Разделы

Интернет Веб-сервисы

Обзор отрасли: рынок электронных платежей

В Сеть за покупкой
В 2000 г. количество постоянных пользователей Сети в России составило, по разным оценкам, 2,5-3 млн человек, при этом хотя бы раз входили в Сеть примерно 16 млн человек. В конце апреля 2001 г. были опубликованы результаты ежегодных исследований, проводимых американским изданием Computer Industry Almanac, согласно которым Россия попала в число первых 15 стран по количеству пользователей интернета. В ближайшие годы высокая динамичность развития интернета в России сохранится: к концу 2002 г. прогнозируется увеличение числа постоянных пользователей до 3,8 млн человек, к 2005 г. - до 5 млн человек, а в 2010 г., по данным Минсвязи, постоянно пользоваться Сетью будут не менее 26,1 млн россиян.

Рост постоянной интернет-аудитории в России

Источник: Kfgfn's, 2000

Рост числа пользователей интернета был бы невозможен без развития инфраструктуры Сети: по данным на начало 2001 г., в интернете насчитывалось более 40 тыс. русскоязычных сайтов, ежедневно появляется около 200 новых, причем все чаще можно встретить сайты, ориентированные на тот или иной вид бизнеса. Так, к началу 2001 г. в Сети действовало около 700 интернет-магазинов, функционировали десятки торговых площадок и электронных бирж. Каждый день растет количество услуг, предоставляемых посредством Сети, к примеру, оплата счетов за услуги сотовой и пейджинговой связи, спутникового телевидения и т.п.

Согласно различным исследованиям, в 2000 г. покупки в интернет-магазинах совершали около 225 тыс. пользователей, тогда как в 1999 г. число интернет-покупателей не превышало 53 тыс. человек. Среднемесячная выручка интернет-магазинов во втором полугодии 2000 г. выросла по сравнению с первым полугодием почти вдвое.

Таким образом, в настоящее время около 10% активных пользователей Сети являются клиентами интернет-магазинов. С ростом числа постоянных пользователей Сети и развитием электронной торговли число интернет-покупателей будет расти. В немалой степени росту оборота интернет-торговли будет способствовать развитие систем электронной оплаты товаров и услуг.

Как платить?

Оплатить приобретенные через интернет товары и услуги можно одним из следующих способов:

  • с помощью почтового перевода;
  • передать деньги курьеру;
  • оплатить товар или услугу через интернет с помощью банковской кредитной карты;
  • воспользоваться услугами платежной интернет-системы;
  • получить доступ через интернет к своему банковскому счету и осуществить перевод на счет магазина и т.п.

Структура платежей за покупки, совершенные через интернет

По данным The Boston Consulting Group, 2000

В 2000 г. большая часть платежей за приобретенные через интернет товары и услуги (75%) была осуществлена внесетевыми способами, и лишь 25% всех платежей было перечислено через интернет. Между тем, по сравнению с 1999 г. доля интернет-платежей заметно увеличилась и, по оценкам специалистов, в будущем продолжит расти. Это обусловлено несомненными удобствами он-лайн оплаты для пользователя. В числе наиболее значимых преимуществ оплаты товаров и услуг через интернет можно назвать:

  • экономия времени - оплата совершается в режиме он-лайн, покупателю не нужно посещать банк, стоять в очереди, заполнять квитанцию, ждать перечисления денег, особенно в том случае, если услуга может быть доставлена мгновенно или сумма, которую необходимо заплатить, невелика;
  • экономия денег, что особенно актуально для регионов, так как перевод денег почтой увеличивает издержки покупателя на 20-30%.

Все платежи, которые проводятся через интернет, можно подразделить на следующие группы:

  1. Оплата со своего счета в банке, доступ к которому можно получить через интернет.
  2. Оплата с помощью кредитных карт.
  3. Оплата через специальную платежную интернет-систему.

Сберкасса на дому

Интернет-банкинг - услуги банка по предоставлению доступа к счету клиента через интернет в режиме реального времени. Одна из услуг интернет-банкинга - возможность осуществлять платежи в Сети. Для осуществления этой возможности клиент интернет-магазина должен иметь счет в банке, на котором должны быть задепонированы денежные средства, а интернет-магазин - иметь на своем сайте опцию безналичного счета. Процедура оплаты выглядит следующим образом: покупатель заходит в интернет-магазин, выбирает товар, а в качестве способа оплаты указывает безналичный расчет. После этого покупатель заходит на сайт банка и формирует платежное поручение в пользу интернет-магазина. Деньги переводятся на счет интернет-магазина, а покупатель получает товар или услугу.

