Спецпроекты

На страницу обзора
Выручка крупнейших поставщиков ИИ-решений выросла почти на 90%

Российский рынок решений в области ИИ быстро прогрессирует, существенно опережая мировой по темпам роста. По мнению участников рынка, в большинстве сегментов отечественные продукты не уступают иностранным конкурентам. А курс на импортозамещение и поддержка государства позволят доработать функционал и создать платформенные решения, которых сейчас не хватает заказчикам. 

Выручка лидеров рейтинга увеличилась без малого удвоилась

Количество участников рейтинга CNews Analytics «Искусственный интеллект» продолжает расти: в 2021 г. в рейтинге присутствовали 12 компаний, в 2022 г. — 15, в 2023 — уже 23. А суммарная выручка первой десятки по итогам 2022 года выросла на 87% по сравнению с 2021 г.

Показатели лидеров практически всегда растут быстрее рынка среднем, можно предположить, что динамика российского сегмента ИИ выше глобальной где-то в 2–2,5 раза (по усредненным данным от IDC, Fortune Business Insights, Precedence Research, Statista, мировой рынок ИИ в 2022 г. увеличился примерно на 30%).

Первые рейтинги в любой сфере отличаются нестабильностью состава его участников и лидеров. Особенно на быстрорастущих «возникающих» рынках. К таковым относится и рынок ИИ-решений: половина участников нынешнего рейтинга — новички. Однако два лидера прошлого рейтинга остались таковыми, хотя и поменялись местами, а компании, которые по итогам прошлого рейтинга заняли 3 и 4 места, опустились на 4 и 5 места соответственно, бронзовым призером стал новичок, компания «Максима».

Крупнейшие игроки российского рынка ИИ-решений 2022

№ 2022 № 2021 Название организации Выручка в сфере ИИ в 2022 г, ₽тыс. с НДС Выручка в сфере ИИ в 2021 г, ₽тыс. с НДС Рост выручки 2022/2021, %
1 2 Cloud.ru 5 059 969 2 713 811 86,5%
2 1 ЦРТ 4 056 677 2 736 799 48,2%
3 Максима 2 795 884 992 913 181,6%
4 3 VS Robotics 1 575 762 1 191 052 32,3%
5 4 Naumen 907 200 726 314 24,9%

Источник: CNews Analytics, 2023

Перейти к полной таблице

В следующем году в рейтинге могут появиться дочерние компании корпораций, которые создают решения на базе ИИ-технологий для внешних пользователей. Это могут быть структуры «Яндекса», VK, телекоммуникационных операторов, некоторых банков. В той же экосистеме «Сбера» используется пул собственных ИИ-решений, которые потенциально могут быть востребованы на рынке, например в области персонализированных продаж, кредитования, здравоохранения, кибербезопасности.

Тенденции развития отечественного ИИ

Как полагают опрошенные участники рейтинга, российские решения в большинстве сегментах не хуже иностранных. Если суммировать оценки российских и западных решений, то единственная область, где мы отстаем — ИИ-платформы. В остальных сегментах у нас наблюдается паритет с «Западом». По крайней мере — по оценке российских игроков рынка ИИ.

Сравнение качества российских и зарубежных ИИ-решений

Направление Оценка российских решений Оценка западных решений
Разговорный ИИ 5 4–5
Компьютерное зрение 5 5
Предиктивная аналитика 3 5
Анализ больших данных 3 5
ИИ-платформы 2 5

Источник: Опрос CNews Analytics, 2023

Поэтому сегмент технологий искусственного интеллекта мало пострадал от санкций. Большинству компаний не потребовалось импортозамещение — они изначально покупали отечественные решения. Госсектор, который является крупнейшим заказчиком на отечественном рынке ИИ, по определению внедряет только отечественные разработки. «Речевые ИИ-технологии используются в 70% федеральных ведомств и, благодаря федеральной программе, почти во всех регионах появились голосовые помощники для горячих линий МФЦ и службы 122», — рассказывает директор департамента голосовых цифровых технологий компании BSS Александр Крушинский.

В целом, на развитие российского ИИ-рынка влияют те же тенденции, что и на развитие зарубежного. Например, расширение спектра дистанционных услуг спровоцировало спрос на решения с применением речевых технологий, отмечает CEO группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский: «Спрос обеспечен желанием оптимизировать процессы, улучшить клиентский опыт, при этом ощутить экономический эффект от внедрений».

«В 2022 году генеративные модели стали частью духа времени. Многоязычные и мультимодальные модели, такие как ChatGPT (GPT 3.5), DALL-E 2 и уже в 2023 году GPT-4 доказали свои впечатляющие возможности и начали широко применяться в реальном мире. Количество параметров недавно выпущенных моделей значительно увеличилось», — говорит Chief Customer Success Officer компании Cloud.ru Алена Дробышевская, — например, GPT-2, которая была первой крупной языковой и мультимодальной моделью, выпущенной в 2019 году, имела всего 1,5 миллиарда параметров. У PaLM, запущенного Google в 2022 году, было 540 миллиардов. Среднее число параметров в больших языковых и мультимодальных моделях с течением времени увеличивается в геометрической прогрессии».

Многоязычные и мультимодальные модели начали широко применяться в реальном мире

Частный бизнес постепенно превращается в грамотного пользователя ИИ, требования становятся зрелыми, конкретизированными. Заказчики хотят сразу оценить окупаемость внедрений. «Характер запросов на применение ИИ все более смелый, рассказывает руководитель Лаборатории инноваций «Норбит» (входит в группу Ланит) Дмитрий Демидов. Вероятно, этому способствуют развитие и популяризация Midjourney и ChatGPT. При этом бизнес чаще стремится развивать и поддерживать внутреннюю экспертизу, чем привлекать сторонних подрядчиков под подобные проекты».

В сегменте разговорного ИИ растет спрос со стороны телекоммуникационных компаний. «Бизнес начал использовать мобильных секретарей, решения для клиентской поддержки, умные IVR. Увеличилось количество поставщиков умных колонок, растут их продажи. Растет интерес малого бизнеса к чат-ботам, способным помочь в маркетинге и продажах», — отмечает Кирилл Петров, управляющий директор компании Just AI.

Стоимость ИИ-решений начала снижаться, технологии становятся доступными среднему и малому бизнесу. «Раньше пользователями ИИ были крупные организации. Сейчас, благодаря появлению специализированных отраслевых решений, голосовой робот становится доступен относительно небольшим контакт-центрам», — уверен Александр Крушинский.

Десять крупнейших игроков рынка ИИ в России в 2022 г.

Выручка в сфере ИИ в 2022 г, ₽тыс. с НДС
5059969
4056677
2795884
1575762
907 200
609600
525000
450000
442716
384505

Кроме того, на российский рынок технологий искусственного интеллекта пришли вендоры из дружественных стран. В сфере разговорного ИИ они не в состоянии составить конкуренцию отечественным решениям. Зато китайские программы с применением компьютерного зрения для смартфонов пользуются высоким спросом. Кроме того, камеры наблюдения, которые в основном поставляются из Китая, сразу оснащены искусственным интеллектом и умеют распознавать изображения. В результате конкуренция на российском рынке компьютерного зрения подогревается.

Там, где все же использовались иностранные системы идет процесс импортозамещения. Так крупные корпорации меняют платформы предиктивной аналитики и анализа больших данных. «Бизнес постепенно заменяет западные системы. Это в основном коснулось решений для целевого маркетинга, интегрированного планирования, систем поддержки принятия решений на производстве и продуктов для разработчиков, в первую очередь MLOps-платформ, — говорит операционный директор компании Rubbles Александр Корнев. — Многие из этих решений работали годами, и еще в 2021 г. никто не собирался их менять».

В 2023 г. начался взрывной рост интереса к большим языковым моделям и генеративному ИИ, тренд раскроется в 2024 г., считает Кирилл Петров. Генеративные модели станут трансформенными.

Возможно, появятся российские ИИ-платформы, которые упростят внедрение технологий искусственного интеллекта, предполагает Дмитрий Демидов: «Это касается как облачных продуктов, так и тех, что размещаются на мощностях заказчиков. Кроме того, могут появиться тестовые модели от технологических лидеров отрасли — по аналогии с иностранными». Речь о вариантах взаимодействия, когда и запрос, и ответ поступают в текстовом виде.

Государство тоже не оставляет ИИ своими заботами. В марте в Минцифре был создан Департамент больших данных и искусственного интеллекта. В области ИИ он будет отвечать за создание инфраструктуры для предоставления датасетов для обучения ИИ, анализ и работу над устранением барьеров на пути внедрения ИИ-решений.

А в середине мая 2023 г. в Реестре российского программного обеспечения появилось «отображение специального признака, указывающего на отнесение программного обеспечения к сфере искусственного интеллекта». Первый продукт с таким признаком был зарегистрирован неделю спустя.

Ожидается, что в первую очередь в реестр попадут платформенные и дефицитные отечественные системы, отраслевые решения. Причем акцент будет сделан на отраслях, в которых участие государства является определяющим. Это медицина, образование, ЖКХ, дорожное строительство. Компании, которые будут внедрять решения из реестра, могут воспользоваться мерами господдержки.

Наталья Анищук