Разделы

Телеком

HP: Россия станет большим полигоном для высоких технологий

Хорошо, когда можно посмотреть на чужой опыт и принять то, что себя оправдало. К сожалению, в отношении NGN это утверждение не подходит. Ни в одной стране за рубежом не удалось пока реализовать NGN-технологии в полном объеме. Россия станет большим полигоном для высоких технологий. Российские телефонные сети общего пользования, в какой-то степени, станут исследовательской площадкой и для платформы HP OpenCall, объединяющей комплекс программных продуктов в области технологий предоставления дополнительных услуг телефонных сетей, так называемых «Value Added Services». Центральным продуктом портфеля OpenCall является интеллектуальная платформа, или IN-платформа.

Об истории этой платформы, перспективах ее внедрения и потребителях интеллектуальных услуг в России, а также конкурентах в мире рассказал в интервью CNews Александр Севастьянов, консультант по решениям OpenCall Департамента программных решений Hewlett-Packard.

CNews: Как вы можете оценить в настоящее время потребности операторов связи в интеграции интеллектуальных услуг?

Александр Севастьянов: Потребности в интеграции интеллектуальных услуг очень большие. Связано это с тем, что сейчас у операторов реально внедрено много разнородных систем, и стоит вопрос интеграции межрегиональных компаний (МРК) связи. Раньше в России насчитывалось порядка девяноста электросвязей, теперь это – семь МРК. В каждую МРК входят около десяти бывших электросвязей. А в каждой электросвязи организовано все по-своему, соответственно каждая МРК унаследовала несколько биллингов, и в отношении услуг получила те небольшие внедрения, которые были сделаны в свое время.

В результате, в настоящий момент, когда МРК продает «свою» prepaid-карточку, потребитель, покупая ее, может оказаться на разных аппаратно-программных платформах, т.е. получить разные реализации услуг, или разные формы предоставления услуги и, кроме того, разные формы доступа – через разные номера. В принципе, хотя услуга называется «единая карточка», но все зависит от того, что за платформа вам попадется. Это, естественно, не удобно – в зависимости от платформы доступ к услуге осуществляется по разным номерам. В связи с этим потребность операторов ТфОП в интеграции интеллектуальных услуг очень велика. Для мобильных операторов основным вопросом будет интеграция IN-prepaid и IN услуг, плюс интеграция между аппаратными платформами от разных производителей.

CNews: Готов ли к использованию интеллектуальных услуг, предоставляемых операторами связи, массовый корпоративный заказчик?

Александр Севастьянов: Пожалуй, в настоящее время в области проводной связи корпоративным заказчикам нужен в основном сервис «бесплатных» номеров, или так называемый «800-ый номер». В секторе предоставления услуг мобильной связи – это может быть мобильный VPN с интеграцией Fixed-Mobile. Но, на мой взгляд, корпоративный заказчик будет готов к использованию VPN-услуг одновременно с IN-prepaid только тогда, когда будет разделено использование одного и того же номера телефона для личных звонков и для корпоративных, что называется dual-invoice. Сейчас в России все пользуются корпоративными благами в личных целях, и у нас их пока не различают. Если начнется их строгое разграничение, как это делается, например, в Европе, то тогда у операторов мобильной связи возникнет потребность в интеграции VPN и IN-prepaid . Мобильный VPN сам по себе – это IN-сервис, там есть трансляция номеров и IN-данных, поэтому предоставление его IN-prepaid абонентам нетривиально при реализации.

Однако, в настоящий момент IN-услуги рассчитаны на частных потребителей и коммерческие организации, использующие услуги «premuim-rate» (они включают в себя предоставление информационно-справочных услуг за дополнительную плату – прим. ред.). Например, call-центр, которому необходим единый «800-ый номер» по всей стране и у которого заказчиком является банк, покупающий сразу некоторый объем трафика.

CNews: HP обычно ассоциируется с таким ИТ-оборудованием, как серверы, принтеры, ноутбуки. С какого момента и почему HP стала уделять больше внимания развитию телекоммуникационного направления в своей деятельности?

Александр Севастьянов: Имя производителя ассоциируется с теми продуктами, которые являются предметом его прямых продаж. Традиционно в портфеле HP существовало решение по управлению сетью – OpenView. Это было связано с тем, что в свое время стало очень популярно создавать мультивендорные системы, и поэтому для управления оборудованием от разных производителей требовалась некая общая надстройка не от поставщика оборудования.

