Спецпроекты

Передний край автоматизации торговли

Наука Бизнес Техника
Мировая индустрия розничной торговли переживает подъем. Растут сети магазинов, обостряется и без того достаточно сильная конкуренция. Эти же процессы активизировались у нас, в России. И здесь автоматизация торговли выходит на передний план среди задач первостепенного значения и обретает вес существенного конкурентного преимущества. В Москве, например, многие жители «спальных» районов в последнее время сталкиваются с проблемой выбора: в какой из супермаркетов, расположенных по соседству, пойти за покупками?

Российским ритейлерам тоже несладко. Теперь им приходится конкурировать не только с соотечественниками, но и с западными коллегами: германский METRO, французский Auchan, а теперь вот и американский WallMart «слетаются» на относительно девственные, с их точки зрения, российские угодья.

Довольно низкая рентабельность, высокая конкуренция и капризные, избалованные покупатели, искренне убежденные, что именно они всегда правы, заставляли зарубежные компании годами и десятилетиями оттачивать технологии продаж, выгадывая буквально на всем.

Потребность в интеграции пакетов ПО

В новых конкурентных условиях нашим отечественным торговым сетям, по существу, только приступившим к комплексной автоматизации, приходится нелегко. Утешает разве, что опыт коллег из развитых стран — своеобразное наглядное пособие на тему «как избежать болезней роста».

Разумеется, Россия — это не Америка десятилетней давности, и чужой опыт воспринимается критически; но это не умаляет его практического значения.

ПО для розничной торговли
(основные программные продукты, используемые в крупных розничных сетях)

Front-office, системы торгового зала Back-office
  • Система поддержки POS-терминалов (Point Of Sale)
  • Система учета времени и посещаемости (Time and Attendance)
  • Система предотвращения потерь (Loss prevention)
  • Система управления финансами
  • Система управления персоналом
Головной офис Управление цепочками поставок (SCM)
  • Система планирования и управления продвижением товаров (Merchandise planning and management)
  • Система управления ценами (Pricing and promotions management)
  • Система прогнозирования спроса
  • Система планирования ассортимента
  • Система оптимизации использования торговых площадей (Space optimization)
  • Система управления запасами (Inventory management)
  • Система управления заказами (Replenishment management)
  • Система управления перевозками (Transportation management)
  • Система управления складом (Warehouse management)
  • Система работы с поставщиками (Supplier sourcing)
  • Система управления взаимодействием в цепочке поставок (Supply chain collaboration)

Источник: AMR Research inc.

Дмитрий Слиньков: «Ритейл – это отрасль экономики, где максимально оперативный анализ необходим, как воздух»

 Дмитрий Слиньков
Причины востребованности тех или иных аналитических инструментов отечественными ритейлерами для CNews комментирует Дмитрий Слиньков, партнер компании «КОРУС Консалтинг»

Дмитрий Слиньков: Постановка вопроса таким образом, что отечественные ритейлеры пока не осознают свою потребность в аналитических инструментах, в корне неправильна. Ритейл – это практически единственная отрасль экономики (пожалуй, за исключением еще телекома), где максимально оперативный анализ необходим, как воздух. При существующих объемах бизнеса ведущих российских – не говоря уже о западных – розничных операторов повышение, например, закупочной цены на долю процента может обернуться серьезными убытками для торговой сети. А повышение розничной цены на ту же долю процента может обернуться потерей покупателей, которые уйдут к конкуренту. Добавьте сюда еще большую территориальную распределенность сетей, региональные особенности покупательского спроса… Соответственно, анализ, анализ, и еще раз анализ.

Поэтому уместно, на наш взгляд, говорить о том, что у ритейлеров пока нет четкого понимания, какие именно инструменты оптимальны для осуществления полного и оперативного бизнес-анализа.

Вообще же, если посмотреть на ситуацию с точки зрения руководителя торговой сети, ему абсолютно все равно, чем он пользуется – ERP-системой, BI-системой или Excel. Его интересует не то, посредством чего он получает отчеты с необходимыми ему данными, а то, что он их получает, и получает вовремя.