Несомненно удобство такого способа при осуществлении различного рода необходимых платежей: коммунальных услуг, телефонных счетов, услуг мобильной и пейджинговой связи, интернет-провайдеров, гораздо менее удобен он для оплаты товаров. Поэтому широкого развития в России интернет-банкинг пока не получил, его доля в общих платежах составляет всего около 3%.

В числе факторов, снижающих привлекательность интернет-банкинга для клиентов, можно назвать следующие:

  • для того чтобы воспользоваться услугой оплаты через интернет, нужно быть клиентом банка, предоставляющего такую услугу;
  • стоимость подобного обслуживания выше стоимости стандартного банковского обслуживания;
  • при недостаточных средствах защиты информации доступ к счету могут получить компьютерные взломщики;
  • неинтерактивность, продолжительный срок оплаты.

Лидером интернет-банкинга в России является "ГУТА-Банк", есть ряд разработок у "Альфа-Банка", "Автобанка", "Менатепа", Банка "Северная Казна".

По кредитке удобнее

Процедура оплаты товаров и услуг в интернет-магазине с помощью кредитных карт довольно проста: покупатель кликает на значок кредитной карты, вводит реквизиты карты: номер, имя владельца, валидность и т.п., после чего отправляет заявку. Сначала запрос поступает в интернет-процессинговый центр, затем - в реальный процессинговый центр, после чего пересылается в банк или международную процессинговую компанию, где подтверждается платежеспособность карты. После того, как подтверждение получено, производится оплата. Весь процесс занимает 5-15 минут, деньги на расчетный счет продавца поступают в течение 3-5 дней.

К преимуществам этого способа оплаты можно отнести:

  • адаптированность к условиям существующих расчетных схем;
  • простота использования.

В числе недостатков можно назвать:

  • неразвитость рынка кредитных карт в России;
  • передача информации о кредитной карте покупателя производится через Сеть, что требует повышенной степени защиты;
  • относительно высокая стоимость транзакции: в среднем магазин уплачивает процессинговой компании 3-6% от суммы операции;
  • временная задержка в 3-14 дней при переводе денег;
  • необходимость ведения страховых депозитов (20-70% оборота), сложная и дорогая процедура осуществления возврата денег.

На Западе, в частности в США, оплата товаров и услуг с помощью кредитных карт является наиболее развитым способом оплаты через интернет, что обусловлено широким распространением кредитных карт и довольно легкой адаптацией технологии оплаты к условиям Сети. В России применение этого способа оплаты крайне ограничено, что, в первую очередь, связано с неразвитостью рынка кредитных карт. Так, по данным исследований, доля россиян, которые оплачивают свои покупки кредитными картами, составляет всего 0,1%. Из 6 млн кредитных карт, которые действуют в России, реально лишь немногим более 1 млн карт может быть использовано для оплаты через интернет (кредитные карты внутренних платежных систем и электронные карты международных платежных систем не принимаются большинством интернет-магазинов), однако этот 1 млн не полностью совпадает с активными пользователями интернета. Тем не менее с развитием рынка пластиковых карт в России будет увеличиваться и доля интернет-платежей по кредиткам.

Лидером этой группы интернет-платежей в России является компания CyberPlat, имеющая, по собственным словам, оборот 7,5 млн долл. в год и контролирующая около 80% рынка электронных платежей по кредитным картам.

Виртуальный счет или электронный кошелек

Как сократить время на настройку резервного копирования и повысить его надежность?
Цифовизация

Специализированные платежные интернет-системы призваны упростить процедуру оплаты для клиента, сделать ее анонимной и более дешевой. Платежные системы работают следующим образом: пользователь вводит в систему некую сумму, которая либо помещается на его счет, либо конвертируется в электронные деньги, имеющие хождение в данной системе. Электронная наличность - электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью конкретного юридического или физического лица, который может содержать финансовые обязательства по отношению к другому лицу или предъявителю. Электронный кошелек хранится на жестком диске компьютера или на специальных смарт-картах. В системах, использующих электронные деньги, при осуществлении покупки производится обязательная проверка денег на подлинность, если проверка проходит успешно, операция разрешается.

Преимуществами данного способа осуществления интернет-платежей можно назвать:

  • удобство при осуществлении микроплатежей;
  • малая стоимость транзакции;
  • информация о клиенте не передается в Сеть.

Недостатки:

  • порча диска или смарт-карты оборачивается потерей электронных денег;
  • отсутствие единой системы конвертации различных видов электронных денег, поэтому гасить их может только сам эмитент;
  • слабость законодательной базы.

