Миграция компаний на отечественные HR-решения продолжается. Перед ИТ-специалистами стоит пул задач, которые необходимо завершить в ближайшие годы. Прежде всего, это связано с изменением состава штата тех или иных предприятий. Доля сотрудников, привыкших к удобным цифровым сервисам, с каждым годом будет только возрастать. Это значит, что автоматизировать процессы придется еще быстрее. Если говорить о трендах рынка, то в грядущие 2–3 г. в приоритете остаются такие направления, как оценка персонала, HR-аналитика, рекрутинг и обучение сотрудников.
Глобальный рынок
Рынок HR Tech развивается по-разному в каждой стране в зависимости от географического положения и конъюнктуры. Если говорить о глобальном рынке, то по сведениям Future Market Insights, его объем уже по итогам 2024 г. оценивается в $28 млрд. Прогноз среднегодового темпа роста рынка HR-технологий на 2024–2034 гг. составляет 9,6%. При этом в период 2019–2023 гг. позитивная динамика была 7,4%.
«Ожидается, что к 2034 году объем отрасли превысит $70,5 млрд. Компании постоянно ищут способы оптимизации HR-операций для повышения эффективности и сокращения расходов. HR Tech предлагает автоматизацию и оцифровку ручных задач, что приводит к значительной экономии времени и средств», — говорится в исследовании.
Цифровизация технологий по работе с персоналом активно развивается во многих странах. Так, по оценкам аналитиков того же исследования в Китае этот сегмент будет демонстрировать быстрый рост со среднегодовым темпом в 10,1% до 2034 г. Согласно исследованию «United States HR Tech Market» агентства цифрового маркетинга IMARC, увеличение объема рынка HR-технологий в США в период 2024–2034 гг. должно составить 12,6%. Аналитики выделили ряд явлений, влияющих на его рост, среди них: полномасштабный перевод «в цифру» бизнес-процессов, повысившийся спрос на автоматизацию HR-задач и опора на анализ данных о персонале.
Относительно российского рынка HR Tech эксперты также говорят о постоянном росте в перспективе ближайших лет. Так, опрошенные CNews игроки рынка указывают на возросшие за последние годы объемы продаж решений для привлечения и удержания персонала.
«Мы наблюдаем за рынком HR Tech уже более 10 лет, и в последние 3–4 года видим, как растут продажи решений для КЭДО, привлечения персонала и различных инструментов для удержания сотрудников. Этот рынок мы реалистично оцениваем в 40–50 млрд», — обращает внимание Дмитрий Шеходанов, генеральный директор компании «Верме».
«Эффективность сотрудников становится критически важной для достижения стратегических целей компаний. Поэтому даже в условиях жёсткой кредитно-денежной политики ЦБ и замедления экономики, HR Tech, по прогнозам, будет расти на 30–40% ежегодно, отражая нарастающий спрос на решения, которые помогают не просто управлять талантами, но и раскрывать их потенциал в условиях новых экономических реалий», — резюмирует Ярослав Третьяков, генеральный директор платформы «Пульс».
Что сейчас происходит с автоматизацией HR
Цифровизация сферы управления персоналом идет активно, особенно в последние годы. Лидеры рынка уже могут сказать, что большая часть жизненного пути сотрудника в компании (Employee Journey Map) автоматизирована.
«В перспективе на ближайшие 2–3 года в приоритете останется оценка персонала, на второе место выходит HR-аналитика, за ней следуют рекрутинг и обучение сотрудников. Такая картина соответствует всеобщему тренду на удержание кадров и повышение производительности труда. Еще один драйвер технологических изменений — смена поколений. Значительную часть штата каждой компании скоро будут составлять «зумеры», которые привыкли к доступным, удобным сервисам и высокому уровню цифровизации процессов в целом», — считает Максим Нартов, директор по развитию бизнеса Nexign.
По мнению Артура Захаряна, директора по стратегии Websoft, есть еще одно важное направление, которое позволит ускорить цифровизацию HR-процессов, а именно — более тесная интеграция HR в коммуникационные технологии (корпоративные мессенджеры и звонки).
«В перспективе чат-бот станет инструментом «единого окна», в котором сотрудники смогут взаимодействовать с компанией по любым вопросам: от прохождения адаптации до заявок на отпуск. Кроме того, в ближайшем будущем начнется внедрение технологии RAG (Retrieval Augmented Generation), на ее базе строится умный поиск по корпоративным базам знаний», — полагает эксперт.
На автоматизацию процессов по управлению персоналом возлагают немало надежд. Прежде всего, она позволяет предприятиям освободить рекрутеров от рутинных задач, которые способны выполнить HR-платформы. Это помогает сместить фокус отдела на стратегические вопросы и уделить внимание работе с ценностями и мотивационной составляющей.
Но есть ряд факторов, которые тормозят внедрение цифровых HR-технологий. К примеру, не каждого руководителя возможно убедить в необходимости использования подобных решений, учитывая их высокую стоимость. К ключевым аргументам в пользу автоматизации таких процессов лидеры рынка относят повышение эффективности отдела по управлению персоналом и снижение операционных расходов.
