Разделы

Ритейл Современный дом Бытовая техника

Panasonic представила робота-колобка и другие изобретения для «умного дома»

На крупнейшей выставке потребительской электроники IFA 2017 компания Panasonic представила свои рационализаторские разработки, предназначенные для решений в сфере «умного города» и «умного дома». Одна из таких новинок – обучающий робот для детей, внешне напоминающий сказочного Колобка.

Panasonic: Электрификация и автономизация транспорта – два стратегических направления инноваций

На площадке берлинской технологической выставки CNews выяснил у главы совета директоров Panasonic Europe Лорана Абади (Laurent Abadie) и генерального директора Panasonic Россия Дзюнити Судзуки (Junichi Suzuki), какие именно проекты внедряет компания с применением передовых технологий, как меняется стратегия продажи умных девайсов и каковы перспективы сотрудничества со «Сколково».

CNews: Какие технологии Panasonic в области «умных городов» и «умных домов» уже внедрены и используются в мире? Интересуют не только концепты, а то, что реально работает.

Лоран Абади: Наш самый сложный проект в области «умных городов» реализован в Японии. Около трех лет назад был официально открыт умный город Фуджисава. Он должен был продемонстрировать новые системы бытового энергоснабжения, коммуникации и т.п. Вы знаете, что в Японии очень высок риск землетрясений и других природных катаклизмов. Поэтому каждый дом в Фуджисаве оборудован системой резервного питания и средствами коммуникации, которые, если случится цунами, землетрясение или что-то подобное, помогут жителям города более-менее комфортно продержаться до приезда спасателей.

CNews: Кто заказчик таких решений?

Лоран Абади: Жители. Люди, которые купили дома в Фуджисаве для себя и своих семей. В общей сложности в городе построено 1 000 домов приблизительно для 3000 человек. Там еще есть небольшой торговый центр, книжный магазин и инфраструктурные объекты.

Лоран Абади: В прошлом наши инженеры были механиками и «технарями». Теперь все приходится переосмысливать с точки зрения софта и коммуникаций

По сути, это девелоперский проект. На территории, где возникла Фуджисава, раньше располагалась фабрика Panasonic. После того, как предприятие перенесли в другое место, Panasonic и компании-партнеры (сейчас их 18) решили создать здесь город будущего. Каждый партнер представлял свое направление. Например, «дочка» Panasonic – девелоперская компания PanaHome – взяла на себя строительство. Другие осуществляли продажу домов и т.д.

CNews: Какие направления, кроме энергетики, интересны в ближайшей перспективе? По направлению «умных городов», «умных домов»?

Лоран Абади: Думаю, есть две проблемы, с которыми мы уже начали сталкиваться не только в Японии, но и в Европе, России. Первая – это старение населения. Как помочь пожилым людям максимально долго жить в своем доме, обходясь без посторонней помощи и необходимости переезда в больницу? Новые медицинские сервисы, самодвижущиеся кресла-коляски, автоматизированная доставка продуктов, обеспечение безопасности и в перспективе робототехника смогут решить эту задачу.

CNews: В каких-то продуктах вы уже подошли к непосредственной продаже или пока это только концепты?

Лоран Абади: В Японии у Panasonic уже сейчас есть несколько готовых решений на стадии финального тестирования, либо уже в продаже. Для пожилых людей разработана так называемая «робо-кровать», которая при необходимости может складываться в кресло. Если ее владелец слишком слаб, чтобы подняться самостоятельно, он может просто нажать кнопку - тогда кровать поднимет его сама и, став креслом, отвезет, куда нужно.

Вторая важная проблема – экология и «зеленая» энергетика. Уверен, что все идет к электрификации общества. В этой области существует масса разработок для транспорта – электрокаров, скутеров и электрических велосипедов. Кроме того, есть решения для частных домов, позволяющие генерировать, накапливать и рационально использовать электричество.

CNews: Ведутся ли какие-то переговоры в России по решениям для «умных городов»?

Дзюнити Судзуки: Пока нет, но мы активно ищем такие возможности.

CNews: Что надо, чтобы продвинуться в этом вопросе? Какие причины мешают таким переговорам?

Лоран Абади: Политические отчасти.

Дзюнити Судзуки: И они тоже, но я бы сказал иначе. Проработав больше 2 лет в России, я точно знаю, что это уникальная страна, в которой возможно все. Любые изменения могут произойти очень быстро. Например, еще пять лет назад здесь практически не существовало цивилизованного рынка частных такси. А теперь каждый может вызвать машину со смартфона. Такого уровня распространения служб типа Uber, «Яндекс.Такси» и других сегодня нет даже в Японии и Германии. А в Москве есть не только работающие сервисы, но и множество клиентов, которые приняли, оценили и активно пользуются услугой. Такие резкие перемены очень характерны для России, это типичная черта российского рынка. Поэтому нужно постоянно искать и быть готовым реализовать спонтанно возникающую возможность и партнеров, которые могут нас в этом поддержать.

Дзюнити Судзуки: Одно из сильных направлений Panasonic в России – кухонная техника. Много лет работая в этом сегменте, мы видим растущий интерес россиян к здоровому питанию и образу жизни

CNews: А какие решения, на ваш взгляд, сейчас могут быть наиболее востребованы? Энергетика, медицина или вообще все?

Дзюнити Судзуки: Одно из сильных направлений Panasonic в России – кухонная техника. Много лет работая в этом сегменте, мы видим растущий интерес россиян к здоровому питанию и образу жизни. Уверен, что это перспективное направление, и мы расширяем свой ассортимент за счет решений для здорового питания.

CNews: Есть мнение, что современный ритейл не очень подходит для продажи «умных девайсов». Логичнее подавать их в комплексе с сервисами. Чувствуете ли вы, что подход к продаже «умных  решений» меняется и требует продажи не девайса, а сервиса с дополнительной ценностью? Что устройство стало частью решения?

Лоран Абади: Любое решение состоит из трех элементов: оборудования, софта (в т.ч., для подключения) и услуги. Последнее важнее всего. Мало предложить пользователю абстрактное устройство, подключенное к сети. Многое значит сервис. Человек должен четко понимать, что он получит. Смогут ли ритейлеры предложить такой сервис – пока вопрос. Может быть, кто-то из больших игроков сможет организовать в дополнение к продуктам какие-то услуги, в т.ч., по установке. Надеюсь, что смогут.

Но у нас с ними разные пути. Мы больше ориентированы на b2b2c – т.е., продвижение своих продуктов в рамках совместных решений с бизнес-партнерами (разработчиками софта, сервис-провайдерами и т.д.). Поясню на примере. В прошлом году мы анонсировали совместный проект с крупным немецким страховщиком – компанией Allianz. Пользователи могли приобрести комплект оборудования для «умного дома» - сенсоры, камеры, розетки, обеспечивающие безопасность, защиту от протечек и вторжений и т.п. Сервисную сторону брал на себя Allianz, у которого есть служба поддержки пользователей, инженеры. Если в доме возникала проблема (разбилось стекло, протек кран и т.п.) и система срабатывала, то страховая компания сразу же посылала своего сотрудника, чтобы тот проверил ситуацию и оказал помощь. Вынужден признать, что проект пока не вышел на запланированный уровень, но тенденция идет именно в этом направлении. Будет появляться все больше решений типа «продукт + софт + услуга». Мы сейчас на начальном этапе, но, я думаю, успех придет. Нужно лишь создавать больше простых, легких для использования сервисов. Предлагаться они могут совершенно разными путями – через партнеров, сервисные компании или даже ритейлеров.

CNews: Многие технологические компании и производители электроники вынуждены становиться ИТ-компаниями, поскольку очень многое сейчас зависит от ИТ-начинки. Чувствуют ли это в Panasonic? Если да, то меняют ли свои бизнес процессы, чтобы соответствовать новым реалиям рынка? Стали ли вы уже больше ИТ—компанией, чем производителем электроники?

Лоран Абади: Да, мы в определенной степени являемся ИТ-компанией. Panasonic уже много лет производит телевизоры, аудио, видео и другую электронику, состоящую из электронных компонентов и подключаемую к интернету. Внутри этих устройств процессоры. Например, новая Hi-Fi колонка SC-GA10 c поддержкой Google Assistant - это не просто бытовое устройство, а настоящий гаджет, которому вы можете голосом заказать любимую мелодию и он вам сразу ответит.

CNews: В связи с этим, становится ли в компании больше ИТ-специалистов? Уделяет ли Panasonic больше внимания ИТ-разработчикам? М.б., у вас теперь меньше инженеров, но больше ИТ-специалистов?

Лоран Абади: Нашей компании уже почти 100 лет. В прошлом большинство наших инженеров действительно были механиками и «технарями». Теперь все, конечно, приходится переосмысливать с точки зрения софта, коммуникации и подключаемости к интернету. Инженерам требуются самые разные знания. Но в основе всего лежит наш опыт в области звука, видео и прочего.

CNews: Что сейчас является самым большим препятствием для внедрения девайсов, подключенных к интернету вещей? Развитию этих технологий?

Лоран Абади: Думаю, все дело в предложении пользователю понятного и интересного сервиса. С технологиями проблем нет.

CNews: Не вопрос законодательства?

Лоран Абади: Не уверен. Вопрос еще в том, какую платформу для интернета вещей мы собираемся использовать. Есть масса вариантов.

CNews: Существуют ли проблемы с интеграцией разных платформ? 

Лоран Абади: В принципе, нет. Мы следуем политике открытой платформы. Если идея сервиса нас заинтересует, мы будем сотрудничать со всеми – будь то Google Assistant или Amazon Alexa или кто-то еще.

CNews: Как сейчас развивается альянс Panasonic-Watson, и какие у него перспективы?

Лоран Абади: Мы сотрудничаем в направлении аналитики биг-дата и отдельных сервисов типа приготовления пищи. В этом году на IFA 2017 мы решили показать свое видение «умной кухни» – как подключенные устройства могут коммуницировать и взаимодействовать, и какие прикладные задачи они могут решить. Представленные концепты были разработаны в сотрудничестве с IBM и другими компаниями, специализирующимися на технологиях искусственного интеллекта, распознавания речи. Что-то мы сделали сами. В любом случае, выбор платформы и технологии зависит от каждого конкретного продукта. Например, для смарт-колонки лучше всего подошел Google, у которого гораздо больше музыкальных приложений и сервисов.

CNews: Как ведет себя рынок? Что больше растет и развивается? Есть ли какие-то необычные тенденции в потребительском и бизнес-направлении? 

Лоран Абади: Главный тренд сейчас – электрификация общества. Думаю, это больше касается b2b. После того, как в Германии грянул дизельный кризис, много внимания стало уделяться сокращению CO2. И эти новые факторы придают ускорение тотальной электрификации общества. Это очевидно, на мой взгляд.

CNews: Как продвигается ваш совместный проект со «Сколково»?

Дзюнити Судзуки: Мы начали с совместной разработки софта для нашей роботизированной библиотеки на оптических дисках, которая использует технологию Blu-ray для хранения больших объемов данных на срок 50 и более лет. Этот проект продолжается. И еще одна инициатива, которую мы рассчитываем запустить в ближайшее время, связана с сельским хозяйством. Мы хотим открыть тестовую «овощную фабрику» - чистое помещение, оборудованное LED-лампами, системами кондиционирования, сенсорами, системами полива и прочим, где можно будет выращивать листовой салат и овощи.

Лоран Абади: И они будут очень вкусными, экологически чистыми, без химикатов. Срок вызревания у них короче, и всегда мы сможем получать гарантированный результат в запланированном объеме, по одной цене, вне зависимости от времени года, погоды за окном и других факторов.

CNews: Еще раз об альянсах. Планируется ли что-то новое с производителями ИТ-решений? Может, о чем-то вы сейчас только ведете переговоры?

Лоран Абади: Очень важная область для совместных разработок – это беспилотные автомобили. Думаю, в ближайшие 3-5 лет они станут реальностью. Сначала на небольших скоростях на улицах городов, а чуть позже – уже на автобанах. Здесь потребуются самые разные технологии и умное ПО для управления автомобилем.

Антон Кураш