Спецпроекты

Инвестиционные предпочтения банкиров: риски, анализ клиентов и «мобилизация»

Инвестиционные предпочтения банкиров: риски, анализ клиентов и «мобилизация»

По оценкам аналитиков, в ближайшие два-три года среди приоритетов кредитных организаций по-прежнему будут развитие риск-менеджмента и кредитного скоринга, вопросы продвижения новых продуктов и услуг. При их решении банки отдают преимущество «коротким» ИТ-проектам со сроком возврата инвестиций не более года.

По прогнозам аналитического агентства Ovum, в следующие 4 года мировые инвестиции банков в ИТ возрастут почти на 20%, и в 2018 г. достигнут $150 млрд. Среднегодовой рост затрат оценивается в 4,3%. И, хотя аналитики Ovum не приводят статистики по России, основные участники рынка уверены, что тренд затронет и отечественные кредитные организации. «За последнее время банки стали больше вкладывать в технологии. Изменилась даже терминология в отношении ИТ-бюджетов: вчера это были «ИТ-расходы», а сегодня – «ИТ-инвестиции». По моим оценкам, за последние годы на ИТ выделяется на 20–30% больше средств, чем ранее, – приводит цифры Ольга Рубцова, заместитель генерального директора по работе с финансовым сектором «Техносерв Консалтинг». – Связано это с тем, что банки обладают обширным ИТ-ландшафтом, который по-прежнему во многом образуют устаревшие системы, в том числе и собственные разработки».

Сиюминутные интересы

Несмотря на то, что с каждым годом бюджет банков на содержание и развитие ИТ увеличивается, многие из них к этому типу затрат подходят осторожно и предпочитают не вкладывать средства в долгосрочные проекты. «Эффективность инвестиций ежегодно повышается, отбрасываются нерентабельные проекты и те, которые сложно обосновать, что позволяет банкам фокусироваться только на приоритетных задачах», – говорит директор проектного офиса «Астерос Консалтинг» Алексей Гришин. По словам Константина Усаковского, заместителя директора по развитию бизнеса компании «АйТи», на второй план отходят проекты, экономический эффект от которых не так заметен. Например, внутренние проекты подразделений или технологии, упрощающие деятельность.

Многие финансовые организации предпочитают не начинать крупномасштабных и длительных проектов, стремясь нивелировать финансовые риски. По-возможности их сегментируют, разделив на несколько более мелких задач. «Большинство банков ориентируется на проекты, срок возврата инвестиций которых не превышает одного года, – говорит Ольга Рубцова. – Причин этому несколько. С одной стороны, начинать долгие проекты рискованно в текущих экономических условиях и при понижении прогнозов темпов развития российской экономики в будущем. Кроме того, ситуация в банковской индустрии настолько динамична, что долгосрочные проекты через некоторое время после запуска могут оказаться нецелесообразны. Финансовые организации же стремятся держать руку на пульсе и внедрять только те ИТ-системы, которые позволят им не отстать от конкурентов и принесут ощутимый результат в ближайшее время».

При этом динамика инвестиций, масштабы и сроки проектов сильно варьируются в зависимости от размера кредитной организации, а также ее финансового состояния. «Потребности и требования у крупных и малых банков различаются существенно – с ростом размера банка, обширности сети филиалов, дополнительных офисов и количества сотрудников растут требования к производительности программного обеспечения, серверного оборудования и сетей передачи данных, – делится мнением Эллиот Гойхман, начальник департамента информационных технологий МДМ Банка. Немаловажную роль играет состояние ИТ-инфраструктуры. «Строительство ИТ-инфраструктуры существенно дешевле, чем ее модернизация, так как при модернизации необходимо выполнять работы в уже действующем ландшафте, не прерывая работу банка, – говорит Дмитрий Демидов, руководитель департамента CRM компании «Норбит». – Как правило, это требует существенно большего объема работ при проектировании и развертывании ИТ-решений».

Управление рисками

С 2014 г. российские банки стали рассчитывать новые нормативы ликвидности и достаточности капитала, в соответствии с требованиями Базельского комитета. На практике нововведение потребовало пересмотра и модернизации систем риск-менеджмента банков. Сегодня банки вынуждены собирать и анализировать дополнительные данные о клиентах (их хозяйственной деятельности) из различных источников, чтобы в итоге предложить наилучшие продукты и условия с учетом всех рисков. В связи с этим на первый план вышли технологии больших данных. «Полагаю, что тренд последних лет не изменится. Сохранится повышенный интерес к исследованиям в области больших данных, управлению рисками и анализу поведения клиентов», – говорит Мария Архипова, старший вице-президент по информационным технологиям и сопровождению банковских операций «Ренессанс Кредит».

По оценкам представителей банков и интеграторов, в 2015 г. банки сохранят относительно высокие расходы на информационные технологии и структуру бюджетов. «ИТ-бюджеты будут распределяться в ближайший год так же, как и в текущем. В число наиболее востребованных технологий войдут системы ДБО. По мере того, как банки постепенно осваивают эту область, они готовы к переходу на следующую ступень – построению omni channel. Пока еще в отделении клиент может получить большее число сервисов, чем с помощью интернет-доступа или мобильного банка. Но разрыв в возможностях обслуживания в отделении и по каналам ДБО будет постепенно стираться, – не сомневается Ольга Рубцова. – Для банков это способ существенно сократить свои расходы на поддержку клиентов, что в масштабах бизнеса даст колоссальную экономию».