«В этом помогают инструменты аналитики, которые позволяют мониторить различные показатели по сотрудникам, HR-процессам и делать выводы: как снижается стоимость процессов, сокращается время на выполнение задач и растет eNPS (индекс уровня лояльности сотрудников)», — утверждает директор по развитию бизнеса Nexign.
Годом ранее в рамках обзора «Рынок HRTech 2023» эксперты отрасли выражали надежду на то, что проникновение технологий ИИ и больших данных в HR Tech-решения будет более глубоким. Такого результата удалось достичь. По итогам опроса, который был проведен среди HR-специалистов 30 российских компаний из 15 секторов экономики в 2024 г. компанией Nexign, «половина респондентов уже используют ИИ в том или ином виде: чаще всего применяют эту технологию в обучении и административных задачах».
Государство со своей стороны стремится ускорить внедрение HR-технологий. Об этом говорят опрошенные CNews эксперты, указывая на два ключевых нормативных акта: Федеральные законы № 422 от 27.11.2018 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и от № 377 22.11.2021 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
«422-ФЗ позволил привлекать самозанятых на подрядные работы, что подстегнуло HR-tech рынок предложить клиентам решения для автоматизации работы с самозанятыми. Изменения в 377-ФЗ разрешили и регламентировали ведение ЭДО в сфере трудовых отношений. В будущем, если 377-ФЗ станет обязательным, то это еще больше подстегнет продажи решений для КЭДО. Также мы видим тренд на быструю адаптацию HR Tech-решений к рынку. Оперативная адаптация к новым законотворческим инициативам (работа с мигрантами, биометрия и персональные данные, декларирование и уплата налогов) — это уже современный тренд», — уверяет Дмитрий Шеходанов, указывая на то, что на горизонте 3–5 лет мы увидим новые M&A-сделки, консолидацию игроков рынка и неклассические пивоты бизнес-моделей.
Импортозамещение: драйверы и барьеры
Процесс импортозамещения идет давно, но особенно активно с 2022 г., с того момента, когда поддержка многих западных сервисов в РФ прекратилась. По мнению Ярослава Третьякова, генерального директора платформы «Пульс», ключевым трендом в сфере HR Tech остаётся постепенный отказ от решений SAP в пользу отечественных ИТ-продуктов. «Этот процесс особенно заметен в государственном секторе, где переход происходит быстрее благодаря государственной поддержке. В коммерческом секторе около половины компаний продолжают поддерживать SAP-решения, стремясь окупить ранее сделанные инвестиции, однако у всех есть те или планы по переходу на отечественные решения», — делится собеседник CNews. Игроки рынка прогнозируют, что в течение 3–5 лет миграция на российские решения может завершиться.
«Процесс перехода на отечественное ПО в какой-то мере близок к завершению, но всё еще остается актуальным для большинства крупнейших российских компаний. Ожидаем, что на горизонте 2028–2029 лет отечественные предприятия уже будут использовать весь спектр ПО из отечественных и дружественных стран», — отмечает генеральный директор «Верме».
С такой оценкой согласен генеральный директор платформы «Пульс»: «Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 3–4 года российский рынок HR Tech достигнет насыщения комплексными решениями локального производства». По его мнению, это станет значимым толчком для ускорения процессов импортозамещения.
Кажется, что все препятствия уже должны быть устранены, но реалии рынка говорят об обратном. К ним относят, например, несоответствие программного обеспечения от российских поставщиков представлениям заказчика об уровне сервиса. В этом случае барьер может стать драйвером, способным подстегнуть вендоров к улучшению качества сервиса. Нельзя обойти стороной и зависимость отдельных разработок от основного западного ИТ-решения. Когда предприятие отказывается от него, то сталкивается с серьезной проблемой замены всех включенных в единую экосистему решений. В таком случае, по мнению Дмитрия Шеходанова, «замена одного из, например, HR Tech-компонениа в компании, будет зависеть от сроков замены основного ИТ-продукта на отечественный».
Кроме того, к факторам, тормозящим переход на отечественное ПО, относят его стихийность, когда предприятие вынужденно в сжатые сроки отлаживать все процессы. «В большинстве случаев процесс импортозамещения происходит в режиме нехватки времени на планирование, анализ, подготовку технического задания. Компаниям приходится искать компромисс между большим проектом и необходимостью запустить процессы за 2–4 месяца», — подтверждает Артур Захарян, директор по стратегии Websoft.
Несмотря на сложности по автоматизации HR-процессов, возникшие в начале пути, она проходит уверенно. Приоритетные направления цифровой трансформации рынка HR Tech решений определены, соответствующая законодательная база есть. Остается только обратить внимание на факторы, которые пока что не позволяют провести внедрение технологий по управлению персоналом в полной мере, и найти возможные пути их устранения.