Спецпроекты

oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2019

Рынок SaaS вырос более чем на треть

Рынок SaaS вырос более чем на треть

Крупнейшие производители SaaS поставили рекорд по выросту выручки за последние пять лет. Этому способствует как по-прежнему низкий уровень проникновения SaaS, так и общее оживление рынка ИТ. В ближайшие годы высокие темпы роста сохранятся, помимо частного сектора, «приложения-как-услуга» будут также активно внедряться в государственном секторе. Развитие рынка приведет к появлению крупных агрегаторов приложений, которые будут выступать посредниками между вендорами и заказчиками.

По итогам 2018 г., совокупная рублевая выручка участников рейтинга CNews SaaS увеличилась на 38% и достигла ₽32,3 млрд. Это рекордный темп роста за последние пять лет, однако он коррелирует с динамикой российской отрасли ИТ в целом: по итогам прошлого года, рынок вышел из кризиса, продемонстрировав увеличение выручки на 11%. Тем не менее, темпы развития SaaS значительно опережают остальные сегменты ИТ. Причина заключается в том, что уровень проникновения подобных сервисов остается низким. По данным J`son& Partners, в 2017 г. только 3,3% хозяйствующих субъектов, имеющих подключение к ШПД, пользовались продуктами SaaS. Таким образом, запас роста в сегмента СМБ остается огромным. С другой стороны, среди крупных заказчиков практически не осталось компаний, которые бы уже не использовали «софт-как-услугу». Но и здесь сохраняются точки роста, так как крупные предприятия продолжают наращивать число приложений, поставляемых как сервис. Ключевым моментов для таких заказчиков является возможность интеграции SaaS-приложений в существующую инфраструктуру, а также доработка сервиса под специфику бизнес-процессов.

Динамика выручки рейтинга CNews SaaS (в сравнении с CNews100)

diagramma_saas.png

Источник: CNewsAnalytics, 2019

Место для выхода новых участников сохраняется

В составе участников рейтинга произошел ряд изменений. По сравнению с прошлым годом в списке не представлены «ИТ-град» (приобретен МТС), а также системный интегратор «Техносерв», который столкнулся с финансовыми трудностями и находится под угрозой банкротства. В то же время, в этом году в рейтинге впервые появились «Атол» (специализируется на решениях для ритейла, в частности разрабатывает услуги «Касса-как-сервис» и сервиса мониторинга контрольно-кассовой техники), «Мое Дело» (разработчик сервиса онлайн-бухгалтерии), Axoft (выступает в качестве ресселера облачных сервисов российских и мировых вендоров), также впервые свою SaaS-выручку раскрыла сеть дата-центров DataLine.

Все участники рейтинга, за исключением B2B-Center(-6%), показали прирост выручки по сравнению с 2018 г. Коммерческий директор B2B Андрей Бойко связывает снижение показателей со сменой стратегии компании: «Из-за реформы рынка электронных закупок госкомпаний мы переориентировались на новый сегмент – закупки коммерческих компаний. Сейчас их доля на нашей площадке составляет 60-70%. Сегмент продолжает активно расти – более чем на 20% в год - и позитивную динамику выручки мы ожидаем в будущем году».

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2019

№ 2018 № 2017 Название компании Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2018 г., ₽тыс., включая НДС Выручка от оказания услуг SaaS в 2017 г., ₽тыс., включая НДС Рост выручки 2018/2017, в % Доля выручки SaaS в совокупной выручке компании
1 1 СКБ Контур (1) Екатеринбург 13 441 000 10 935 000 23% 100%
2 2 Softline Москва 7 552 901 3 893 248 94% 4%
3 3 Манго Телеком Москва 2 715 716 2 248 231 21% 100%
4 5 КОРУС Консалтинг СНГ Санкт-Петербург 1 367 483 1 278 114 7% 77%
5 6 Мой Склад* Москва 1 280 000 912 000 40% н/д

Источник: CNews Analytics, 2019

Перейти к полной таблице

Лидерами по темпам роста оказались новые участники рынка. Так, «Атол» по сравнению с 2017 г. увеличил поставки по модели SaaS более чем в три раза (+206%), достигнув оборота в ₽608 млн. Председатель совета директоров компании Алексей Макаров объясняет рост развитием клиентской базы, а также новаторством решений: «Мы придумали и запустили сервис по аренде онлайн-касс в облаке. Несколько месяцев с момента запуска наше решение «Атол Онлайн» было уникальным на рынке. По нашим собственным данным, сейчас 7 из 10 чеков в сегменте интернет-торговли проходят через «Атол Онлайн». Кроме того, клиенты стали более осознанно подходить к вопросу владения контрольно-кассовой техникой и выбирать варианты получения пакетной сервисной услуги удаленным способом (услуга «Атол-Сервис»), что гораздо выгоднее, отмечает собеседник CNews.

