109 года мы планируем предоставить им такую возможность в России.
Существуют также международные концерны, которые не боятся отдавать свои данные в сторонний ЦОД. Мы соблюдаем российское законодательство, поэтому первичные данные будут размещены в России, но потом заказчик сможет воспользоваться услугами публичного облака. Есть еще небольшие компании, которым нет смысла скрывать свои данные, и они также готовы воспользоваться публичным облаком. Для этих двух видов заказчиков возможны варианты – или они будут работать с нашим ЦОДом в Германии, или с российским облаком, которое будет немного дороже.
CNews: У вас уже есть работающие кейсы в Европе или других странах?
Игорь Сергеев: Примеров цифровых трансформаций на основе MindSphere уже много. Например, финский производитель грузоподъемной техники Konecranes использует аналитику данных об эксплуатации изделий (более 50 тысяч промышленных кранов по всему миру) не только для более эффективного предиктивного обслуживания, но и для улучшения и оптимизации конструкции. Информация о работе крана собирается более чем 30 датчиками, установленными в изделии, и попадает в платформу MindSphere. Результаты анализа эксплуатационных данных в комбинации с информацией о местоположении и применении кранов учитываются PLM-системой Teamcenter и помогают обновлять цифровую модель (двойник) изделия. В результате оптимизируется конструкция и эксплуатационные характеристики продукта.
Другой пример – реализация системы превентивного обслуживания холодильных агрегатов и чиллеров серии Blue e+ компании Rittal на базе специализированного приложения MindSphere. Данные от оборудования (температура, напряжение, другие параметры состояния) передаются в платформу MindSphere и используются для контроля состояния установленных систем и управления сервисным обслуживанием. За счет перехода к обслуживанию по состоянию обеспечивается повышение коэффициента эксплуатационной готовности оборудования и достигается снижение затрат на эксплуатационную поддержку и сервисное обслуживание на 30%.
Один из лидеров по производству сложных металообрабатывающих центров и станков с ЧПУ компания Heller Maschinen und Technologie AG (Heller) поставила задачу обеспечить новый уровень мониторинга и обслуживания продукции для своих заказчиков. В качестве платформы мониторинга Heller выбрала решение Siemens MindSphere. Благодаря готовым программным агентам, встроенным в ЧПУ Sinumerik, интеграция с платформой MindSphere стала бесшовной. Для обеспечения непрерывного мониторинга станочного оборудования было создано специальное приложение Heller4Services, которое доступно заказчикам онлайн в магазине приложений MindSphere Store. Приложение позволяет снизить затраты на обслуживание станка в течение всего его жизненного цикла. На основе постоянного анализа состояния сложной механической системы приложение предлагает сервисные мероприятия, которые предотвращают сбои и связанные с ними дорогостоящие простои. Новая цифровая услуга обеспечивает обзор состояния парка машин и анализ данных за любой период времени, а также синхронизацию данных о фазах процесса производства с сообщениями об ошибках, которые произошли.
CNews: Как вы планируете развивать платформу в ближайшие годы?
Игорь Сергеев: Идей очень много. Вы помните, я говорил про «4.0 RU» – возможность получения информации о загрузке станков. А таких станков в России около 25 000. Понятно, что для того, чтобы реализовать это, потребуется немало времени, но зато какой экономический эффект можно получить!
Еще одна идея – создать решение для горно-обогатительных комбинатов. Во-первых, систему, которая сможет контролировать местоположение самосвалов, перевозящих руду на их территории. Ведь каждый такой самосвал везет не менее 70 тонн, и их простой обходится очень дорого. Во-вторых, систему, которая будет контролировать техническое состояние самосвала для предупреждения поломок. И в-третьих, аналитическую систему, которая поможет минимизировать количество самосвалов, сократить число их ремонтов, оптимизировать заказ запчастей и так далее.
Про идею контролировать качество попадающих на прилавок продуктов на всех этапах их производства я уже рассказывал.
Несколько идей мы уже реализовали. Существует понятие zero-building – это энергоэффективное здание, в котором ни одна теплокалория не пропадает зря. Известно, что очень часто мы отапливаем улицу. «Сименс» предлагает владельцам недвижимости, особенно расположенной в разных концах города, воспользоваться облаком для контроля этого процесса.
И конечно, мы занимаемся анализом работоспособности турбин. Они работают в разных местах, и получение информации с установленных на них датчиков позволяет планировать ремонты и своевременно заказывать запчасти. Кстати, аналогичное решение, правда, не на базе МindSphere, поскольку эта платформа пока не работает в России в полную силу, реализовано на Московском центральном кольце для «Ласточек» и для «Сапсанов». «Ласточка» кружит по кольцу и в какой-то момент едет в депо. В этот момент она отправляет по беспроводной связи информацию о своем техническом состоянии, и к моменту ее приезда там уже находятся специалисты с необходимыми запчастями.
CNews: Насколько дороги такие решения? И что вы можете посоветовать бизнесу, который решил начать цифровую трансформацию?
Игорь Сергеев: Такие решения существенно удешевляют и ускоряют процесс производства. Вы знаете, как производится самолет? Сначала конструктор рисует его на бумаге. Потом делается макет и начинаются его испытания в аэродинамической трубе. В ходе испытаний собирается информация с множества датчиков, которые установлены на макете. Затем эта информация анализируется и макет корректируется. Это очень сложный и дорогой процесс. А теперь представьте, что вместо макета создается цифровой двойник самолета, а испытания в аэродинамической трубе моделируются на компьютере. Это в разы дешевле и эффективнее.
И все это происходит в облаке, потому что сегодня не существует ни одного сложного устройства, которое производится на одном предприятии. Облако дает возможность людям, находящимся не только в разных городах, но и разных странах, работать параллельно.
CNews: Есть ли подобные решения у ваших конкурентов?
Игорь Сергеев: К счастью или к сожалению, пока конкурентов, которые могут предложить подобную платформу, немного. Основной из них – General Electric, который создал облако раньше, чем «Сименс», но использует его, в первую очередь, для внутренних нужд для обслуживания турбин.
Есть еще облака, которые предлагают компании, далекие от промышленности. Но им не всегда хватает компетенции для создания систем автоматизации, правильной работы с данными. У «Сименс» есть высококвалифицированные специалисты во всех отраслях промышленности, которые умеют работать с умными данными. Кроме того, я уже упоминал о простоте и открытости нашей платформы, что тоже очень важно. Еще один плюс «Сименс» – это огромный опыт автоматизации и наличие специалистов, которые уже на первом этапе могут помочь в разработке специализированных приложений.