CNews: Какие основные технологические тренды влияют на рынок телекоммуникаций, и как он изменится в ближайшие несколько лет?
Игорь Горьков: На телеком-рынке идет ожесточенная борьба между «цифровыми захватчиками» и традиционными операторами. Цифровые сервисы имеют свои сильные стороны, им удалось потеснить операторов в ряде областей: например, появление мессенджеров серьезно сказалось на количестве пересылаемых смс. Но операторы прошли стадию глухой обороны и теперь значительно шире смотрят на свой бизнес и собственные возможности.
Операторы сами активно проводят цифровую трансформацию, что отражается и на услугах, и на моделях управления. Они учатся жить в парадигме, когда интернет-трафик и интернет-сервисы — это основное, за чем к ним обращаются конечные пользователи. Наконец, операторы делают шаги в направлении более эффективного использования ресурса, которого нет у «цифровых захватчиков» — собственной инфраструктуры.
В ближайшие несколько лет роль передачи данных еще больше возрастет — скажется и развитие интернета вещей, и повсеместный доступ к LTE, и запуск сетей 5G. Те операторы, которые сегодня начинают цифровую трансформацию, уже поняли, что выход в digital позволяет не только укрепить позиции на своем рынке, но и зайти в соседние сегменты — мобильные финансы, дистрибуцию контента, мобильную рекламу. И акцент на передаче данных тут только помогает.
Развитием сторонних сегментов сегодня занимаются все крупные компании: банки проникают в телеком, OTT-компании запускают проекты, близкие к традиционному банковскому или операторскому бизнесу. В перспективе нас ждет размывание границ между отраслями, все будет сильно переплетено. Но основной тренд сохранится: принципы работы цифровых компаний будут внедряться как в продукты и услуги, так и в организационную структуру и модели управления всех крупных бизнесов, в первую очередь, операторов.
CNews: Как сейчас меняются запросы телеком-операторов на ИКТ-проекты, и как вы — разработчик — на эти запросы реагируете?
Игорь Горьков: Исходя из магистрального направления — тренда на цифровую трансформацию — вытекают и основные запросы. Во-первых, операторы заинтересованы в замене устаревших систем поддержки бизнеса — BSS-систем. Они рассуждают следующим образом: нужно сделать максимально эффективными традиционные услуги, сократить время, которое затрачивается на вывод на рынок новых продуктов, тогда освободятся ресурсы для создания инновационных сервисов. В свою очередь, такие сервисы требуют еще более развитой ИТ-инфраструктуры. Отсюда запрос на коренную трансформацию BSS.
Во-вторых, данные становятся ресурсом, которые компания может капитализировать. Они собираются у операторов в достаточных количествах, но их нужно уметь правильно хранить и обрабатывать. Так что запросы, связанные с направлением больших данных, продолжают быть актуальны. В сегменте создания хранилищ для больших данных и их аналитики мы завершили несколько крупных проектов в этом году. В дальнейшем мы ожидаем роста запросов по направлению больших данных, особенно после выхода на серьезный уровень рынка интернета вещей.
В-третьих, операторы заинтересованы в более тесной интеграции между основным бизнесом и партнерскими сервисами. Отчасти эту задачу решает трансформация BSS, но в ряде случаев она не может быть реализована без запуска специализированных платформ — платформы интернета вещей и платформы MVNE (Mobile Virtual Network Enabler), необходимой для обеспечения бизнеса MVNO-операторов. Их запуск позволяет операторам более энергично наращивать количество b2b-клиентов и повышает эффективности работы с ними.
В целом ИТ-тематика начинает играть первостепенную роль для операторов. И если оператор по каким-то причинам не успевает за изменениями на этом рынке, то выходом становится переход к модели Managed Service, когда специализированные компании, такие, как «Петер-Сервис», начинают на аутсорсинге все глубже погружаться в задачи оператора и брать на себя заботу об эффективности проектов, связанных с ИТ.
CNews: Какие изменения происходят на рынке OSS/BSS систем, какие новые возможности получают операторы?
Игорь Горьков: На рынке идут два процесса — консолидация и стандартизация. Мы, как поставщик BSS, стремимся соответствовать всем современным стандартам и требованиям, а также предлагаем актуальные решения в условиях возрастающей конкуренции.
Наши продукты практически в полном составе переведены на новую архитектуру, разработанную в соответствии со стандартами TM Forum и eTOM, они поддерживают SID-модель. Эта работа заняла у нас более года, часть продуктов перейдет на новую архитектуру только в 2017-м, но, в целом, проведенные изменения позволяют нам уже сегодня предлагать операторам digital-ready BSS.
