Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Рынок нетбуков: достигнут ли "потолок"?

Рынок нетбуков в 2008 году стали одним из самых быстроразвивающихся сегментов рынка компьютерного оборудования в России. Данное направление можно назвать нишевым, однако "мининоутбуки" пользуются огромным спросом, который, как отмечают эксперты, не нужно создавать. Как ожидается, через 1-2 года конкуренция усилится, в основном, из-за выпуска нового поколения устройств, нечто среднего между КПК и нетбуков, по стоимости на порядок ниже.

На первых порах самой отличительной (помимо размеров) характеристикой нетбуков являлась цена (200-300 долларов) – изначально эти устройства разрабатывались вендорами для развивающихся стран для повышения уровня компьютерной грамотности среди школьников. Одной из таких стран и стала Россия – в 2007 году благотворительный фонд "Вольное дело" приобрел на первые 42 тыс нетбуков (общее количество заявленных ноутбуков – 200 тыс) Asus Eee PC для обеспечения учеников начальных классов и учителей 193 школ Краснодарского края, Свердловской и Нижегородской областей компьютерами (проект "Компьютер для школьника"). Коммерческий дебют модели Asus Eee PC первого поколения (с 7-дюймовым экраном) в России пришелся на апрель 2008 года.

Следом за Asus на российском рынке появилась и модель нетбука от MSI (MSI Wind U90) – ее продажи стартовали в самом начале третьего квартала 2008 года. В отличие от ASUS Eee PC 4G диагональ экрана составляла уже 8,9 дюймов, а вместо 4 Гб SSD-накопителя устанавливался 80 Гб жесткий диск. Мощнее был и процессор – против Intel Celeron M с 900 МГц в модели от MSI был уже Intel Atom 1,6 ГГц. Чуть позже на рынке появляется и более продвинутая модель – MSI Wind U100 с 10-дюймовым экраном.

Количество моделей нетбуков по производителям

Производитель Количество моделей
Asus 11
Toshiba 5
MSI 5
Lenovo 2
Acer 2
Sony 1
Samsung 1
HP 1
FS 1
Cameron 1

Источник: CNews Analytics, 2009

Третий квартал 2008 года был также ознаменован выходом в продажу нетбука от Acer – Acer Aspire One (8,9 дюймовый экран, Intel Atom 1,6 ГГц, при этом тип накопителя мог быть, как SSD на 8 Гб, так и обычным HDD на 80 Гб). Другие вендоры, Rover (RoverBook Neo U100), HP (HP 2133 Mini-Note), Lenovo (Lenovo IdeaPad S10) и Эльдорадо (бренд Cameron – Cameron Maxmedia NB-1120), также представили свои модели нетбуков – преимущественно это были уже 8. 9-дюймовые модели на базе Intel Atom. В четвертом квартале 2008 года свои модели представили Fujtsu-Siemens, Samsung, Toshiba, Depo, а на февраль 2009 года начало продаж нетбуков в России запланировала Dell. По оценкам компании RoverComputers, за 4-й квартал в Россию было поставлено не менее 70 тысяч устройств.

Внутри устройства

Большинство продаваемых в России нетбуков работали под управлением операционной системы Windows XP, а на Linux работают только несколько вариантов моделей нетбуков, чьи основные версии сделаны под Windows (например, Acer Aspire One, ASUS Eee PC, MSI Wind, Fujitsu Siemens Amilo Mini Ui 3520). Тем не менее, 10-дюймовый нетбук Cameron Maxmedia NB-1060 (продающийся в "Эльдорадо") работает только под Linux, а в RoverBook Neo U800 пользователь может выбрать в качестве операционной системы PTS-DOS.

Предустановленные ОС в нетбуках

Операционная система Количество моделей
Windows XP 27
Linux 16
Windows Vista 2
Dos 1

Источник: CNews Analytics, 2009

К концу 2008 года наибольшей популярностью пользовались нетбуки, построенные на платформе Intel Centrino Atom (процессор Atom N270 с тактовой частотой 1,6 ГГц и шиной 533 МГц, набор системной логики Intel 945GSE со встроенным видеоконтроллером, адаптер беспроводной связи по Wi-Fi).

В то же время, в конце 2008 года в линейке RoverComputers появилась модель RoverBook Neo U800 с процессором AMD Geode LX800. Среди же диагоналей экрана основные продажи в 4 квартале пришлись на 10-дюймовые модели, а 8,9-дюймовые нетбуки окончательно сошли "со сцены".

На горизонте

Общий тренд, который выделяют все опрошенные CNews эксперты, состоит в том, что нетбуки будут расти функционально. "Производители активно стимулируют спрос потребителей, предлагая все новые и новые усовершенствования к нетбукам: уже сегодня разработаны и готовятся к запуску нетбуки с сенсорными и поворотными экранами, встроенным приводом и на двухядерном процессоре", - рассказал CNews Андрей Терляков, руководитель направления ноутбуки компании "Белый Ветер Цифровой". По мнению Федора Волкова, с технологической точки зрения рынок ждет появления двухъядерных вариантов процессоров семейства Atom и нового чипсета на замену 945GMS, который будет потреблять не в несколько раз больше процессора, а хотя бы сравнимое с ним количество энергии: "на сегодняшний момент времени конструктив Atom+i945 с экраном 10 дюймов работает нормальное время только с батареей, которая весит столько же, сколько весь остальной нетбук". Кроме того, эксперт отметил, что сильного увеличения модельного ряда не произойдет: "возможно произойдет появление нетбуков на платформе VIA Nano и каких-либо альтернатив от AMD".

Андрей Коновалов связывает будущее нетбуков на российском рынке с перспективами продажи их в составе комплектов для мобильного интернета, в том числе вместе с 3G-модемами. По его словам, в настоящее время вендоры ведут активные переговоры с операторами "большой тройки" и, если соглашения будет достигнуты, рыночная доля нетбуков очевидно возрастет - до 15-20% - но это будет предел роста, поскольку пользователи этих устройств осознают, что нетбуки не могут полностью заменить привычные модели ноутбуков. В этой связи, чтобы достичь таких результатов нетбуки должны стать по-настоящему массовым товаром, сопоставимым, например, с мобильными телефонами, сроки замещения у которых достаточно краткие. Впрочем, Андрей Терляков предлагает два сценария развития рынка. В первом случае, если принять во внимание, рост цен не будет происходить за курсом доллара по отношению к рублю, нетбуки займут не более 20% рынка ноутбуков. Во второй же ситуации, когда цена будет расти также быстро, как и курс доллара, доля этих устройств может вырасти и до 30% от продаж ноутбуков (смещение покупательского интереса к бюджетным моделям). Сценарий роста, связанный с коммуникациями (прежде всего, с появлением беспроводных сетей вне помещений, например, WiMAX), рассматривает и Григорий Низовский, отмечая, что рост придется на вторую половину 2009 года: "Ситуация с ценами может кардинально измениться если крупнейшие сотовые операторы возьмутся за продажи нетубков и будут спонсировать первоначальную стоимость устройств за счет доходов от использования коммуникационных услуг, хотя маловероятно, что в России это случится в 2009 году".

Аналитики же, напротив, считают, что рынок продолжит уверенный рост за счет продаж нетбуков: "По предварительным оценкам IDC, в I квартале 2009 года на рынке ноутбуков ожидается небольшой спад в штучном выражении. Тем не менее, нетбуки занимают особую нишу и по количественным и по объемным показателям этот сегмент, вероятно, станет в 2009 года лидером по темпам роста на рынке ноутбуков", - заявляет Зарина Камытбаева.

Доли крупных вендоров нетбуков (совпадают с A-брендами рынка ноутбуков в мире), к которым относятся Acer и Asus, будут укрепляться, а мелкие игроки начнут уходить с рынка, также как сейчас происходит в сегменте обычных ноутбуков. По мнению Андрея Коновалова, на отечественном рынке компания MSI может удерживать завоеванное третье место за счет концентрации на этом секторе устройств, изначально позиционировавшись на сегменте "небольшое, легкое и недорогое". Елена Киреева, коммерческий директор NB Company, напротив, считает, что этому бренду на рынке нетбуков будет очень тяжело: "Если бы они появились и сосуществовали параллельно с Asus EEc PC, то доля MSI могла бы быть и выше за счет баланса между функциональностью, ценой и качеством моделей. Сейчас с задержкой 7-8 месяцев все вендоры выпускают свои устройства, поэтому уровень конкуренции будет очень высоким – здесь компании нужно будет выбрать стратегию: или продолжать делать качественные и функциональные устройства, или "раздевать" модели, продавая их дешевле конкурентов. Второе направление представляется тупиковым".

Что же касается цены, то здесь мнения игроков рынка расходятся. Игорь Снытко, генеральный менеджер по странам СНГ и Балтии Toshiba Europe GmbH, называет сегодняшние цены на нетбуки слишком низкими и не ожидает их дальнейшего снижения. "Спрос на нетбуки в России может возрасти из-за девальвации рубля - те, кто не смогут позволить себе полноценный ноутбук, теперь, возможно, выберут нетбук. Также я думаю, что на рынке появится большое количество опций и аксессуаров для нетбуков, поскольку вендоры будут стараться компенсировать снижение спроса в целом", - отмечает господин Снытко. Андрей Леонтьев, менеджер по развитию и работе с ключевыми розничными партнерами Lenovo, считает, что в 2009 году на рынке нетбуков следует ожидать увеличение спроса (по его мнению, это связано с резким сокращением потребительских кредитов и интересом к бюджетным моделям), снижение цен продолжится, но вряд ли он будет значительным.

Аналитик Максим Клягин полагает, что в течение 2009 года в связи с девальвацией рубля стоит ожидать роста стоимости основной массы нетбуков и, возможно, спрос несколько вырастет в связи с более высокой доступностью подобных ПК. Про снижение долларовой цены из-за увеличения предложения и конкуренции между вендорами заявляют торговые сети "Эльдорадо" и "Белый Ветер Цифровой". В свою очередь, Михаил Заскалет считает, что в целом в первой половине 2009 можно ожидать дальнейшее снижение средней розничной цены на устройства такого типа, связанное с удешевлением технологий и усилением конкуренции: "При этом спрос на нетбуки со стороны пользователей будет поддерживаться, так как потребительская активность, очевидно, сместилась в более низкий ценовой сегмент. Однако прогнозировать продолжение резкого роста спроса на этот продукт вряд ли стоит, так как первичное насыщение рынка уже произошло, а служить полноценной заменой ноутбуку устройства данного типа пока не могут". По мнению Елены Киреевой, с учетом текущего курса доллара, ценовой диапазон для нетбуков должен находиться в пределах 12-23 тыс. рублей, то есть приближаться к обычным бюджетным ноутбукам, на которые не возлагаются серьезные мультимедийные задачи.

Михаил Демидов

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153