Удастся ли японским ИТ спастись от краха?
Япония давно представляется этаким технологическим раем, возникшим вопреки послевоенному кризису. Однако сегодня результаты развития ИТ в Японии удручают: страна не входит даже в десятку мировых лидеров. Каковы причины такого пике, и что предпринимается для выхода из него?Важными шагами для достижения лидерства на мировом рынке станут предсказание тенденций и заблаговременное формирование внутреннего рынка, максимальная информатизация передовых отраслей, где поддерживается первенство Японии, глобализация внутренних информационных систем, и пр. Но самое главное – в воспитании кадров: в международной конкуренции очень важно не только иметь профессиональные навыки, но и хорошее знание английского. Нехватка опыта глобального общения ИТ-персонала тормозит развитие, а аутсорсинг лишь обостряет эту проблему.
Для повышения конкурентоспособности был создан японский аналог силиконовой долины - остров Кюсю
В докладе также дана характеристика японскому рынку, как ИТ-рынку номер 2 в мире, но низкий рост инвестиций по сравнению с ВВП и низкий ИТ-экспорт являются негативными факторами. Кроме того, там же указаны перспективные направления глобальной экспансии Японской ИТ-индустрии и факторы, которые следует учитывать.
Среди них, несомненно, объем рынка, процент его роста, состояние экономики в целом, терроризм, отношение правительства к текущим проблемам и пр. – предпочтение отдается самому большому в мире рынку ИТ - США .
Он стабильно развивается при невысоких рисках выхода на него. Российский рынок оценивается как перспективный в среднесрочной перспективе наряду с Индией Индонезией и Таиландом. Сегодня привлекательны рынки Англии, Германии, Франции и Китая.
Правительство в помощь
На всех этапах реализации плана Ассоциация рассчитывает на поддержку правительства, которое в свою очередь разработало комплекс мер, названный "Инновации 2025". Он позиционируется новым премьер-министром как долгосрочная стратегическая инициатива со сроком реализации до 2025 года, ставящая целью создание инновационной базы для будущего роста в областях медицины, инженерии и информационных технологий. Этот проект можно назвать Фондом будущих поколений по-японски, оставляющим, в отличие от отечественного варианта, не деньги, а инструмент для их зарабатывания.
Документ проработан очень детально, учитывает рост мировой и азиатской экономики, процессы глобализации и даже экологическую ситуацию. Авторы проекта видят будущее своей страны не в цифрах потраченных куда-то денег, а в конкретных инновациях, высокотехнологичных продуктах, которые должны родиться до 2025 года. На фоне того, что через 10 лет Китай, а потом и Индия обгонят Японию по ВВП, японцы всерьез планируют разработать множество революционных технологий, на экспорте которых могли бы жить их дети. Кроме медицинских разработок, таких как таблетка, которую нужно проглотить перед сном, чтобы ночью она проводила внутренний медосмотр организма, будут разработаны очень важные инструменты общения - например наушник –автопереводчик. Такое устройство позволит общаться без изучения языков. Также в числе инноваций надо перечислить автомобили, очищающие воздух при езде, а не наоборот (искусственный фотосинтез), робот в каждый дом, защита детей сенсорными сетями, система реагирования на землетрясение за 15 секунд и так далее. Естественно такие цели никогда не могут быть достигнуты без серьезнейшей перестройки всего процесса разработки. Правительство планирует в ближайшей перспективе сосредоточиться на университетской реформе, привлечении большего числа иностранцев для того, чтобы учить японскую молодежь здоровой конкуренции с ранних лет, удвоении и без того значительных инвестиций в развитие ИТ, пересмотр общественных норм и традиций для устранения культурных препятствий конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Японские ИТ-гиганты сами стремятся усилить свои позиции на мировом рынке. Самый привлекательный рынок - США, но доля Hitachi, Fujitsu и NEC пока на нем невелика. Их задачей является разработка собственных платформ и стандартов, чтобы не строить бизнес на чужом фундаменте. Надо играть на опережение и следовать примеру Toyota - руководство этой компании думало о нуждах будущего, а не о сегодняшней гонке за прибылью, в результате она первой выпустила на рынок гибридные авто, и все кинулись ее догонять.
Опираясь на сходную стратегию, Fujitsu, которая продает сегодня 70 % своих ИТ-решений в Японию, к 2010 году планирует снизить долю внутреннего рынка до 50% и увеличить до 30% долю экспорта в Европу и до 15% - в Америку. NEC сконцентрируется на развитии сети нового поколения, отличающейся безопасностью, гибкостью, дешевизной и качеством. Hitachi планирует усилить зарубежные базы по разработке технологий (в Европе до1000, в Америке до 2000 человек).

Кюсю – остров ИТ-чудес
Для повышения конкурентоспособности бизнес создает японский аналог силиконовой долины - силиконовый остров Кюсю. Это один из 4 основных островов японского архипелага, издавна он использовался как точка импорта стали и руды из Китая.
Сегодня туда перемещается производство с территории соседа, растут новые высокотехнологичные заводы. Там уже производится 10% всех полупроводников мира и сконцентрировано много ИТ-предприятий. Его выбрали, потому что он близок к основным экономическим державам Азии- Корее, Тайваню. Все это обеспечивает эффективную логистику. На Кюсю также много автомобильных заводов ведущих фирм, и в союзе :автопрома и ИТ таятся большие возможности: усиливается взаимодействие смежных отраслей , остров становится мировым центром развития гибридных авто, их информатизации и роботизации.
Например, Fujifilm недавно открыл здесь новый завод по совместной разработке и производству компонентов для плоских панелей и планирует внедрять продукцию на близко расположенных заводах Toyota, Nissan и Daihatsu. Несмотря на затрудненную конкуренцию ввиду уникальности внутреннего рынка и различий в стандартах, есть примеры успеха японских высокотехнологичных фирм.

Например, в Японии свой стандарт мобильной связи, отличный от мирового, и это одна из причин неуспеха в экспорте. Развитие 3G снимет этот недостаток, но все же, что касается мобильных приложений, то японский клиент имеет уникальные потребности, а следовательно, и другие трубки, под которые пишутся программы. Кроме того, производители телефонов и сервисов работают эксклюзивно с каждым провайдером. Трубки разрабатываются быстро, линейки обновляются целиком с периодичностью меньше года, и чтобы производителю окупить затраты на разработку в таких условиях, провайдер компенсирует часть стоимости телефона. При такой системе новые модели могут появляться каждые полгода.
На других рынках обычно производители не зависят от провайдеров в разработке новинок. В 90-х годах японские производители, такие как Kyocera и Sanyo, вошли на американский рынок мобильных устройств. А уже в 2004 - 40% а сегодня 60% американского рынка сотовых телефонов составляет продукция от производителей из Кореи и Японии. Причина проста – американские и скандинавские компании отстают в разработке телефонов высшей ценовой категории по таким параметрам, как качество дисплея, функциональность камеры, и пр., поэтому они ограничены техническими показателями в разработке мощных приложений, что и приводит к отставанию. Таким образом, после выхода на японский рынок полнофункциональные модели перетекают на американский.
Дмитрий Ивутин / CNews Япония