Какие возможности стали доступны операторам? Первое — это достижение полной конвергенции. Компания может централизовать все BSS-процессы оператора, такие, как биллинг или CRM, независимо от количества и типа услуг, оказываемых конечным абонентам. Второе — применение открытых стандартизированных интерфейсов, которое открывает путь к multi-tenancy. Теперь оператор может безопасно давать доступ к своей базе компаниям-партнерам в той части, в которой у них оговорено сотрудничество. Третье — переход ко всем процедурам в режиме онлайн и поддержка мгновенной доступности всех компонентов, причем даже при многократном росте нагрузки на BSS. Это позволяет оператору запускать любое количество сторонних сервисов в дополнение к традиционным услугам.
В качестве примера приведу проект с банковской картой «МегаФон». Для ее запуска использовалась разработанная нами опция «Мобильная коммерция» — это один из компонентов новой BSS. Оператор сумел выйти на рынок платежных карт, но при этом сохранил внутри своего биллинга все операции со счетом абонента, который в проекте является и счетом банковской карты. Это наглядный пример того, как наши продукты расширяют возможности операторов и помогают им выходить на новые рынки.
Главное же преимущество в том, что оператор после трансформации BSS переходит к более гибкому управлению собственным бизнесом. Быстрый запуск новых сервисов, упрощение взаимодействия с партнерами, сокращение срока вывода новых продуктов и релизов на рынок, новые способы оптимизации издержек, централизованное управление и планирование — все это приближает телеком-оператора по модели управления к digital-компании. В совокупности с NFV и SDN это может дать совершенно потрясающий эффект для бизнеса.
CNews: Какие интересные проекты были по линии трансформации BSS?
Игорь Горьков: В «МегаФоне» мы сейчас полностью завершили создание отдельной площадки Greenfield, где оператору доступен весь арсенал новых возможностей BSS. Трансформация BSS в «МегаФоне» — это очень масштабный проект, рассчитанный на три года, и запуск Greenfield — только одна из его стадий.
С точки зрения задействованных со стороны «Петер-Сервис» ресурсов, а также в сравнении с тем, что делают наши конкуренты, проект можно считать уникальным в мировом масштабе. В пользу этого говорит как количество абонентов, которое потенциально может обслуживаться на площадке Greenfield (свыше 80 млн одновременно по всей территории России), так и возможности, которые будут доступны оператору.
В трансформации BSS заинтересованы операторы разных масштабов. В 2016 году у нас завершился проект трансформации на Северном Кипре — для местного оператора Kuzey Kibris Turkcell. Этот проект не самый масштабный по количеству абонентов, но знаковый, как пример успешного замещения систем сторонних вендоров на наше новое BSS-решение. В крайне сжатые сроки мы выполнили перевод всей абонентской базы на конвергентный биллинг нового поколения, включая замену предыдущих систем других поставщиков.
Трансформация BSS-операторов — сейчас ключевое направление в России и на зарубежных рынках, мы начали целый ряд новых проектов в этом году. По ним мы пока не раскрываем подробности из-за договоренностей с заказчиками, но о некоторых обязательно расскажем уже в начале следующего года.
CNews: Интернет вещей — как он будет выглядеть в России? Что вы можете предложить для него?
Игорь Горьков: Мы активно участвуем в работе Ассоциации Интернета Вещей — это организация была недавно запущена на базе ФРИИ. Сейчас совместно с другими участниками ассоциации «Петер-Сервис» ведет разработку «дорожной карты» интернета вещей в России. Внутри компании мы также вышли на новый уровень в понимании рынка ИВ в этом году — сделали первые шаги на пути к запуску Платформы интернета вещей.
Сейчас проблемой рынка и в России, и в мире остается недостаток стандартизации. Если в «умном доме» каждое подключенное устройство будет поддерживать только свой особый протокол и слабо взаимодействовать с остальной экосистемой, то никакого нового качества жизни вы, скорее всего, не получите. Это же касается и промышленного интернета вещей — без стандартизации четвертая промышленная революция не может состояться.
В России мы сейчас имеем уникальную ситуацию, когда участники отрасли смогли найти общий язык и готовы совместно развивать это перспективнейшее направление. Потенциал у интернета вещей огромный, поэтому у многих компаний — и у производителей устройств, и у сервис-провайдеров — есть шанс успешно выйти на новый, пока никем не освоенный рынок.
Важную роль в развитии интернета вещей призваны сыграть операторы связи, так как и структура экономики, и протяженность территории в России придают особую значимость именно сотовому M2M. Мы разрабатываем М2М-решения для операторов уже 5 лет, хорошо знаем этот сегмент и к настоящему времени достигли необходимого уровня компетенций, чтобы сделать следующий шаг, которым является Платформа интернета вещей.
