Разделы

Бизнес Техника

Под напряжением: участники конференции по энергорезервированию обсудили, где взять новые аккумуляторы и что делать со старыми

Современная экономика требует стабильного энергопитания огромного количества систем: от ЦОДов и компонентов «интернета вещей» до охранно-пожарных систем и электротранспорта. Рассмотрению различных аспектов текущих проблем энергорезервирования была посвящена конференция в РЭУ, проведенная при участии ENERGON, где специалисты разных областей – от инженеров до сотрудников МЧС — рассматривали перспективы и особенности переработки аккумуляторных батарей, форм взаимодействия бизнеса и регулирующих органов, сложности трансграничных поставок оборудования и т.д.

Конференция «Энергорезервирование: тренды и пути развития», собравшая около 170 посетителей и более десяти докладчиков, прошла в Москве на территории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Компания ENERGON выступила индустриальным партнером мероприятия проводимого кафедрой товарной экспертизы и таможенного дела РЭУ. В мероприятии приняли участие представители ряда инженерных компаний, Агентства Инноваций Москвы, МЧС, Росстандарта и других структур, как государственных, так и коммерческих. «Сегодня увеличивается объем информации и темп её передачи, мы всегда готовы делиться своими знаниями со студентами и нашими партнерами», — отметила в приветственном слове Валентина Дианова, директор Высшей инженерной школы «Новые материалы и технологии» при РЭУ.

Конференция «Энергорезервирование: тренды и пути развития», собравшая около 170 посетителей и более десяти докладчиков

Наша команда развивает бизнес на основе долгосрочных ценностей, с заботой о сохранении окружающей среды и улучшении качества жизни общества и будущих поколений.

Широта проблематики

Многие в повседневной работе сталкиваются с накопителями энергии, отметил Александр Чесноков, коммерческий директор компании ENERGON. Актуальные вопросы энергорезервирования и развития сегмента аккумуляторных батарей (АКБ), которые были рассмотрены на конференции, касались тематики импортозамещения и параллельного импорта, деталей сертификации аккумуляторов разных типов — свинцово-кислотных и литий-ионных аккумуляторов — технологий переработки и утилизации батарей, обеспечения безопасности и т.д. В условиях современной экономики крайне важен системный взгляд на аккумуляторы как товар, причем в полном цикле: от создания до утилизации, отметил Петр Токарев, заведующий кафедрой товароведения и товарной экспертизы в РЭУ.

На фото (слева направо): Юлия Сатторова, директор по персоналу компании ENERGON, Дмитрий Дрыкин, генеральный директор компании ENEGRON, Раиса Платова, доцент кафедры товарной экспертизы и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова

Представители компании ENERGON, выступавшие на конференции, поделились своим видением глобальных трендов в мировой энергетике. Были даны оценки влияния на экономику динамик в энергетическом переходе развития рынка электромобилей, сегмента центров обработки данных, «цифровой трансформации», а также ряда локальных трендов и развития технологий. В пленарной дискуссии Александр Беспалов, руководитель отдела управления продукцией в компании ENERGON, совместно с представителями партнерских компаний (Systeme Electric, Tesli, IXcelerate и других) обсудил вопросы изменения технологического ландшафта отрасли, внедрения новых энергосберегающих и экологических технологий. Мероприятие позволило получить обратную связь от участников рынка, что послужит оптимизации способов развития взаимодействия, отметила Юлия Сатторова, директор по персоналу компании ENERGON.

Начинаем с конца: вопросы утилизации и «устойчивого развития»

Экологическая направленность выгодна как обществу, так и индустрии, что было рассмотрено в рамках конференции на вопросах утилизации батарей. Предприятия, выполняющие утилизацию литий-ионных батарей, не только обеспечивают сохранение природы, но и имеют крайне важное значение для всей экономики, отметил Алексей Шутов, представитель группы компаний «7 Технологий». С этим тезисом согласился Петр Токарев, отметивший высокую важность «зеленых технологий», которая быстро растет.

В настоящее время на рынке возник недостаток лития. Сейчас количество добываемого лития превышает потребности глобальной экономики, причем такая ситуация существует с 2019 года, отметил Алексей Шутов. Это приводит к повышению цен на этот металл — за время дефицита они выросли в шесть раз! Кроме того, политическая нестабильность может вызвать перебои с поставкой лития, это обстоятельство создает серьезные риски для поставок этого металла, соответственно, для производства аккумуляторов и для ряда сегментов мировой экономики: от центров обработки данных до электромобилей, от мобильных устройств до «интернета вещей».

Представители компании ENERGON, выступавшие на конференции, поделились своим видением глобальных трендов в мировой энергетике

Альтернативным каналом поступления лития на рынок может стать промышленная переработка батарей. Из выработавших ресурс аккумуляторов можно получить литий, как и ряд других веществ: например, марганец, кобальт и т.д. Отработавшие свой срок аккумуляторы измельчают в промышленных дробилках, после чего после химических процессов на выходе получают нужные вещества с высокой химической чистотой, которые можно направлять на новое производство.

В настоящее время стоимость «восстановленного» лития выше, чем полученного из руды. Но, во-первых, наличие дополнительного канала поступления данного металла на рынок важно для стабилизации цен, во-вторых, развитие технологий уменьшает стоимость лития, полученного при переработке батарей.

«Зеленые решения» в российских условиях

В национальной экономике одним из наиболее технологичных парков производств по переработке АКБ владеет «Росатом», отметили выступающие на конференции. Как видно, атомная промышленность в России задействована в решении «зеленых» вопросах как при генерации электроэнергии, так и на разных этапах ее потребления.

Переработка батарей в промышленном масштабе важна для разных субъектов национальной экономики, в том числе, для города Москвы. В городском хозяйстве мегаполиса работают более 1250 электробусов, аккумуляторы на многих из них через год-другой начнут требовать замены. Дирекция Московского транспортного узла не располагает собственными мощностями для переработки, но выполняет координационные функции, налаживая контакты с теми предприятиями, которые имеют нужный ресурс, например, с предприятиями упомянутого «Росатома».

Вячеслав Щербань, директор Корпоративного университета ENERGON: Формат показал высокую востребованность подобных научно-практических акций с акцентом на технологическом сегменте

Однако, современное развитие технологий допускает и другие варианты «зеленых» решений. О важности солнечной энергетики при проблемах с поставками и неудобстве прямой переработки АКБ из-за больших временных затрат и дороговизны процесса говорил Денис Бутырский, руководитель направления оперативного отдела по снабжению и производству в компании ЭТМ. Наиболее целесообразно развитие солнечной энергетики в следующих регионах страны: на Северном Кавказе, в Ставропольском, Алтайском, Приморском и Забайкальском краях, Астраханской и Оренбургской областях, а также в Сибири, отметил Денис Бутырский.

Автономный характер и простота эксплуатации аккумуляторных батарей и солнечных электростанций делают чистую, недорогую энергию доступной для всех, в том числе для людей, проживающих в районах с неразвитой инфраструктурой, отмечает Дмитрий Дрыкин, генеральный директор компании ENEGRON: «Заботясь об улучшении благосостояния и внедрении принципов равных возможностей, компания уделяет особое внимание созданию бюджетных продуктов и линеек и расширяет представленность своей продукции в торговых объектах по всей России, а также в странах СНГ».

Особенности поставок АКБ

В настоящее время российская промышленность не может полностью обеспечить потребности национальной экономики в аккумуляторах. Работы по разворачиванию новых и расширению имеющихся заводов идут, но по вполне понятным экономическим причинам далеко не весь объем нужных стране аккумуляторов нужно производить внутри рублевой зоны — часть лучше импортировать. О современном состоянии логистики на примере поставок аккумуляторов на конференции рассказал Роман Ильин, исполнительный директор «Интраско».

При обеспечении поставок аккумуляторов приходится учитывать ряд факторов, связанных с различными аспектами: техническими, логистическими, регуляторными, а в последнее время еще и санкционными. Аккумуляторы относятся к типу «опасных грузов», напомнил Роман Ильин, что нужно учитывать при выстраивании процессов их транспортировки, перегрузки, складирования и т.д., например, далеко не все погранпереходы работают с опасными грузами.

Мероприятие получило высокую оценку со стороны участников и организаторов

Кроме того, в имеющихся условиях глобальной политической нестабильности логистика резко усложнена. Ситуация с поставками меняются практически ежедневно, отметил Роман Ильин, поэтому ответы на ключевые вопросы — «что можем сейчас везти?», «почему не можем?», «а когда сможем?» и пр. — приходится искать и находить оперативно. Для этого нужны разноплановые компетенции, начиная от глубоких знаний особенностей товара и знаний текущей ситуации с транспортом заканчивая понимания особенностями национальных законодательств и креативом.

Стандартизация на примере АКБ и ее важность для экономки

С докладом «Российская и международная практика стандартизации химических источников тока и электрохимических систем накопления энергии» выступил Дмитрий Тищенко, ответственный секретарь Технического комитета 044 «Аккумуляторы и батареи». Хотя по действующему законодательству прохождение стандартизации аккумуляторами – дело добровольное, работы в области стандартизации, реализуемые разными структурами, существенно упрощают аспекты взаимодействия участников национального рынка. Например, при выполнении закупок компания-заказчик опирается на стандарты – национальные или межгосударственные – что существенно упрощает операционную деятельность в плане выбора поставщиков и их продукции.

Государственные структуры при принятии стандартов взаимодействуют с индустрией, отметили выступавшие, что ускоряет множество процессов. Приятно удивляет активность работы российских специалистов в вопросах стандартизации. Например, только на аккумуляторные батареи со щелочным электролитом сейчас существуют 15 действующих стандартов, два — в планах принятия на 2024. Кроме того, в области стандартизации продолжается активное взаимодействие российских профильных структур с глобальными и с национальными ассоциациями других стран. «Мы занимаемся гармонизацией, чтобы не утерять связь стандартов глобальных и внутрироссийских». — сказал Дмитрий Тищенко.

На конференции были рассмотрены различные нишевые вопросы. Были доклады по проблематике противопожарной безопасности в аспектах, связанных с аккумуляторами, про современные тренды в развитии центров обработки данных, размещенное в которых оборудование требует все больших мощностей для питания и, соответственно, увеличенных емкостей резервных аккумуляторов, говорили о применении солнечных батарей в российских условиях и т.д.

Вместо заключения

Мероприятие получило высокую оценку со стороны участников и организаторов. Эта конференция была первым настолько разноплановым мероприятием, в котором принимал участие ENERGON, и, судя по всему, не последним. Формат показал высокую востребованность подобных научно-практических акций с акцентом на технологическом сегменте, отметил Вячеслав Щербань, директор Корпоративного Университета ENERGON.

«Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие станет началом новой хорошей традиции ежегодных встреч», — говорит Раиса Платова, доцент кафедры товарной экспертизы и таможенного дела в РЭУ. Значение конференции как мероприятия для взаимного обмена опытом игроков индустрии, знакомства студентов и преподавателей с особенностями реальной экономики на примере сегмента и пониманию особенности регуляторики в современных условиях отметили и другие спикеры, участники и слушатели.

erid:2SDnjesswwWРекламодатель: ООО "Смарт Бэттериз"ИНН/ОГРН: 7714450590/1197746509234Сайт: https://energon.ru/