Когда же интеллектуальная платформа OpenCall дополнила управляющее сетевое приложение OpenView? Это произошла тогда, когда сформировалась концепция IN, т.е. внешнего интеллекта для маршрутизации телефонной сети. Первый IN-тригер появился в США у AT&T в 1984 году. С этого момента телефонная сеть стала запрашивать во внешней базе данных дополнительную информацию о том, как должна предоставляться услуга. Лаборатория Bell Laboratories, принадлежавшая именно AT&T, стала создателем Intelligent Network. В то время IN была реализована в американских телефонных сетях общего пользования и выполнял функции регулирования. А решение OpenCall стало разрабатываться HP практически сразу с момента возникновения IN.

Долгое время – а история платформы OpenCall насчитывает уже более 15 лет – сигнальные платформы OpenCall использовались на правах OEM известными поставщиками телекоммуникационного оборудования как основа для производства своих собственных продуктов для операторов связи. Поэтому реальное проникновение OpenCall на российский телекоммуникационный рынок уже сегодня достаточно велико. Comverse, Alcatel, LogicaCMG, Nokia – все эти вендоры используют технологии OpenCall в основе своих решений для интеллектуальных сетей связи.

Прямые продажи OpenCall начались сравнительно недавно – пять-шесть лет назад, и были вызваны процессами, сопровождавшими демонополизацию телекоммуникационного рынка в мире. Возросшая конкуренция поставила новые приоритеты: сокращение сроков разработки и внедрения новых услуг, более точное соответствие требованиям локального рынка, следования тенденции коммодитизации (commodity, англ. - (здесь) товар общего пользования, «ширпотреб») дополнительных услуг связи. В результате на рынке открылась ниша для независимых разработчиков ПО, которые стали создавать дополнительные услуг связи. Именно на таких разработчиков и делает основную ставку Hewlett-Packard в развитии бизнеса прямых продаж OpenCall. В сравнении с крупным производителем телекоммуникационного оборудования, ориентирующегося в большей степени на глобальные тенденции рынка, независимые разработчики более гибко и быстро реагируют на нужды конкретного оператора-заказчика.

CNews: Какие функциональные возможности и преимущества заложены в данном продукте?

Александр Севастьянов: Все лидирующие поставщики IN платформ предлагают, в сущности, одни и те же функциональные возможности. Преимущества в большей степени носят бизнес-характер и заключаются в том, как строится бизнес с покупателями. Подход HP заключается в следующем: компания дает практически бесплатно все средства разработки, и свой бизнес-интерес имеет в продаже производительности платформы.

Допустим, у оператора есть работающая платформа (run-time-платформа) некоторой производительности, на которой он может создать, какое угодно число сервисов, используя решение OpenCall. Таким образом, имея большую производительную платформу и средства разработки, оператор может внедрить сколько угодно новых сервисов, и HP не будет требовать покупки дополнительных лицензий, лицензируется только производительность – число транзакций по IN-протоколу. На самом деле в этом заключаются большие преимущества для покупателя, потому что, если мы посмотрим на предложения поставщиков оборудования, то они видят свой бизнес также в продаже решений, реализующих услуги: их средства разработки, как правило, дорогие и условия использования лицензий обычно ограниченные, например, оператор не имеет права передавать их своему разработчику.

HP предоставляет открытые средства разработки, в принципе, их можно передавать кому угодно. Оператор, реализовав на платформе свой сервис, может докупить производительность run-time-части платформы. Понятно, что никто не может сказать, что у них закрытая платформа, потому что есть требования открытости, но у одних это стоит полмиллиона, а у других – пятьдесят тысяч, третьи лицензируют число IN-сервисов или рассчитывают количество лицензий по абонентской базе, т.е. зарабатывают на вашем бизнесе, а не на том, что вам предлагается. HP предлагает производительность, а ваш бизнес – это ваше собственное дело. Иными словами разница заключается в том, как HP и другие поставщики видят свой бизнес.

CNews: Кого вы можете назвать в качестве конкурентов HP по платформе OpenCall?

