Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2015

Регионы увеличивают затраты на ИКТ

Регионы увеличивают затраты на ИКТ

В конце 2014 г. после четырехлетнего перерыва была утверждена новая концепция региональной информатизации, которая призвана повысить эффективность ИКТ-проектов в масштабах всей страны. Одновременно объемы финансирования региональных программ информатизации в 2015 г. увеличились более чем на 15% и достигли p72,5 млрд. Около 58% этой суммы приходится на пять регионов – Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Тюменскую и Самарскую области. 

Информатизация российских регионов в последние годы развивалась довольно хоатично. Не дожидаясь четких указаний со стороны федерального центра, каждый субъект создавал необходимые ему системы, исходя из собственного понимания того, как они должны работать и сколько стоить. В результате сегодня, несмотря на внушительные суммы, потраченные на внедрение ИКТ в масштабах страны, при интеграции уже созданных решений возникают сложности, обнаруживается множество дублирующих друг друга элементов инфраструктуры и информационных систем.

Как информатизировать регионы

Навести порядок в сфере информатизации можно, создав единую систему управления этим процессом как на федеральном, так и на региональном уровне. С этой целью в конце 2014 г. распоряжением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева была утверждена концепция региональной информатизации. Срок действия предыдущего ее варианта истек еще в 2010 г., и в последующие четыре года в нашей стране не существовало стратегического документа, определяющего процесс внедрения ИКТ в регионах.

Утвержденная концепция содержит формулировку основных целей и направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов федерации на период до 2018 г.  Среди них повышение качества жизни граждан за счет использования ИКТ при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления; выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ и повышение эффективности государственного управления за счет ИКТ. Также в ней изложены основные принципы развития ИКТ по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов федерации, в том числе в образовании, здравоохранении, транспортной сфере, сфере обеспечения общественной безопасности.

На федеральном уровне оптимизировать схему управления информатизацией в масштабах страны предполагается путем выявления лучшего регионального опыта и распространения его на другие субъекты РФ, определения ключевых показателей эффективности информатизации в субъектах РФ; предоставления регионам субсидий из федерального бюджета на реализацию наиболее значимых проектов.

На региональном уровне предлагается создать в каждом регионе уполномоченный орган по управлению информатизацией. Структура будет тщательно планировать и контролировать исполнение работ, в том числе и в разрезе показателей эффективности. При этом общее руководство региональной информатизацией будет осуществлятся на уровне заместителей губернаторов.

Предполагалось, что до 20 марта 2015 г. Минкомсвязи по согласованию с Минэкономразвития и заинтересованными органами власти и фондами представит правительству план мероприятий по реализации концепции. В апреле 2015 г. на заседании рабочей группы Совета по региональной информатизации в рамках VIII Международного форума IT Forum 2020 Олег Пак, статс-секретарь – заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ, представил для обсуждения проект плана мероприятий по реализации концепции региональной информатизации. Он также рассказал, что в 2015 г. запланировано создание типовой госпрограммы развития ИКТ регионов, которая закрепит положения концепции. Кроме того, будет разработана методика, определяющая расчет рейтинга регионов по уровню информационного развития. На момент написания данной статьи информации о дальнейшей судьбе этих документов в открытых источниках обнаружить не удалось.

Федеральная помощь

В конце марта 2015 г. было подписано распоряжение правительства о выделении российским регионам федеральных субсидий на развитие информационного общества в 2015 г. На получение субсидий было подано 67 заявок, однако в конечном итоге p500 млн были распределены между 30 субъектами, которые должны будут потратить их на проекты, связанные с повышением качества жизни граждан на основе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Минкомсвязи РФ увеличило долю субсидирования из федерального бюджета с 50% до 70-95%, хотя, как и прежде, не стало выделять на один субъект более p30 млн, в том числе не более p10 млн на один проект. Максимальный размер субсидий (по p30 млн) получили 5 регионов: Новосибирская, Тюменская и Ленинградская области, а также Татарстан и Алтай. Минимальная сумма (p2,7 млн) досталась Магаданской области.

В начале 2014 г. аналогичные средства были распределены сразу за 2013 и 2014 гг. Проекты-победители в итоге получили суммарно p1,16 млрд. Объем субсидий, предусмотренных на поддержку региональных проектов в 2016 г., предположительно также составит около p500 млн.

Региональные ИКТ-расходы

Аналитики CNews Analytics составили второй ежегодный рейтинг ИКТ-затрат российских регионов. Рейтинг является пока единственным подобным источником информации о расходах на ИКТ региональных органов исполнительной власти. При его формировании были использованы данные об ИКТ-расходах, содержащиеся в утвержденных бюджетах субъектов РФ. Были просуммированы бюджеты органов власти, отвечающих за информатизацию региона (министерств или департаментов), затраты региональных органов власти по статье «Связь и информатика», коду 242 (Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий).

В 2015 г. эта работа осложнялась тем, что в течение года бюджеты неоднократно пересматривались, в том числе изменения коснулись расходов на информатизацию. Тем не менее по сравнению с 2014 г. число регионов, в которых ИКТ-расходы консолидированы в руках профильного ведомства, существенно увеличилось. «На данном этапе, к сожалению, отсутствует единая государственная программа региона по информатизации. Мы сейчас работаем над этим, – говорит Турпалали Алсултанов, заместитель министра транспорта и связи Чеченской Республики. – Полагаем, что наличие такой программы и, главное, ее эффективная реализация позволят сэкономить бюджетные средства путем консолидации ИТ-бюджетов различных ведомств, а также более качественно реализовать мероприятия в соответствии с Концепцией региональной информатизации, утвержденной на федеральном уровне».

Рейтинг ИКТ-затрат регионов 2015

№ в 2015 г. № в 2014 г. Регион Суммарные расходы на ИКТ, i млн Динамика суммарных расходов на ИКТ 2015/2014, % Расходы региона на ИКТ 2016 (план), i млн
2015 2014
1 1 Москва 25 722 24 803 3.7% 24 991
2 2 Санкт-Петербург 9 032.3 6 687.5 35.1% 5 867.1
3 3 Московская область 4 646.1 3 827 21.4% 3 602.7
4 7 Тюменская область 1 423.8 1 211.7 17.5% 1 111.4
5 13 Самарская область 1 416.3 910.4 55.6% 1 358.5
6 9 ХМАО-Югра 1 397 961.5 45.3% 1 570.4
7 5 Новосибирская область 1 380.9 1 605 -14.0% 460.1
8 6 Республика Татарстан 1 227.8 1 305 -5.9% 1 200.5
9 10 Тульская область 1 134.6 945 20.1% 898.9
10 4 Хабаровский край 1 124 1 608.9 -30.1% 895.2

Источник: CNews Analytics, 2015

Перейти к полной таблице

Сведения об ИКТ-расходах на 2016 г. были получены в процессе анализа плановых показателей  бюджета, являются ориентировочными и могут быть пересмотрены региональными правительствами в конце 2015 г. «Сейчас в целях оптимизации расходной части областного бюджета проводятся мероприятия по сокращению расходов. Кроме того ведутся работы по планированию бюджета на 2016 и плановый период 2017–2018 годов. В связи с этим речь может идти лишь о предполагаемых суммах», – говорит Юрий Дробный, заместитель начальника отдела региональной информатизации департамента информационных технологий Оренбургской области.

Совокупные затраты всех российских регионов на ИКТ в 2013 г. составили p69,6 млрд, в 2014 г. сократились до p62,8 млрд, а в 2015 г. с учетом предоставленных Минкомсвязи субсидий оцениваются в p72,5 млрд, что на 15,4% больше, чем в 2014 г. Лидерами по ИКТ-затратам являются Москва (p25,7 млрд против p24,8 млрд в 2014 г.), Санкт-Петербург (p9 млрд против p6,7 млрд в 2014 г.), Московская область (p4,6 млрд против p3,8 млрд в 2014 г.). Входившие в пятерку лидеров в 2014 г. Хабаровский край и Новосибирская область (по p1,6 млрд) уступили место Тюменской и Самарской областям (по p1,4 млрд). На долю этих топ-5 субъектов РФ приходится 58% всех региональных ИКТ-расходов. 

Суммарные ИКТ-расходы регионов России 

risunok_1.png


Источник: CNews Analytics, 2015

Регионы, замыкающие рейтинг, выделяют на информатизацию существенно меньше средств, чем регионы-лидеры. Так, Чукотский АО намерен в 2015 г. израсходовать на ИКТ p21,2 млн (17,1 млн в 2014 г.), что примерно в 1000 раз меньше, чем затраты Москвы. Примерно в таком же положении находится и Костромская область (p21,8 млн  в 2015 г. и 66,1 млн в 2014 г.). Совокупный ИКТ-бюджет 5 регионов, находящихся на первых (p42,2 млрд) и последних (p180,1 млн) местах рейтинга отличается более чем в 200 раз. Однако невысокие суммарные расходы региона на информатизацию не всегда являются неоспоримым свидетельством низкого уровня развития ИКТ. «Этот рейтинг составлен по суммарным расходам бюджетных средств на ИКТ, подчеркиваю, не внешних, а собственных вложений, – говорит Александр Борисов, министр связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия). – Подчеркиваю, что это без расчета на одного жителя. Если бы оценка производилась с учетом количества населения, то наша позиция была бы иной».

Совокупные ИКТ-затраты субъектов на информатизацию в 2015 г. увеличились на 15,4%. Среди регионов, наиболее существенно увеличивших расходы на ИКТ, Республика Чувашия и Архангельская область (более чем в 6 раз), Еврейская автономная область (более чем в 4 раза), Магаданская область (почти в 4 раза), Республика Алтай (почти в 3 раза).

 

Топ-10 регионов по росту ИКТ-расходов в 2015

Регион Суммарные расходы на ИКТ в 2015 г., iмлн Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., iмлн Динамика расходов 2015/2014, %
1 Республика Чувашия 289,5 38,8 646,1
2 Архангельская область 661,8 91,5 623,3
3 Еврейская АО 259,5 50,0 419,0
4 Магаданская область 246,6 51,0 383,5
5 Республика Алтай 276,7 73,4 277,0
6 Республика Дагестан 697,1 211,6 229,4
7 Пермский край 645,8 198,6 225,2
8 Алтайский край 213,7 73,5 190,7
9 Владимирская область 297,1 108,6 173,6
10 Республика Башкортостан 318,2 118,4 168,8

Источник: CNews Analytics, 2015

Одновременно в целом ряде регионов расходы на ИКТ сильно уменьшились. Среди них Кабардино-Балкарская Республика (-88%), Калужская область (-70%), Костромская область (-67%), Иркутская область (-42%), Курская область (-39%). 

Топ-10 регионов по сокращению ИКТ-расходов в 2015

Регион Суммарные расходы на ИКТ в 2015 г., iмлн Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., iмлн Динамика расходов 2015/2014, %
1 Кабардино-Балкарская Республика 61,9 530,4 -88.3
2 Калужская область 194,9 647,0 -69.9
3 Костромская область 21,8 66,1 -67.0
4 Иркутская область 65,5 112,4 -41.7
5 Курская область 100,1 163,8 -38.9
6 Астраханская область 104,0 161,0 -35.4
7 Республика Ингушетия 135,2 200,1 -32.4
8 Хабаровский край 1 124,0 1 608,9 -30.1
9 Оренбургская область 306,6 421,8 -27.3
10 Ярославская область 240,1 317,4 -24.4

Источник: CNews Analytics, 2015

Таким образом, в 2013-2015 гг. регионы России израсходовали на ИКТ около p205 млрд. Наиболее активно финансировали ИТ-проекты в Москве (p80,1 млрд), Санкт-Петербурге (p20,7 млрд), Московской области (p11,2 млрд), а также Новосибирской области, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Тюменской области, ХМАО-Югра, Самарской области и ЯНАО.

Топ-10 ИКТ-расходов регионов за 2013-2015 г.

risunok_2.png

Источник: CNews Analytics, 2015

«Главный приоритет нам задан «сверху» майским указом Президента о доле жителей, имеющих возможность получать электронные госуслуги. Если мы его декомпозируем, то на уровне региона основные вопросы лежат в социально-бытовой плоскости: образование, здравоохранение, ЖКХ, безопасность, транспорт», – говорит Максут Шадаев, министр информационных технологий и связи Московской области.

«Мы работаем в рамках всех федеральных тенденций, которые задает федеральное правительство, – продолжает Александр Ким, первый заместитель губернатора ХМАО. – «Железо», инфраструктура, коммуникации создаются в любом случае. Единственное, куда мы пока не идем — это облачные технологии, потому что считаем их небезопасными. Базы данных региона не должны «раствориться» в облаках, поэтому мы предпочитаем хранить всю информацию на собственных серверах».

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора