Спецпроекты

Кроссплатформенная мобильная разработка: чего хочет бизнес

Кроссплатформенная мобильная разработка: чего хочет бизнес

Мобильные приложения сегодня нужны всем – операторам связи, банкам, страховщикам, газетам и журналам, телеканалам, издателям книг, авиакомпаниям, турагентствам и  госорганам. Пользователи стали мобильными и предпочитают взаимодействовать с поставщиками услуг посредством своих смартфонов и планшетов, которые они почти не выпускают из рук.

Бизнес заинтересован в коммуникациях с клиентами при помощи мобильных устройств и вынужден обеспечивать поддержку всего этого мобильного разнообразия, потому что заставить пользователя купить определенную модель смартфона, совместимую, например, с мобильным приложением банка никак не нельзя – пользователь скорее поменяет банк, чем перейдет с iOS на Android или наоборот.

При этом бизнес часто готов поступиться «наворотами» в пользу унификации: главное, чтобы клиент простым и понятным способом получал услугу, а не то, как изощренно это будет реализовано. Конечно, мобильные пользователи привыкли к хорошему уровню юзабилити, но перфекционизм в этом для бизнеса избыточен. За одним исключением — если это не разработка игр или развлекательных сервисов.

История разработки мобильных приложений по современным меркам развития ИТ уходит корнями в глубь веков – первые мобильные гаджеты появились еще в середине 90-х годов прошлого века, тогда они назывались PDA, и с самого начала этот рынок не был монолитным: на нем были PalmPilot от компании Palm Computing, Pocket PC от Microsoft и Newton от Apple. Это был рынок энтузиастов, и разработчики, как правило, ориентировались на какую-то одну платформу, и вместе с вендором испытывали все перипетии рынка.

Современную эру мобильной разработки принято отсчитывать с момента появления iPhone, но если быть совсем точными, то история мобильных приложений началась 11 июля 2008 г. с выходом iPhone 3G и открытием магазина AppStore, где уже в первый день продаж нового устройства было 500 приложений, доступных для загрузки.

Прошло всего пять лет. По состоянию на июнь 2013 г. генеральный директор Apple Тим Кук объявил, что количество приложений в онлайн-каталоге App Store для iPhone и iPad перевалило за отметку 900 тыс., и добавил, что на сегодняшний день с магазином мобильных приложений Apple связано более 575 млн аккаунтов. За эти пять лет компания выплатила разработчикам порядка $10 млрд, при этом $5 млрд из них – в 2012 г., а пользователи скачали более 50 млрд копий приложений.

И это при том, что, по оценкам аналитиков, платформа iOS уже не является монопольным лидером – рынок Android стремительно растет. Пользователи Android-устройств загрузили более 48 млрд копий приложений из онлайн-магазина Google Play, сообщил 15 мая 2013 г. на открытии конференции для разработчиков топ-менеджер компании Хьюго Барра.

IDC определяет совокупную долю рынка iOS и Android на уровне 92,3% по итогам первого квартала 2013 г., остальное делят между собой Windows и BlackBerry – таков сегодня пейзаж рынка.

Мобильность для внутренних нужд


Мобильные приложения стали играть важную роль и в корпоративном ИТ-ландшафте: пользователям нужен доступ к их почте, файлам, ERP, CRM, ECM и другим системам с мобильных устройств. В принципе, внутренняя ситуация в компаниях более управляема – ИТ вместе со службой безопасности могут ограничить перечень поддерживаемых устройств и ввести свои стандарты. Это работает, даже если компания исповедует парадигму BYOD и разрешает пользователям подключаться к корпоративным системам с личных устройств. В итоге такие меры облегчают жизнь корпоративным разработчикам, избавляя их от необходимости поддерживать весь мобильный зоопарк.

Есть также некоторые рыночные сегменты, где доминирование одной платформы настолько сильно, что даже разработчики коммерческих программ могут игнорировать существование других платформ. Например, более 90% руководителей высокого ранга предпочитают iPad, поэтому разработчики решений для автоматизации работы советов директоров и других коллегиальных органов управления могут спокойно делать нативные приложения для iPad, как поступает британская компания ISCA Software с продуктом Blueprint BoardPad и российский стартап из Сколково Dashboard Systems, разработчик системы BoardMaps. Обе компании демонстрировали свои решения на VII Международном Форуме корпоративных секретарей в июле 2013 г.


Mobile Enterprise Application Platform (MEAP)


Мобильное приложение для внутрикорпоративного использования не обязательно должно быть в магазине приложений, оно может быть доступно только сотрудникам организации по внутренней ссылке. Главное, чтобы это приложение было хорошо интегрировано в общую инфраструктуру и подключено к внутренним источникам данных.

В отличие от автономных приложений, MEAP обеспечивает всесторонний, долгосрочный подход для развертывания мобильности. Основная особенность использования MEAP – кроссплатформенность приложений, создаваемых на ее базе. К примеру, компания, разработав конкретное приложение, может без лишних затрат развернуть его для любых мобильных устройств с различными операционными системами, без изменения бизнес-логики.

Gartner выделяет сегмент платформ для корпоративных мобильных приложений в отдельный рынок и посвящает ему свой Магический квадрант. В лидерах мы наблюдаем компанию SAP с платформой SUP, созданной на основе технологий Sybase. Легко догадаться, что козырем является прозрачная интеграция с основной линейкой приложений SAP, высокая надежность и защищенность. Минус тоже вполне очевиден — как обычно, высокая цена. Скорее всего, не-пользователям SAP это решение едва ли понравится.

Мы видим в этом квадранте очень разные компании: вендоров мобильных платформ (Apple, Google, Microsoft, RIM), лидеров ИТ-индустрии (IBM, Adobe, Salesforce) и множество новых игроков, доселе неизвестных. Это говорит о том, что рынок еще в стадии формирования, и скорее всего мы увидим волну поглощений независимых разработчиков крупными игроками.



Платформы для корпоративных мобильных приложений

d2.png

Источник: Gartner, 2012



Многоэкранность


В исследовании Google «Новый многоэкранный мир: Понимание кросс-платформенного поведения пользователей» было обнаружено, что 90% пользователей переходят между устройствами, чтобы достичь своей цели смартфонами, PC, планшетами и ТВ.

Эта тенденция получила название многоэкранности (multi-screen), что означает одинаковый пользовательский опыт (user experience) вне зависимости от типа устройства – обычный компьютер (первый экран), планшет (второй экран) или смартфон (третий экран) или даже умный телевизор.

Очевидно, что понятие кроссплатформенности должно быть расширено и на эту сферу, поддержки только разных мобильных ОС уже недостаточно. Интернет-сервисы стремительно переходят с экранов десктопов на мобильные устройства, а из браузеров – в мобильные приложения. Мы видим полноценное развитие полиэкранной истории, когда человек начинает пользоваться сервисом на одном устройстве, продолжает на втором и заканчивает на третьей.

Видимо, следует ожидать еще большей конвергенции технологий разработки, когда бизнес-логика будет разрабатываться совсем отдельно от интерфейсов и все это вместе будет функционировать на совершенно любых устройствах, от очков до телевизора.


Станислав Макаров

Вернуться на главную страницу обзора