Выручка ЦОД-провайдеров ежегодно увеличивается на 30%, а места в новых дата-центрах раскупаются еще на этапе строительства. Парадоксально, но ввод в строй новых мощностей приводит к дальнейшему росту цен, так как себестоимость строительства новых ЦОДов оказывается выше. При этом дефицит ресурсов коммерческих дата-центров на рынке сохранится, так как заказчикам стало сложнее поддерживать собственную инфраструктуру, а развертывание ИИ-сервисов требует новых вычислительных мощностей.
Лидер рынка забрал себе две трети всей выручки
Спрос на услуги дата-центров по-прежнему растет высокими темпами. Благодаря продолжающейся цифровизации, миграции в облака и распространению технологий искусственного интеллекта ресурсы публичных дата-центров остаются востребованными. Согласно данным CNews, в 2023 г. ведущие 15 ЦОД-провайдеров заработали ₽85,3 млрд, что на 17% больше, чем годом ранее. Однако следует учитывать, что ввиду санкционных рисков часть участников рынка теперь не озвучивают свои финансовые показатели. Без учета выбывших из исследования компаний («Крок», «ТрастИнфо») средние темпы прироста выручки составили 30%, что примерно соответствует росту годом ранее: тогда, по итогам 2022 г. выручка топ-15 провайдеров выросла на 29%.
Лидером по выручке остается «Ростелеком» (РТК-ЦОД), который в 2023 г. заработал ₽51 млрд. На госкомпанию пришлось почти две трети совокупного оборота рейтинга. Далее с сильным отставанием, но с заметным отрывом от других участников cледует Selectel (₽12 млрд). На третьей и четвертой позиции в таблице расположились IXcellerate (₽6,3 млрд) и DataPro (₽4,4 млрд), а замыкает пятерку лидеров Oxygen (₽2,4 млрд).
Все участники рейтинга, за исключением двух компаний, продемонстрировали темпы роста выше 20% в год. Более скромные результаты были зафиксированы только у «Стек Телеком» (+13,9%), а DataSpace стала единственной компанией, сократившей выручку (-0,5%). Наиболее высокие темпы роста выручки продемонстрировали провайдеры из нижней части таблицы: ITsoft (+73%), Nubes (+61%), ТТЦ «Останкино» (+60%) и Stack 24 (+55,4%). Из лидеров рейтинга наиболее заметный рост выручки показали Oxygen (+52,4%) и DataPro (+44,2%).
На облаках можно заработать гораздо больше
Обычно на рынке ЦОД-услуг представлено две стратегии бизнеса. Во-первых, это — облачные провайдеры, которые делают ставку на развитие услуг PaaS/IaaS, а традиционная услуга по размещению оборудования заказчика по модели colocation для них является лишь сопутствующим сервисом. Крупнейшими представителями этого подхода являются РТК-ЦОД и Selectel. Кроме того, ставку на развитие облачных предложений делают и многие участники из середины таблицы, например, 3data и Oxygen.
Второй подход представлен технологически нейтральными площадки colocation, которые не предоставляют сами облачные сервисы, но могут выступать в качестве хабов для развертывания сервисов различных облачных поставщиков. Основной источник выручки для них — размещение клиентского оборудование на технологической площадке дата-центра. Лидерами этого сегмента являются IXcellerate и DataPro.
При этом заметна тенденция к увеличению доли облаков в совокупной выручке ЦОД-провайдеров: в 2022 г. на это направление пришлось 49% общей выручки участников рейтинга, а в 2023 г. — уже 56%. При этом доля сolocation тоже растет, хотя и более умеренными темпами: 36% в 2022 г. и 38% в 2023 г. Таким образом, рост этих направлений происходит за счет сокращения других традиционных ЦОД-услуг, которые появились на заре интернет-эпохи (аренда физических серверов, хостинг сайтов и т.д.).
Интерес ЦОД-провайдеров к облачным сервисам обусловлен более высокой маржинальностью этого бизнеса. С точки зрения доходности на одну стойку наиболее высокие показатели продемонстрировали РТК-ЦОД (₽2,49 млн на стойку) и Selectel (₽3,51 млн). Для классических colocation-провайдеров этот показатель оказывается в 3–4 раза ниже: для IXcellerate доход на одну стойку в 2023 г. составил ₽1 млн, а DataPro зарабатывал ₽0,67 млн в расчете на одно-стойко место.
Простота, гибкость и удобство
Главным фактором роста является сохраняющийся дефицит стойко-мест, который обусловлен продолжающейся цифровизацией, считают опрошенные CNews участники рынка. «Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и размещение серверов в коммерческих дата-центрах продолжает быть трендом и позволяет компаниям снизить затраты, сосредоточившись на ключевых бизнес-процессах. В условиях быстро меняющегося рынка организации ищут гибкие и надежные решения для хранения и обработки данных, что открывает новые возможности для ЦОДов», — комментирует генеральный директор IXcellerate Андрей Аксенов. Благодаря помощи внешнего провайдера можно легко сворачивать или добавлять вычислительные мощности в периоды пиковых нагрузок или спадов, тестировать гипотезы, а также быстро запускать новые продукты.