Александр Севастьянов: Прямыми конкурентами являются все разработчики, у кого есть IN-платформа. Есть вендоры, у которых существует своя IN-платформа, кроме того, есть не вендоры, у которых также есть IN-платформа. К тому же любой партнер, разрабатывающий что-то на OpenCall, рано или поздно будет заинтересован сделать свою IN-платформу. И здесь возникают амбивалентные и индивидуальные отношения: с одной стороны мы друг другу помогаем, но в то же время каждый имеет направление своего развития, т.е. уходит от зависимости от того, кто помогает. Если говорить о рынке EMEA – это Alcatel, Siemens, Ericsson, Comverse, Lucent, Huawai, и локальные разработчики, например, «Беркут», «Светец», «Протей», «Телеком Дизайн».

CNews: Не возникала ли такая ситуация, когда прямые продажи OpenCall конкурировали с OEM-бизнесом HP?

Александр Севастьянов: Увы, при излишне буквальном подходе такие инциденты и возникают. Но это – признак неправильного построения бизнеса с тем заказчиком, у которого так происходит. Более того, то же самое и в тех случаях, когда решения от производителя телекоммуникационного оборудования, с которыми конкурируют прямые продажи OpenCall, не базируются на OpenCall.

Стоит ли пытаться повысить операционную эффективность с помощью цифрового аудита: опыт «Алроса»
Цифровизация

Если внимательно разобрать интересы всех сторон, участвующих в планировании крупномасштабного внедрения IN-решения, то видно, что предложения производителя и прямые продажи OpenCall могут не только сосуществовать, но и приносить взаимную пользу, удовлетворяя весь спектр технических и бизнес-требований оператора-заказчика.

CNews: Кто из участников рынка (операторы-вендоры-интеграторы) в наибольшей степени заинтересован в этой технологии, и каким образом им удается найти взаимовыгодный компромисс?

Александр Севастьянов: В первую очередь это сам оператор-заказчик, затем – поставщик сетевой инфраструктуры оператора, и третьей стороной является системный интегратор, тесно сотрудничающий с оператором. За спиной системного интегратора стоит Hewlett-Packard со своим или партнерским решением на OpenCall. Необходимость дополнения предложения вендора некоторым интеграционным проектом на базе OpenCall возникает при мультивендорности сетевой инфраструктуры оператора, при создании интегрированного решения для роуминга с поддержкой вызовов в разных сетях: CAP2, CAP1, INAP, USSD-call back, при конвергентности IN и биллинга, при обеспечении авторизации и биллинга новых услуг (например, MMS) на баланс IN-абонентов без доработок IN SCP от производителя, при использовании устарелых версий ПО на коммутаторах, делающих нецелесообразным их обновление функциями SSP интеллектуальных сетей, а также при желании оператора самому разрабатывать и внедрять IN-услуги.

Но это не означает, что производителям не по плечу какая-либо из задач. Вендор может всё, но не всё может себе позволить из-за масштабов своего бизнеса, и уж тем более не может сделать это быстро. Просто попробуйте отбросить ласкающие слух выверенные фразы о том, что «требование заказчика – закон», и попытайтесь представить себе, каков должен быть реальный механизм того, что конкретные нужды определенного оператора на одном из многочисленных локальных рынков мира вдруг заставят вендора в буквальном смысле «бросить все» и вплотную заняться этими проблемами. В лучшем случае, что можно ожидать, отделу продаж вендора в данной стране (приложив колоссальные усилия!) удастся «достучаться» до своих фабрик и внести требуемое изменение в планы развития продукта на ближайшие пять лет, но и после этого фабрики будут рассматривать риски. А что, если за эти пять лет, данный оператор успеет купить альтернативное решение или вообще разочаруется в данном решении. Практический пример такого «долгостроя»– уже почти десятилетняя история проекта Федеральной интеллектуальной сети связи (ИСС) на сетях ТфОП России, с требованием к производителям разработать специальную версию IN-протокола для российских сетей ТфОП - INAP-R.

Амир Даутов, InfoWatch: Корпоративный периметр из-за удаленки превратился в «решето» с уязвимостями
Защита данных

Поэтому на практике всегда возникает компромисс: предложение вендора составляет основу проекта, а системный интегратор обеспечивает встраивание нового решения в общий комплекс OSS, BSS, а также сетевую инфраструктуру оператора. В отличие от ИТ-проектов, в IN-проектах у системного интегратора появляется дополнительная роль, так сказать «сигнального интегратора». Hewlett-Packard поддерживает интеграторов в этой роли, предоставляя платформы OpenCall и собственную экспертизу в данной области.