Также, по мнению эксперта, в топе самых актуальных ИТ-решений для банков останутся системы сбора задолженностей и кредитного конвейера. Среди основных факторов, стимулирующих спрос банков на этот тип решений, аналитики называют рост плохих долгов, объем которых за последний год почти удвоился.

В ИТ-бюджете банков львиную долю расходов составляют затраты на закупку и внедрение ПО. «Очень укрупнено наш инвестиционный бюджет делится следующим образом: до 50% – это работы по развитию (проектирование, разработка, тестирование), оставшиеся 50% – примерно поровну распределяются между лицензиями на новое ПО и закупкой инфраструктурного оборудования», – рассказывает Мария Архипова.

Продвижение продуктов и услуг

Значительная доля издержек на ПО приходится на автоматизацию работы с клиентами и предложения им новых банковских продуктов и услуг. По мнению аналитиков, лидером затрат уже не первый год остается направление внедрения/модернизации АБС, которая позволяет получить информацию об использовании клиентом тех или иных банковских продуктов. «Для МДМ Банка инвестиции в поддержку и доработку ПО продиктованы в том числе стратегическим движением в направлении консолидации АБС, требующих существенных вложений, – поясняет Эллиот Гойхман. – Мы ожидаем, что процентное соотношение ПО и «железа» будет меняться в ближайшие два года по мере завершения проектов консолидации АБС».

Данные из АБС могут быть переданы в другие системы и использованы для анализа поведения клиентов. При изучении клиентов и формировании предложений одно из важнейших мест наряду с большими данными занимает CRM. «Наш ИТ-бюджет делится примерно пополам на специфичные для банков решения, такие, как АБС, и на системы «общего назначения»: CRM, безопасность, бизнес-аналитику», – комментирует Юрий Соловкин, начальник управления организации проектов банка «Интеркоммерц».

Дистанционное обслуживание

В последние годы банки уделяют повышенное внимание дистанционному обслуживанию и продажам на базе мобильного и интернет-банкинга. «Акцент смещается на предоставление информации в сжатом, удобном виде для быстрого принятия решений и возможности быстрой оплаты услуг, – делится мнением Мария Бар-Бирюкова, руководитель департамента CRM «Корус Консалтинг». – Соответственно, развиваются мобильные приложения, позволяющие сканировать штрих-коды, QR-коды, растут объемы бесконтактных платежей».

В 2013 г. аналитическим агентством Markswebb Rank & Report было проведено исследование эффективности сервисов мобильного банкинга физических лиц. Согласно его результатам, лучшим среди приложений для iPhone по функциональности и удобству стал мобильный банк «Тинькофф Кредитные Системы». Что касается приложений для Android, лидером был признан Альфа-Банк.

Позиция в рейтинге Банк
1 Альфа-Банк
2–3 Московский Индустриальный Банк
2–3 Номос-Банк
4 Тинькофф Кредитные Системы
5 Эlixir (Бинбанк)
6–7 ПриватБанк
6–7 Промсвязьбанк
8 ОТП Банк
9 Связной Банк
10 ЮниКредит Банк

Источник: Markswebb Rank & Report, 2013

Как свидетельствует исследование, чаще всего пользователи мобильных приложений просматривают выписки по счету и историю операций. При этом наиболее популярны следующие категории платежей: оплата услуг мобильной связи и интернета, коммунальных услуг.

Развитие филиальной сети

Помимо инвестиций в развитие каналов дистанционного обслуживания клиентов, банки уделяют повышенное внимание филиальной сети. В конце 2013 года в тройке лидеров по числу филиалов были Сбербанк, Россельхозбанк и банк «Восточный экспресс». В десятку вошел ВТБ 24: за второе полугодие 2013 года было открыто 287 новых точек, за аналогичный период «ХКФ Банк» прирос 69 подразделениями. «Банки будут продолжать осуществлять самые большие в мире инвестиции в ИТ-сферу. Прежде всего, будет наблюдаться рост вложений как в развитие онлайн- и мобильного банкинга, так и в модернизацию банковских отделений», – утверждает Дмитрий Демидов.

Банк Общее число на 29 ноября 2013 г. (шт.) Общее число на 21 августа 2013 г. (шт.) Изменение (шт.) Филиалы (шт.) Дополнительные офисы (шт.) Операционные офисы (шт.) Опер. кассы вне кассового узла (шт.)
1 Сбербанк 18 107 100 11 927 675 5 405 0 0
2 Россельхозбанк 1 598 1 588 10 78 1 446 62 7
3 Восточный экспресс 1 462 1 540 -78 8 291 1 163 0
4 ХКФ Банк 1 242 1 173 69 7 250 943 0
5 ВТБ 24 1 033 746 287 49 436 530 9
6 Росбанк 628 628 0 14 256 340 13
7 Альфа-Банк 595 569 26 7 214 104 11
8 Московский областной Банк 588 585 3 25 440 122 1
9 УБРиР 483 440 43 13 138 164 7
10 Уралсиб 442 450 -8 21 269 113 36

Источник: РБК.Рейтинг, 2013

Перейти к полной таблице

Один из способов обеспечить равный уровень обслуживания клиентов в регионах, а также сократить время и издержки на развертывание инфраструктуры в новых филиалах – внедрение облачных технологий и виртуализации. При их использовании экономия достигается за счет оптимизации затрат на приобретение дорогостоящих активов, например, сетевого оборудования, серверов и рабочих станций.

Виктория Холина

Вернуться на главную страницу обзора