Внешние ЦОД-провайдеры предоставляют заказчикам услуги, которые в противном случае обошлись бы им гораздо дороже, объясняет директор направления дата-центров Selectel Илья Михайлов: «В первую очередь, это касается серверного оборудования, которое трудно найти и заказать в небольших количествах (не оптом). Также компании лишились технической поддержки глобальных вендоров, столкнулись с ощутимым ростом капитальных затрат на развитие собственных дата-центров и кадровым дефицитом среди квалифицированных ИТ-специалистов».
«Все больше компаний начинают понимать простоту, удобство и экономию, которую предлагают облачные хранилища. Это напрямую влияет на развитие рынка ЦОД — чем больше организаций, особенно крупных, переходит в облака, тем бОльшая инфраструктура требуется на их функционирование и обеспечение. Соответственно, еще больше растет спрос на услуги дата-центров», — резюмирует руководитель проектов C3 Solutions Илья Сотников.
Как горячие пирожки
Коммерческие ЦОДы не испытывают проблем с заполнением машинных залов, а места на новых площадках разлетаются как горячие пирожки еще на этапе строительства. «Страна находится в активной стадии цифровой трансформации, поэтому ввод большого количества новых стойко-мест не привел к переизбытку. Более того, дефицит мощностей ЦОДов по-прежнему сохраняется. К примеру, в 3data еще на этапе строительства законтрактовывается 70–80% мест в дата-центрах», — объясняет генеральной директор компании 3data Илья Хала.
«В ходе строительства и ввода новых мощностей не возникало переизбытка или простоев в связи с высоким спросом на услуги. Планы на 2023 и 2024 гг. по размещению заказчиков в ЦОДах были полностью выполнены», — отмечает Константин Степанов, директор по развитию ЦОД компании РТК-ЦОД, которая в 2023–2024 гг. увеличила имеющиеся мощности почти на 12 тыс. стоек. «Критического переизбытка мощностей на рынке мы не наблюдаем, так как новые площадки быстро заполняются клиентами. В сегменте более высоконагруженного размещения, где мощность на стойку составляет 8–12 кВт и выше (а не стандартные 5-6 кВт), спрос продолжает превышать предложение», — делится опытом Андрей Аксенов из IXcellerate (в 2023–2024 гг. компания запустила около 2,8 тыс. новых стойко-мест).
Чем больше новых ЦОД, тем выше цены
Дополнительный фактор роста рынка в денежном выражении — рост стоимости услуг дата-центров. Дело в том, что затраты на строительство новых дата-центров постоянно увеличиваются. Это связано как с инфляцией, так и с введением санкцией, что привело к дополнительным расходам на поиск новых альтернативных вендоров оборудования и налаживание работы каналов параллельного импорта. Очевидно, что в конечном итоге ЦОД-провайдеры перекладывают возросшие издержки на плечи конечных заказчиков.
Согласно совместному исследованию 3data и iKS-Consulting, по итогам 2-го квартала 2024 г. средняя цена месячной аренды стойко-места в Москве достигла ₽130 тыс., что на 23% больше, чем во втором квартале 2023 г. Для сравнения, по итогам прошлого года стоимость размещения данных и аренды стоек в коммерческих ЦОДах в Москве выросла только на 2%. Столь резкий скачок цен в 2024 г. был связан с запуском нескольких крупных дата-центров в столичном регионе, которые были построены после введения санкций. Соответственно, издержки на строительство этих объектов оказались выше, чем у площадок, которые были запущены ранее.
«Типовой договор с клиентом подразумевает ежегодное индексирование стоимости услуг в соответствии с индексом потребительских цен. Таким образом, изменение наших расценок происходит по старым контрактам строго в соответствии с официальными показателями инфляции. При этом следует отметить, что капитальные затраты на строительство новых объектов за последний год выросли на 35–40%», — комментирует Андрей Аксенов. При этом провайдеры стараются плавно перекладывать издержки на потребителей, например, в IXcellerate стоимость аренды на новых запускаемых площадках выросла только на 10–12%, «Однако, в целом по рынку дальнейший рост цен на услуги ЦОД неизбежен в виду увеличения затрат на строительство», — предупреждает собеседник CNews.
Не попасть в ловушку ИИ
Аналитики рынка полагают, что в дальнейшем главным драйвером роста рынка ЦОД станет развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ). Например, по данным McKinsey объем мощности, потребляемой дата-центрами в США, вырастет с 25 ГВт в 2024 г. до более чем 80 ГВт в 2030 г., а доля дата-центров в общем энергопотреблении вырастет с 3–4% до 11–12%, и главным драйвером этого процесса будет именно искусственный интеллект. С другой стороны, опыт Китая показывает, что спрос на ИИ не следует переоценивать. Согласно отчету AI Technology Review, к 2025 г. в стране было построено слишком большое количество дата-центров под нужды ИИ. Многие из этих площадок теперь вынужденно простаивают, при этом обслуживание одного ИИ ЦОД на 1250 серверов может доходить до $141 млн в год.
Однако в любом случае гонка ИИ-технологий приведет к росту спроса на ресурсы дата-центров. В условиях постоянного дефицита ЦОД-предложений в ближайшие несколько лет в России сохранится ситуация, когда места в дата-центрах будут резервировать ещё на этапе строительства или даже проектирования. В связи с этим отечественный рынок коммерческих ЦОД сохранит высокие темпы роста как в стойках, так и в выручке.