CNews.ru: Какие формы мотивации интеграторов к внедрению решения OpenCall планирует использовать HP?

Александр Севастьянов: HP облегчает начало работы с платформой OpenCall, выражается это в создании условий по уменьшению начальных инвестиций, т.е. бесплатные средства разработки, установление пилот-проекта, сертификация решения, помощь в организации обучения. Основные средства мотивации, в которых реально заинтересован интегратор, создает не HP, а бизнес самих интеграторов. Интегратор рассматривает, с какой платформой ему выгоднее делать бизнес, но дополнительной мотивации работать с HP OpenCall не предусматривается. HP исходит из того, что если партнер сам не видит серьезного бизнеса с HP, то нет смысла в него инвестировать – отдачи не будет.

CNews.ru: Каковы позиции OpenCall на российском рынке телекоммуникаций в настоящее время?

Александр Севастьянов: Российский телекоммуникационный рынок находится в начальной фазе крупномасштабного внедрения IN. За последние десять лет в телекоммуникационном мире России сложился определенный подход к внедрению новых технологий. Суть его состоит в том, что можно обратить себе на пользу факт отставания отечественного телекома: в России можно внедрять сразу те решения, которые уже хорошо зарекомендовали себя на других рынках.

В области выбора IN такой подход привел к сильной ориентированности оператора на решения от производителей. В рабочих коллективах операторов, занимающихся сетевыми аспектами IN, как правило, преобладают люди с отличной теоретической подготовкой, но не обладающие пока практическим опытом внедрения в данной области. Маркетинговые же отделы операторов оторваны от «сетевиков» и видят услугу с точки зрения ее свойств для конечного пользователя, плохо представляя разницу возможных сетевых реализаций услуги. Все это привело к излишней академичности подхода к IN и чрезмерной вере в панацею стандартов.

Следует признать, что такая ситуация в целом была неблагоприятна для прямых продаж OpenCall, поэтому до сих пор Hewlett-Packard не делал серьезных инвестиций в продвижение этой платформы на российском рынке. Мы ограничивались лишь техническим пресейлом продукта и участием в тендерных предложениях по соответствующей тематике.

Новый финансовый год станет переломным для Hewlett-Packard в отношении OpenCall. Ситуация на телекоммуникационном рынке России меняется в благоприятную для OpenCall сторону: у определенного сегмента российских операторов уже появился практический опыт крупномасштабного внедрения IN. Подходят сроки завершения федерального IN-проекта на сети ТфОП. Началось внедрение решений на базе OpenCall у ряда операторов в странах ближнего зарубежья: Литва, Эстония, Азербайджан, Украина. Поэтому с началом нового финансового года Hewlett-Packard привлек соответствующие инвестиции и планирует начать работу с государственными структурами в области телекоммуникаций по сертификации портфеля OpenCall для российского рынка, внедрение некоммерческих пилот-проектов OpenCall у ведущих операторов связи. В планах также развитие партнерских отношений с российскими разработчиками ПО и интеграторами телекоммуникационных сетей. В результате, мы надеемся, что через год сможем перейти уже к коммерческим проектам по внедрению OpenCall у российских операторов, определить взаимовыгодные отношения с основными вендорами IN на российском рынке и тем самым, в итоге, увеличить отдачу от инвестиций в IN для самих операторов связи.

CNews.ru: Какие прогнозы по внедрениям вы делаете на ближайшие два-три года?

Александр Севастьянов: Делать прогнозы по внедрению пока не будем. Сейчас нужно посмотреть на реакцию рынка.

CNews.ru: Спасибо.

Вакансия CNews Analytics:
Редактор
  • Требования: от 20 лет, коммуникабельность, владение литературным русским языком, успешный опыт работы журналистом/редактором в сфере IT, технический бэкграунд, исполнительность.
  • Основное направление работ: ИТ для органов государственного управления, ИТ для административного управления крупными компаниями.
  • Обязанности: написание и подготовка материалов, интервью; сопровождение проектов; контроль исполнения операций.

Просьба обращаться по адресу.

С другими вакансиями можно ознакомиться здесь.