BI – это для руководителя. Нельзя доверить внешнему консультанту свой образ мысли. А управление бизнесом – это то, как его видит собственник, это его решения, основанные на его умозаключениях. Поэтому в процессе выбора системы основной акцент должен делаться не на технологии, а на то, как реально они могут помочь топ-менеджерам в управлении бизнесом, как могут выразить их мысли. BI для них – это просто аббревиатура. И пока им будут пытаться продать эту аббревиатуру, за которой не стоит ничего, кроме голых технологий, они будут относиться к нему скептически.

Однако возможен также и другой подход – показать топ-менеджеру, собственнику, какие действительно актуальные для них задачи можно решить с помощью конкретного инструмента. И тогда к осознанию важности бизнес-анализа добавится также понимание того, какие именно инструменты лучше всего подходят для его осуществления.

CNews.ru: Спасибо.

Одним из величайших достижений последних лет можно считать разработку действенных подходов к интеграции названных приложений.

Еще сравнительно недавно, чтобы заставить перечисленные пакеты работать вместе, необходимо было создать интерфейс между каждыми двумя взаимосвязанными приложениями. И это при том, что торговая сеть может состоять из тысяч магазинов, разбросанных по всем континентам земного шара, как, скажем, в случае с WallMart.

Задача интеграции сильно упрощалась в случае, когда вся КИС компании была построена на основе продуктов одного производителя — либо сторонней фирмы, либо собственной команды разработчиков. В то же время такое было возможно далеко не всегда. Собственный проект разработки может позволить себе далеко не каждое предприятие, а готовые системы с трудом поддаются адаптации.

Опросы, регулярно проводимые консалтинговыми компаниями среди CIO крупных ритейлеров, показывают, что лишь немногих удовлетворяет уровень гибкости предлагаемых комплексных решений: производители редко учитывают специфику отдельных отраслей торговли, различия в форматах магазинов и т.п.

Кроме того, далеко не все технологические новинки мгновенно интегрируются в крупные решения вроде SAP Retail или Oracle: должно пройти время, чтобы они доказали свою жизнеспособность. В то же время ритейлеры не хотят, да и не могут пассивно наблюдать, как другие получают дополнительную прибыль благодаря очередной новинке вроде последней системы прогнозирования спроса.

От интеграции приложений к их эффективному взаимодействию

КИС, целиком построенная из модулей одного производителя, — большая редкость. Даже компании, имеющие собственные подразделения разработки ПО, время от времени вынуждены покупать специализированные пакеты для автоматизации отдельных операций, и интегрировать их в свои информационные системы.

HRM от PeopleSoft, логистика от SAP, CRM от Siebel — таков весьма распространенный подход к выбору ПО по принципу «best-of-breed», то есть использование наиболее подходящего приложения из имеющихся на рынке на каждом участке бизнеса.

Все это заставляет вспомнить об эпохе «лоскутной» автоматизации — однако, в отличие от прежних, современные «лоскутные» системы могут быть достаточно эффективно «спаяны» в единую среду.

Такое «сращивание» достигается благодаря использованию технологий интеграции бизнес-приложений (EAI — Enterprise Applications Integration), базирующихся на веб-технологиях коллективного доступа к данным.

Собственно, речь здесь идет уже не об интеграции, а об эффективном взаимодействии (interoperability) различных приложений в рамках единой платформы.

Владимир Демин: «Постановка регулярного менеджмента - пока главная трудность российских компаний»

Владимир Демин: «Постановка регулярного менеджмента - пока главная трудность российских компаний» 
Управленческие преобразования и связанные с ними задачи и решения по автоматизации розничной торговли для CNews.ru комментирует Владимир Демин, президент компании Columbus IT Partner Russia

Владимир Демин: Действительно, сейчас развитие розничной торговли в России напоминает бум. Это вполне оправдано - с оживления и развития торговли начинается восстановление и рост всей экономики. Такой путь прошли все развитые страны; по нему идет и Россия, следовательно, мы можем предугадать тенденции в развитии торговли, ожидаемые в будущем, и то, что же нужно сейчас.

