Спецпроекты

На страницу обзора
Зачем операторам нужны мессенджеры
По мере того как мобильные телефоны становятся «умнее» и различные компании разрабатывают свои средства обмена сообщениями, возникает риск снижения популярности SMS и MMS. Поэтому операторы предпринимают самостоятельные шаги для сохранения рынка.

Развитие социальных сетей, увеличение скоростей доступа к интернету, особенно мобильному, и ряд других тенденций обусловили неуклонное стремление современного мира к постоянному общению в электронном виде. Однако если раньше люди не имели другого выхода кроме простых в использовании, но достаточно дорогостоящих SMS, а чуть позже – и MMS, то сегодня выбор оказывается более чем широким. Только в официальных магазинах приложений Apple и Google можно найти десятки различных мессенджеров, которые позволяют отправлять сообщения абсолютно бесплатно, причем ряд из них связан с социальными сетями, а некоторые имеют полноценного клиента для настольных систем, обеспечивая непрерывность и доступность общения с любого устройства.

Продажи смартфонов и планшетов в России, млн штук

prodazhi_smartfonov_i_planshetov.png

Источник: «Связной», 2014

Стимулирует переход на мессенджеры и рост популярности смартфонов на основных платформах – Android, iOS и Windows Phone. Они позволяют установить практически любой мессенджер или даже несколько программ для обмена сообщениями, а выгодные тарифы на широкополосную передачу данных современных операторов делают использование мессенджеров еще более комфортным.

Кросс-платформенность

Однако для полноценного общения при помощи мессенджера необходимо, чтобы все друзья, родственники, знакомые и коллеги использовали тот же самый формат обмена сообщениями. И если SMS принимает любой телефон, даже простейшие модели, которые специально приобретают для плохо видящих пожилых людей, то большинство современных мессенджеров не обладает совместимостью. Послать сообщение на Skype можно только через Skype и не каждый смартфон может отправить письмо с видеофайлом или корректно отобразить графику в сообщении. Поэтому пользователям приходится периодически возвращаться к старым добрым SMS и MMS.

Универсальность и простота данных сервисов активно используется операторами для сохранения прибыльности данного сегмента бизнеса. Так, несмотря на разговоры о снижении рентабельности этого рынка, выручка МТС от услуг передачи сообщений показывает положительную динамику. В частности, третий квартал 2013 г. показал рост почти на 7% в годовом исчислении (более свежие данные компания не раскрывает).

Такая динамика обусловлена тем, что сотовая копания предоставляет пользователям выгодные пакетные тарифы, при которых абоненты получают сразу целый набор услуг. И тот факт, что за SMS не нужно платить отдельно, оказывает свое психологическое воздействие и сводит на нет преимущества мессенджеров с точки зрения экономии средств. Как отмечают представители компании МТС, сегодня владельцы смартфонов, на которых, как правило, установлены мобильные мессенджеры, являются самой широкой аудиторией пользователей мобильного интернета в России. Почти половина интернет-активных абонентов в России выходят в сеть с помощью смартфона и генерируют около 20% data-трафика. Поэтому в мае 2013 г. МТС первой вывела на рынок смарт-тарифы, созданные специально для обладателей смартфонов, когда абонентам было предложено оплачивать Интернет-трафик, голосовые сервисы и SMS одним пакетом.

Динамика выручки от SMS и MMS в 2013 г.

dinamika_vyruchki_sms.png

Источник AC&M Consulting, 2014

Впрочем, данные AC&M Consulting показывают, что, несмотря на все ухищрения операторов, доля прибыли от одних только SMS и MMS продолжает медленно, но верно снижаться от квартала к кварталу. А вместе с продолжением массовых продаж смартфонов это значит, что дорога для новых сервисов становится все шире.

Широкие возможности

Мультимедийная составляющая мессенджеров делает их более привлекательными для широкой аудитории, обеспечивая возможность не ограничивать длину сообщения, одновременное использования IP и видео телефонии, совершения звонков из роуминга при наличии подключения к любой точке доступа Wi-Fi. Все это дает инновационным мессенджерам серьезное преимущество с точки зрения пользователей смартфонов.

Однако эта тенденция еще не стала массовой, считают в «Вымпелкоме». По данным компании, проникновение мессенджеров на данный момент составляет около 8,5% абонентской базы, даже при том, что смартфонов наблюдается уже более 25%. К 2015 г. прогнозируется рост проникновения смартфонов до 35%, и если предположить, что мессенджерами будут пользоваться все владельцы смартфонов, то остается значительное число абонентов, не купивших смартфон, которые продолжат активно пользоваться SMS и MMS. Таким образом, SMS в любом случае остается популярным каналом общения в ближайшей перспективе. К тому же SMS позволяет пользователям общаться, не привязываясь к мобильному интернету, который может быть недоступен по ряду причин – перегрузка сети, отрицательный баланс, нахождение в роуминге, ненадежное покрытие в удаленном регионе. В результате данный канал коммуникации остается массовым.

Впрочем, существует и другая сторона медали. «Мессенджеры становятся популярней – это общерыночная тенденция, но они не смогут заменить SMS полностью. SMS позволяет абонентам общаться без привязки к мобильному интернету, да и проникновение смартфонов, необходимых для комфортного использования мессенджеров, все еще невысокое. Кроме того, использование мессенджеров приучает абонентов отправлять больше сообщений по различным каналам, в том числе и через SMS», – комментирует Павел Чунихин, директор по продуктам Теле2.

