Наша новая серверная платформа стала полностью локализованной
16.10.2024
«Мы уверены, что локализованная серверная платформа повышает уровень технологического суверенитета страны»
CNews: В октябре «Рикор» выводит на рынок полностью локализованную серверную платформу, которую вы называете знаковой для отечественных производителей ИТ-оборудования. Почему это важно для российского рынка и заказчиков?
Антон Громов: Над 1- и 2-юнитовой серверной платформой в корпусе 7 серии мы работали три года. Это фактически первый почти полностью российский сервер: нам удалось локализовать не только производство печатной платы в его основе, но и изготовить сам корпус, чего у нас в стране больше не делает никто. При этом, проектируя дизайн устройства, мы отталкивались от реальных пожеланий клиентов, «скрещивая» самые передовые мировые технологии с реальными потребностями российских заказчиков. Это важно, так как у отечественного рынка есть свои потребности, особенно у заказчиков в рамках 44-ФЗ. Например, наша новая серверная платформа имеет уникальную модульную систему, которая позволяет гибко конфигурировать дисковую подсистему, подстраивая ее под нужды конечных организаций и оставаясь при этом в рамках КТРУ. Блоки с поддержкой Hot Swap позволяют заменять компоненты без выключения или перезагрузки системы (например, кулеры, накопители, блоки питания), а конфигурацию оборудования можно варьировать с помощью райзеров (расширительных плат). Мы также разработали программную часть для удаленного управления сервером, обеспечивающую клиентам скорость и качество поддержки оборудования.
Таким образом, если раньше при желании внедрить современное решение заказчики искали серверы зарубежных производителей, которые часто стоили дороже, то теперь, открыв реестр Минпромторга, они могут купить аналогичное российское устройство, не уступающее по качеству таким производителям, как Dell или HP. При этом роботизированные мощности нашего завода в Арзамасе позволяют производить эти платформы в промышленных масштабах, что сказывается на скорости поставок для наших клиентов. Мы уверены, что локализованная серверная платформа не только укрепляет позиции «Рикор» на рынке, но и в целом повышает уровень технологического суверенитета страны.
CNews: На каких заказчиков ориентирована платформа и какие задачи она помогает решать?
Антон Громов: Использование корпуса собственной разработки и модульной конструкции позволяют применять это устройство практически в любых индустриях. Это могут быть как корпорации федерального масштаба, у которых сервера установлены в современных ЦОД, так и менее «продвинутые» организации, где оборудование функционирует не в рамках дата-центров.
Соответственно, наша новая серверная платформа на процессорах GEN3 идеально подходит для использования в облачных интернет-сервисах, системах виртуализации и виртуальных рабочих местах, терминальных сервисах, высокопроизводительных вычислениях (HPC) и других задачах среднего и крупного бизнеса.
CNews: Есть ли у вас планы по дальнейшему развитию этой платформы?
Антон Громов: В данный момент «Рикор» завершает финальную стадию предсерийного тестирования и постановки на производство серверных платформ на процессорах GEN4 и GEN5 в основе которых лежит тот же самый инновационный корпус 7-й серии, но с использованием печатных плат следующих поколений.
CNews: Какие еще новые продукты или инновации вы создали за последнее время и собираетесь вывести на рынок в ближайшее время с учетом текущих рыночных тенденций в России?
Антон Громов: Мы регулярно выводим на рынок ноутбуки, моноблоки, мониторы и десктопы, при этом всегда стремимся к глубокой локализации производства устройств. Например, в 2024 году в российские школы были поставлены 65 тысяч ноутбуков «Рикор», адаптированных под образовательные нужды, что сделало нас крупнейшим поставщиком ПК для образования. Основной моделью, которую получили школьники, стала Rikor NINO 16 на базе 6-ядерного процессора AMD Ryzen 5 7430U и интегрированной графикой AMD Radeon, 8ГБ оперативной памяти DDR4 и SSD-накопителем на 256ГБ.
А совсем недавно мы начали поставки монитора Rikor MNT 23, спроектированного и произведенного на нашем заводе в Арзамасе. Помимо поддержки технологий HDR и Flicker-Free (устраняет мерцание картинки), монитор обладает отличной контрастностью, глубиной цвета и яркостью, в результате чего на нем можно комфортно работать даже в солнечный день. Мы планируем, что до конца 2024 года в российские компании, госучреждения, а также в медицинские, образовательные и спортивные организации будут поставлены более 20 тысяч таких устройств.
Что касается планов на будущее, то в начале следующего года мы готовим к серийному производству премиальный ноутбук в стильном полностью алюминиевом корпусе с дискретной видеокартой, адаптированный для работы с искусственным интеллектом. Устройство будет выглядеть на уровне премиальных моделей крупнейших мировых брендов (таких как Gigabyte Aero или MSI Creator Z-серии), но при этом будет относиться к более доступной ценовой категории от 80 до 100 тысяч рублей. Наши китайские партнеры, увидев эту разработку, уже захотели эксклюзивно выпускать такое устройство у себя. Пока думаем.
«Наше производство в Арзамасе обладает самым высоким уровнем локализации среди всех производителей ПК и серверов в России»
CNews: В чем заключаются ключевые преимущества вашего полного производственного цикла, включающего разработку, изготовление печатных плат и сборку техники?
Антон Громов: Как и другие производители, мы поставляем на рынок ноутбуки, десктопы, моноблоки, мониторы и серверные решения. Но у нас единственных в стране есть возможность производить серийно корпуса для ноутбуков — как пластиковые, так и металлические. Теперь к этому списку добавились полностью локализованные платформы для серверов. Мы построили отдельный цех анодирования алюминия, чтобы получать изделия с красивой фактурой, как, например, на «Айфоне». Перед анодированием алюминий толщиной в 1 мм нужно отшлифовать, провести пескоструйную обработку, а в некоторых моделях ноутбуков сделать углубления в металле посредством сверхточной фрезеровки. Всё это оборудование уже успещно применяется на нашем заводе.
Ключевое преимущество нашего производственного цикла заключается в том, что мы единственные, кто может производить максимально современные изделия самого широкого спектра, контролируя каждый этап — от разработки до сборки. Это позволяет нам оперативно реагировать на изменения в потребностях рынка и внедрять инновации. Кроме того, мы минимизируем риски, связанные с внешними поставками, и можем гарантировать высокое качество нашей продукции.
CNews: Если говорить о ваших возможностях кастомизации устройств, то что вы можете предложить своим заказчикам?
Антон Громов: Один из основных принципов работы нашей компании — максимальная адаптация продукции под потребности клиентов. Кастомизация позволяет нашим заказчикам адаптировать устройства под свои специфические нужды. Это значит, что они могут выбирать компоненты, конфигурации и функциональные возможности, наиболее соответствующие их бизнес-процессам. Есть два варианта: первый, когда мы выступаем драйвером создания продукта, а от заказчика получаем лишь обратную связь. И второй, когда клиент непосредственно описывает свои нужды, а мы разрабатываем устройство, максимально точно им соответствующее. И затем производим его. В результате клиенты получают эффективные решения, которые способствуют повышению производительности труда и снижению затрат.
Ну и говоря о кастомизации, необходимо упомянуть контрактное производство. Роботизированные линии в Арзамасе позволяют нам предлагать другим вендорам техники, обладающим меньшими производственными возможностями, изготавливать у нас устройства или комплектующие. При этом мы не только предоставляем «в аренду» наши уникальные мощности, но и берем на себя все вопросы с поставками сырья и компонентов. В результате контрактные заказчики могут ускорить вывод продуктов на рынок и сосредоточиться на маркетинге и дистрибуции.
Контрактное производство интересно и компаниям из других сфер. Например, государственные или бизнес-заказчики могут с нашей помощью оснастить сотрудников техникой под собственным брендом, что помогает сформировать уникальный корпоративный стиль и повысить узнаваемость бренда.
CNews: Вы упомянули, что «Рикор» выпускает сотни тысяч устройств в год. При этом потенциальная мощность вашего производства — более 2 млн устройств в год. Почему не удается загрузить производство на 100%?
Антон Громов: Все российские производители техники сталкиваются с острой конкуренцией с зарубежными брендами, которые пользуются очень серьезной господдержкой в своих странах. В России тоже вводятся такие меры, и они эффективны: например, они помогли «Рикору» за 4 года увеличить компьютерный и серверный бизнес в 10 раз. Однако для дальнейшего развития поддержку отрасли необходимо усилить. Это помогло бы всем российским вендорам техники загрузить свои производственные мощности, что в конечном счете положительно сказалось бы и на цене, и на качестве. Эффективными инструментами стимулирования отрасли могли бы стать более жёсткие нормативы по ограничению присутствия устройств параллельного импорта в тендерах по 44 и 223 ФЗ. Самый простой и эффективный подход — увеличение таможенных ввозных пошлин на параллельный импорт готовых изделий, что даст дополнительный импульс как корпоративному сегменту, так и сегменту B2C. Положительное влияние могло бы оказать введение утилизационного сбора 20-25% на серверное и компьютерное оборудование. То есть российские производители уже научились делать хорошую технику, и решения «Рикор» тому подтверждение. Теперь важно побороть скепсис в отношении отечественных вендоров и загрузить производственные линии заказами.