То, чем «болеет» Запад, необязательно необходимо и у нас. Рынок розничной торговли на Западе во много раз более насыщен и конкурентен, чем в современной России. Это и обуславливает востребованность там технологий, позволяющих выжимать буквально проценты эффективности. Российский рынок другой, он далек от насыщения, что обуславливает другие потребности.

В первую очередь, необходима постановка регулярного менеджмента в компании. В сетевой рознице эта потребность возводится в квадрат. Главное отличие от потребностей западных сетей в том, что фокус управленческих преобразований направлен на структуризацию и формализацию операционной деятельности, а не на выработку суперэффективной управленческой модели. Работа по повышению эффективности – это второй этап, когда есть и работает система. Постановка регулярного менеджмента - пока главная трудность российских компаний. Многие бурно росли в последние годы, что требовало других качеств от управленцев, нежели современная фаза регламентного механизма хозяйственной деятельности.

Задача осложняется и тем, что менеджеров, способных эффективно работать в четкой структуре, невероятно мало - самые талантливые привыкли обеспечивать рост и совершать прорывные действия, что в процедурной системе хозяйствования даже опасно.

Органичным решением такой задачи может стать изучение опыта лидеров розничных операторов в России, которые смогли перейти к структурной организации труда и внедрить работающие у них технологии. Здесь ИТ-системы дают хороший шанс быстрого освоения новых методов работы, но это не тонкие системы, для «выжимания» процентов эффективности. Скорее, решается задача внедрения целостной корпоративной структуры, где главное - сама возможность эффективного управления крупной сетью в период установившегося рынка. Такое направление развития хорошо заметно, и наша компания сформировала несколько индустриальных шаблонов для розницы (Retail Manager for Axapta и Distribution Center Management for Axapta), они пользуются просто ажиотажным спросом. С помощью этих систем компании получают возможность не только изучить опыт лидеров отечественного рынка розницы и внедрить его у себя, но и сделать это в 2-3 раза быстрее, чем необходимо на разработку подобных комплексов с нуля.

CNews.ru: Спасибо.

Значительное количество отраслевых решений (достаточно упомянуть IBM Websphere for Retail или решения на базе Microsoft BizTalk) позволяет торговым предприятиям не только создавать эффективно работающие информационные системы из модулей различных производителей, но и налаживать быстрое и качественное взаимодействие созданных КИС с системами своих клиентов и партнеров.

Эволюция продуктов класса BI:
дорога к новому «буму»?

Второй «прорыв», благодаря которому сегодня активно развиваются информационные системы торговых предприятий, — это эволюция продуктов класса BI (Business Intelligence), которые и в трудные для IT-проектов годы кризиса ухитрились показать существенный рост продаж.

Все большее число предприятий торговли использует эти средства для анализа того огромного количества данных, которое накапливается в их информационных системах. Пакеты, предлагаемые лидерами — Microsoft, SAP, Oracle, Cognos Inc, Hyperion, SAS, Comshare Inc. (Geac), — достаточно универсальны и могут применяться для обработки практически любой информации — от финансовых транзакций до статистики посещаемости магазинов.

Кроме анализа табличных данных, BI-приложения обладают средствами для генерации расширенной отчетности, а также широкими возможностями для обработки неструктурированной информации — документов, отчетов, публикаций. Последнее особенно важно для анализа рынка и управления ценами.

Однако, несмотря на всю привлекательность пакетов EPM (Enterprise Performance Management — другое название того же, по существу, ПО), казалось бы, идеально подходящих для поддержки принятия решений, процент неудачных внедрений, в том числе и в торговле, у них не меньше, чем у ERP-систем. Объясняется это просто: как и ERP, BI-системы — всего лишь инструмент, ключевым критерием эффективности которого остаются умение и желание менеджеров предприятия использовать их.

