Спецпроекты

На страницу обзора
Мобильность перестала быть прерогативой топ-менеджмента и полевых работников
Рынок технологий, позволяющих работать за пределами офиса, уже несколько лет демонстрирует устойчивый рост – около 110% ежегодно в России и 96% – в мире, по оценке j'Son&Partners. Данный факт объясняется тем, что мобильные технологии пока только набирают популярность в нашей стране, но при этом разработчики уже создают уникальные решения, востребованные бизнесом в России и за рубежом.

Как показывает практика, использовать преимущества мобильных технологий сегодня просто необходимо. Так, по данным опроса Google, 80% пользователей смартфонов никогда не выходят без них из дома. А это значит, что у них постоянно имеется с собой техническое средство, которое можно превратить в полноценный рабочий инструмент. Более того, по данным TNS и «Мобильная планета», собранным в середине прошлого года, на душу среднего российского пользователя приходится 2,1 мобильного устройства. Среди них обычно фигурируют смартфон или планшет.

Количество корпоративных приложений, установленных на смартфоне российских служащих

sotrudniki_i_topy1.jpg

Источник: J’Son & Partners, 2013

Привыкнув к удобным сервисам, пользователи ожидают от своих планшетов не только возможности обработки электронной почты, но также доступа к большинству ресурсов и систем, повседневно используемых ими на ПК. Таким образом, новые приложения, наполняющие корпоративную среду, представляют собой способ удовлетворения потребностей пользователей. Речь идет о корпоративных хранилищах, редактировании документов, участии в голосовых и видеоконференциях из любой точки земного шара.

Тем временем расширение возможностей доступа позволяет вести полноценную мобильную работу практически где угодно и даже создавать мобильные офисы по требованию. «Операторы связи предлагают все более выгодные корпоративные пакеты для использования в местном и международном роуминге, увеличивают зону покрытия сети, а производители сетевого оборудования разрабатывают устройства, упрощающие подключение нескольких клиентов к высокоскоростному интернету в любом месте», – отмечает Михаил Кириченко, директор департамента дистрибуции российского представительства TP-LINK по ЦФО.

Реальные запросы

Однако когда мы говорим о мобилизации корпоративной среды, речь идет, прежде всего, о мобильном доступе сотрудников к основным информационным системам организации. Благодаря ему ни командировка, ни встреча на выезде не помешают ответить на срочное письмо или согласовать документ.

Таким образом, первый и очевидный запрос для любой компании – это предоставление защищенного доступа к электронной почте с любых мобильных устройств. Далее, в зависимости от рода деятельности сотрудника и состава ИТ-ландшафта компании, речь заходит о внедрении мобильного доступа к системам документооборота, CRM, корпоративной социальной сети и так далее.

Название Категория
Camscanner Сканнер документов
Dropbox Облачное хранилище данных
Evernote Система записей и заметок
Google Drive Облачное хранилище данных
LinkedIn Деловая социальная сеть
Omnifocus Система работы с проектами
Office Mobile Офисный пакет Microsoft
SignEasy Электронная подпись документов
Zite Интеллектуальный агрегатор новостей
Weekdone Сбор и систематика отчетов

Источник: CNews Analytics, 2014

Другая сторона вопроса – это прямая интеграция бизнес-систем с мобильной рабочей средой. Современные сотрудники хотят получать доступ к некой экосистеме, объединяющей множество ресурсов организации и фактически чувствовать себя на рабочем месте, держа в руках свой планшет. А это значит, что во многих компаниях речь идет уже не только о предоставлении доступа к ресурсам ERP, но и о создании мобильных интерфейсов для конкретных прикладных систем.

Отраслевая специфика

Как отмечают эксперты, в целом сегодня не существует особенной зависимости стратегии мобилизации от отрасли внедрения. Скорее можно говорить о степени заинтересованности и активности во внедрении тех или иных мобильных решений. В Центре корпоративной мобильности компании «АйТи» отмечают, что наиболее активными заказчиками в данном случае выступают представители финансового сектора, энергетики, промышленного производства, ритейла и поставщики разнообразных интеллектуальных услуг, в частности аудиторы, адвокаты, налоговые консультанты.

Основной мотивацией для наиболее подвижных представителей бизнеса является возможность ускорения принятия решений и снижение стоимости основных процессов. И когда речь заходит о глубокой интеграции, для каждой отрасли определяется свой перечень мобильных приложений, поддерживающих способы и методы достижения целей, специфичные для отдельно взятой компании. «Не думаю, что инженеру по бурению в нефтедобывающей компании облегчит и упростит работу приложение по техническому обслуживанию и ремонту оборудования сталелитейного цеха. При этом для руководителя компании критической может оказаться возможность мобильного доступа финансовой информации и осуществлению банковских транзакций, – говорит Никита Журавлев, директор центра программных решений группы «Астерос». – Однако при правильном подходе к организации мобильной платформы, с учетом деятельности и потребностей сотрудников, заказчик сможет сэкономить не только время, но и деньги. Причем это достигается не только за счет мобильности решений, но и возможностей «мобильной» аналитики».

Например, реализованный в металлургической отрасли проект внедрения системы мобильного техобслуживания и ремонта позволил сотрудникам оперативно решать задачи в режиме онлайн, благодаря чему заказчик сократил ремонтный бюджет до 15%, полагаясь на данные аналитического сервиса мобильной платформы, который прогнозирует уровень изношенности оборудования.

Топ-менеджеры задают тон

Говоря о руководителях, не стоит забывать, что они также являются сотрудниками компаний. А это значит, что топ-менеджеры неизбежно будут пользоваться теми же мобильными сервисами, что и другие служащие. Однако при этом существуют и специфические потребности, которые актуальны только для руководителей высшего звена.

«Специальные решения для топ-менеджмента отличаются не столько самими системами, сколько их настройкой. В первую очередь речь идет о системах получения актуальной отчетной информации в форме KPI, – говорит Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности «АйТи». – К ним относятся консолидирующие платформы, например MicroStrategy, которые по своей природе спроектированы для решения такого класса мобильных задач. Работа с материалами совещаний в режиме реального времени на самих совещаниях, наверное, выделяется как специфика мобилизации топ-менеджмента. Здесь хорошим примером является iBabs».

Вообще для топ-менеджеров характерно использование так называемых сервисов Mobile BI (Business Intelligence), которые служат целям поддержки оперативного принятия решений. На мобильные устройства осуществляется быстрая доставка внутрикорпоративной отчетности, различные показатели компании представляются на них в удобной визуальной форме (reporting & dashboarding). Для таких сервисов обычно не требуется ввод информации, но нужно иметь возможность быстро и в удобной форме запрашивать и получать любую критически важную информацию. И для них мобильные устройства представляют собой идеальное расширение. «Речь идет прежде всего о средствах бизнес-коммуникаций, например, Outlook или Lync, а также инструментах бизнес-аналитики. И если решение есть на известных платформах, то большинство приложений для мобильных устройств к ним уже разработаны», – говорит Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека».

Новые задачи

Тем временем перед ИТ-отделами компаний появляются новые вызовы и задачи. Так, нельзя не обращать внимание на такую тенденцию, когда на своих мобильных устройствах сотрудники все чаще используют внешние сервисы для решения своих корпоративных задач. «Это и почтовые сервисы, и сервисы для обмена мгновенными сообщениями, и сервисы конференц-связи, и облачные хранилища данных, – говорит Олег Фатеев, директор по развитию бизнеса облачных вычислений компании IBS. – И такая практика вызывает настоящую головную боль у ИТ-отделов, так как им нужно решать задачи интеграции с этими сервисами, а также у служб информационной безопасности, которые озабочены защитой корпоративных данных. Понятно, что запретами тут ничего не решишь, так как аналогичные же внутренние сервисы либо отсутствуют, либо уступают по функциональным возможностям».

Таким образом, CIO могут пойти двумя путями – расширять функции имеющихся корпоративных сервисов или обеспечивать безопасность работы любых открытых платформ. Какая из этих стратегий окажется более результативной, покажет только время.

Доля сотрудников, охваченных BYOD

sotrudniki_i_topy2.jpg

Источник: IDC, 2013

При этом нельзя забывать, что BYOD несет в себе новые сложности и новые угрозы. Так, по данным компании HP, в 2012 г. количество вредоносных программ для мобильных устройств выросло на 95% и продолжает увеличиваться опережающим темпами. Для допуска таких устройств в корпоративную сеть необходимо применять специальные политики безопасности. Но с другой стороны оставить мобильные устройства сотрудников неконтролируемыми – еще больший риск, ведь они все равно будут использоваться для тех или иных целей. Поэтому многие эксперты считают, что BYOD – это уже не свободный выбор каждой организации, а настоящий тренд.

Андрей Шуклин

Короткая ссылка