Есть другие платежные системы, которые нельзя отнести ни к какому из выше перечисленных видов. Так, некоторые компании эксплуатируют идею скретч-карт: выпускаются пластиковые карты определенного номинала, которые активируются в интернете и используются для оплаты товаров и услуг. Преимущества - анонимность для пользователя и простота эксплуатации, недостатком является ограниченность распространения карт, а также - комиссия, которая складывается из стоимости изготовления карты и дистрибьютерской наценки.

Как мигрировать с SAP ERP на 1С за 9 месяцев: кейс крупного производителя табачной продукции
Бизнес

Есть системы, фактически кредитующие продавца, счета на оплату услуг клиентам приходят вместе с телефонным счетом. В основном таким образом оплачиваются услуги интернет-провайдеров, информационных интернет-агентств. Преимуществом для клиента является возможность мгновенного получения услуги (информации) с последующей оплатой, недостатком - высокие издержки продавца и покупателя как плата за повышенный риск.

Наиболее известная платежная система, использующая электронные деньги, - WebMoney, среди платежных систем, оперирующих счетами пользователей, следует назвать недавно появившуюся систему "Кредит-Пилот".

Кого выбрать?

Сравнительный анализ систем оплаты товаров и услуг через интернет

Название системы, web-сайт

Способ оплаты, валюта

Банки-партнеры

Стоимость подкл.

Издержки продавца

Издержки покупателя

Кол-во подкл. ма-газинов

CyberPlat www.cyberplat.ru

Credit card, Debet , RUB

КБ "Платина", КБ "Казанский", Мастер-банк, Связь-банк, АКБ "Новикомбанк", ОАО "Юго-Восток", АКБ "Инбанкпродукт", АКБ "Югра", АО Saules Banka, АКБ "РусСлавБанк", Московский филиал КБ "Смоленский Банк"

100$

3,75-5,5%

0,1$

141

КредитПилот www.kreditpilot.com

Debet RUB

Сбербанк РФ

0

1-4%

0

61

PayCash

www.paycash.ru

Debet (e-money), RUB Multy

КБ "Таврический" (С.-Пб)

0

1-3%

Комиссия трансфер-агента

48

Assist

www.assist.ru

Credit card, RUB, USD

ОАО "Альфа-Банк"

Банк "КОНЭКАГРОПРОМ"

ОАО "НБД-Банк", Банк "Первое О.В.К."

Банк "Сибирское О.В.К."

100-250$

3,75-5,5%

0

нет данных

WebMoney

www.webmoney.ru

Debet (e-money) RUB USD

КБ "Градобанк", IMTB (USA)

0

0,8-1%, но не менее 0,01 WM

USD: 0,3% (min 30$), RUB: 0,25% (min 5 руб.)

нет данных

PayBot Instsnt www.paybot.com/defaultrus.asp

Credit cards RUB USD

USA

60000$

1000-3000$ в мес.

1%

51

ЭлИТ

www.imbs.com

Credit cards RUB Multy

КБ "Автобанк"

250$

25$ в мес. + 4%

4%

7

Russian Shopping Club www.russianshopping.com

Credit cards, RUB USD

USA

0

15%

0

52

ЦЭП, payments.wplus.net

Credit cards RUB USD

КБ "Промстройбанк" (С.-Пб)

0

80$ в мес. +0,1$ с опер.

0

4

Telecom Service www.ts.spb.ru

Credit cards RUB USD

КБ "Промстройбанк" (С.-Пб)

0

80$ в мес. + 3,5% с опер.

0

5

Interrussia

www. Interrussia.com

Debet, Credit card, RUB USD

Humbold bank

150$

3-5% + 0,5$

0

нет данных

Градо

www.grado.ru

E-banking RUB

КБ "Градобанк"

0

0.25%, но не менее 5 и не более 250 руб.

0.25%, но не менее 5 и не более 250 руб.

0

Телебанк

banking.guta.ru

E-banking RUB USD

КБ "ГУТА-банк"

1$ в мес. + 0,2$ с опер.

1$ в мес. + 0,2$ с опер.

1$ в мес. + 0,2$ с опер.

0

E-port

www.e-port.ru

Debet RUB

 

0

3%

0

20

Как следует из таблицы, в настоящее время наиболее выгодным и для покупателей, и для продавцов способом оплаты является оплата через одну из существующих платежных систем с помощью электронных денег или виртуального счета. Для покупателей выгодным моментом являются низкие комиссионные или полное их отсутствие, довольно высокая степень защиты счета. интернет-магазины в данном варианте привлекает низкая стоимость подключения (во многих системах эта услуга бесплатна, в частности в системе "КредитПилот"), простота подключения и использования. Какую же платежную систему выбрать, чтобы с меньшими затратами времени и денег получить максимум удобств? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть наиболее популярные у российских пользователей интернета платежные системы, оценить преимущества и недостатки каждой из них.

CyberPlat

Компания CyberPlat создана в апреле 2000 г., но платежная система CyberPlat существует уже более 3 лет. В настоящее время к системе CyberPlat подключен 141 интернет-магазин. Изначально в системе была заложена лишь возможность оплаты через интернет по банковским кредитным картам, но в настоящее время благодаря совместным проектам с другими платежными системами CyberPlat реализует возможности оплаты с помощью электронных денег, а также по предоплаченным карточкам (скретч-карт). Так, согласно договору с компанией PayCash, создается шлюз между PayCash и CyberCheck с целью использования CyberCheck в качестве инструмента пополнения электронных кошельков PayCash. В перспективе электронные деньги PayCash будут включены в число платежных инструментов, принимаемых к оплате интернет-магазинами системы CyberPlat. Еще один совместный проект - запуск шлюза по авторизации в системе CyberPlat пластиковых скрэтч-карт e-port компании "Автокард-Холдинг".

Преимущества системы:

  • подключено самое большое количество интернет-магазинов;
  • реализует сразу несколько технологий оплаты: по банковским картам, предоплаченным карточкам и с помощью электронных денег;
  • CyberPlat стала первой в России компанией, сертифицированной международной платежной системой.
Недостатки:
  • ориентируется на обслуживание банковских кредитных карт, рынок которых в РФ весьма ограничен;
  • необходимость установки на компьютер пользователя специального ПО;
  • передача информации о кредитной карте покупателя производится через Сеть, что требует повышенной степени защиты;
  • необходимость первичного физического присутствия в банке;
  • опирается на малоизвестные финансовые структуры;
  • высокая стоимость платежной компоненты для интернет-магазинов.

WebMoney

Система WebMoney появилась на рынке ранее остальных, поэтому наиболее известна пользователям Сети. Средством расчетов в системе служат титульные знаки WebMoney (WM) нескольких типов, хранящиеся на кошельках (электронных счетах) их владельцев: WM-R - эквивалент RUR - на R-кошельках, WM-Z - эквивалент USD - на Z-кошельках, WM-C и WM-D - эквивалент USD для кредитных операций - на С- и D-кошельках. При переводе средств используются однотипные кошельки, а обмен WM-R на WM-Z производится в обменном пункте. Получить WebMoney на кошелек можно несколькими способами:

  • переводом из любого банка, а также почтовым переводом на расчетный счет одного из официальных агентов системы;
  • с помощью WM-карты (для Z-кошельков);
  • от других участников системы в обмен на товары, услуги или наличные деньги.
Преимущества:
  • анонимность пользователя;
  • подключение интернет-магазинов осуществляется бесплатно.
Недостатки:
  • необходимость установки на компьютер пользователя специального ПО;
  • существование рисков, связанных с возможной "потерей" электронных денег в связи с поломками компьютера или потерей информации;
  • слабая юридическая база: существует на базе оффшорной компании, применяет принцип "электронной подписи", который пока не закреплен законодательно;
  • комиссионные берутся с покупателя;
  • сложный пользовательский интерфейс.

PayCash

Система PayCash существует около 2 лет, однако активное развитие началось в 2000 г. PayCash основывается на западной технологии "электронных денег", позволяет совершать покупки и производить платежи через собственный электронный кошелек, представляющий собой специальное программное обеспечение. "Кошелек" устанавливается на ПК пользователя и имеет специальный ключ для выработки электронной цифровой подписи под всеми электронными документами, отправляемыми при помощи кошелька. Ключ связан только с кошельком и никак не связан с компьютером, на котором он запущен. Владелец кошелька без каких-либо ограничений может переносить его с одного компьютера на другой. Для того чтобы воспользоваться услугами системы, клиент должен открыть счет в банке системы PayCash и осуществить конвертацию денежных средств в электронную наличность. Ввод денег в систему осуществляется путем почтового или телеграфного перевода или перевода через банк.

Преимущества:

  • анонимность платежей;
  • универсальность системы: перевод и получение денег осуществляется с помощью одного ПО - кошелька;
  • подключение интернет-магазинов осуществляется бесплатно.
Недостатки:
  • ввод денег в систему осуществляется с помощью авансового платежа; перевод через Сбербанк или любой другой банк поступает в систему лишь через 6-14 дней, за почтовый или телеграфный перевод берется комиссия трансфер-агента от 4 до 8% от суммы;
  • необходимость установки на компьютер пользователя специального ПО;
  • существование рисков, связанных с возможной "потерей" электронных денег в связи с поломками компьютера или потерей информации;
  • количество магазинов, подключенных к системе, невелико;
  • применяется принцип "электронной подписи", который пока не закреплен законодательно;
  • опирается на эмиссию денежных суррогатов, не предусмотренных банковским законодательством.
КредитПилот

Система "КредитПилот" объявила о начале своей деятельности в апреле 2001 г., так что на сегодня это самая молодая из существующих систем. Для того чтобы открыть счет в системе, не нужно устанавливать никакого специального программного обеспечения, достаточно зарегистрироваться на сайте компании. Для подключения интернет-магазинов необходима установка специального ПО, которая производится бесплатно. Ввод денег в систему может производиться одним из следующих способов:

  1. Перевод денег через Сбербанк, который является основным партнером компании. КредитПилот работает по системе Эскорт, позволяющей получать в электронном виде информацию обо всех переводах через Сбербанк в течение 1-2 дней.
  2. Покупка пластиковой карты. Пока выпущены карты номиналом 550 руб., в дальнейшем планируется наладить выпуск карт разного номинала от 20 до 500$. Дилерскую сеть по продаже карт планируется сделать максимально широкой и доступной пользователям, в числе распространителей - банки с большой филиальной сетью, в частности Импэксбанк, Банк Москвы, магазины мобильной связи, компьютерные магазины, супермаркеты, магазины, специализирующиеся на компьютерных приложениях или на продаже пластиковых интернет-карт. В настоящее время карты можно купить примерно в 140 точках в Москве, к концу лета их количество планируется увеличить до 200. По данному показателю система опережает все другие платежные системы вместе взятые.
  3. В планах компании - внедрение процедуры перевода денег в систему с помощью банковских кредитных карт.
  4. "КредитПилот" имеет соглашение с компаний "Соник Дуо" в области мобильной коммерции, в планах компании - предоставление услуг по покупке товаров через мобильный телефон. Система использует самое передовое оборудование в области защиты информации, обеспечивающее защиту от сбоев, атак в интернете, шифрование данных, передачу данных по защищенным каналам и т.п.
Преимущества:
  • универсальность - возможность оплаты товаров и услуг;
  • соблюдение всех требований законодательства, бухучета, налоговых органов и т.п.
  • простота доступа: не требуется установки специального ПО;
  • анонимность для пользователя;
  • ввод денег и выход на магазины осуществляется с одного сайта;
  • сотрудничество со Сбербанком, который является самым крупным банком с самой разветвленной филиальной сетью, через Сбербанк осуществляется доступ к региональным клиентам;
  • деньги со счета нельзя украсть (действует специальная система защиты) или потерять (как, к примеру, "электронный кошелек").
Недостатки:
  • количество подключенных магазинов пока невелико, но при сохранении существующих темпов развития их число будет расти (в апреле к системе было подключено 12 магазинов, по состоянию на 1 июня - 61, еще 27 находятся в стадии подключения);
  • пластиковые карты пока не продаются в регионах.
Сравнительный анализ наиболее популярных платежных систем

Параметр WebMoney КредитПилот PayCash CyberPlat
Поступление денег на счет:        
- почтовый, телеграфный перевод + - + -
- перевод через банк + + + -
- использование кредитной карты - Планируется + -
- перевод с предоплаченной карты + + - +
- доступность пластиковых карт - + - -
Продажа карт Москва, С.-Петербург Москва (план. - др. регионы) - Москва
При переводе через банк деньги поступают в систему: От 5 дней 1-2 дня От 5 дней -
Установка покупателю специального ПО + - + +
Подключение магазина Бесплатно Бесплатно Бесплатно $100

Таким образом, на сегодняшний день наибольший сервис клиентам предоставляют системы оплаты CyberPlat и "КредитПилот", однако последняя имеет 2 существенных преимущества:

  • для того чтобы стать пользователем системы, не нужно установки на компьютер специального программного обеспечения;
  • при переводе денег через Сбербанк клиент значительно экономит во времени и может начать пользоваться системой уже на следующий день после проведения платежа.
К тому же необходимо учесть, что система Кредит-Пилот появилась на рынке совсем недавно, поэтому ее создатели постарались максимально учесть потребности пользователей и избежать недостатков существующих платежных систем.

Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"