Сегментация или слайсинг сети (Network Slicing) — это создание изолированных логических сетей или сегментов. Каждый такой сегмент имеет топологию и ресурсы, необходимые для выбранных сценариев использования. Этот подход экономит ценные ресурсы сети за счет некритичных и нетребовательных подключений. Их можно задействовать для приложений или сервисов с гарантированным SLA. Как правило, они выделяются заказчикам, готовым платить за их использование.

«Сегментация сети сочетает преимущества сетей общего пользования и выделенных сетей и при этом дает новые возможности, — отметил Сергей Макаренков, директор компании Ericsson по развитию бизнеса цифровых технологий. — Она предусматривает изоляцию трафика, индивидуальные настройки, производительность и безопасность, сравнимые с характеристиками выделенной сети. Однако при этом достигается большая гибкость. Сегменты сети можно быстро развертывать на обычной сети оператора и настраивать, быстро отключать при необходимости. Все это означает значительное сокращение расходов для корпоративного заказчика. А оператору сегментация сети дает возможность на базе единой физической инфраструктуры развернуть сеть для разных сценариев использования».

Сергей Макаренков, Ericsson:

Сегментация сети сочетает преимущества сетей общего пользования и выделенных сетей и при этом дает новые возможности. Она предусматривает изоляцию трафика, индивидуальные настройки, производительность и безопасность, сравнимые с характеристиками выделенной сети. Однако при этом достигается большая гибкость.

Для каждого сегмента можно выбрать скорость передачи данных, задержку и параметры надежности. Например, для критически важных IoT-подключений нужна низкая задержка, высокая скорость передачи данных и ультравысокая надежность, а в сегменте для массовых IoT-подключений — большая задержка и меньшая скорость передачи данных.

«Сегментация сети — это разумная альтернатива построению собственной выделенной сети предприятия. Она дает те же возможности при меньших затратах, — подчеркнул Сергей Макаренков. — Один сегмент может обслуживать одного или нескольких заказчиков, можно вести гибкую ценовую политику, формировать понятные тарифы на основе параметров безопасности и производительности. С развертыванием сетей 5G сегментация поможет оператору увеличить доходы. Она позволяет быстро масштабировать услуги и оптимизировать ROI. Например, выделить сегменты для В2С (множество абонентов с невысоким APPU), для В2В (корпоративные пользователи с гарантированным SLA), для критичных подключений (передача голоса, сети 5G SA) и для виртуальных сотовых операторов (MVNO)».

Сегментация сети позволяет предлагать новые кастомизированные сервисы для предприятий, государственных организаций и других пользователей. При этом учитываются потребности конкретного заказчика. Оператор задействует свои ресурсы с максимальной эффективностью, а заказчик получает нужные услуги с запрошенными характеристиками. Технологии для каждого сегмента сети выбираются, исходя из сценариев использования, а коммерческая модель — с учетом стратегии предприятия-заказчика.

Решения Ericsson

Основа сегментации сети — инфраструктура виртуализации сетевых функций (Network Functions Virtualization Infrastructure, NFVI), а также виртуализированные сетевые функции (Virtual Network Functions, VNF) и облачные функции (Cloud Native Functions, CNF) — 5G Core и управление сетевыми ресурсами. 

Компания Ericsson предлагает полный комплекс решений для сегментации и оркестрации для радио, опорной и транспортной сетей.

 

Решение Его функции
Ericsson Orchestrator Обеспечивает кросс-доменную оркестрацию, учитывающую специфику каждого домена, в соответствии со спецификациями 3GPP Release 16
Модуль Cloud Manager Отвечает за NFVO, G-VNFM и Service Configuration Management (SCM). Обеспечивает оркестрацию ресурсов в различных виртуализованных инфраструктурах (на базе платформ OpenStack и VMware) как за пределами, так и внутри дата-центров. Автоматизирует процесс создания сегмента сети, описанного в форматах TOSCA/JSON. Используется для сбора и корреляции предупреждений, поступающих от оборудования и виртуальной инфраструктуры
Ericsson Catalog & Order Manager Система управления каталогом продуктов, в которой предусмотрены возможности для создания новых продуктов и услуг из многократно используемых продуктов, сервисов и компонентов. Этот подход помогает повысить продажи, облегчает управление процессами и снижает издержки.