Сотовый оператор «Мегафон», в свою очередь отмечает, что, несмотря на значительный рост популярности интернет-мессенджеров в последнее время, выручка от SMS не снижается. «Значительная часть клиентов будет и дальше активно пользоваться SMS. Кроме того, даже активные пользователи мессенджеров все равно пишут SMS, когда необходимо передать сообщение клиенту, который не пользуется мессенджерами, – комментирует Игорь Майстренко, директор по сервису и продажам «Мегафона». – Наша выручка от SMS остается стабильной. В конечном итоге, рынок коротких текстовых сообщений придет в равновесие – SMS и мессенджеры займут свои ниши, закрепят за собой определенные аудитории».

Собственные мессенджеры

Оптимистичные прогнозы о будущем SMS дополняются и определенными действиями операторов по расширению своих сервисов в сфере обмена сообщениями. Например, в марте МТС приступила к внедрению решения на базе RCS (Rich Communication Suite – унифицированная платформа, позволяющая реализовать готовые мессенджеры в качестве услуг сотовых операторов), которое откроет абонентам доступ к расширенным мультимедийным услугам – обмену мгновенными сообщениями, файлами, совершению звонков и видео вызовов при помощи единого приложения, интегрированного с телефонным номером и социальными сетями. Запуск сервиса запланирован до конца 2014 г., на первом этапе он станет доступен абонентам в Москве и Санкт-Петербурге, а затем будет расширен на другие регионы. Подобные решения уже получили популярность в различных странах, например еще в феврале 2013 г. южнокорейский оператор SK Telecom заявил об 1 млн пользователей сервиса Joyn (операторская версия RCS) спустя 50 дней после запуска услуги. Российские МТС планируют инвестировать в проект в общей сложности более i100 млн.

Оператор Название мессенджера Доступные сервисы Год запуска
Россия Мегафон
МТС
Вымпелком
Мультифон
платформа RCS
платформа RCS
голос и сообщения
Сервисы OTT
Сервисы OTT
2013
2014
2015
Германия AT&T платформа RCS Сервисы OTT 2013
Франция Orange платформа RCS Сервисы OTT 2013
США Verizon платформа RCS Сервисы OTT 2013

«Вымпелком» более сдержано комментирует перспективу внедрения нового сервиса на базе RCS. По словам представителей оператора, «Вымпелком» пока изучает опыт западных провайдеров и анализирует возможность запуска решения Rich Communication Suite, которое может стать доступной и удобной для абонентов альтернативой многим разнородным сервисам. В частности по данным JSon&Partners, на конец 2013 г. RCS удалось внедрить уже 16 крупных операторов, а 67 крупных игроков рынка выразили намерение внедрять данный сервис. Более того, работающим в Испании Vodafone, Telefonica и Orange удалось настроить полноценное межсетевое взаимодействие абонентов.

Количество сообщений, отправляемых через мессенджеры во всем мире, млрд

kolichestvo_soobshchenij.png

Источник: Ovum, 2014

В «Мегафоне» вообще довольным уровнем дохода как от SMS, так и от интернет-трафика, необходимого для работы сторонних систем обмена сообщениями. И хотя представители компании не исключают появление нового собственного мессенджера (сейчас в сети работает приложение «Мультифон»), интегрированного в услуги оператора, официального комментария по поводу платформы и сроков появления нового приложения CNews не получил. Впрочем, вполне вероятно, что это будет та же технология RCS, которую поддерживают около 30 моделей современных смартфонов. Дополнительным аргументом в пользу данного сервиса служит опыт его использования целым рядом зарубежных операторов, с которыми также можно будет наладить обмен сообщениями. В России же приложение будет устанавливаться на брендированных гаджетах МТС, и впоследствии, скорее всего, на смартфоны других операторов, которые подключатся к инициативе развития RCS.

Дело будущего

Сегодня почти все операторы сходятся в одном – учитывая рост проникновения мессенджеров среди пользователей, они вводят пакетные тарифы, которые включают определенный объем интернет-трафика на высокой скорости в своем регионе и даже по всей России. Тем самым провайдеры дают возможность пользоваться мессенджерами или SMS столько, сколько нужно, причем за фиксированную оплату, повышая тем самым актуальность традиционных сервисов.

Снижение доходов от SMS и MMS к 2017 г. по сравнению с 2013 г.

snizhenie_dohodov.png

Источник: Strategy Analytics, 2013

Однако все игроки понимают, что расширение возможных каналов коммуникаций не может не сказаться на структуре спроса. Как отмечают представители сотового оператора «БиЛайн», сейчас у пользователей есть большой выбор каналов для общения: мессенджеры, социальные сети, электронная почта и многое другое. По оценкам компании, ни один из этих каналов в ближайшем будущем не сможет полностью вытеснить традиционные SMS.

Тем не менее, пристальное внимание практически всех игроков к платформе RCS предполагает появление единого стандарта обмена более богатым набором сообщений, который будет поддержан в будущем большинством мобильных телефонов. Учитывая привязку к номеру и предустановку на доступных брендированных гаджетах, возможно, именно RCS позволит операторам сохранить прибыль от обмена сообщениями между мобильными устройствами. И у них есть время на развитие таких сервисов, так как сегодня сторонние мессенджеры пока не способны составить серьезную конкуренцию старым добрым SMS.

Андрей Шуклин

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России - м
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014 - м
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31,08%
2 17 671 091 -2,42%
3 7 580 250 -10,97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее