Разделы

ПО Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Импортонезависимость Облака

Дмитрий Исаев, Softline: Тренд на частные облака продлится минимум до 2025 года

В 2022 году облачный рынок в России вырос на 40%. Основные драйверы — дефицит «железа» и миграция из зарубежных облаков в отечественные. В начале 2023 года компания Softline предсказала рост интереса к частным облакам как наиболее комфортной среде для крупных компаний. Дмитрий Исаев, руководитель облачного бизнеса Softline, рассказывает, оправдались ли эти прогнозы и какие облачные тренды будут в центре внимания в 2024 году.

«Все наши крупнейшие проекты, реализованные в 2023 году, были связаны с частными или гибридными решениями»

CNews: В начале этого года вы говорили о миграции крупных компаний в частные облака как о сформировавшемся тренде. Что вы можете сказать об этом процессе сейчас?

Дмитрий Исаев: Прогноз подтвердился. Те тенденции, которые мы увидели и на которых сделали фокус, полностью оправдались: все наши крупнейшие проекты, реализованные в 2023 году, были связаны с частными или гибридными решениями. Этот тренд отмечаем не только мы, о нем говорят многие аналитики облачного рынка. Он устойчив и сохранится в ближайшие несколько лет.

CNews: С чем это связано?

Дмитрий Исаев: Один из главных факторов — разделение бизнеса международных компаний. Наша компания работала над несколькими такими проектами. Российский бизнес выделяют в отдельное юридическое лицо, для которого необходимо построить собственную локальную инфраструктуру. Сроки при этом обычно сжатые, а требования по ИБ (информационной безопасности) — высокие. В большинстве случаев для устойчивого долговременного развития компании выбирают частные облака (хотя какие-то сервисы они могут вынести и в публичные), так как это дает им большую степень гибкости.

Дмитрий Исаев, Softline: Наши решения должны быть сверхнадежными и отвечать всем требованиям заказчика

CNews: Это крупные компании, а если говорить о малом и среднем бизнесе?

Дмитрий Исаев: Малый и средний бизнес выбирает публичные облака. В этом сегменте продолжается стабильный рост спроса на стандартные публичные сервисы.

«Люди более осознанно подходят к размещению своей инфраструктуры в облачных средах»

CNews: Какие еще тренды на российском облачном рынке вы можете выделить в 2023 году и с чем они связаны?

Дмитрий Исаев: Уверенно набирает силу тренд на экосистемность. Расширение облачного рынка с одной стороны происходит за счет запуска облачных сервисов у телекоммуникационных компаний, ИТ-компаний, где-то даже компаний реального сектора экономики. С другой стороны, у облачных провайдеров появляются дополнительные компетенции, которые напрямую с облачным направлением не связаны. Это системная интеграция, техподдержка, консалтинг, ИБ. Конкуренция на облачном рынке чрезвычайно высока, и, чтобы победить в борьбе за клиента, компании объединяют ряд сервисов, чтобы за счет их комбинации составить для заказчика оптимальное предложение. Комплексный подход к оказанию услуг для клиентов (облако, интеграция, техническая поддержка, консалтинг и ИБ) — это серьезный запрос со стороны клиентов, и сейчас, если облачный провайдер хочет быть успешным на рынке, ему необходимо следовать.

Третий тренд — спрос на облачные технологии среди клиентов малого и среднего бизнеса. Объемы здесь небольшие, но темпы прироста достаточно высоки. Клиенты, которые раньше предпочитали условные серверы под лестницей или зарубежные облачные сервисы SaaS (ПО как сервис), все чаще выбирают IaaS, инфраструктуру как сервис, либо SaaS уже от российского поставщика облачных услуг. Это очень позитивный тренд.

CNews: Почему?

Дмитрий Исаев: Люди более осознанно подходят к размещению своей инфраструктуры в облачных средах. Растет уровень зрелости ИТ-менеджеров, ИТ-администраторов, повышается уровень грамотности физических лиц, появляется спрос на потребление цифровых сервисов со стороны реального сектора экономики.

Приведем простой пример. Раньше, чтобы получить справку из госучреждения, нужно было оформить множество бумажных документов. Мы отвозили их в разные офисы, везде ждали рассмотрений, согласований. Сейчас у нас есть Госуслуги, где все то же самое мы делаем быстрее и эффективнее.

То же самое можно перевести на уровень бизнеса, от крупного к среднему и малому, от покупки билетов онлайн до сервисов вроде кофе по подписке. Сейчас уже во многих небольших кофейнях посмотреть меню, сделать и оплатить заказ можно через приложение, без участия официанта. Это удобно клиентам и хорошо для рынка.

