Разделы

Импортонезависимость

Николай Козак, Дом.рф: Февраль 2022 г. для нас стал уколом адреналина в части имортозамещения ИТ

Управляющий директор по ИТ и цифровой трансформации Дом.рф Николай Козак рассказал CNews о том, как его госкомпания приняла вызовы 2022 г. в части необходимости отказа от западных технологий.

CNews: Я ведь правильно понимаю, что сейчас по линии развития ИТ у вас одно из главных направлений — это импортозамещение?

Николай Козак: Да. Хотя вообще программа по импортозамещению была в первый раз запущена в нашей группе в 2018 году. В тот момент эта тема уже продвигалась правительством на директивном уровне. Власти не совсем запрещали, но уже явно не рекомендовали использовать иностранное ПО и «железо».

Впрочем, тот год и сегодняшний день в части импортозамещения — это небо и земля. Как будто сменилась пара поколений. Тогда еще было очень сложно какие-то российские решения выбирать. Даже офисные приложения еще реально были совсем сырые, неудобоваримые. И вот за четыре года произошел своеобразный квантовый скачок. Ну, по-честному.

CNews: И как вы сейчас, когда в некоторых классах ПО уже есть неплохой выбор, останавливаетесь на том или ином софтверном решении?

Николай Козак: Например, когда мы стали выбирать офисное ПО, мы в конце мая 2022 года установили тестовые лицензии на компьютеры действующих сотрудников — пригласили их побыть первопроходцами. У нас набралось около 80 человек из самых разных подразделений. Примерно половине был поставлен «Р7 офис», второй половине — «Мой офис».

Николай Козак, Дом.рф: Программа по импортозамещению была в первый раз запущена в нашей группе в 2018 году

Люди более месяца работали как на одном, так и на другом решении. И дальше мы просто собирали от них обратную связь. Узнавали, что нравится, что не нравится, у кого есть какие вопросы, трудности и т. д.

Нам хотелось выходить на закупку ПО с открытыми глазами, а не покупать кота в мешке.

CNews: Какой офис оказался лучше?

Николай Козак: Что самое интересное, перевеса какое-либо из этих решений не получило. Оба набрали примерно одинаковые баллы. У одного был чуть лучше «визуал», у другого что-то еще. У каждого были свои плюсы и минусы.

Но если посмотреть на уровень выше, то эти два решения очень похожи. Действительно, по ним видно, что производители серьезно вкладываются в их развитие. Не стоят на месте, делают постоянные улучшения.

Мы посмотрели на количество патчей, которое выпускает каждый из производителей. Изучили состояние их бизнеса. Подтвердилось, что это компании, которые могут себе позволить дальше инвестировать в продукт. А это очень важно.

То есть у нас прошло масштабное нормальное вдумчивое тестирование. И если уж говорить про какие-то другие софтверные решения, мы действуем ровно так же. Если речь о пользовательском решении, то его должны изучить пользователи.

Я лично ходил почти месяц с российской операционной системой Astra Linux.

CNews: Как впечатление?

Николай Козак: Конечно, первые три дня от любого незнакомого решения ты немного «шарахаешься». Но потом привыкаешь. Ну, загрузка идет по-другому, «визуал» не совсем привычный. Но в остальном… Две недели спустя я практически перестал замечать, что это Astra.

CNews: То есть это и есть общий подход к выбору — продукт кто-то должен попробовать?

Николай Козак: Да, каждое пользовательское решение мы так и обкатывали, прежде определить, что оно нормально работает. Этот подход будет применяться и в дальнейшем. В 2023-2024 годах нам явно понадобится и другое ПО, которое мы пока не испытывали.

CNews: Как именно вы встретили февраль 2022 года?

Николай Козак: В 2022 год мы вступали с дорожной картой по линии имортозамещения. Но в феврале все перевернулось. Это было, как получить укол адреналина. Стало нельзя идти в этом направлении спокойными размеренными шагами.

Появилась необходимость сделать так, чтобы ни строительный бизнес, ни граждане как пользователи сервисов, которые мы поддерживаем для государства, новую ситуацию в части ИТ не замечали. Наш фокус сместился с развития бизнес-сервисов на обеспечение отказаустойчивости наших процессов. Потому что неизвестность всегда пугает, а тебе надо понимать, что и завтра у тебя конкретное решение будет работать.

Мы отрисовали карту рисков, выделили самые важные узлы, где возможны отказы из-за ухода западных вендоров. Многие из них сворачивали сервисные программы.

Так что мы определились, что именно нам важно заместить в первую очередь.

CNews: Что это оказалось, кроме ОС и офисного ПО?

Николай Козак: Фундамент нашей инфраструктуры — это все, что связано с сетевым оборудованием, с «железом» и транспортной системой на уровне оптоволоконной связи между дата-центрами. Этот первый блок — фундамент, на котором все стоит.

Смогли здесь использовать решение российской компании «Т8», оно предоставляет нам отказоустойчивый оптический транспорт на скорости 400 Гбит/с.

CNews: На замену американской Cisco, видимо?

Николай Козак: Да. И если мы говорим про следующий уровень инфраструктуры, то там все тоже было на Cisco. В России на данный момент таких полумагистральных решений, к сожалению, нет. Они будут, я так думаю, появляться в ближайшее время, потому что испытания уже идут.

Генеральный директор Дом.рф Виталий Мутко в ИТ-хабе Института развития

Поэтому на уровне ЦОД пока мы стали использовать израильские решения Mellanox на базе программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Израиль — нейтральное по отношению к России и другим странам государство. Полностью всем оказывают техподдержку, без каких-либо ограничений.

Более мелкое свое оборудование мы не считаем системообразующим, оно как бы без «мозгов», не управляющее. На этом уровне у нас традиционно используются очень разные решения: и Cisco, и какие-то европейские, и китайские. Мы пока решили их оставить. Заменим позже, на следующем этапе.

Если мы поднимаемся чуть от фундамента инфраструктуры, то на нем нужно замещать операционные системы, базы данных, различные интеграционные сервисы на уровне приложений. И вот здесь у нас никакого секрета нет — почти что все работало либо на Open source-решениях Linux-овых, либо на софте вроде Oracle, MS SQL и пр. Да, это высоконагруженные системы, очень значимые для нас, в том числе CRM, АБС, так как у нас банк, и пр. В качестве ОС у нас использовались RadHat, CentOS и Microsoft Windows Server разных версий.

Но сейчас по части всего такого софта на российском рынке действительно большой выбор: решения «Астры», «Базальта СПО», Postgres Professional, ЦФТ, «Диасофта», Arenadata и др. Все текущие потребности мы ими закрыли или закроем в ближайшее время.

Надо отдать должное российским разработчикам ПО. Они откликаются на наши запросы, вливают огромные ресурсы в расширение поддержки и в исправления. Если раньше у кого-то патчи выходили каждые две недели, то сейчас чуть ли не каждый день. Люди реально работают. События 2022 года стали огромным толчком для рынка.

CNews: Что у вас сейчас происходит в части замещения несетевого «железа»?

Николай Козак: Еще накануне начала известных событий мы купили российские серверы Yadro. На них уже развернута почта и еще некоторые сервисы.

Эти серверы работают нормально и по каким-то показателям, между прочим, превосходят импортные — мы делали определенные замеры.

За этот год разработчики Yadro выпустили персонально для нас 19 разных патчей. И теперь эти патчи может использовать весь рынок. К сопровождению — никаких вопросов.

Затем мы приобрели СХД также под маркой Yadro. Ввели их в эксплуатацию в августе.

Изначально заметили некоторые недоработки по линии софта. Но за две недели разработчиком были решены все вопросы. Сейчас эти СХД стоят в продакшене, на них крутятся бизнес-критические системы.

Дальше мы в октябре приобрели серверы другого российского производителя — «Аквариуса». Сейчас они уже стоят, введены в эксплуатацию, на них также работают бизнес-критические системы.

О чем это все говорит? На наш взгляд, проблем с «железом» не предвидится. Серверы спокойно можно купить, на рынке они есть, стоят адекватных денег. И серьезных проблем в их использовании не возникает.

CNews: Получается, и «Аквариус», и разработчики Yadro сейчас нормально справляются с поставками комплектующих?

Николай Козак: Мы у них ни разу не видели никаких проблем с точки зрения сроков поставок техники нам; иногда это происходило даже с опережением. За это им огромное спасибо.

В Китае ведь тоже происходит свое импортозамещение. Я думаю, с учетом того темпа, который нам сейчас диктует государство, тех денег, ресурсов, которые государство вкладывает, мы будем двигаться быстрее, чем Китай.

CNews: Как вы оцениваете для себя итоги года?

Николай Козак: Год действительно был для нас нестандартным. Планы сильно ускорились. Деньги и ресурсы, которые мы потратили на импортозамещение, оказались явно больше, чем было запланировано. Но это был вызов, который мы приняли, и с ним, я считаю, справились.

При этом ведь мы не могли забывать про наши бизнес-направления, которые также нормально развивались.

Если говорить про будущее, то мы продолжим выполнять социальные функции. Мы будем замещать новые решения и делиться с рынком тем, как именно мы это сделали. Будем рассказывать, в чем были проблемы, давать обратную связь, встречаться с коллегами.