Совокупная выручка топ-15 участников рейтинга CNews крупнейших поставщиков решений для анализа данных по итогам 2022 г. увеличилась на 35% и составила ₽44,5 млрд. Увеличилась доля выручки от продажи лицензий — теперь на нее приходится 17,6% против 11,7% в 2021 г. Российские решения в сфере BI еще сравнительно молодые. Однако их возможности закрывают минимум 80% необходимых функций. 2023一2024 гг. будут периодом пилотных проектов. Основной объем промышленных внедрений придется на 2024 г.
Крупнейшие поставщики BI
В ежегодный рейтинг CNews крупнейших поставщиков решений для анализа данных по итогам 2022 г. включено 55 участников. Совокупная выручка топ-15 составляет ₽44,5 млрд. Это на 34,8% больше, чем в 2021 г. Таким образом, выручка крупнейших игроков российского рынка решений для анализа данных второй год подряд растет на треть. На долю топ-15 приходится 78,4% выручки всех участников рейтинга, а значит их показатели определяют темпы и тенденции развития рынка в целом.
Список лидеров обновился на 40%: в топ-15 вошли четыре новых участника рейтинга — IT-One, «Аренадата Софтвер», «СберАналитика» и IBS и две компании из середины прошлого — «Инфосистемы Джет» и «Юзтех». Две компании из прошлогоднего топ-15 в этом году не участвуют в рейтинге — это «Диасофт» (9 место), «РДтех» (10 место ).
Первое место в рейтинге по итогам 2022 г. занимает GlowByte (₽9,2 млрд) — компании удалось вернуть себе лидерские позиции благодаря росту на 17,6%. Прошлогодний лидер и главный конкурент GlowByte компания «Лига цифровой экономики» на втором месте (₽8,9 млрд, рост — 9,5%).
На эти две компании приходится более 40% выручки топ-15 рейтинга, впрочем, в прошлом году этот показатель был еще выше, без малого 50%.
На третьем месте новый участник рейтинга IT-One (₽6 млрд). Ему удалось вытеснить на четвертое место компанию Rubytech (₽5,6 млрд) несмотря на то, что последняя в 2022 г. росла быстрее рынка в целом (на 42%). На пятом месте еще один новый участник, «Аренадата софтвер» (₽2,2 млрд, 38,7%).
Число компаний, заработавших на проектах в области аналитики данных более ₽1 млрд, растет с каждым годом: в 2021 г. их было девять, а в 2022 г. уже 12. Растет и порог входа в топ-15 — с ₽720 млн в 2021 г. до ₽850 млн в 2022 г.
Почти половина выручки участников рейтинга крупнейших поставщиков решений для анализа данных в России по-прежнему формируется за счет консалтинговых услуг (47,2%). По-прежнему востребованы услуги интеграции (33,3%). По сравнению с прошлым годом увеличилась выручка от продажи лицензий — теперь на нее приходится 17,6% против 11,7% в 2021 г. Причина — рост спроса на продукты российских вендоров.
Всего рост более, чем вдвое показали девять участников рейтинга. Лидером по темпам роста выручки от проектов в сфере аналитики данных в 2022 г. стал «Технопром» — ему удалось заработать на этом рынке почти в восемь раз больше, чем в прошлом году (₽829 млн). «В бизнесе ИТ-интегратора это стандартная практика — появился крупный контракт, и выручка по этому направлению выросла», — пояснили CNews в компании. Хорошо идут дела и у BSL — выручка компании на рынке аналитики увеличилась более чем втрое. На вопрос о причинах столь стремительного роста в компании не ответили.
Почти на 180% увеличилась выручка «ГПМ Дата». Она образовалась в декабре 2020 г., и 2021 г. стал годом старта компании: активно осуществлялся найм персонала, подключались первые партнеры. В 2022 г. компания продолжила увеличивать штат и развивать data-продукты и решения по предоставлению услуг на основе анализа и обработки больших данных.
Направление анализа данных в «Юзтех» показало рост на 167%. По словам Марии Николаевой, директора по маркетингу и PR, на это повлияла совокупность нескольких факторов. Во-первых, продолжающийся спрос на проекты по глубокому анализу данных (BigData, Business intelligence, AI Data-Centric, Business intelligence). Во-вторых, повсеместная цифровизация, создающая огромное количество данных, потенциал анализа которых еще предстоит понять. В-третьих, замена зарубежных решений и вынужденная миграция на отечественные ПО.
По словам Ангелины Гуркиной, генерального директора AnalyticsHub, 2-кратный рост бизнеса компании связан с реализацией новой стратегии компании и стремительным ростом спроса на импортозамещение. AnalyticsHub выбрала ряд партнерских компаний-разработчиков российского ПО и платформ данных и реализовала проекты по миграции данных с Teradata на ArenadataAnalytical DB (ADB), с ClouderaHadoop (CDH) на Arenadata Hadoop Platform (ADH).
BI.Qube, ранее известная на рынке как IT Pro, в 2022 г& в 2 раза увеличила выручку от проектов в области управления корпоративными данными. По словам Дмитрия Поликовского, директора по развитию BI.Qube, основным драйвером стал рост эффективности разработки за счет использования собственного продукта BI.Qube для автоматизации построения DWH. Также увеличилось число и масштаб проектов для таких заказчиков как ЕВРАЗ, Татнефть, Русал, Нефтьмагистраль, Прио-Внешторгбанк. При этом на проектах выросла сложность, а соответственно и стоимость работ, связанных с миграцией на российское ПО и платформы Open Source для работы с данными.
Отрицательная динамика наблюдается у 11 компаний из 55, наименее успешно работали в 2022 г. компании «Тривиум» (-31%), указавшая в анкете рейтинга данные только по своему основному юрлицу, НПО «Аналитика» (-25%), Sapiens solutions и «Омега» (-22%), BI Consult (-15%). В прошлом году из 50 участников рост более 100% показали четыре компании, отрицательную динамику — восемь.
Какова зрелость отечественных решений
По мнению Антона Балагаева, директора по консалтингу «Аренадата Софтвер», российские решения в сфере BI еще сравнительно молодые. Поэтому при оценке их зрелости надо учитывать полноту функциональности и стабильность. «Есть два основных пути, по которому может пойти data-компания на нашем рынке. Первый, «скучный», путь подразумевает поставку той функциональности, которая стабильна, и составление плана наращивания ее под нужды заказчиков. «Веселый» путь — нагромоздить друг на друга самые последние веяния из Open Source, лишь во вторую очередь заботясь о совместимости компонент между собой и с ландшафтом заказчика», — говорит он.
Крупные компании, которым есть что терять, обычно выбирают «скучный» путь. Доля тех, кто выбирал «веселый» путь, в 2022 г. была довольно мала, и поэтому компании-разработчики, ориентированные на стабильность, смогли существенно проинвестировать в свои продукты и значимо нарастить функциональность, кое-где даже обогнав западных конкурентов. По этой причине Антон Балагаев оценивает зрелость российских решений как крайне высокую.
С ним согласен Михаил Рожков, руководителя департамента развития бизнеса Parma TG. По его словам, возможности отечественных систем закрывают минимум 80% необходимых функций. Отличия есть в новаторских инструментах, тех же чат-ботах с использованием ИИ.
Однако опрошенные CNews эксперты высказывают и другое мнение: зрелость российских решений пока несопоставима с западными. «Тут все просто: количество клиентов совершенно разное. Там тысячи, даже десятки тысяч, а здесь единицы и в лучшем случае десятки», — говорит Юлий Гольдберг, руководитель направления импортозамещения GlowByte. Он призывает оценивать не абсолютную, а относительную зрелось, то есть возможность внедрения у крупных и привередливых заказчиков. Таких продуктов уже достаточно — об этом свидетельствует рост числа внедрений. Некоторые модули, такие как BI или RPA уже «более-менее созрели», полагает Юлий Гольдберг. А, скажем, решения в сфере MDM или Data Governance «пока в процессе».
С ним согласна Светлана Вронская, директор по маркетингу департамента аналитических решений «Корус Консалтинг», которая считает, что некоторые заказчики вместо замены продолжают поддерживать и развивать существующие западные системы именно потому, что российские BI пока не обладают всей необходимой для российского бизнеса функциональностью. Однако отечественные вендоры работают над продуктами, добавляют функциональность и приводят системы в соответствие с ведущими международными решениям. «Это приведет к тому, что все больше компаний в России будут выбирать российские решения. Что в свою очередь поможет разработчикам повышать уровень качества, масштабируемости и гибкости своих продуктов», — уверена Светлана Вронская.
Иностранные BI были выгодны в комплексе с традиционными западными базами данных и другими решениями. Сейчас же создается и внедряется новое отечественное ПО — более адаптированное к нашим моделям развития ИТ и бизнес-стратегиям. «В целом стек применяемых технологий и систем меняется, поэтому, на мой взгляд, уже не нужно ориентироваться на то, что было раньше. Надо жить настоящим и активнее участвовать в развитии отечественных продуктов, например, инвестициями», — говорит Александр Данилов, партнер «Лиги цифровой экономики».
В целом, по мнению Михаила Рожкова, 2023一2024 годы будут периодом пилотных проектов BI, апробаций. Основной объем промышленных внедрений придется на 2024 г. Таким образом, есть все основания полагать, что бизнес участников рейтинга CNews крупнейших поставщиков решений для анализа данных будет и дальше расти не менее, чем на 30% в год, а доля выручки от продажи лицензий продолжит увеличиваться.