Как и все последние годы, облака остаются наиболее устойчивым к кризисам сегментом ИТ. Поставки облачных сервисов растут двузначными темпами во всем мире и Россия — не исключение. В ближайшие годы, как полагают аналитики, этот тренд сохранится. Главное отличие отечественного рынка — относительно малая востребованность платформенных сервисов, однако именно этот сегмент будет наиболее динамично развиваться в ближайшие годы.
Облака продолжают расти опережающими темпами
Расходы на облачные сервисы растут быстрее расходов на ИТ «в целом» и это положение сохранится и в ближайшие годы. Так, по данным Gartner, в 2021 г. глобальные затраты на облачные сервисы выросли на 30,9% и достигли $411 млрд, в то время как динамика всего рынка ИТ составила только 9,5%. В 2022-2023 гг. темпы развития всех секторов цифровой индустрии замедлятся ввиду геополитической обстановки, инфляции и проблем с каналами поставок, однако тренд на опережающую динамику облаков сохранится: в 2022 г. рост рынка ИТ составит 4%, в 2023 г. — 5,5%, в то время как поставки облачных сервисов увеличатся на 20,4% и 21,3% соответственно, прогнозируют аналитики.
Наибольшей популярностью пользуется SaaS (ПО-как-услуга, Software as a Service), в 2021 г. расходы в этом сегменте составили $152 млрд. Однако доля таких сервисов в совокупных облачных расходах постепенно сокращается в пользу инфраструктурных (IaaS, Infrastructure as a Service) и платформенных (PaaS, Platform as a Service) сервисов. Популярность DaaS (Desktop as a Service «Рабочий стол как сервис») резко выросла в 2020 г. по причине перехода на удаленную работу из-за пандемии, но в дальнейшем, как ожидается, будет не так востребована. Если, конечно, не начнется очередной глобальный карантин.
Россия отстает в области платформенных услуг
Для России в целом характерна такая же модель развития, как и для глобального рынка. Темпы роста облаков опережают общую динамику ИТ, в структуре выручке преобладает SaaS (по данным рейтингов CNews, по итогам 2021 г. выручка крупнейших SaaS-провайдеров составила ₽87 млрд, в то время для IaaS-поставщиков этот показатель достиг только ₽56 млрд), при этом инфраструктурный сегмент растет быстрее чем «софтверный»: если выручка топ-10 компаний SaaS за 2021 г. увеличилась только на 18,6%, то у десяти крупнейших IaaS-провайдеров рост составил 38,6%.
Главное отличие от мировой ситуации заключается в слабом развитии сегмента PaaS. В 2021 г., по оценке CNews, объем этого сегмента составил около ₽4,1 млрд, что более чем в десять раз меньше выручки от IaaS, хотя на глобальном рынке оборот PaaS лишь на 5% уступил IaaS. Большинство российских игроков пока предпочитают продавать «голую» инфраструктуру без сопутствующих платформенных сервисов. Исключение составляют SberCloud (с 2022 г. — Cloud) и «Яндекс.Облако», которые в 2021 г. заняли более 80% этого рынка.
Можно предположить, что в ближайшие годы именно сегмент PaaS будет расти опережающими темпами. Как правило, сначала клиенты закупают вычислительные ресурсы IaaS, а в дальнейшем, «распробовав» облака, наращивают потребление за счет платформенных сервисов. Например, в «Яндекс.Облаке» уже сейчас представлена экосистема из более чем 50 взаимосвязанных сервисов IaaS/PaaS. Другие крупные провайдеры IaaS также планируют двигаться в этом направлении.
«Мы видим большой потенциал в развитии PaaS, при этом подобного рода сервисы — это сложные с точки зрения запуска технологические решения, но они чрезвычайно полезны в работе, так как снимают нагрузку и большое количество рутинных задач с системных администраторов и DevOps, делая инфраструктуру надежнее и производительнее», — говорит Сергей Пимков, заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel.
В «Ростелекоме», в частности, считают перспективными направлениями являются DbaaS (Database as a service, «Базы данных как сервис»), VDI и сервисы, связанные с Kubernetes. «Сегодня объемы данных, которыми оперирует бизнес, растут очень быстрыми темпами, поэтому DbaaS пользуется спросом у заказчиков, востребованность VDI связана с закрепившимся на рынке трендом на удаленную работу. Рост популярности Kubernetes обусловлена тем, что для многих компаний микросервисная архитектура по-прежнему новая технология, и они активно интересуются подобными решениями», — рассказывает руководитель дирекции по интеграционным проектам «Ростелеком-ЦОД» Сергей Крюков.
Санкции вместо пандемии
Пандемия коронавируса заставила в 2020-2021 гг. многие компании начать пользоваться облачными сервисами. С марта этого года стимулом перехода в отечественные облака стали санкции. Во-первых, понадобилась замена иностранным облачным сервисам, которые стали недоступны из-за санкций, а, во-вторых, заказчики столкнулись с нехваткой оборудования для реализации проектов on-premise, альтернативу также стали искать в публичных облаках.
Например, в марте количество новых клиентов в IaaS-продуктах Selectel выросло в 3,5 раза по сравнению с февралем. «Ростелеком-ЦОД» зафиксировал четырехкратный рост спроса на IaaS в марте-апреле по сравнению с показателями января-февраля. По некоторым категориям продуктов SaaS скачок спроса оказался еще более существенным: «Многим компаниям необходимо было мигрировать из приложений Office 365, что привело к десятикратному росту спроса на почтовые сервисы, в том числе на базе отечественного ПО Communigate PRO», — рассказывает Сергей Крюков. Кроме того, по его словам, из-за возросшего количество атак на веб-ресурсы повышенным спросом также пользуются облачные сервисы в области информационной безопасности, например — межсетевые экраны для защиты веб-приложений, средства защита от DDoS-атак и решения для защиты сети.
Помимо этого провайдеры получали много запросов от потенциальных клиентов, которые не переходили в облако сразу, а «зондировали» такую возможность: «В марте мы действительно увидели резкое увеличение количества запросов на облачные услуги, однако далеко не все из них были реализованы — конверсия запросов в проекты, наоборот, снизилась», — отметил директор по продуктам облачного бизнеса МТС Михаил Соловьев. По его словам, правильнее говорить не о росте спроса, а о беспокойстве среди действующих и потенциальных клиентов, которые хотели узнать, как будет работать провайдер в новых условиях, Например, есть много запросов на миграцию SAP-cистем из облака вендора в облако российского провайдера.
В первый месяц после 24 февраля был большой спрос на тестирование облачных сервисов, отмечает генеральный директор ActiveCloud (входит в группу компаний Softline) Сергей Крутилин: «Сейчас мы видим, что практически все клиенты приняли стратегию экономии средств и тестирования аналогов решений на базе российских вендоров. В марте часть клиентов мигрировали свои данные и сервисы от иностранных облаков — отсюда и скачкообразный рост».
Цены выросли на 30-60%
Рост спроса на облака и одновременный уход вендоров, на технологиях которых эти облака были построены, привели к росту цен на IaaS/PaaS на 25-60% в марте-апреле 2022 г. В SberCloud сообщили о росте тарифов на 25%, в T1 Cloud — на 30%, в Softline — на 40%, в Selectel и «Ростелекоме» — на 40-60%. Из опрошенных CNews провайдеров, только в МТС заявили, что пока не пересматривали ценовую политику.
«Ценовой скачок был связан с ростом цена на оборудование, стоимость которого в марте 2022 г. выросла в 3-5 раз в долларах и в 10 раз в рублях. В это время курс доллара взлетел на 70-80%, и большинство дистрибьюторов принимали оплату исходя из курса ЦБ РФ на день покупки плюс 25%», — объясняет руководитель управления облачных решений Softline Дмитрий Исаев.
Сергей Пимков среди причин роста цен отмечает нестабильный курс валют и ключевой ставки, сложности в логистике и увеличение операционных затрат. «Такая мера помогает снизить риски, связанные с дефицитом оборудования и усложнением логистики, обеспечить дальнейшее развитие компании», — говорит он.
Проблем с «железом» не будет
При этом опрошенные CNews представители облачных провайдеров уверяют, что обладают достаточными запасами оборудования, чтобы обеспечить расширение своих облачных платформ до конца текущего года, так как большая часть «железа» была приобретена заранее до марта 2022 г. Для развития облаков на более долгосрочную перспективу участники рынка планируют использовать отечественные решения и каналы параллельного импорта.
«В 2022 г. мы вошли с контрактами на поставку оборудования, по которым мы до февраля закупили достаточное количество систем, чтобы закрыть наши потребности на ближнюю перспективу. Сейчас мы работаем с ведущими отечественными вендорами СХД, такими как «Аэродиск», Baum, Raidix и Yadro. На данный момент системы хранения с SSD можно заказать, оплатить и получить без каких-либо проблем», — рассказывает Михаил Соловьев. Ситуация с серверами, по его словам, более сложная и зависит от конкретного сегмента. «Если говорить об обычных двухсокетных серверах, которых в облачной инфраструктуре используется больше всего, то получить такую продукцию на данный момент также можно у отечественных вендоров» — говорит Михаил Соловьев.
В целом по итогам 2022 г. участники рынка прогнозируют двузначный рост выручки, хотя допускают, что негативные тенденции в экономике могут привести к снижению темпов развития по сравнению с 2021 г.