Ericsson Orchestrator применяется в сетях более 110 операторов по всему миру. Эти сети построены на оборудовании разных вендоров. Ericsson использует сквозную оркестрацию (end-to-end orchestration) сегментированной сети — одновременное управление всеми элементами радио, транспортной и опорной сетей. При этом учитывается целый ряд факторов: гарантия качества обслуживания (SLA), автоматизация запуска новых функций для ускорения вывода новых услуг, а также управление жизненным циклом сегментов, включая обновление программного обеспечения и изменение конфигураций. Решение Ericsson Enterprise Service Ordering and Orchestration, позволяющее оператору проектировать, продавать и оркестрировать услуги с учетом параметров (SLA). 

Все решения Ericsson соответствуют открытым стандартам и поддерживают работу с распределенными облаками, в том числе с облаками, не относящимися к операторскому типу (например, Amazon).

Как заработать на сегментации?

Спрос на сегментацию сети со стороны предприятий из разных отраслей будет расти по мере распространения технологий 5G — она требуется в 30% сценариев использования 5G. По данным совместного исследования «Network slicing: Top 10 use cases to target», проведенного Ericsson и Artur D. Little, операторы могут заработать на сегментации сети порядка $200 млрд, причем 90% этого дохода принесут всего шесть отраслей. Самый большой потенциал у сферы здравоохранения, за которой следует государственный сектор и транспорт. Совокупный среднегодовой темп роста для лидирующих отраслей составит 23-46% в 2025-2030 гг.

Источник: Данные совместного исследования Ericsson и Artur D. Little.

Доходы операторов по отраслевым сегментам ($млрд, 2030 г.)

В каждой отрасли есть особенно перспективные сегменты, которые принесут операторам больше всего прибыли в 2030 г.

Транспорт

Наиболее перспективный сегмент отрасли транспорта — автоперевозки. Автоперевозчикам требуется высокая доступность сети и минимальная задержка. Эти параметры необходимы для беспилотного транспорта, группирования грузовиков в колонны с целью экономии топлива, организации безопасного автоматического перестроения автомобилей из ряда в ряд, а также рассылки предупреждений о ситуации на дорогах в реальном времени.

Операторы могут не только предоставлять сетевую инфраструктуру заказчикам, но и самостоятельно создавать услуги на базе своей сети, выступать реселлерами устройств, а также формировать платформу для развертывания приложений, монетизации анализа данных и оказания услуг поддержки для пользователей. 

Здравоохранение

В сфере здравоохранения сегмент услуг для пациентов открывает хорошие перспективы. Услуги на базе мобильной связи высоко востребованы медицинскими центрами и другими игроками медицинского рынка. Причем спрос на них будет только расти. Сегмент услуг для пациентов вырастет с $6 млрд в 2025 г. до $23 млрд в 2030 г. Перспективные сценарии использования — телемедицина, реабилитация с привлечением роботов и прецизионная или персонализированная медицина, основанная на генетических и биологических данных пациента. 

Производство

В производственной отрасли выделяется сегмент производства товаров, который в 2025-2030 гг. будет расти на 36% ежегодно. Рост будет обусловлен быстрым проникновением технологий и спросом на кастомизацию товаров. Основные сценарии базируются на дополненной реальности и будут использоваться для улучшения качества управления роботами на расстоянии, взаимодействия коллаборативных роботов (коботов) и людей. Для этих сценариев оператор может создать выделенный сегмент сети с гарантированной пропускной способностью и надежностью и SLA.

