По итогам 2023 г. состав участников рейтинга CNews SaaS был расширен до 90 участников. Несмотря на это с точки зрения объема выручки сохраняется доминирование поставщиков ЭДО и электронной отчетности. Однако по темпам роста бизнеса гораздо более высокие показатели у разработчиков CRM, маркетинговых инструментов и средств аналитики для маркетплейсов. Треть участников рейтинга увеличила свою выручку в 2023 г. в полтора раза или более.
СRM и маркетинговая аналитика растут быстрее других
Аренда приложений через интернет по модели SaaS подразумевает под собой только определенный способ доставки сервиса, поэтому соответствующий рейтинг СNews включает решения, которые отвечают за самые разные задачи, стоящие перед бизнесом. С точки зрения объема выручки доминирующее положение по-прежнему занимают поставщики инструментов ЭДО и отчетности, на этот сегмент приходится 39% совокупной выручки рейтинга. Лидеры списка «СКБ Контур» и «Тензор» представляют именно это направление. Однако темпы роста в названном сегменте гораздо ниже, чем у других поставщиков SaaS, и составили только +20% в 2023 г., что почти в 2 раза ниже, чем в среднем по рынку SaaS (+41%).
Второй категорией SaaS-приложений с точки зрения объема выручки являются сервисы в области маркетинга, клиентской аналитики и CRM. На такое направление пришлось 11,7%. При этом названный сегмент гораздо меньше консолидирован по сравнению с блоком ЭДО и отчетности, здесь больше поставщиков, но по объемам бизнеса все они значительно уступают ведущим разработчикам в области электронного документооборота и отчетности. Подобные решения представлены сразу у 22 участников рейтинга, крупнейшие из которых — Mindbox, Retail Services, Flocktory и amoCRM. При этом темпы роста разработчиков CRM и инструментов маркетинга выше среднерыночных и в 2023 г. составили +62%.
Директор клиентского сервиса Mindbox Антон Чесноков рассказал CNews, что основной вклад в показатели дают проекты старше года, поэтому выручку 2023 г. определяли продажи 2022-го. «Кроме того, в 2023 году к нам пришли 252 новых клиента, в том числе OBI, «Тануки», Familia, «Винлаб», LinguaLeo, «Снежная Королева». Также на выручку влияет значительное снижение оттока: в 2023 году мы зафиксировали самый низкий относительный отток за последние четыре года — 37 клиентов из среднего и крупного бизнеса. Дело в том, что в 2023-м мы серьезно пересмотрели клиентский и продуктовый подходы. Проводим все больше продуктовых интервью, собираем и систематизируем бизнес-задачи клиентов — и за счет этого быстрее обновляем решение под их потребности. Вкладываемся в измеримость результатов и быструю проверку гипотез (например, обновили функционал AB-тестов и отчетность)».
В свою очередь, директор по развитию и сооснователь Retail Services Игорь Зеленько рассказал CNews, что рост бизнеса был связан с расширением потребления у уже имеющихся заказчиков. По его словам, в 2023 г. компания старалась предоставить клиентам бОльший набор дополнительных аналитических возможностей продукта, поэтому число клиентов и проектов сильно не увеличилось. Рост компании на 80% обусловлен именно набором дополнительных функций внутри продукта.
В качестве отдельной категории в рамках исследования были выделены маркетинговые инструменты для аналитики и продвижения продукции на маркетлейсах (Ozon, Wildberries и т.д.). В рейтинге представлено 6 подобных решений (MPStats, Eggheads, Маяк, MarketGuru, MoneyPlace и Topseller). Именно в этом сегменте были зафиксированы самые высокие темпы роста из всех направлений SaaS — выручка поставщиков таких решений выросла на 148% по сравнению с 2022 г.
Единственная категория поставщиков, которая показала отрицательную динамику по итогам 2023 г., — системные интеграторы и облачные провайдеры. К этому направлению относятся поставщики, на чьих площадках представлен широкий набор SaaS-инструментов как собственной, так и сторонней разработки, поэтому их нельзя отнести к разработчикам тех или иных специализированных или отраслевых решений. Падение показателей связано с сокращением выручки SaaS на 28% у компании Softline, крупнейшего поставщика в названной категории. Также отрицательная динамика была зафиксирована у организации «Корус Консалтинг» (-20%).
