Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Михаил Краснов, Verysell: "Через 5 лет российский IT-рынок может вырасти в 10 раз"

Президент группы компаний Verysell Михаил Краснов - один из тех, кто создавал историю российского компьютерного рынка. В спорте или шоу-бизнесе к таким людям обычно применимо понятие "легенда" (или немного ироничное - "зубр"). Сегодня г-н Краснов в преддверии своего 50-летнего юбилея рассказывает читателям CNews.ru о том, как IT-индустрия начинала свое развитие в нашем государстве, носившем тогда еще другое название. О себе, о деятельности своей компании, о собственном видении ситуации на российском IT-рынке шла речь в беседе Михаила Краснова с нашим корреспондентом. CNews.ru: Михаил, Вы получили экономическое образование, стали кандидатом экономических наук. Как получилось, что свою жизнь Вы связали с компьютерным бизнесом, став во главе одной из первых отечественных компьютерных компаний?

Михаил Краснов: Мой путь в компьютерную индустрию, наверное, достаточно типичен. До профессионального бизнеса, в который я ушел в 1990 году, я занимался в Институте США и Канады вопросами экономики этих стран. При этом от экономики я не ушел очень далеко, ведь бизнес - это часть экономической науки...

А начиналось все еще в середине 80-х годов. В свое время я был откомандирован институтом на работу в США, работал в ООН. И там у меня была возможность поработать с современными (по тем временам) информационными системами, персональными компьютерами, которых тогда в Советском Союзе еще не было. Вернувшись обратно, я стал компьютерным энтузиастом, за что "жестоко поплатился": директор поручил мне возглавить программу компьютеризации института. И в результате попытки организовать это непростое дело "совратили меня с чистого и незапятнанного научного пути".

Для того, чтобы разворачивать в институте информационную систему, мне пришлось организовать кооператив, который стал заниматься разработкой программного обеспечения. Денег на софт нам никто не давал: "Купили вам дорогое "железо" - скажите спасибо, остальные проблемы решайте сами". Но вышло так, что работа в кооперативе по вопросам программных продуктов меня увлекла настолько, что я решил заняться этим делом профессионально вместе с одной из первых компаний на российском компьютерном рынке - Merisel Inc. (в ней, уже многократно изменившейся с тех времен, я продолжаю работать).

CNews.ru: Какое влияние оказала семья на выбор Вашей профессии?

М.К.: Мой отец работал торговым представителем СССР в ряде стран. Наверное, от него я унаследовал "гены бизнеса". Деятельность матери, юриста по образованию, также была связана с советской системой Внешней торговли. Родители не имели никакого отношения к компьютерам в силу того, что тогда их попросту не было. А с коммерцией, безусловно, были связаны. Так что можно сказать, что я - потомственный коммерсант.

Учился я в московской английской спецшколе № 31, которая и сейчас существует. Какое-то время наша семья жила в Греции, где отец в то время работал.

Окончив школу, поступил в МГУ на экономический факультет. Потом закончил аспирантуру, работал в Институте международных отношений под руководством Евгения Примакова. Затем - Институт США и Канады, где я провел 14 лет.

CNews.ru: Испытываете ли Вы трудности в управлении достаточно крупной компанией?

М.К.: Я не считаю Verysell крупной компанией, по международным критериям это явно средний бизнес. Ведь, если не считать розницу, которая находится под управлением "Белого ветра", у нас работает порядка 320 сотрудников.

С человеческой точки зрения, вначале мне было сложно заниматься руководством. Потому что мой прежний опыт работы в научном коллективе формировал абсолютно другой (можно сказать, тепличный) склад характера.

Для того, чтобы стать адекватным руководителем, необходимо быть требовательным к людям. Особенно это характерно для российского бизнеса: без определенной жесткости быть начальником здесь невозможно. Потребовались большие усилия, чтобы перестроить себя.

С профессиональной точки зрения, также были сложности на первом этапе: мне, не имеющему опыта в бизнесе, пришлось сразу работать в составе региональных менеджеров Merisel. Это были опытные американские и европейские бизнесмены. Но со временем я освоился в их обществе.

