Спецпроекты

На страницу обзора
Регионам бывает сложно соответствовать меняющейся федеральной ИТ-повестке
Приоритетные задачи цифровизации традиционно задаются федеральным центром. Однако периферия часто существует в отрыве от планов Москвы, в том числе — на архитектурном уровне. О том, как субъекты федерации преодолевают эти вызовы, в интервью CNews рассказал Артем Мошков, председатель совета директоров и основатель компании «Нетрика».

Артем Мошков, «Нетрика»

CNews: Какие ключевые ИТ-задачи, на ваш взгляд, стоят перед государством? Какие из многочисленных планов можно назвать первоочередными?

Артем Мошков: Наверное, с моей стороны будет неправильным выделять наиболее приоритетные ИТ-задачи на уровне государства: основные из них уже сформулированы в национальном проекте «Цифровая экономика». Так как «Нетрика» уже 10 лет работает на рынке цифровизации регионов, я могу отметить скорее те из них, которые оказывают существенное влияние на процессы цифровой трансформации в регионах.

К числу таких задач федерального уровня можно отнести, например, создание центров управления регионами (ЦУР). Это набор из нескольких информационных систем для регионов, которые аккумулируют и обрабатывают информацию, поступающую из различных источников, и опираются при этом на единое организационно-техническое решение, предлагаемое федеральным центром.

Еще одно значимое направление — разработка суперсервисов, которые помогают жителям получать наиболее востребованные госуслуги не только без личного посещения органов власти и учреждений, но и с минимальным количеством действий в онлайне. При этом суперсервисы по своей идеологии включают в себя процессы и федерального, и регионального, и муниципального уровня.

Артем Мошков: Серьезная сложность состоит в том, что «Цифровая экономика» прямо не задает цели и параметры региональной трансформации

Серьезное влияние на процессы цифровизации регионов оказывают такие федеральные инициативы, как единая платформа для порталов и сайтов органов власти и бюджетных учреждений «Госвеб», национальная система управления данными (НСУД), которая в идеале должна выстроить метамодели и логику данных в государственных информационных системах, а также многие другие задачи и проекты, приоритеты по которым задаются федеральным центром.

При этом изменения во внешней среде диктуют и постоянную смену федеральных приоритетов. Поэтому серьезным вызовом для регионов является, с одной стороны, обеспечение соответствия изменяющейся федеральной повестке, а с другой — сохранение целостности региональной ИТ-экосистемы и ее развитие, согласованное с особенностями и приоритетами каждого региона.

Для того чтобы это стало возможным, региону необходимо проработать свою архитектуру. Пример логики построения такой архитектуры хорошо известен: «Государство как платформа», своеобразный «greenfield» построения информационных систем с вовлечением туда существующего опыта.

Мы к настоящему моменту разработали концепцию региональной архитектуры цифровизации, которую назвали «Регион как цифровая платформа». Эта концепция обеспечивает, в том числе, и гибкое взаимодействие с федеральными платформами, но, главное, помогает учитывать специфику каждого конкретного региона.

Я считаю это важным, потому что на сегодня большинство российских регионов уже имеют серьезную сложившуюся «цифровую экосистему». Значительное число таких региональных экосистем достаточно целостны, и несбалансированное внедрение новых решений может плохо повлиять на эту целостность. «Нетрика» как региональный интегратор, понимающий специфику подавляющего большинства региональных информационных систем (и отраслевых, и систем оказания государственных услуг, и решений для межведомственного взаимодействия, и решений для процессного и проектного управления), может помочь сохранить целостность цифровой экосистемы региона, а также быстро масштабировать ее.

CNews: В чем заключается региональная специфика трансформации? Какие там возникают сложности, которых нет в столице?

Артем Мошков: Серьезная сложность для регионов состоит в том, что «Цифровая экономика», как проект федерального уровня, прямо не задает цели и параметры региональной цифровой трансформации. Поэтому многие регионы живут в некотором отрыве от проекта. Задачи информатизации, стоящие на уровне субъектов федерации, никто не отменял. Они зачастую имеют высокий приоритет для жителей и органов власти регионов, и именно поэтому региональная информатизация продолжает развиваться в той же логике, что и до «Цифровой экономики».

У регионов до сих пор мало возможностей по эффективному участию в федеральных проектах. Исключений немного — в частности, к ним можно отнести решения, связанные с цифровизацией государственных услуг и соответствующим интернет-порталом (Единый портал государственных услуг). Отраслевые же сервисы, будь то медицина, образование, ЖКХ, строительство, развиваются локально: например, пациенты до сих пор не могут видеть свои данные при переезде в другой регион. И основной вопрос, который сейчас предстоит решить, — как интегрировать все цифровые инструменты в рамках всей страны, сохранив при этом целостность архитектуры каждого региона.

CNews: Как меняется ситуация с течением времени? Насколько сильно поменялась эта специфика за те 10 лет, в течение которых «Нетрика» работает по этому направлению?

Артем Мошков: Поменялось все: качество хранения данных, совершенно другие ЦОД, у государства появилось гораздо более мощное аппаратное обеспечение, на котором можно реализовывать проекты любой сложности. Стала другой и ситуация с каналами связи. Раньше мы все время опережали возможности, потому что на местах не было интернета, не было достаточного количества компьютеров. Мы разрабатывали для врачей классные сервисы, а они ими не могли пользоваться из-за отсутствия оборудования или каналов связи.

Появились новые решения, в том числе на основе нейросетей и других технологий искусственного интеллекта. Информационные системы могут обучаться и выдавать решения на базе обработанных данных. Это тоже хорошее движение вперед.

Мы все дальше уходим от разработки учетных информационных систем. Если раньше нам нужно было автоматизировать функцию какого-то внутреннего бизнес-процесса, то сейчас нам нужно создавать и быстро внедрять все новые и новые сервисы. Поменялись и веб-интерфейсы: сейчас почти каждый разработчик может создать красивый продукт, а 10 лет назад это было вообще чудом.

CNews: Какие факторы тормозят цифровизацию российских регионов?

Артем Мошков: По моему опыту, чаще всего цифровизацию региона «тормозит» человеческий фактор. Скажем так: большинство успехов в региональной цифровой трансформации достигнуты благодаря волевым решениям, которые принимают губернаторы, профильные вице-губернаторы, руководители региональных «цифровых» ведомств и ключевых региональных учреждений в области информатизации, а также другие лидеры цифровой трансформации регионального и муниципального уровней. Те, кто поставили и четко сформулировали цели цифровизации в регионе, а также следуют им, достигают потрясающих результатов, несмотря на любые преграды.

CNews: Какие тенденции в цифровизации регионов особенно ярко выделяются сегодня?

Артем Мошков: Из-за ситуации с COVID-19 приоритеты стремительно поменялись: очень быстро (в том числе и нами) развивались инструменты для дистанционной работы и обучения, организации оперативных социальных выплат, помогающие быстро на доверительных отношениях оказать правильную поддержку населению, бизнесу — всем, кто в ней нуждается.

Среди долгосрочных тенденций однозначно выделяется возможность и необходимость работы с первичными данными. Раньше не было возможности в реальном времени «на лету» собирать и агрегировать данные из различных информационных систем. Сегодня эту проблему приходится решать постоянно и в очень сжатые сроки. Это сложно, но реально: можно выгрузить данные из регистров, из бухгалтерских систем, из медицинских информационных систем и Росздравнадзора. Они чудесным образом собираются и на их базе дается актуальная информация для принятия управленческих решений по тому же самому COVID-19.

О работе с данными и важности данных говорят очень много и на федеральном, и на региональном уровне — по моему мнению, это большой сдвиг, который дает возможность управлять государством на их основе.

CNews: Сейчас очень актуальна идея создания цифровых платформ для управления регионами. Расскажите, что под этим подразумевается?

Артем Мошков: Под цифровой платформой для управления регионом можно понимать как конкретные прикладные решения, так и всю цифровую экосистему управления регионом.

Например, сейчас на слуху ЦУР — центры управления регионами. Это, по сути, сочетание отдельных инициатив открытого правительства, работы с обращениями граждан, элементов ситуационного центра и мониторинга медиапространства в едином интегрированном решении. Важный элемент этой системы — порталы обратной связи с населением. При этом такие порталы сейчас работают уже примерно в половине регионов нашей страны, в некоторых — по 5 лет и более.

Такой портал — это только «верхушка айсберга». Очень важно правильно реализовать внутреннюю логику работы. Иначе говоря, нужно проработать все алгоритмы, которые должны включаться после приема обращения от человека. Причем «проработать» — значит не только «продумать», но и создать нормативно-правовую базу взаимодействия между разными ведомствами, определить их права, обязанности и ответственность.

Проблема взаимодействия существующих порталов обратной связи и ЦУР — это частный, хоть и довольно яркий пример. Он как раз подчеркивает значимость проработки общей цифровой архитектуры региона, которая должна позволять интегрировать новые решения с существующей экосистемой, наработанными техническими компонентами и управленческими практиками.

И если уж говорить о цифровой платформе управления регионом, то необходимо рассматривать ее как единый региональный комплекс цифровой инфраструктуры, состоящий из большого количества компонентов, объединенных общей концепцией управления и организационно-технологической инфраструктуры, в основу которого заложены принципы открытости и дата-центричности.

CNews: Вы упомянули концепцию «Регион как платформа». Расскажете о ней подробнее?

Артем Мошков: Эту концепцию мы разработали для того, чтобы обеспечить целостность и сбалансированность развития всех информационных систем в регионе. Она помогает оптимизировать процесс принятия управленческих решений на уровне высших должностных лиц субъекта федерации, помочь им принимать решения на основе объективных данных — например, о приоритетах территориального развития, улучшении транспортной доступности, экологии, информационной безопасности и так далее.

Реализация концепции сильно уменьшит долю ручного управления: вместо решения проблем в авральном режиме появляется управленческая модель, в которой автоматизированный сбор данных из различных достоверных источников, их агрегация и интеллектуальная обработка влияют на скорость и качество тактических и стратегических решений по развитию региона.

По сути, это путь к построению цифрового двойника региона, который поможет моделировать варианты решения проблем на базе правильно организованных данных (в том числе пространственных), агрегированных по типам и региональным объектам (например, домам, школам, больницам) с удобным интерфейсом для формирования управленческих запросов.

Принятие обоснованных решений — это одна сторона медали. Другой важнейший эффект реализации концепции «Регион как цифровая платформа» — возможность предоставлять жителям совершенно новые удобные, востребованные, персонализированные сервисы регионального уровня, в которые будут интегрированы не только различные сценарии межведомственного взаимодействия органов власти, муниципалитетов, бюджетных учреждений, но и значимые процессы, продукты и услуги негосударственных структур.

Необходимо обеспечить единый язык, стандарты и правила взаимодействия для всех информационных систем региона. Для этого и нужна единая концепция архитектуры цифровой трансформации региона, которую мы разработали.

CNews: Как этого добиться на практике?

Артем Мошков: Очень непросто. Есть несколько принципиальных способов реализации подобного языка и стандартов, правил взаимодействия. Первый, и, на мой взгляд, оптимальный — создавать региональную систему управления данными. Именно дата-центричность является важнейшим принципом предлагаемой нами концепции. Второй способ — при помощи нормативной документации жестко прописывать требования ко всем ведомственным информационным системам с целью их соответствия выбранной архитектуре региональной ИТ-экосистемы. Есть и более интересные, но менее реалистичные сценарии, например, создавать озера данных, в которых собираются все первичные данные региона. В зависимости от специфики региона, уровня его цифровой зрелости и сложившихся управленческих практик реализация концепции скорее всего будет включать признаки нескольких способов.

CNews: Как технологически реализуется концепция «Регион как платформа»?

Артем Мошков: Мы разработали концепцию технологического стека региона, который включает в себя 5 уровней. И здесь мы не стали изобретать велосипед и воспользовались широко известными принципами модели взаимодействия открытых систем. При этом мы четко ориентировали эти принципы на специфику цифровой трансформации государственного управления на региональном уровне.

Фундаментом технологического стека, его первым (нижним) слоем, служит уровень инфраструктуры, который обеспечивает все остальные слои вычислительными ресурсами, каналами телекоммуникаций, общесистемным программным обеспечением. Мощности планируются с расчетом на построение взаимодействия с федеральным уровнем, системами муниципалитетов, а также бизнесом.

Над ним выстраивается единая модель данных со стандартизированными для всего региона подходами и требованиями к сбору и управлению данными.

На третьем уровне располагаются общие сервисы: они обеспечивают представление качественных интегрированных данных, инструментов для их объединения и анализа.

Отсюда данные попадают на уровень прикладных сервисов — именно здесь они работают на благо граждан и бизнеса.

Самый верхний уровень — представительский. На нем располагаются интернет-порталы, суперсервисы, приложения, чат-боты, инфостойки, системы для колл-центров и даже коммерческие площадки (например, «Яндекс» и «Сбер») — в общем, все то, что люди видят и часто ассоциируют с государственными информационными системами (хотя на самом деле это лишь верхушка айсберга).

Получается целостная концепция, которая помогает субъекту федерации целенаправленно развивать именно его «слабые зоны» и «цифровые лакуны» — точки, где цифровизация отстает — и двигать регион вперед.

При разработке этой концепции мы задействовали весь опыт, который накопили за 10 лет сразу в нескольких секторах: здравоохранении, образовании, развитии человеческого капитала, строительстве, создании сервисов для населения и бизнеса, интеграционных решениях, создании интернет-порталов и других решений представительского уровня, реализации инфраструктурных проектов.

CNews: Какие итоги в области региональной информатизации были самыми яркими за 10 лет работы «Нетрики»?

Артем Мошков: Из всего многообразия реализованных проектов и созданных решений большинством я горжусь, но есть и особенно любимые мной лично. Например, в портфеле наших проектов есть Единая система строительного комплекса Петербурга. Этот проект каждый год удивляет интересными нововведениями. Буквально на днях она стала первой системой в стране, в которой прошел госэкспертизу и выдано положительное заключение по BIM-проекту. ЕССК объединила очень противоречивые процессы разных государственных ведомств в единый бизнес-процесс, и буквально показала в регионе, что невозможное возможно. В результате бизнес получил совершенно конкретные сервисы. Регион стал слышать застройщиков. Застройщики активно участвуют в формировании требований на развитие системы в регионе. В последнее время Санкт-Петербург постоянно находится в топ-5 рейтинга инвестиционной привлекательности АСИ, и это стало возможным благодаря воле администрации города.

Мне также очень нравится портал «Наш Санкт-Петербург». У него очень сложная внутренняя часть, реализовано огромное количество личных интерфейсов для государственных служащих и колоссальное количество бизнес-процессов по обработке сообщений от горожан. Это очень большая база данных и очень сложный с точки зрения реализации проект. Петербуржцы видят лишь сайт, за ним же стоит мощнейшая автоматизация работы города, слаженность оцифрованных процессов органов власти, учреждений и предприятий, отвечающих за бесперебойное и качественное функционирование инфраструктуры мегаполиса.

Меня очень радует, что в Ленинградской области благодаря накопленному опыту мы в сжатые сроки смогли реализовать комплекс проектов в различных отраслях, что помогло региону войти в число лидеров цифровой трансформации по целому ряду направлений.

И, конечно же, я очень люблю разработки направления «Здравоохранение», потому что с годами и с развитием платформы мы видим боевые результаты работы в 17 регионах, когда множество разных участников — государственных и коммерческих структур — увязываются в рамках единой системы обмена медицинскими данными. Здесь реализовано много разных процессов: врач скорой помощи на планшете видит историю болезни; знает, куда везти пациента, где его ждет койка; информация о пациенте попадает сразу во множество разных информационных систем. И все это выводится, например, на портал «Здоровье петербуржца», где люди в реальном времени видят все свои данные.

Когда-то это была светлая мечта, а сейчас пользуешься в реальности и понимаешь, что все сдвинулось с места. И это — очень яркое ощущение.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора 2019
№ 2019 Название компании Выручка от проектов в госсекторе в 2019 г., с НДС, ₽тыс.
1 Ростелеком* 49 800 000
2 Softline 12 395 059
3 Ланит 9 401 524
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2019 г.
Номер Непосредственный заказчик Проигравшие конкуренты
1* Структурированная детализация в рамках таблицы затруднительна
Подробнее