Выручка 11 SaaS-поставщиков выросла более чем в 2 раза
Подавляющие большинство участников рейтинга SaaS показали положительную динамику по итогам 2023 г., однако по темпам развития бизнеса наблюдался значительный разброс. Сразу 11 компаний (12% от общего числа участников) увеличили свой оборот более чем в 2 раза. Лидером по этому показателю оказалась платформа «Лахта.spb» (+791%). Среди других крупных поставщиков (с оборотом более ₽1 млрд) рост бизнеса более чем в 2 раза был также зафиксирован у образовательной платформы GetCourse (+203%), cервиса организации командировок Smartway (+168%), платформы аналитики и продвижения товаров на маркетплейсах MPStats (+106%). Кроме того, кратный рост бизнеса также продемонстрировали MarkeGuru, UniSender, VK Cloud, TextBack, Wazzup, а также RnD Soft.
При этом еще 22% участников рынка продемонстрировали положительную динамику в пределах 50–100%, что выше среднего показателя рынка SaaS, который составил около 40%. С другой стороны, 10% компаний в рейтинге сократили свою выручку по сравнению с 2022 г., а еще 9% игроков продемонстрировали умеренный рост в пределах 15%, что оказалось ниже» средней температуры по больнице». Следует отметить, что большинство из таких компаний сосредоточены в нижней части таблицы. Среди крупных игроков (с оборотом более ₽1 млрд) показатели снизили только уже упомянутые Softline и «СберКорус». Еще один крупный поставщик, компания «Такском» (разработчик ЭДО и средств электронной отчетность), зафиксировала минимальный рост выручки (+0,9%, ₽2,4 млрд в 2023 г.).
«В конце 2022 г. «СберКорус» принял новую стратегию развития бизнеса — фокусирование на рынке электронного документооборота и целевых продуктах этой ниши. Компания отказалась от развития непрофильных видов деятельности и продуктов, не связанных с ЭДО. Мы исключили из линейки решения, не имеющие прямого отношения к этому, и направили основные усилия на один из ключевых векторов развития нашего бизнеса сегодня — работу с сервисами для транспортного электронного документооборота», — сообщили CNews в пресс-службе компании.
Заместитель генерального директора «Такском» Егор Глухов обращает внимание, что несмотря на рост интереса заказчиков к облачным решениям, они делают выбор в пользу on-prem инсталляций в силу соображений безопасности: «Мы, безусловно, отмечаем повышение спроса на электронный документооборот, и, в том числе, на облачные SaaS-решения. Этому способствует ряд факторов, включая внедрение электронных путевых листов и возможность проведения дистанционных медицинских осмотров. Вместе с тем существует еще одна тенденция, связанная с импортозамещением и повышением требований к безопасности эксплуатируемых систем. Все большее число наших клиентов выдвигают условия по размещению программно-аппаратной инфраструктуры систем юридически значимого электронного документооборота на внутренних защищенных и контролируемых ресурсах».
Таким образом, на рынке SaaS наблюдался большой разброс в темпах роста в зависимости от специфики рынка тех или иных сервисов, а также бизнес-стратегий самих разработчиков. При этом сохраняется общий тренд на опережающие темпы роста поставок SaaS по сравнению с традиционным «коробочным» ПО. Аренда приложений из облака позволяет заказчикам решить свои бизнес-задачи в сжатые сроки и с минимальными затратами, благодаря чему SaaS остается привлекательным направлением развития ИТ-инфраструктуры предприятий. При этом уровень зрелости рынка значительно варьируется в зависимости от специфики приложений. Например, сегмент ЭДО и электронной отчетности близок к насыщению, что подтверждается более низкими темпами прироста и высокой консолидацией рынка (несколько поставщиков контролируют большую часть этого рынка). В то же время по направлению CRM, маркетинга и отраслевых решений (например, автоматизация гостиничного бизнеса, ресторанов, бизнес-процессов в строительных компаниях и т.д.) еще сохраняется большой потенциал для роста.