Свою работу я очень люблю и даже не считаю, что это работа. Мне очень нравится американское выражение "to sleep on it", означающее, что с определенной идеей нужно уснуть и проснуться. Часто готовые решения той задачи, над которой ты бился длительное время, оказываются в голове, когда ты просыпаешься. Поэтому, если бы подобная практика была заведена у нас в компании, я бы, наверное, заплатил себе за сверхурочные, приплюсовав к рабочим часам ночной сон.

Сложности в управлении есть всегда, и на каждом этапе они разные. Были проблемы, когда требовалось делегировать полномочия в то время, когда мы создавали двухуровневую систему управления. Текущие сложности связаны, прежде всего, с большим объемом задач, которых мне необходимо решать. Управление своим временем - это самая большая сложность. Мне всегда кажется, что я успею больше, чем на самом деле я могу сделать. Это приводит к тому, что я становлюсь причиной замедления каких-то процессов в компании, что, наверное, очень плохо. Надеюсь, я найду способ, как с этим бороться.

CNews.ru: Удается ли Вам при отсутствии свободного времени находить его для отдыха и общения с семьей?

М.К.: Последние полтора-два года мне удается находить время на общение с семьей. И это тоже результат некого волевого усилия. И отчасти - следствие выводов, которые не имеют отношения к бизнесу. Через два месяца мне исполняется 50 лет. Самое время "поумнеть", понять, что в жизни, кроме бизнеса, есть очень много важных вещей: семья, друзья, ты сам. Благодаря этому соображению какое-то время назад я очень серьезно изменил свой образ жизни и стал больше времени уделять личной жизни.

Кроме того, процесс принятия решений - а это сейчас мое основное занятие в компании - требует от меня хорошей физической и эмоциональной формы. От моего состояния зависит адекватность принимаемых решений. В деле, которым я занимаюсь, многое зависит от интуиции. Я не скрываю, что у меня замечательная семья - жена и двое сыновей, - хорошие друзья. Они рядом, и они меня вдохновляют. Благополучная личная жизнь - один из факторов, делающих человека счастливым. А счастливый человек может сделать в жизни гораздо больше, чем замученный, думающий только о том, как бы поскорее добраться до постели и заснуть.

CNews.ru: Насколько мы знаем, Ваша семья живет в Швейцарии ...

М.К.: Семья у меня живет в Швейцарии достаточно давно - седьмой год. Не было такой жизненной задачи, но так как наша зарубежная компания изначально была в Швейцарии - то, начиная с 1990 года, мы часто приезжали туда всей семьей вместе. И постепенно Швейцария стала второй родиной, тем более, что страна небольшая, изучить ее очень легко, и много времени на это не потребуется. А когда подросли дети, встал вопрос об их образовании, и мы решили, что им очень неплохо было бы получить образование в Европе...

Я живу двумя домами. Половину времени там, половину - здесь. Поскольку у нас компания международная, бизнес распределен, и очень важная часть той работы, которой я занимаюсь, находится фактически в швейцарском офисе. Поэтому я делю свое время между Москвой и Швейцарией.

CNews.ru: Как Вы любите отдыхать, есть ли у Вас хобби?

Мне нравится кататься на горных лыжах. Люблю плавать - я вырос в Греции, у моря, поэтому любовь к нему - это на всю жизнь. Недавно пристрастился к плаванию с аквалангом. Уже много лет регулярно играю в теннис.

Я люблю литературу, правда, не могу сказать, что в последнее время удается много читать, но я собираю редкие книги, и у меня неплохая библиотека. В основном, это прижизненные издания русских классиков, а также литература по искусству (конец XIX - начало XX века). Красивые издания, иллюстрированные известными художниками. Еще я коллекционирую живопись. Мне очень нравится музыка, часто хожу слушать джаз - последнее время другие жанры меня в меньшей степени интересуют.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

CNews.ru: Обычно, когда человек готовится отметить юбилей, он пытается оценить то, что ему удалось сделать к этому времени. Что для Вас в жизни является достижением?