Еще один большой и важный тренд — серьезное повышение компетенций сотрудников ИБ в сфере облачных технологий. Как пример: осенью прошлого года CNews проводил офлайн-мероприятие, где выступали представители наших клиентов в том числе из блока ИБ. И они высказывались в ключе «облака — это, конечно, хорошо, но только для отдельных сервисов и некритичной инфраструктуры». В качестве серьезного помощника для размещения большой части инфраструктуры директора по ИБ облака не рассматривали. И, если сравнить с сегодняшней ситуацией, можно увидеть, насколько возросла экспертиза всего за год. Недавно мы обсуждали с директором по информационной безопасности одного из клиентов разные аспекты размещения их инфраструктуры в облаке. И он задавал очень грамотные и глубокие вопросы по облачной специфике, до которых раньше разговор даже не доходил. И уже недалек тот день, когда даже службы ИБ заказчиков будут рассматривать публичные облака в качестве надежной опоры для развития инфраструктуры.

CNews: С чем связан такой резкий рост экспертизы?

Дмитрий Исаев: Мы говорили о тренде на цифровизацию. В бизнес приходят новые люди с опытом цифровой жизни, интеграция цифровых сервисов начинает проникать во все сферы, включая и сферу ИБ. Которая, в свою очередь, за последние двадцать лет прошла большой путь развития, в том числе за счет изучения смежных сфер, среди которых и облачные технологии. Облака тоже развивались, и сближение произошло неизбежно.

CNews: Можно ли говорить о том, что во всей сфере ИТ есть тенденция на сближение и пересечение компетенций?

Дмитрий Исаев: Да, тренд на экосистемность будет приводить к тому, что сферы будут пересекаться и переплетаться. И это позитивный момент. Мультисервисный подход становится все важнее, все актуальнее узким специализациям, когда люди разбираются только в своем направлении и не видят, как система работает в комплексе. Потому что пользователи, они-то как раз воспринимают ИТ-инфраструктуру как нечто целостное, единый сервис. Их интересует, могут они комфортно работать в этой среде или нет. Поэтому синергия компетенций актуальна и продолжит развиваться как тенденция.

CNews: Если говорить о конкретных запросах, проблемах клиентов, можете ли вы выделить какие-то ключевые моменты, с которыми сталкивались в этом году?

Дмитрий Исаев: Если говорить о крупных клиентах, ключевых моментов два. Первый — это легализация бизнеса. Есть крупный клиент, у которого акционеры или собственники либо являются зарубежными юридическими лицами, либо живут за рубежом. Они требуют от российского юридического лица ведения бизнеса по всем законам и правилам. При этом, как мы знаем, многие западные компании ушли с российского рынка либо сильно ограничили свою деятельность. На этом фоне оживился рынок, с которым мы, как казалось, давно попрощались, — это рынок пиратского ПО. Некоторые компании рассуждают так: зачем нам нужен легальный софт в облаке, если мы можем получить нелегальный.

CNews: А они не хотят перейти на российский?

Дмитрий Исаев: Здесь вот в чем дело. Со стороны государства до сих пор нет четко сформулированного требования по переходу на отечественное программное обеспечение. Есть определенные сигналы от Минцифры и Роскомнадзора. Но соответствующие нормативные акты до сих пор не приняты. И у ИТ-директоров возникает следующая дилемма. Предположим, есть компания с штатом около 1000 человек. Инфраструктура построена на условной Microsoft, с которой нужно перейти на российского вендора. А это не просто большой и сложный процесс. Работа в новой среде — это совершенно другой пользовательский опыт. Нужно забыть все, что ты знал, и изучать совершенно новые вещи. То, что раньше делали быстро и эффективно, теперь отнимает значительно больше времени. Кто в этом виноват, с точки зрения пользователей? ИТ-директор. На него начинают жаловаться пользователи, и его карьера в компании встает под вопрос.

Что нужно ИТ-директору в этом случае? Идеальный вариант — распоряжение от государства. Чтобы он мог сказать: это не я хочу, чтобы мы все перешли на российское ПО, это требование государства. А поскольку таких требований нет, то компании и остаются на имеющихся решениях.

И второй ключевой момент — тот, о котором мы уже ранее говорили. Разделение международного и российского бизнеса. Из чего оно складывается, если говорить на примере крупной компании, для которой мы недавно проводили такое разделение.

Первый этап — это проведение аудита бизнес-процессов и технологических активов, российских и международных, которые есть у компании. По сути, это консалтинг.

По результатам мы разрабатываем стратегию разделения ИТ-инфраструктуры заказчика, чтобы обеспечить минимальные сроки и максимальное соответствие требованиям клиента. Презентуем ее покупателю (российской компании) и ее ИТ-службе. После одобрения реализуем программу проектов, которые входят в стратегию.

В чем здесь главные сложности. Ключевое — для этого нужен высокий уровень экосистемности и экспертизы в каждом из направлений. Консалтинг и аудит процессов — это огромная и кропотливая работа по обследованию и разработке рекомендаций, она может быть профессионально выполнена только в том случае, если в облачном провайдере это не побочная функция, а большая практика, на постоянной основе реализующая проекты ИТ-консалтинга.

Рекомендации должны включать в себя все аспекты. Инфраструктуру, серверные мощности, пользовательские устройства, вопросы ИБ, в том числе физической безопасности.

Ну, и второй этап — непосредственное выполнение работ. На это разделение нам отвели два с половиной месяца. На все работы с полным разделением огромной инфраструктуры. Мы проделали огромную, без преувеличения, очень тяжелую и кропотливую работу, но уложились в сроки, обозначенные заказчиком.

«Среди самых востребованных запросов клиентов — легализация и локализация бизнеса»

CNews: Наверняка это было непросто.

Дмитрий Исаев: Мягко говоря. И в этой работе наше публичное облако сыграло очень важную роль за счет наличия мощностей, позволяющих быстро разместить большую инфраструктуру заказчика. Но здесь была также необходима как серьезная комплексная экспертиза, так и специализация в отдельных направлениях. Потому что все, абсолютно все аспекты при таком разделении важны. Это и инфраструктура, и техническая поддержка пользователей во время и после миграции, чтобы помочь им перейти на новые решения максимально бесшовно. Информационная безопасность на каждом этапе — и в процессе перехода, и после него.

Поэтому сейчас среди самых востребованных запросов клиентов — легализация и локализация бизнеса, для которых необходимы экосистемность и серьезная экспертиза. Таких процессов сейчас много, и потребность в реализации подобных проектов очень высока.

CNews: А что нужно малому и среднему бизнесу?

Дмитрий Исаев: Им важна цена и скорость реакции. На доходы малого бизнеса сильно влияет сезонность, они могут колебаться от месяца к месяцу, при этом сервис им нужен сейчас. Поэтому важно, чтобы решение было доступным и быстрым.

Облака в сегменте среднего и малого бизнеса стали уже стандартным товаром. Заказчики знают рынок, понимают, чего они хотят, и готовы быстро принимать решения. Закрытие сделки может занять всего несколько дней или даже часов.

CNews: Какие направления работы были для вас приоритетом в этом году?

Дмитрий Исаев: Прежде всего, частные облака. Мы знали, что тренд будет набирать обороты, что будет запрос со стороны клиентов, и готовились на него ответить.

Что мы наблюдали в работе западных компаний? Они как раз двигали в рынок принципиально новые сервисы. Показывали клиентам и говорили: вот, вам это нужно. Формировали спрос.

Мы же в этом году имели дело с уже сформированным спросом и видели свою задачу в том, чтобы внимательно слушать наших клиентов и реагировать на их потребности.

В компании есть подразделение управления качеством. В 2022 году в нем появилось направление изучения клиентского опыта. Коллеги, которые там работают, занимаются аналитикой поведения и запросов наших заказчиков и формируют для бизнес-подразделений критерии работы.

CNews: Как это выглядит на практике?

Дмитрий Исаев: Для нас строят так называемую customer journey map, карту клиентского пути, где мы можем увидеть компанию глазами клиента от первого момента, когда он о нас узнал, и на всех этапах взаимодействия. Каждый из них отмечают зелеными, желтыми и красными смайликами: довольный, равнодушный и недовольный клиент. Так мы видим, над чем нам нужно работать.

CNews: Красные смайлики есть?

Дмитрий Исаев: Есть. Но исследования проходят на периодической основе. Раз в квартал, или в полгода строится новая карта. И с каждым разом красных смайликов все меньше. Наша задача — сделать так, чтобы все было зеленое. Уже сейчас почти все смайлики зеленые, но наша цель — быть лучшими на рынке по клиентскому опыту, поэтому работаем в этом направлении дальше.

CNews: Вы сейчас видите задачу только в том, чтобы отвечать на запросы клиентов, или сами тоже предлагаете что-то на рынок?

