Спецпроекты

На страницу обзора
После окончания пандемии облака будут востребованы еще больше, чем до нее
Облачные сервисы и решения отлично зарекомендовали себя в кризисный для национальной экономики период. Российские игроки продолжают реализовывать крупные проекты, а наибольшей популярностью у них пользуются PaaS-сервисы. О том, каким будет облачный рынок России и могут ли на нем появиться настоящие отечественные гиперскейлеры, в интервью CNews рассказал СTO компании SberCloud Федор Прохоров.

Федор ПрохоровSberCloud

CNews: Расскажите, какие основные тенденции и тренды справедливы для российского облачного рынка?

Федор Прохоров: Российский облачный рынок в целом развивается по той же логике и с теми же трендами, что и глобальный. Есть небольшое временное отставание по причине более позднего прихода облачных технологий в Россию, поэтому мы можем ориентироваться на глобальные тренды 2-3-летней давности.

Однако у российского рынка есть свои особенности. Самой заметной из них можно назвать быстрое развитие высокоуровневых PaaS-сервисов. У нас они широко представлены в облаке SberCloud.Advanced, и мы видим, как многие наши клиенты идут не по стандартному пути от базовых IaaS к более сложным IaaS/PaaS-сервисам, а сразу начинают использовать PaaS для разработки своих Сloud Native приложений. Такие продукты как Cloud Container Engine (сервис автоматизации развертывания, масштабирования и управления приложениями в кластерах Kubernetes), MapReduce Service (платформа для хранения, обработки и анализа больших данных) и другие PaaS-cервисы SberCloud.Advanced позволяют бизнесу сразу получать максимальные преимущества от облачной миграции.

CNews: Какие технологические подходы набирают силу и вызывают повышенный интерес, а какие постепенно уходят в прошлое или вовсе не оправдали себя?

Федор Прохоров: Мы замечаем рост интереса не только к PaaS-сервисам, но и к облачному искусственному интеллекту. Это — сравнительно новый тренд. Кроме того, мы отмечаем растущий интерес дата-сайентистов к ML Space — нашей облачной платформе полного цикла разработки и реализации ИИ-сервисов. Это модульная платформа, базирующаяся на инфраструктуре «Кристофари», которая позволяет различным организациям (от стартапов, до глобальных корпораций) получить в свое распоряжение все ресурсы мощнейшего в России суперкомпьютера и доступ к удобным сервисам для машинного обучения без инвестиций в дорогостоящее собственное оборудование.

sber667.jpg
Федор Прохоров: Российский облачный рынок в целом развивается по той же логике и с теми же трендами, что и глобальный

Если в контексте облаков говорить о том, что уходит в прошлое, то можно предположить, что частные облака постепенно станут нишевым решением для сверхкрупных компаний с большими собственными ЦОДами. Для большинства компаний уже сейчас публичное облако удобнее, проще, дешевле и безопаснее, чем частное. Те же компании, которые в силу регуляторных или корпоративных ограничений и далее будут вынуждены хранить особо чувствительные данные на своих серверах, скорее всего, предпочтут гибридное облако.

CNews: Отдельные эксперты считают, что много лет обсуждавшаяся тема недоверия российского рынка или его отдельных сегментов к облакам уже отошла в прошлое. Другие, преимущественно из компаний-интеграторов, считают, что этот тренд все еще актуален. Какого мнения придерживаетесь вы, исходя из вашей практики?

Федор Прохоров: Речь все же не идет о недоверии. Оно однозначно в прошлом. Специалистам понятна надежность и безопасность облачных решений от ведущих поставщиков облачных услуг. Сейчас барьером к облачной миграции являются регуляторные и корпоративные ограничения, которые отстают от прогресса облачных технологий и продуктов, а также недостаток облачных компетенций и большой багаж старых ИТ-истем, которые либо невозможно, либо очень сложно перенести в облако без модернизации унаследованной архитектуры legacy-приложений. Но и это — решаемая проблема: у нас есть значительный опыт и множество клиентов, которым мы не просто предоставили облачные ресурсы, но и помогли пересмотреть и изменить архитектуру их приложений для более эффективного использования наших облаков. Мы также запустили новое направление бизнеса — SberCloud Professional Services — комплекс инженерных и консультационных услуг по внедрению и адаптации облачных продуктов, включая технологический консалтинг, миграцию, а также установку и настройку ПО в облаке SberCloud. Новые сервисы как раз решают проблему дефицита времени, трудовых ресурсов и облачных компетенций для реализации быстрой, безопасной и экономически эффективной миграции в облако.

CNews: Какими вам представляются общие показатели российского облачного рынка и его объемы? Какие сегменты растут более активными темпами, а какие пока остаются примерно на том же уровне?

Федор Прохоров: Ситуация сейчас такова, что в настоящее время растут все сегменты облачного рынка. Пандемия показала, что бизнесу проще преодолевать кризис, используя облачные сервисы. Классические преимущества облаков очень точно совпали с потребностями бизнеса в период пандемии. Гибкость и масштабируемость, отсутствие капитальных затрат, сокращение скорости вывода продуктов и сервисов, высокая экономическая эффективность, высокий уровень информационной безопасности и надежность — все то, с чем обычно ассоциируются облака, было очень актуально в 2020 году. С окончанием пандемии и восстановлением экономического роста облачные решения, столь ярко показавшие себя в сложный для всех национальных экономик период, будут востребованы еще больше, а скорость роста облачного рынка увеличится. Если судить о росте разных сегментов по нашей бизнес-практике, то сейчас PaaS-cсегмент растет быстрее остальных.

CNews: SberCloud отчитался о росте выручки, а также об увеличении оборота всего облачного направления «Сбербанка» в 22 раза. Как удалось добиться подобных показателей на столь насыщенном рынке?

Федор Прохоров: С одной стороны, российский рынок все же еще не насыщен. С другой, SberCloud — молодая компания, которая просто обязана расти быстрее рынка. Мы отлично поработали в 2020 году и запустили две новые облачные платформы — ML Space и SberCloud.Advanced. В последней сейчас уже более 50 сервисов.

Можно сказать, что ML Space — это сверхинновационный продукт, а SberCloud.Advanced я бы назвал самой зрелой российской IaaS/PaaS-платформой на сегодняшний день. На этих платформах мы предоставляем клиентам очень широкую линейку продуктов, многие из которых действительно уникальны. Все это заинтересовало крупных клиентов, которые обеспечили нам значительный прирост выручки. Разумеется, выросло и общее количество пользователей наших облачных сервисов.

CNews: Оправдывают ли ваши ожидания (как в финансовой части, так и в контексте использования и развития) «Кристофари» и интеллектуальная облачная платформа AI Cloud, фундаментом которой является суперкомпьютер?

Федор Прохоров: Да, можно сказать, что мы уже сейчас ею довольны, но ждем от нее еще большего и активно над этим работаем. Наши облачные ИИ-продукты эволюционировали от AI Cloud к новой платформе ML Space и вышли на совершенно новый уровень. ML Space построена на модульной архитектуре, позволяющей постоянно дополнять платформу новыми возможностями. Сейчас дата-сайентисты могут воспользоваться Data catalog, Environments, Deployments, AutoML и DataHub.

Data catalog — модуль для совместной работы распределенных команд разработчиков с артефактами машинного обучения.

Environments — модуль препроцессинга данных с помощью кластера Spark, а также обучение моделей в рамках привычных Jupyter Notebook или JupyterLab.

Deployments — модуль тестирования, развертывания и мониторинга подготовленных моделей машинного и глубокого обучения на высокопроизводительной инфраструктуре.

Модуль AutoML — позволяет автоматизировать процесс построения ИИ-моделей. AutoML показывает результаты на уровне лучших специалистов по работе c большими данными, а также, согласно бенчмарку OpenML, превзошел известное решение от компании H2O.

DataHub — обеспечивает разработчикам и датасайентистам доступ к предобученным моделям, дата-сетам (специально подготовленным наборам данных) и контейнерам, хранящимся в DataHub.

Отмечу, что ML Space — единственная в мире облачная платформа, позволяющая обучать ИИ-модель более чем на 1000 графических процессоров (GPU) одновременно. ML Space и «Кристофари» обеспечивают нам лидерство на российском рынке облачных ИИ-сервисов.

CNews: Какие основные сегменты, помимо банковского и государственного сектора, являются приоритетными для SberCloud?

Федор Прохоров: Банк, хотя и важный, но всего лишь один из наших клиентов, а вот госсектор составляет менее 5% от нашей выручки. Мы активно работаем с внешними клиентами и с компаниями экосистемы, большинство из которых не относится к финансовому сектору. Наши заказчики — это компании из совершенно разных областей: от образовательных структур до мобильных операторов и глобальных производителей электроники.

Облачные продукты, которые мы предлагаем, абсолютно универсальны, а то, что мы получили сертификаты соответствия требованиям, предъявляемым к государственным информационным системам по обработке персональных данных, а также требованиям международного стандарта по информационной безопасности ISO/IEC 27001:2013 с учетом правил ISO/IEC 27017:2015 и ISO/IEC 27018:2019, позволяет использовать наши продукты практически везде.

CNews: Каким образом в связи с увеличением показателей бизнеса, меняются структура управления компанией и ее штатная численность?

Федор Прохоров: Численность компании неизбежно увеличивается с ростом бизнеса. У нас было менее 100 человек в 2019 году, а к концу 2020 года их стало более 400. Мы активно растем по всем направлениям и не останавливали наем новых сотрудников даже во время удаленной работы. Перевод сотрудников на дистанционный режим работы стал настоящим вызовом, но мы успешно с ним справились и сейчас работаем в гибридном режиме.

CNews: Можете ли вы рассказать о наиболее интересном кейсе компании за последний год?

Федор Прохоров: Одним из наших многочисленных клиентов является НИУ «Высшая школа экономики». Первоначально в облако SberCloud был перенесен новый «Единый личный кабинет НИУ ВШЭ» (интеллектуальная цифровая среда взаимодействия пользователей и онлайн-доступа к корпоративным информационным системам и сервисам), а также основные ИТ-сервисы ВШЭ. Впоследствии была произведена облачная миграция существенной части ИТ-систем и сервисов ВШЭ, среди которых оказались BPM-системы, корпоративный портал, системы единого входа SSO, системы управления данными MDM, сервисы LMS (Learning Management System), маркетплейс, проект с использованием больших данных, серверная инфраструктуры мобильных платформ и приложений и ряд других систем. Используя решение SberCloud, ВШЭ получила возможность масштабировать ИТ-инфраструктуру вуза, а также гибко управлять расходами, не увеличивая при этом бюджет при росте нагрузки на информационные сервисы организации.

CNews: Какие тренды будут набирать силу на облачном рынке России в ближайшее время? Каких изменений стоит ожидать на самом рынке и как изменится его объем?

Федор Прохоров: Совершенно точно будет расти весь облачный рынок: Iaas, PaaS, SaaS. Как я уже говорил, бизнес положительно оценил опыт использования облаков во время сложного 2020 года, а CAGR облачного рынка будет оставаться высоким еще долго. Еще одним фактором роста станет амортизация инфраструктуры. Думаю, что значительная часть компаний не захочет делать новые капитальные вложения в инфраструктуру и предпочтет перенести свои ИТ-системы в облако. Еще одним фактором роста станет миграция государственных информационных систем (ГИС) в облако. И так как проникновение облачных технологий в России еще не очень высоко, то потенциал интенсивного и длительного роста российского облачного рынка очень значителен. Возможно, через несколько лет, по мере насыщения, рынок IaaS будет расти медленнее, а вот сегменты PaaS, SaaS, AIaaS выглядят практически неисчерпаемыми, так как новые сервисы появляются чуть ли не каждый день. Если попытаться перенести мировой опыт с его несколькими Iaas/PaaS-гиперскейлерами на российские реалии, то, возможно, и отечественный Iaas/PaaS-рынок будет со временем поделен между несколькими крупными российскими поставщиками облачных услуг.

Короткая ссылка