М.К.: Моя семья, мои сыновья - это достижение. Я горжусь своими детьми. Старшему сыну, Петру - 18 лет, младшему, Ивану - скоро исполнится 8. Имена у них "настоящие швейцарские". Петр сейчас успешно заканчивает школу, поступает в один из университетов США. Он хочет заниматься биологией, ее новыми направлениями: генной инженерией, биотехнологией, а к бизнесу не испытывает никакого интереса.

Я вполне удовлетворен тем, что мне удалось сделать в бизнесе. Я шел в коммерцию для того, чтобы реализоваться профессионально, и основной моей целью было создание профессиональной компании. Я считаю, что по сравнению с другими российскими компаниями мы работаем профессионально. Вот турниры в теннисе мне пока выигрывать не удается. Быть может, когда буду играть за "команду ветеранов", смогу победить. Правда, на лыжах я езжу по "черным трассам" (самым сложным), хотя увлекаюсь горнолыжным спортом не очень давно.

CNews.ru: Живя в Швейцарии, Вы имеете возможность наблюдать за тем, как относятся иностранные инвесторы к возможности вложения денег в российский бизнес и насколько перспективными им представляются такие инвестиции?

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

М.К.: На этот вопрос я могу ответить достаточно профессионально, потому что, помимо Verysell, информационных технологий, я много лет занимаюсь и финансовым бизнесом. Являюсь партнером финансовой компании, которая занимается вопросами содействия российским и зарубежным партнерам в осуществлении инвестиций, получении кредитов - в общем, финансовыми операциями, связанными с Россией и странами СНГ.

Говоря об инвестиционной привлекательности России, могу сказать, что современная ситуация похожа на ситуацию после банковского кризиса 1995 года. С одной стороны, есть рост оптимизма, но это оптимизм битых и опытных людей. Поэтому, несмотря на достаточно активный поток информации о том, что имидж России улучшается и ее инвестиционная привлекательность растет, это не переходит автоматически в увеличение инвестиций. По-прежнему, отношение крупных и серьезных инвесторов достаточно осторожное, хотя повышение интереса достаточно очевидно.

У западных инвесторов есть необходимость направлять деньги куда-то, потому что на Западе деньги не "работают". Их некуда вкладывать, и инвесторы хотят идти в более прибыльные сферы. Но это совершенно не значит, что они опять хотят потерять деньги в России. Поэтому ситуация настороженная, но она улучшается благодаря политической стабилизации и все более позитивным оценкам нынешнего руководства страны. Улучшение связано с достаточно благоприятной ситуацией в российской экономике, все больше западных аналитиков понимают, что у нас есть определенный экономический рост. Есть масса косвенных показателей, по которым о наличии этого роста можно судить с точностью до процентов.

CNews.ru: Как Вы оцениваете текущее состояние и перспективы российского IT-рынка?

М.К.: На твердую "четверку". Я не думаю, что колебания цен на нефть (если не будет катастрофического падения), могут существенно изменить ситуацию.

Если говорить детально, потенциал российского IT-рынка очень велик. Если сейчас он оценивается в $3-4 млрд., то я думаю, что в пятилетней перспективе при условии благоприятного развития он может достичь $30-40 млрд. По всем показателям - насыщенность, количество ПК на душу населения, наличие системы управления предприятием, - безусловно, Россия, как минимум, в 10 раз отстает от средней европейской страны. Поэтому рынку есть куда расти, и процесс заполнения этой ниши целиком и полностью зависит от мобилизации финансовых ресурсов.

Понятно то, что Россия проиграла соревнование среди производителей любой электроники, как проиграло ее и большинство стран мира. И потребность в этих товарах будет пополняться за счет импорта. Американские и европейские производители будут вытесняться азиатскими, и, в первую очередь, китайскими, которые становятся крупнейшими производителями электроники.

Если в России будет решен вопрос инвестиций, по большому счету, это значит, что будет решен вопрос по поводу IT-рынка. Потому что расходы на IT - это существенный компонент любой инвестиции. Здесь все зависит от благоприятной налоговой ситуации, благоприятного климата для иностранных инвестиций, от дальнейшей консолидации власти. Все эти факторы существуют, и если все будет в порядке, то развитие рынка будет продолжаться теми же высокими темпами (20-30 % в год), при которых выйти на названные мною показатели вполне реально.

CNews.ru: Как Вы оцениваете состояние IT-дистрибуции в России, каковы критерии успешности этих компаний?

М.К.: Если три года назад основными критериями были места среди партнеров какого-либо производителя, то сейчас об этом мало кто говорит, люди больше думают о прибыли. В конце концов, дистрибуция ради возможности работать с зарубежным производителем - это не совсем то, что греет душу российским бизнесменам-владельцам компаний. Я думаю, что такая тенденция наметилась на рынке в последние полтора года. Это последствия очередного кризиса, когда компании убедились, что чем больше у тебя бизнес по оборотам, тем большие убытки ты имеешь, когда происходят какие-либо кризисные явления. И стали строить более сбалансированные модели, направлять прибыль целиком в финансовые резервы. Насколько я знаю, сегодня все компании уделяют внимание прибыльности.

CNews.ru: Какие компании, по Вашему мнению, входят в пятерку лучших российских IT-дистрибьюторов?

Состав группы лидеров российской IT-дистрибуции стабилен уже в течение ряда лет. Кроме Verysell, в числе пяти лучших компаний я мог бы отметить OCS, RSI, "Дилайн", имеющие схожие с нами модели ведения бизнеса. К этим компаниям можно добавить и нового "игрока" - "Формозу", с ее очень специфической дистрибуцией.

CNews.ru: Как Вы оцениваете роль Вашей компании на российском IT-рынке? Расскажите о достижениях и планах на текущий год?

М.К.:. В 2001 году оборот Verysell составил $120 млн., мы четко выполнили план. Сумма для масштабов российского рынка очень небольшая. Рынок очень дисперсен. По некоторым оценкам, оборот "Формозы" (крупнейшей компании) - около $300 млн., это тоже немного для IT-рынка. Очень крупных игроков на IT-рынке России сегодня нет.

Если брать отдельныесегменты - роль Verysell очень заметна. Это касается розницы в Москве: безусловно, объединение "Белый ветер" - "Компьюлинк" (которое совместно развивают концерн "Белый ветер" и группа компаний Verysell) сегодня - самая крупная специализированная розничная сеть. Если брать Verysell-Telecom как торговую компанию-поставщика телекоммуникационного оборудования, то сегодня это один из самых крупных участников телекоммуникационного рынка. Интеграторская компания ОБИНКО выглядит пока значительно скромнее в силу малого срока своего существования. Мы будем наращивать потенциал, пока она не станет игроком на рынке крупных проектов. Перед нами стоит задача работы по крупным проектам национального масштаба, и я очень рассчитываю, что мы ее решим в ближайшее время.

Наш бизнес заметен, но я не думаю, что мы как-то определяем судьбы рынка и можем значительно на него повлиять. Когда-то мы были новаторами в дистрибуции, мы первыми начали работать с Intel и 3Com, одними из первых - с Microsoft и Compaq.

В этом году планируем завершить программу диверсификации, начатую в июле 2000 года, когда из дистрибьюторской компании мы решили превратиться в диверсифицированную группу. В целом этот процесс завершен, но есть еще вопросы, которые требуют сегодня серьезного внимания нашего топ-менеджмента. Впоследствии, если мы увидим, что все четыре направления управляются нами так, как планировалось, и способны развиваться самостоятельно, мы, безусловно, рассмотрим возможность создания других направлений, сохраняя при этом общую концепцию диверсификации: сегмент рынка, который займет создаваемая компания, не должен пересекаться с тем бизнесом, которым занимаются остальные структуры Verysell.