По-видимому, перечисленные факторы привели к тому, что большей популярностью среди ритейлеров пользуются готовые отраслевые решения. Именно в них реализуются конкретные функции анализа и управления: оптимизация цен и ассортимента, прогнозирование спроса. Существует довольно много компаний, успешно продающих такие решения. Здесь стоит упомянуть американские Retek, KhiMetrics, DemandTec, 4R Systems, ProfitLogic.

Обилие статей в торговой периодике, посвященных упомянутому классу программ, свидетельствует об интересе, проявляемом к аналитическому ПО розничными сетями. Прогнозируемый же Gartner Group рост IT-бюджетов позволяет предположить, что этот интерес вскоре способен превратиться в настоящий бум. По данным, приводимым IDC, уже более 30% компаний пользуются такими средствами анализа, еще больше (около 50%) рассматривают возможность приобретения этих программ в ближайшем будущем.

Среди причин, побуждающих торговые предприятия присматриваться к технологиям BI, аналитики выделяют две основные. Во-первых, это сравнительно быстрый возврат инвестиций. По статистике Meta Group, аналитические программы окупаются в среднем за полтора-два года. Во-вторых — резко растущие масштабы торговых сетей.

Рынок присматривается к опыту «пионеров»

Аналитические инструменты, по словам их создателей и продавцов, способны заменить руководителю компании интуитивное «видение», которое оказывается бессильно в условиях информационных перегрузок, вызванных ростом предприятия. В сущности, победное шествие этих систем по индустрии розничной торговли останавливают сейчас два фактора. В первую очередь, цены, которые нельзя назвать доступными, а также «незрелость», то есть сравнительная молодость компаний, поставляющих подобные решения.

Можно сказать, что пока рынок присматривается к результатам их использования наиболее смелыми «пионерами». Эти результаты впечатляют: скажем, по данным нескольких компаний, использование ПО для «тонкой настройки» цен позволяет увеличить валовую прибыль на 5-15%.

В условиях кризиса быстрый возврат инвестиций становится ключевым фактором для выбора новых проектов. Что касается крупных «корпоративных» систем, включающих модули управления финансами, HRM, SCM, CRM, — они никогда не были «чемпионами по скоростной окупаемости». Напротив, обычно при внедрении крупного пакета, затрагивающего работу нескольких подразделений и многих сотрудников, на предприятии сперва наблюдается более или менее кратковременный спад.

Внимание! CNews.ru предлагает исследовательский отчет «Автоматизация розничных торговых сетей по продаже продуктов питания в России». В аналитическом исследовании РБК дается подробное описание актуального состояния рынка автоматизации продовольственных супермаркетов в России. Эксперты анализируют основные тенденции, характерные для данной отрасли, рассматривают перспективы развития сетей супермаркетов в России.

На 130 страницах отчета приводятся данные по объему рынка ИТ в торговле и его структуре (включая основных игроков и решения), а также профили основных системных интеграторов, описания базовых систем автоматизации и профили 39 торговых сетей.

Заказать исследование или получить более подробную информацию можно здесь.

Вероятность провала проекта тем выше, чем он крупнее. Скажем, крупнейшая американская розничная сеть Kmart Corp в 2001 году вынуждена была остановить проект внедрения SCM-системы, на который в общей сложности ушло четыре года и около $130 млн. Система, по словам представителя компании, «просто не выполняла ту работу, для которой была предназначена». Подобную эпитафию можно было бы начертать на останках многих проектов внедрения корпоративного ПО.

Через тернии к сокращению сроков исполнения заказов

Но обойтись без системы управления цепочками поставок в современной американской торговле, оказывается, уже невозможно! Подобные тенденции отчетливо проявляются и в других странах с развитыми или активно развивающимися торговыми сетями. Сокращение сроков исполнения заказов — ключевой фактор для привлечения новых клиентов, а главное — для удержания существующих. Кроме того, без такой системы становится бессмысленным использование аналитических средств: что толку прогнозировать спрос, если существующая система логистики не в состоянии быстро обеспечить его удовлетворение? Поэтому все большее количество компаний стремится овладеть новыми «магическими» инструментами.