Генеральный директор DataLine Юрий Самойлов поясняет, что только в 2018 г. его компания стала активно развивать направление SaaS: «Такой рост объясняется запуском большого количества новых сервисов и эффектом низкой базы», – рассказывает руководитель компании. По итогам 2018 г., выручки DataLine от поставок ПО в качестве онлайн сервиса выросла на 122%, достигнув 129 млн руб.

Axoft также более чем двукратно увеличил выручку (+104%), в абсолютных показателях оборот составил ₽170 млн. Руководитель направления облачной дистрибуции​ компании Axoft Мария Аниканова отмечает, что развитие сервисной модели является приоритетом – компания активно инвестирует в это направление, для развития этого бизнеса была выделена отдельная команда менеджеров: «Как результат, в этом году мы значительно увеличили продуктовый портфель, который стал включать не только SMB-, но и Enterprise-решения, причем под разные задачи – инфраструктура, информационная безопасность, рабочее место под ключ, сервисы корпоративных бизнес-систем – это расширило аудиторию партнеров и заказчиков и в итоге позволило показать высокие цифры роста».​

Госорганам официально разрешили SaaS

В ближайшие годы высокие темпы роста на отечественном рынке SaaS сохранятся. Драйверами роста по-прежнему будут экономическая выгода от использования таких сервисов в сочетании с низким уровнем проникновения. Среди ключевых сегментов, где потребление SaaS будет расти, следует отметить государственный сектор. В декабре 2018 г. правительство РФ внесло изменения в правила проведения госзакупок, согласно которым приобретаемое госорганами ПО может быть предоставлено по модели SaaS. Андрей Бойко полагает, что принятое решение связано с распространением мобильных технологий: «Государство тоже заинтересовано в повышении производительности труда своих сотрудников, их доступности и оптимизации расходов. Скорее всего, принятое решение как раз является следствием этой тенденции».

При этом госсектор уже сейчас эксплуатирует облачные сервисы: «Госструктуры успешно используют сервисы сдачи отчетности (ФНС, ПФР, Росстат, ФСС), сервисы регистрации продукции и сделок на рынке алкоголя, сельхозпродукции. Количество используемых госструктурами SaaS сервисов растет, и мы полагаем, будет расти еще более высокими темпами», – утверждает представитель «Корус Консалтинг СНГ» Сергей Вершков.

Как не потеряться в многообразии предложений?

Важным фактором развития SaaS являются площадки-агрегаторы, через которые потенциальный потребитель может подобрать подходящий ему сервис или набор сервисов. Подобные посредники являются связующим звеном между разработчиками и заказчиками, которым сложно выбрать нужную услугу среди многочисленных предложений.Такие площадки можно разделить на две категории: посредники, которые предоставляют площадку для размещения чужих решений SaaS, и агрегаторы, которые также дают возможность интеграции размещенных продуктов между собой. «Например, рынок EDI/ЭДО пойдет в сторону построения на базе сервисов передачи документов SaaS услуг более высокого уровня, где факт передачи документа будет скрыт внутри каких-то более общих бизнес-процессов», – поясняет Сергей Вершков.

Появление SaaS-агрегаторов – это логичный вариант развития существующих моделей дистрибуции облачных решений, полагает представитель «Манго Телеком» Андрей Козловский. «Производители продуктов заинтересованы в доступе к аудитории крупных платформодержателей, а те, в свою очередь, стремятся расширять возможности для своих пользователей и получать доход, выступая в той же самой роли, в которой сегодня действуют маркетплейсы и магазины приложений», – говорит он.

Создание таких площадок позволит не только сэкономить время, но и даст возможность получить более качественный сервис, полагает заместитель директора управления банковских сервисов и разработки «Корус Консалтинг СНГ» Александр Новиков: «В борьбе за «лучшее место» на полке поставщик SaaS-продукта будет вынужден улучшать собственные решения, стремясь дать клиентам идеальный сервис - это очевидный плюс. Ключевой ресурс для людей — это время. Удобный сервис экономит время, поэтому на первом месте будет стоять удобство сервиса, а не цена».

Как правило, в роли подобных площадок предлагают себя системные интеграторы. Среди участников рейтинга CNews SaaS подобную модель, в той или иной степени, развивают Softline, OnCloud («Ланит»), «Крок», Axoft, DataLine. Однако перспективы создания таких сервисов есть и у других предприятий, в первую очередь, компаний финансового сектора. «В пример я могу привести онлайн-банки, ориентированные на b2b-рынок. Кроме финансовых услуг их клиентам интересны и все остальные сервисы - облачная бухгалтерия, участие в закупках и т.д.», – рассказывает Андрей Бойко. В частности, подобную экосистему для бизнес-клиентов с 2016 г. развивает «Сбербанк». В настоящий момент, они могут воспользоваться 30 небанковскими сервисами.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора