Спецпроекты

На страницу обзора
Для успешного импортозамещения надо выходить на внешние рынки и использовать промышленную базу нейтральных государств
В 2015 г. государство сократило ИТ-расходы вслед за общим падением ИТ-рынка. Основные госпроекты были направлены на сервисную поддержку уже имеющихся решений. В текущем году можно ожидать роста ИТ-бюджетов муниципалитетов и образовательных учреждений, рассказал в интервью CNews Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп».

Александр Гольцов

CNews: Согласно данным PMR, в 2015 г. российский рынок ИТ сократился на 8,8% в рублях и на 31,7% в евро. При этом ИТ-расходы государства выросли. Согласны ли вы с этой оценкой?

Александр Гольцов: C тем, что российский рынок сократился, я полностью согласен, но не могу согласиться со второй частью утверждения. Действительно, государство, по-прежнему, остается одним из основных потребителей ИТ-услуг на российском рынке, наряду с финансовыми организациями и телекоммуникационными компаниями. На фоне общего падения рынка этот сегмент выглядит довольно оптимистичным. Но говорить о росте ИТ-расходов государства, мне кажется, пока рано. Слишком высока доля иностранного оборудования и программного обеспечения, а рублевые бюджеты остались в тех же рамках или выросли незначительно.

CNews: Как изменилась структура ИТ-расходов государства? Какие решения наиболее востребованы?

Александр Гольцов: Основные тенденции и тренды сохранились. Из нового – мы видим, что акцент сместился на сервисную поддержку ранее внедренных решений. Доля сервисных контрактов в структуре затрат выросла, поскольку общие бюджеты остались примерно на том же уровне. Существующая инфраструктура требует поддержки, и если отложить запуск нового проекта в условиях дефицита бюджета на какое-то время можно, то без технической поддержки очень быстро начнутся серьезные проблемы.

CNews: Как вы видите перспективы импортозамещения в сфере ИТ в госсекторе? В каких направлениях импортозамещение происходит интенсивно, а в каких пока не заметно. Почему?

Александр Гольцов: Судя по последним мировым новостям, к импортозамещению Россию активнее подталкивают извне, чем изнутри. Поэтому я думаю, что совместными усилиями в ближайшие годы эта тема будет оставаться более чем актуальной.

Другое дело – как решать возникающие проблемы? Из фундаментальных – отсутствие или слабая развитость производства в области микроэлектроники и относительно малый рынок сбыта. Из сильных сторон – конкурентоспособная российская отрасль разработки программного обеспечения.

goltsov_best_telo.jpg
Александр Гольцов: Судя по последним мировым новостям, к импортозамещению Россию активнее подталкивают извне, чем изнутри

Существующие нормативные акты сегодня дают преференции отечественным производителям при участии в тендерах и торгах. Создание Единого реестра российского программного обеспечения, в котором уже порядка двух тысяч продуктов, говорит нам о довольно широком выборе. Безусловно, существуют отрасли с ПО разного уровня конкурентоспособности. Например, среди антивирусов и продуктов, обеспечивающих информационную безопасность, доля импорта постепенно снижается и приближается к 50%. Но есть и такие области, где конкурентоспособных продуктов практически нет, а доля импорта доходит до 95%. Особенно это касается узконишевых решений.

Принятый в прошлом году Минкомсвязи план импортозамещения программного обеспечения, рассчитанный на период до 2025 года, предлагает определенные действия и целевые показатели, к которым необходимо стремиться. Все активнее звучат призывы закупать именно российские продукты, а также предлагается ввести санкции за выбор ПО иностранного производителя государственными структурами и компаниями.

Так или иначе, в этой ситуации, чтобы импортозамещение было успешным, нужно либо активно выходить на внешние рынки, либо использовать промышленную базу нейтральных государств (например, Китая). А лучше и то, и другое одновременно.

CNews: Насколько применимы для решения задач госорганов технологии больших данных?

Александр Гольцов: Большие данные – это чрезвычайно мощный инструментарий нового поколения, технология, которая стремительно развивается прямо у нас на глазах благодаря росту доступности высокопроизводительных систем и прогрессу в области распределенных вычислений, облачных технологий, алгоритмов работы с данными и машинного обучения.

Госструктуры, в силу масштаба своей деятельности, – один из наиболее очевидных бенефициаров применения таких решений. Большие данные уже сейчас применяются для решения различных задач, например, для мониторинга СМИ и социальных сетей или для автоматизации контроля за уплатой налогов.

Спектр возможных применений больших данных будет только расширяться, в том числе за счет аналитической обработки данных, поступающих от различных умных устройств. Например, используя данные от устройств позиционирования ГЛОНАСС/GPS, установленных на автомобилях, можно проанализировать массовые изменения характера движения транспортных средств по тому или иному участку дороги, на основании чего сделать вывод об ухудшении состояния дорожного покрытия. Такие большие данные позволили бы оперативно выявлять ямы и другие дефекты дороги, существенно сократив расходы бюджета на инспекционный контроль качества содержания автомобильных дорог, особенно на малонаселенных территориях.

CNews: Государство все больше внимания уделяет сфере безопасности, в том числе и общественной. Изменился ли спрос на такие решения?

Александр Гольцов: Обеспечение безопасности – это приоритетная задача, имеющая общегосударственное значение. Развитие инфокоммуникационных технологий и их проникновение в различные сферы жизни, в том числе и те, которые принято считать ординарными и бытовыми, все больше стирает грань между физической и информационной безопасностью, защитой персональных данных и правом на частную жизнь. Шутки про холодильник, способный дистанционно выдать гастрономические предпочтения хозяев и ведущий видеотрансляцию с кухни, все больше похожи на правду. А появление в публичном пространстве новостей, основанных на личной переписке одного человека или небольшой группы людей, говорит о необходимости обеспечения безопасности на государственном уровне.

Мы видим спрос на решения в сфере безопасности города, энергетического или транспортного предприятия, телекоммуникационной инфраструктуры. Надо понимать, что масштабность подобных проектов и необходимость настройки под конкретного заказчика, ограничивают их количество на государственном уровне. Они не могут расти как грибы. В каждом таком проекте необходима глубочайшая проработка поставленных задач и выбор соответствующих технических решений. И мы отмечаем рост понимания этой специфики со стороны рынка.

CNews: Одно из важнейших направлений – информационная безопасность. Какие угрозы, на ваш взгляд, сегодня наиболее актуальны?

Александр Гольцов: Все те же, что и вчера, но в большем объеме. Мы вступаем в новый технологический уклад, основанный на тотальной информатизации всего окружения человека, появлении интернета вещей, промышленного интернета и пр. Поэтому в ближайшие десятилетия тема информационной безопасности станет еще более актуальной.

Текущий срез моделей угроз информационных систем в среднем остается достаточно стабильным. Однако, в силу перманентного увеличения их интенсивности, такие угрозы как таргетированные атаки (APT) становятся уже не единичными, а массовыми явлениями. По своему составу они содержат весь спектр векторов атак – от социальной инженерии до технически сложных сценариев. Еще один пример – DDoS, который как был, так и остается одной из самых распространенных угроз в киберпространстве, однако в последнее время интенсивность и изощренность DDoS атак выросла на порядок.

CNews: Как вы оцениваете готовность госсектора противостоять этим угрозам?

Александр Гольцов: Готовность госсектора противостоять этим угрозам средняя. Будет неверно говорить, что государство не обращает внимания на данную проблематику. Достаточно посмотреть на методичную модификацию нормативно-правовой базы. А некоторые инициативы, такие как ГосСОПКА, удивляют своей масштабностью и смелостью подхода.

Основной риск в данном случае – чисто российская проблема: строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения. А чтобы избежать этого, приходится «закручивать гайки», что не всегда целесообразно с экономической и социальной точек зрения. Будем надеяться, мы сможем найти правильный баланс.

CNews: Расскажите о решении АМТ InfoDiode – какие возможности оно предоставляет?

Александр Гольцов: InfoDiode относится к классу решений однонаправленной передачи данных. Его главной особенностью является гарантия защиты информации: это то, что отличает InfoDiode от любых других решений в области ИБ.

По сути, InfoDiode изолирует защищаемый сегмент, но оставляет возможность для выгрузки или загрузки данных. При этом мы постарались заложить в InfoDiode максимум функциональности, что делает его одним из сильнейших решений на российском рынке в своем классе. Среди таких функций отказоустойчивая передача данных с кодированием для обнаружения и коррекции ошибок, расширенный список прокси-функций, приоритезация передачи данных, разные варианты управления, интеграция с SIEM.

В настоящий момент мы занимаемся развитием решения, в ближайшие полгода появится целый ряд других интересных функций. Мы сертифицировали InfoDiode по линии ФСТЭК как средство защиты информации (по техническим условиям) с уровнем контроля недекларированных возможностей 4.

CNews: Аналитики PMR считают, что в 2016 году российский ИТ-рынок продолжит падение, однако оно замедлится до 1,2% в рублях и 5,5% в евро. Каковы ваши прогнозы по динамике развития сегмента ИТ в госсекторе в 2016-17 гг.?

Александр Гольцов: Поскольку все бюджеты в госсекторе формируются в рублях, они будут понемногу расти. Однако все зависит от сегмента. Возможен рост бюджетов муниципальных органов власти, а также учреждений образования в зависимости от их значимости в рамках отрасли, благосостояния и активности руководства. Наибольшая проблема как с бюджетами, так и с автоматизацией, к сожалению, наблюдается сегодня в медицине. Как поставщику услуг, даже более того, как потребителю, мне очень хочется, чтобы эта ситуация изменилась.

Даже если рынок будет расти в рублях, дойти до прежних объемов в натуральных величинах (читай, в долларах) он не сможет, что и прогнозируют аналитики.

CNews: Какие задачи ставит перед собой компания «АМТ-Груп»?

Александр Гольцов: Основная задача – обеспечить рост компании вне зависимости от возникающих трудностей. Мы продолжим развитие собственных решений, в частности, связанных с ИБ, где мы чувствуем поддержку государства; в создании информационных систем, где у нас есть большой опыт специализированных решений.

Работа с госсектором остается для нас приоритетной. В прошлом году нами выполнено несколько интересных и масштабных проектов - завершена модернизация СПД Пенсионного фонда России, завершен первый этап технологической реорганизации системы эксплуатации РТРС. Мы продолжаем развивать традиционные для нас на протяжении многих лет направления – работу с предприятиями энергетического, транспортного комплекса, сферы образования.

Мы также проводим активную политику по наращиванию своего присутствия на рынках Белоруссии, Казахстана, Киргизии, в том числе и в сегменте государственных организаций этих стран.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2015 г.
Исполнитель Сумма контракта, ₽млн
1 Мегафон 4 442,75
2 Ростелеком 2 686,04
3 Ростелеком 2 180,23
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для госсектора 2016
№ 2015 Название компании Выручка от проектов в госсекторе в 2015 г., ₽тыс.
1 Техносерв 15 639 427
2 Cognitive Technologies 14 998 688
3 Систематика 9 489 214
Подробнее

Рейтинги

Топ-10 крупнейших отмененных и несостоявшихся федеральных открытых ИКТ-закупок в госсекторе, объявленных в 2015 г.
Вид тендера Предмет контракта
1 Аукцион Поставка техсредств автоматизированной системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г.
2 Конкурс Создание АИАС «Информационный центр СК»
3 Аукцион Обеспечение, обслуживание и доработка комплексов автоматизации и аппаратно-программных средств систем боевого управления и автоматизированных систем военного назначения в 2015-2017 гг.
Подробнее