Для Америки вопрос с ИТ-технологиями сокращения сроков исполнения заказов, по-видимому, решен, и этот путь претендует на статус «столбовой дороги»: торговля без веб-технологий скоро станет попросту невозможна. Сейчас активно растет число компаний, использующих для поиска поставщиков электронные биржи заказов; крупные ритейлеры, вслед за WallMart, устанавливают стандарты, которым обязаны следовать их поставщики. Все это ведет к тому, что скоро торговая компания, не обладающая инструментами для закупок в интернете, будет выглядеть в Америке столь же дико, как, скажем, офис без телефона. По данным Forrester Research, 78% компаний так или иначе используют Сеть для приобретения товаров. В Европе подобных компаний примерно вдвое меньше, но прослеживаются те же тенденции (правда, Европейское содружество пока еще крайне неоднородно, и для различных стран этот показатель колеблется в довольно широких пределах: от 50% в Германии до 7% в Португалии).

Предприятия, производящие закупки через интернет

США Европа
США Европа
Данные по непроизводственным компаниям за 3 квартал 2003 г.
Источник — Forrester Research
Данные по компаниям розничной торговли за 2002 г.
Источник — Ebusiness-watch.org

Под флагом экономии и перераспределения ресурсов

Разумеется, бессмысленно говорить о воcтребованности того или иного из перечисленных программных инструментов в торговле в отрыве от ситуации на рынке. Последние три года прошли для CIO крупных торговых сетей, как и вообще для большинства СIO в мире, под знаком экономии.

Неблагоприятная ситуация в мировой экономике привела к тому, что многие крупные проекты внедрения ПО оказались заморожены, а ИТ-бюджеты — урезаны. В таком положении средства выделялись лишь на самое насущное. В то же время кризис, благодаря обострившейся конкуренции, сыграл роль катализатора для развития высокотехнологичных решений. Более того: он превратил эти решения из дорогостоящих игрушек в инструмент бизнеса, без которого ритейлерам становится все труднее выжить — ИТ-решения позволяют получить дополнительную прибыль за счет экономии и перераспределения ресурсов.

Кризис позади, — что дальше?

Но теперь, судя по всему, кризис для IT-отрасли остался позади. Gartner Group опубликовала довольно оптимистичный прогноз, предсказав 6%-ный рост затрат на автоматизацию бизнеса в 2004 г. (и почти такой же прирост в следующие 3 года). Forrester Research публикует результаты опроса CIO американских компаний, отвечающих на вопрос: каким будет IT-бюджет вашей компании в 2004 году по сравнению с 2003. Его результаты говорят за себя (см. диаграмму ниже).

Прогноз изменения IT-бюджетов американских компаний на 2004 г.

Прогноз изменения IT-бюджетов американских компаний на 2004 г.

Источник — Forrester Research

Если руководствоваться приведенными выше данными, то большинство CIO исполнены оптимизма. Правда, в вопросе «на что будут потрачены эти 2,45 триллиона долларов?» — а именно таков, по прогнозам Gartner Group, должен быть совокупный мировой IT-бюджет, — единодушия у экспертов нет. Большинство ритейлеров, помимо поддержания существующей инфраструктуры, скорее всего, собирается тратить деньги в основном на обновление и усовершенствование front-end-систем, то есть именно того оборудования и ПО, которое непосредственно взаимодействует с покупателями.

Программы интеграции бизнес-приложений, как и аналитические инструменты для управления производительностью, все еще достаточно дороги, и хотя их популярность продолжает расти, в следующем году, по прогнозам Gartner Group, она не достигнет своего пика. Значит, в верхних строках ритейлерских бюджетов окажутся беспроводные технологии, новейшие POS, средства радиочастотной идентификации (RFID). Именно в этих областях компании надеются получить не просто конкурентное преимущество, а такое отличие от конкурентов, которое покупатели просто не смогут проигнорировать. А ведь покупатели — кризис там, или не кризис — всегда правы…

Дмитрий Калмыков / CNews.ru


Взгляд месяца

Самая непростая ситуация — с импортозамещением СУБД

Денис Терещенко

заместитель руководителя ФТС

Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста