Разделы

Наука

Оборонка вновь станет основой промышленности?

Россия провозгласила курс на переход от «экономики трубы» к инновационному развитию. Но даже в развитых странах устойчивый экономический рост на 60-90% достигается за счет интенсификации имеющейся инновационной деятельности. Но Россия сейчас значительно отстает в инвестициях в исследования (разработки) и основные фонды, расходах на подготовку кадров и производительность труда. Одним из решений стало создание корпоративных объединений.

Как показывает опыт промышленно развитых стран устойчивый экономический рост в последние десятилетия достигается на 60-90% за счет интенсификации инновационной деятельности, то есть качественного увеличения объемов новых продуктов и технологий за счет научных открытий и изобретений, освоения новых секторов рынка, внедрения более эффективных бизнес-процессов, организационных структур и управленческих механизмов.

«Cырьевая» модель против Инновационной экономики

Инновационная экономика — удел не только богатых и благополучных стран, способных позволить себе такую роскошь, как финансирование долговременных и рискованных проектов и организацию перспективных исследований. Можно привести множество примеров, когда ответной реакцией на значительное удорожание энергоресурсов на мировом рынке («нефтяные шоки» 1970-х годов), на требования снижения импортных тарифов (в рамках соглашения ГАТТ/ВТО) становилась разработка и реализация многими странами национальной инновационной стратегии, развитие исследований и разработок в тех отраслях, которым создавалась потенциальная угроза. Когда периферийное, зависимое положение в мировой экономике создавало в некоторых странах (Япония, Корея, Китай) мощный стимул по внедрению передовых технологий для снижения затрат, повышения качества и создания новых товаров.

Сегодня уже ясно, что только «сырьевая» отрасль не способна решить стоящие перед страной жизненно важные задачи, когда остро встал вопрос об ускорении темпов развития. Современное состояние экономики России далеко не соответствует официальным радужным оценкам. По целому ряду ключевых показателей российские предприятия все больше отстают от компаний экономически развитых стран:

  1. Инвестиции в исследования и разработки (в % от доходов) — в 10 раз.
  2. Инвестиции в основные фонды (в % от основных фондов) — в 5 раз.
  3. Расходы на подготовку кадров (в % от зарплаты)- в 5 раз.
  4. Фондовооруженность (на работника) — в 2-3 раза.
  5. Производительность труда — в 5-10 раз.

Одна из возможностей существенно ускорить социально-экономическое развитие страны связана с переориентацией российской экономики на производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции. В прошлогоднем послании Президентом России был заявлен курс па переход от «экономики трубы» к инновационному развитию. Только инновационный путь позволит достичь амбициозных задач в области экономики и обороноспособности страны, и в конечном итоге сохранить Россию как единую суверенную державу.

Инновационный механизм без государства не запустить

В сложившихся условиях запустить инновационный механизм в экономике невозможно без непосредственного участия государства в организации и стимулировании инновационных процессов. Учитывая высокие издержки проведения современных НИОКР, которые при этом имеют тенденцию к дальнейшему возрастанию, значительные риски при выборе приоритетных направлений, необходимость увязки деятельности многих участников инновационного процесса, задачи поддержки, национальных участников международной конкуренции, необходим многогранный механизм государственной поддержки и стимулирования инновационных процессов, включающий в себя:

  • выработку стратегической (долговременной) программы научно-технического развития страны, которая должна четко очертить основные направления концентрации интеллектуального потенциала — специализация позволяет определить, в чем страна имеет преимущество, как технологическая политика может их улучшить, каков рынок, позволяющий получить наиболее высокий эффект от нововведений;
  • создание развитых инфраструктур, способствующих динамичному и широкому развитию инновационного процесса, поддержка различных форм связей между научными центрами и производственными компаниями, включая «исследовательские клубы», «технологические и научные центры» и т.д., являющиеся формой сотрудничества частного и государственного капитала на долговременной основе;
  • последовательную налоговую и амортизационную политику, включая предоставление налоговых, таможенных и иных льгот, стимулирующих привлечение инвестиций в научно-техническую сферу, проведение НИОКР, технологические и продуктовые инновации в частном секторе (освобождение от НДС приоритетных направлений научно-технического развития и т.д.);
  • предоставление инвесторам государственных гарантий при финансировании наиболее рисковых стадий инновационных проектов;
  • поддержка «национальных лидеров» — небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать на международных рынках наукоемкой продукции и улучшать экспортные позиции страны;
  • внедрение конкурсной основы при выделении государственного финансирования и поддержки, что позволит разрабатывать наиболее эффективные проекты;
  • государственное финансирование прежде всего фундаментальных исследований;
  • государственное регулирование крупномасштабных программ на международном уровне, поощрение международной кооперации в реализации крупных инновационных проектов;
  • разработку и реализацию комплексной программы по стимулированию создания и поддержке начинающих небольших инновационных (внедренческих) фирм в высокотехнологичных отраслях как источников будущего экономического роста;
  • создание среды для национального бизнеса, где вложение инвестиции в инновации является основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов, образование единого национального рынка венчурного капитала (специализированные банки развития, рисковые фонды, биржи ценных бумаг венчурных предприятий и т.д.);
  • развитие систем распространения и обмена научно-технической информации, передача бесплатно или на льготных условиях частным фирмам результатов исследований, проводимых государственными центрами и институтами, для их последующей коммерциализации;
  • поощрение активных закупок лицензий за рубежом, а также финансовая поддержка патентования за рубежом объектов промышленной собственности, полученных в Российской Федерации.

Регулирование государством научно-технического прогресса должно стать важнейшей частью хозяйственного механизма. При этом акцент должен делаться не на прямое государственное вмешательство в развитие хозяйственных структур, а на усиление роли государства в организации и поддержке кооперации на всех стадиях инновационного процесса, исключающей распыление средств и усилий.

Россия богата людскими ресурсами и имеет огромный накопленный интеллектуальный потенциал. Как никакая другая страна Россия богата и природными ресурсами. Вместе с тем в финансово-банковском секторе накоплены значительные финансовые ресурсы, которые, однако, не направляются в реальный сектор экономики, как в связи с отсутствием активной и внятной государственной промышленной и структурной политики, так и довольно низким уровнем инновационной восприимчивости и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов. Если удастся запустить механизмы инновационного развития, позволяющие соединить интеллектуальный потенциал, природные богатства и финансовые ресурсы, то Россия имеет реальные шансы занять одно из ведущих мест в мировой экономике.

Как достичь цели?

В этой связи следует отметить распоряжение Правительства РФ от 11.12.02 № 1764-р, которым были утверждены «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий». Главной целью государственной политики в сфере науки и технологий провозглашено создание финансово-экономических условий для реализации утвержденных президентом РФ Основ политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, а также для опережающего развития фундаментальной науки и осуществления важнейших инновационных проектов государственного значений. Достижение поставленной цели предполагается осуществить на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологии.

В ОПК как и, пожалуй, во всей российской промышленности основной проблемой сегодня является снижение конкурентоспособности, являющейся производной не только от качества продукции, но и от медленной структурной перестройки экономики, которая в конечном счете должна привести к ограниченному количеству крупных межотраслевых интегрированных структур с высокой степенью капитализации, способных самостоятельно осуществлять политику по развитию производства. Либо мы сегодня сделаем наше производство конкурентоспособным по отношению к иностранным конкурентам, либо мы начнем сдавать не только те ниши, в которых мы находимся за рубежом, но и проигрывать наш внутренний рынок.

Без создания на предприятиях внутренней инновационно-восприимчивой среды и механизмов внутрифирменного предпринимательства государственные усилия в данном направлении не приведут к достижению поставленных целей.

В условиях открытой экономики и жесткой конкуренции, заполненности традиционных рынков, все ускоряющихся темпов изменений в общественно-политической, социально-экономической и научно-технической сферах, особую важность приобретают такие особенности предприятий производителей инноваций, как:

  • быстрое и опережающее реагирование на запросы потребителей;
  • способность создавать новые рынки;
  • способность создавать новую продукцию;
  • способность добиваться и удерживать лидирующие позиции в данной технологической сфере.

НПЦ «Технокомплекс»: базовые принципы и решения

Гиви Джанджгава, Президент «НПЦ «Технокомплекс» — во время пресс-конференции на МАКС-2003, 20 августа  
Гиви Джанджгава, Президент «НПЦ «Технокомплекс» (в центре) — во время пресс-конференции на МАКС-2003, 20 августа
Для решения данных проблем и была создана по инициативе самих предприятий корпоративная структура «Научно-производственный центр «Технокомплекс», в состав которой входят 16 предприятий Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Курска, Чебоксар, Екатеринбурга, Перми и Казани. Все они технологически совместимы и связаны единым производственно-технологическим циклом, начиная от разработки и кончая сервисным обслуживанием производимой наукоемкой продукции. Профильным направлением НПЦ «Технокомплекс» является создание унифицированных систем навигации, управления и боевого применения для авиационно-космических и других объектов. Предприятия «Технокомплекс» участвуют в выполнении контрактных работ по программам самолетов Су-ЗОМКК и Су-ЗОМКИ, многофункционального фронтового бомбардировщика Су-34, истребителей Су-27СМ и МиГ-29СМТ, вертолетов Ка-31, Ка-52 и Ка-6О, Ми-24ПН, Ми-28Н, Ми-26 и модернизации Ми-8. Сегодня корпорация работает над созданием авионики для самолетов пятого поколения, некоторые элементы которой уже реализуются в ряде проектов.

Базовые принципы, заложенные в основу при создании корпорации, такие как технологическая совместимость, кооперированность, максимальная унификация и стандартизация, диверсификация направлений деятельности, позволили ей занять прочное место на отечественном рынке авиационного приборостроения. При этом объемы корпоративного производства имеют высокую динамику, которая за 2000, 2001, 2002 гг. составила, соответственно, 180%, 204% и 127% к предыдущему году. Годовая выработка на одного работающего в основном производстве по корпоративному объединению в настоящее время составляет в среднем около 20 тыс. долларов США.

Что такое геокластер и чем он может быть полезен владельцам бизнеса
Бизнес

Разработка и производство авиационного оборудования ведутся в соответствии с принятой и реализуемой в НПЦ «Технокомплекс» концепцией магистрально-модульного построения бортовых комплексов с открытой архитектурой и обеспечением внутри- и межвидовой унификации, аппаратуры и программно-математического обеспечения. Указанный подход был успешно реализован в проекте самолета Су-ЗОМКИ, который имеет открытую архитектуру БРЭО и за счет нового программного обеспечения может существенно расширить свои боевые возможности без переделки базового состава оборудования. Кроме того, открытая архитектура позволила впервые в отечественной практике интегрировать в единый бортовой комплекс, наряду с российской, авионику французских, индийских и израильских фирм, которую выбрал заказчик.

В последние годы предприятия-участники корпоративного объединения ежегодно вкладывают средства из собственных источников (амортизационные отчисления, прибыль от ВТС, заемные средства) в перспективные разработки и проекты, в обновление своей научно-производственной базы в размерах не менее 15% от собственных объемов. В соответствии с принятой корпоративной программой технического перевооружения, значительно увеличились закупки новейших зарубежных технологий и целых производств. Реконструируются старые и вводятся в эксплуатацию новые производственные цеха и лабораторные корпуса, оснащенные самым современным оборудованием, в том числе западного производства.

Например, создано инновационное предприятие для разработки технологии рагидизации, производства и сертификации высокоинформативных, плоскопанельных экранов на основе цветных активноматричных ЖКИ, которое не имеет аналогов в Российской Федерации. Для перехода на принципиально новое поколение базовых элементов и датчиков совместно с рядом специализированных научных центров и опытных предприятий разрабатываются технологии и оборудование диффузионной, световой и лазерной сварки разнородных материалов без изменения их физических свойств, перспективные технологии микромеханики и микроэлектроники, позволяющие получать чувствительные элементы на базе монокремния с толщиной упругих перемычек 5 мкм, а также микросборки специального применения сверхвысокой степени интеграции. Имеется научно-технический задел по твердотельному волновому гироскопу (ТВГ) и кремниевому датчику акселерометра. В ближайшие 2-3 года планируется при финансовом содействии Российского фонда технологического развития завершить данный проект и создать высокоточную БИНС на базе ТВГ. Таких примеров много.

Унификация основных технологий и систем на их базе для широкого круга объектов применения создает благоприятную основу для повышения эффективности инноваций. Финансовая устойчивость и конкурентоспособность корпоративного объединения в условиях общемировой тенденции сокращения военных заказов достигается ориентацией на максимально широкий круг потребителей его унифицированной продукции и услуг: НПЦ «Технокомплекс» работает для большинства головных разработчиков и изготовителей техники военного и гражданского назначения в авиационно-космической отрасли, ракетостроении, а также судостроении и т.д. Имеются научно-технические заделы для того, чтобы стать поставщиком определенной части технологического и производственного оборудования для российских естественных монополий, таких как РАО ЕС, Газпром, МПС. По оценкам экспертов, потенциал ОПК позволяет обеспечить прирост общего объем промышленного производства на 30 и более процентов в год. Если посмотреть рейтинг 50 крупнейших экспортеров ВиВТ, ежегодно составляемый «Дифенс ньюс», то военный бизнес не является доминирующим более чем для половины из них, что страхует компании от возможного сокращения военных заказов и делает их финансово-устойчивыми.

Эксперты подвели итоги в области ИБ и сделали прогноз на 2022 г.: в тренде будет гибридная работа
ИТ в госсекторе

Предприятия-участники НПЦ «Технокомплекс» разрабатывают и производят целый ряд отвечающей современным стандартам высокотехнологичной продукции гражданского назначения, которая обеспечивает решение социально-значимых задач во многих областях:

  • в сфере здравоохранения — аппарат искусственной почки и аппарат очистки крови;
  • в сфере оборудования для дорожного строительства — теодолиты, нивелиры и другое оптическое оборудование;
  • в сфере оборудования для развития транспортного комплекса — электронные системы зажигания для легковых автомобилей;
  • в сфере оборудования для энергетического, газового хозяйства и ресурсосбережения — системы управления и экраны для отображения информации для энергостанций, системы управления котлами, приводы задвижек с дистанционным управлением;
  • в сфере обеспечения экологической безопасности — авиационный наземно-бортовой комплекс экологического и геодезического мониторинга и картографирования (в стадии разработки).

И это далеко не полный перечень подобных работ. Рост объемов производства и накопленный задел НИР и ОКР позволяют предприятиям НПЦ «Технокомплекс» сделать в ближайшие 2-3 года очередной шаг в инновационном процессе — создать оборудование самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и других подвижных объектов следующего поколения.

Гиви Джанджгава1 / «Инновационная Экономика России»2


  1. Джанджгава Гиви Ивлианович  — Президент «НПЦ «Технокомплекс», генеральный директор ФНПЦ РПКБ.
  2. Материал предоставлен журналом «Инновационная Экономика России» (информационно-аналитический журнал о проблемах и перспективах современной промышленной политики и новой экономики).

Подписаться на новости Короткая ссылка