Медиа и развлечения

Расходы зрителей на контент в UHD-качестве, VR-контент и видео 360-градусов будут расти на 35% до 2023 г. Есть целый ряд перспективных сценариев, которым необходима сегментация, — например, трансляция и продакшн. Сегментация сети позволит задействовать сотрудников в прямых эфирах с места событий, миксовать и редактировать контент, показывать место действия с разных углов даже в тех случаях, когда персонал находится далеко от места освещаемого события. Для этих целей необходимы сегменты сети с ультранизкой задержкой и выбранной высокой скоростью передачи данных. Можно создавать изолированные сегменты с нужными телевещательным компаниям настройками. 

Энергетика и ЖКХ

Основными заказчиками операторов станут средние и малые энергетические предприятия и электростанции. Сегментация сети будет использоваться для нужд виртуальных электростанций, дистанционного управления ветровыми электростанциями, оказания мобильных услуг и мониторинга.

Каждый отраслевой сценарий использования будет иметь свою экосистему, состоящую из нескольких игроков со своими интересами. В их числе - поставщики оборудования, создатели и дистрибуторы контента, а также провайдеры. Сотрудничество с компаниями из экосистемы будет играть важную роль в успешности продаж услуг.

Примеры внедрений

Спрос на сегментацию сети со стороны предприятий из разных отраслей будет расти по мере распространения технологий 5G

«Ericsson сотрудничает с ведущими операторами мира, изучая и развертывая различные сценарии на базе технологий сегментации сети и оркестрации», — говорит Сергей Макаренков.

Ericsson, Deutsche Telekom и Samsung успешно протестировали технологии сегментации сети 5G для облачных VR-игр с потоковой передачей данных. Тестирование проводилось в лаборатории Deutsche Telekom в г. Бонн (Германия) с использованием коммерческого смартфона Samsung S21 и VR-шлема. В сегменте сети использовались оптимальные настройки для облачных VR-игр в реальном времени. Тесты проводились на базе оборудования и решений Ericsson, предназначенных для развертывания коммерческой автономной сети мобильной связи пятого поколения.

Сергей Макаренков, Ericsson:

С развертыванием сетей 5G сегментация поможет оператору увеличить доходы. Она позволяет быстро масштабировать услуги и оптимизировать ROI. Например, выделить сегменты для В2С (множество абонентов с невысоким APPU), для В2В (корпоративные пользователи с гарантированным SLA), для критичных подключений (передача голоса, сети 5G SA) и для виртуальных сотовых операторов (MVNO).

TELUS и Ericsson провели результативные тесты концепции сегментации сети, развернутой на оборудовании нескольких вендоров. Испытания проводились в лабораторных условиях с применением технологий 3GPP Release 16 и Internet Engineering Task Force (IETF) Layer 3 NW Yang Model (L3NM). Партнеры убедились в зрелости стандартов и готовности решений к коммерческой эксплуатации для нужд предприятий и отраслей. Специалисты Ericsson развернули решение для двухрежимного ядра 5G Core, а также решения CENX Service Assurance и Ericsson Service Orchestrator. Это обеспечило возможности для оркестрации с учетом особенностей каждого домена. TELUS и Ericsson проверили работоспособность технических телекоммуникационных сценариев с использованием технологий улучшенного мобильного широкополосного доступа (eMBB) и межмашинных подключений (mMTC) для сверхнадежных подключений с низкой задержкой (ultra-reliable low-latency communication, URLCC). Эти телекоммуникационные технические сценарии позволят TELUS предоставлять услуги с высоким уровнем кастомизации заказчикам из разных отраслей. 

Сегментация сети может применяться для повышения конкурентоспособности и роста дохода предприятий из любых отраслей за счет создания новых бизнес-моделей и сценариев использования на базе технологий IoT и низкой задержки. Каждый сегмент, по сути, является отдельной сетью с настойками, соответствующими требованиями выбранных приложений. Это обеспечивает максимальный показатель ROI и возможности для масштабирования уникальных услуг.