Есть достаточно много скепсиса в отношении интернета вещей, как в России, так и в мире. Но именно повышение эффективности собственного бизнеса станет в конечном итоге основным доводом для широкого внедрения ИВ. Для некоторых отраслей, в первую очередь — для транспорта и здравоохранения, — интернет вещей открывает значительно больше способов повысить эффективность и снизить издержки, чем внедрение каких-либо иных информационных систем.
Мы делаем ставку именно на платформенное решение для интернета вещей, так как в основе платформы лежит наша новая архитектура. Как я уже говорил, открытые интерфейсы являются ее неотъемлемой частью, и именно быстрая интеграция между различными уровнями экосистемы интернета вещей — устройствами, сервис-провайдером и поставщиком услуг связи — обеспечивает необходимый уровень доступности и управляемости. Это то, чего не хватает рынку.
CNews: Что сейчас происходит на рынке виртуальных операторов (MVNO/MVNE)? Как он развивается в России в сравнении с ведущими технологическими державами мира?
Игорь Горьков: Этот рынок, безусловно, значительно сильнее развит в Западной Европе и в США, чем в России. Российские операторы только недавно увидели в нем потенциал. Ранее иностранный опыт подталкивал к мысли, что рост числа виртуальных операторов неизбежно приводит к каннибализации рынка. Но в последнее время наметился другой тренд: виртуальные операторы стали развивать те сегменты, в которых крупные операторы не сильны, и это качественно меняет рынок — он может начать расти, а не просто перераспределяться.
В связи с этим отношение к виртуальным операторам в России изменилось на позитивное. Мы, в частности, заметили это на Telco CTO Summer Summit — в этом году тема MVNO/MVNE стала самой популярной и обсуждаемой. Сейчас мы видим, что от слов рынок перешел к действиям — свои MVNO запускаются у банков, у социальных сетей, есть идеи по запуску условно-бесплатных виртуальных операторов. Это как раз те сегменты, куда операторы раньше не заходили: банк может организовать оплату сотовых услуг своими бонусами, а социальные сети предоставлять контент вне учета трафика.
В этих условиях операторы из большой четверки могут начать гонку и попытаться подключить как можно больше виртуальных операторов. Если такие планы у оператора есть, то он может запустить платформу MVNE, то есть дать доступ виртуальным операторам не только к своей сетевой инфраструктуре, но и к биллингу. Это сделает подключение виртуальных операторов более простым и дешевым.
Мы имеем готовую MVNE-платформу, в основе которой лежит та же самая компонентная модель, что и в нашей базовой BSS, которая зарекомендовала себя у 50 операторов по всему миру. Преимуществом платформенного решения для оператора является возможность в рамках одной биллинговой системы обслуживать любое количество MVNO за счет реализованной поддержки multi-tenancy.
Для виртуального оператора запуск через MVNE — это экономия ресурсов и возможность быстрее начать подключение абонентов по избранной им модели. Во всех технических вопросах и оператор, и мы, как поставщик MVNE-платформы, готовы оказывать начинающим MVNO-компаниям всесторонние консультационные услуги и способствовать их скорейшему росту.
CNews: Как меняется стратегия компании «Петер-Сервис»? Как будут меняться отношения с операторами? Какие изменения ждут компанию внутри? Какие новые продукты вы планируете выпускать?
Игорь Горьков: Основные направления, на которые мы делаем ставку, это трансформация BSS, развитие ИВ и MVNO/MVNE. Большую роль для нас начинают играть зарубежные рынки, где мы не только можем предлагать максимально актуальные для операторов решения, но и крайне привлекательно выглядим с точки зрения цены.
Отношения с операторами должны на наш взгляд стать еще более тесными, а модель Managed Service получить большее распространение. По крайней мере, ее развитие представляется логичным в тандеме с платформенными решениями — для интернета вещей и MVNO.
Внутри компании мы продолжаем работать над внедрением гибких методов управления и не собираемся останавливаться на достигнутом. Внедрение новых методологий и подходов, в первую очередь — Agile и DevOps, а также участие в международных проектах вывели уровень работы наших специалистов на новую высоту. Мы ощутили, какой серьезный импульс это дало компании.
В целом мы позитивно смотрим на процесс цифровой трансформации и планируем и дальше помогать операторам в России и за рубежом перестраивать их ИТ-системы в соответствии с новыми запросами рынка и конечных потребителей. А также продолжим выпуск новых продуктов, которые помогают решать стоящие перед операторами задачи наилучшим образом.