Дмитрий Исаев: Да, с 2022 года мы продвигаем на рынок мультиоблачность, в том числе на базе наших собственных решений. Для клиентов это большое преимущество. В ситуации, когда вся инфраструктура находится у одного провайдера, есть риск, что если его политика изменится, это повлияет на бизнес клиента. Мультиоблачность позволяет значительно снизить этот риск. Помимо этого, разнося нагрузки по разным облакам, разным типам сервисов, клиенты получают оптимальное сочетание цены и функциональности, беря от каждого провайдера лучшее, и получая возможность в случае чего перемещать нагрузки между провайдерами. Это выгодно и дает большую гибкость.

К мультиоблачности мы добавляем автоматизацию управления — единый портал, который позволяет бесшовно управлять разными типами облаков и видеть возможности по оптимизации затрат. По направлению автоматизации мы начали работать в прошлом году и продолжим в следующем.

«Чем ближе к 2025 году, тем больше компаний из топ-500 будут переходить в частные облака»

CNews: Над чем еще планируете работать в 2024 году?

Дмитрий Исаев: Спрос на частные облака продлится минимум до 2025 года. Рынок далек от насыщения, это очень устойчивый и долгоиграющий тренд, и мы продолжим работать в этом направлении. Много работы еще впереди. Чем ближе к 2025 году, тем больше компаний из топ-500 будут переходить в частные облака.

В этом году многие крупнейшие компании еще занимали выжидательную позицию относительно перехода на российские решения. Но на них сильнее, чем на другие компании, которые могут позволить себе еще подумать, действует регулирующая роль государства. Даже при отсутствии соответствующих постановлений к 2025 году им так или иначе придется переводить КИИ на российские продукты. Поэтому думаю, что в 2024 году все, включая крупнейший бизнес, в том или ином виде будут двигаться в сторону облачных решений, и мы должны быть к этому готовы.

Мы будем продолжать развитие публичного облака Softline. Этот сегмент стабильно растет, устойчиво развивается. Площадки находятся в Москве и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Наша задача — гарантировать стабильную работу и расширять спектр сервисов. Обеспечивать органический рост.

У нас высокий SLA и хорошие финансовые гарантии для заказчиков. Но наша цель — добиться сверхнадежности. Приведу в пример электричество из розетки. Если оно хоть на секунду исчезнет, это небольшая, но неприятность. На полчаса — уже хуже. Несколько часов — и мы, мягко говоря, будем очень огорчены. Так как ожидаем, что оно будет работать всегда, абсолютно без перебоев. Так что наша задача — чтобы облачные сервисы работали как электричество из розетки, и чтобы клиенты воспринимали нас именно так. Наш облачный бизнес просто работает непрерывно, каждую секунду, без оглядки на SLA, которые прописаны в договоре.

И это подразумевает огромную, постоянную техническую работу по модернизации аппаратных, программных, других комплексов. По совершенствованию взаимодействия с клиентами. Со стороны клиентов эта работа не кажется впечатляющей, зрелищной. Но именно она обеспечивает ту сверхнадежность, к которой мы стремимся.

CNews: Что вы могли бы сказать о трендах облачного рынка на 2024 год?

Дмитрий Исаев: Все пройдет под эгидой КИИ. В 2022 и даже 2023 все это казалось очень далеким, но 2024 год наступит уже вот-вот. А строительство частного облака занимает несколько месяцев. Времени остается все меньше, поэтому заказчики будут все пристальнее смотреть на российские решения. 2024 пройдет под эгидой осознанного и внимательного изучения рынка российских облаков со стороны все большего числа заказчиков.

CNews: В 2023 году у вас было много больших проектов. Какие кейсы были самыми сложными и интересными?

Дмитрий Исаев: Среди крупных проектов выделю три, хотя раскрывать названия компаний мы не можем, это закрытые кейсы. В каждом из них перед нами стояла сложная и нетривиальная задача.

Первый — это размещение инфраструктуры в облаке для медиапредприятия, одного из крупнейших в отрасли. В чем состояла проблема. В компании появилась команда разработчиков, которым для реализации проекта потребовались высокие объемы ресурсов. Сроки были сжатые, покупать железо — долго и дорого. При этом облако дает возможность снизить разовую нагрузку на бюджет, «растянув» траты во времени.

В этом проекте мы применили модель «выделенных ресурсов»: часть ресурсов публичного облака зарезервировали специально под заказчика, что позволило добиться гарантированной производительности вне зависимости от нагрузки на облако. При этом проект был реализован в короткие сроки, которые были бы невозможны в случае приобретения железа, а заказчик получил возможность сэкономить.

Следующий пример относится к тому большому тренду, о котором мы говорили ранее, — это разделение бизнеса на российский и зарубежный. Крупному промышленному предприятию в связи с разделением бизнеса потребовалась реорганизация информационной системы. Мы предложили решить задачу масштабирования вычислительных мощностей с помощью услуги «Приватный кластер Softline Мультиоблако». В отличие от публичного облака «Приватный кластер» является шагом к частным облакам и позволяет более гибко решать бизнес-задачи клиента.

CNews: «Приватный кластер» — это новая услуга?

Дмитрий Исаев: Да, это своего рода эволюция наших частных облаков. В отличие от частного облака, которое подразумевает отдельную инсталляцию у заказчика, «Приватный кластер» позволяет быстро и неограниченно наращивать инфраструктуру без временных и финансовых потерь.

По итогам проекта клиент получит отказоустойчивую и высокопроизводительную инфраструктуру с возможностью легкого масштабирования, минимизировав издержки, связанные с приобретением нового оборудования. Кроме того, OPEX-модель c ежемесячными платежами позволит компании комфортно работать на том уровне переподписки, которая требуется бизнес-приложениям. На сегодняшний день успешно завершен первый этап проекта. В течение следующих этапов мы завершим полный перенос гибридной инфраструктуры клиента в «Приватный кластер».

CNews: И третий закрытый кейс?

Дмитрий Исаев: Это проект для страховой компании. У нее вырос штат сотрудников и понадобилось быстро развернуть рабочие места. Это требовало приобретения локальной инфраструктуры, но определить, какое именно количество дополнительных мощностей нужно приобрести для закрытия растущих потребностей организации, было сложно. Кроме того, обслуживание нового серверного оборудования требовало привлечения новых ИТ-специалистов, а сам процесс закупки был достаточно длительным.

Мы перенесли в облако систему , включая базу данных, и развернули новые рабочие места. Кроме того, предоставили сервис резервного копирования Backup as a Service (BaaS) от Softline. По итогам проекта была увеличена доступность приложений, повышена отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры заказчика и оптимизированы затраты на ее обслуживание.

Еще о двух проектах могу рассказать, называя компании, это открытые кейсы. «Цифра банк» разместил в облаке Softline свои ИТ-сервисы: веб-ресурсы, часть инфраструктурных сервисов и собственные внутренние разработки. В чем была сложность. У «Цифра банка» очень высокие требования к безопасности, закрыть которые готов не каждый провайдер. Мы решили, что можем за это взяться, и создали в облаке отдельный сегмент, который получил сертификацию в соответствии со стандартами ГОСТ по обеспечению информационной безопасности банков в облачной среде. Ряд доработок в сервис для соответствия этим требованиям мы внесли специально для «Цифра банк». Также по запросу «Цифра банк» мы развернули дополнительный функционал, который теперь доступен для всех клиентов. Так мы развиваемся в том числе благодаря нашим заказчикам: решая их задачи, сами становимся лучше.

И еще один кейс — сотрудничество с ГК ТОЧНО. Это крупная инвестиционно-строительная компания, девелопер, входящий в топ-10 строительных компаний России. Для этого заказчика мы провели полную миграцию всей инфраструктуры в облако. Процесс включал несколько этапов: планирование виртуальных ресурсов и расчет доступной стоимости владения; подготовка виртуальной среды — настройка маршрутизации и правил межсетевого экрана; составление плана перехода от «физической» инфраструктуры к виртуальной и его выполнение; исправление ярлыков, ссылок на сервисы и так далее на АРМ клиента.

На всю работу у нас был месяц. При этом во время перехода необходимо было сохранить непрерывность бизнес-процессов, продаж, работы департаментов, поэтому постепенный вывод виртуальных машин мы проводили по ночам и сопровождали процесс миграции круглосуточно.

Мы не только уложились в срок, но и обеспечили клиенту гибкое, удобное, отказоустойчивое решение, которое также позволило ему сэкономить ресурсы.

К этому мы стремимся и при работе с каждым отдельным проектом, и в целом как компания. Наши решения должны быть сверхнадежными и отвечать всем требованиям заказчика. Даже если для этого необходимо работать по ночам или разрабатывать решения специально под проект.

erid:2SDnjejmhbEРекламодатель: ПАО СофтлайнИНН/ОГРН: 7736227885/1027736009333Сайт: https://softline.ru/