Спецпроекты

На страницу обзора
Рост рынка SaaS замедляется

Наиболее популярными в России решениями SaaS являются сервисы отчетности, однако этот сегмент уже близок к насыщению, поэтому общие темпы роста рынка SaaS cнижаются. Но даже несмотря на эту тенденцию приложения-как-сервис продолжают расти опережающими темпами по отношению к остальному рынку ИТ, свидетельствуют данные нового исследования CNews.

Cовокупная выручка рейтинга CNews крупнейших поставщиков SaaS в 2020 г. увеличилась на 35%, достигнув ₽73,7 млрд. Хотя в абсолютных цифрах прирост оказался близок к результатам предыдущего года (₽21,4 млрд в 2019 г. и ₽19 млрд в 2020 г.), в процентном отношении темпы роста замедлились, приблизившись к общему показателю развития российского рынка ИТ в целом (для сравнения, в 2019 г. прирост рейтинга CNews SaaS cоставил 69%). Темпы роста неизбежно замедляются, так как рынок SaaS становится более крупным и зрелым, однако тенденция опережающего развития по отношению к другим сегментам ИТ сохраняется.

Динамика выручки рейтинга CNews SaaS (в сравнении с рейтингом CNews100)

Потребность в облачных решениях растет гораздо быстрее, чем рынок ИТ в целом. SaaS — самый популярный сегмент рынка облачных услуг.

Динамика роста выручки участников рейтинга SaaS
Динамика выручки участников рейтинга CNews100
Выручка участников рейтинга SaaS, ₽млрд

На первой позиции рейтинга в текущем исследовании оказался системный интегратор Softline (₽22,4 млрд, рост выручки — 66%), оттеснивший на второе место разработчика систем отчетности и электронного документооборота «СКБ Контур» (₽17,7 млрд, 15%), которые возглавлял рейтинг на протяжении нескольких предыдущих лет. Остальные компании лидирующей пятерки — «Тензор» (₽7,2 млрд, рост 15%), «Манго Телеком» (₽4,5 млрд, 36%), «Ростелеком (₽4,3 млрд, 80%), сохранили свои прошлогодние места в рейтинге.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2021

№ 2020 Название компании/бренда Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2020г., ₽тыс., включая НДС Выручка от оказания услуг SaaS в 2019 г., ₽тыс., включая НДС Рост выручки 2020/2019, %
1 Softline Москва 22 437 652 13 513 979 66%
2 СКБ Контур Екатеринбург 17 700 000 15 400 000 15%
3 Тензор Ярославль 7 200 024 6 271 037 15%
4 Манго Телеком Москва 4 451 659 3 277 730 36%
5 Ростелеком Москва 4 267 200 2 373 600 80%

В рейтинге есть несколько новых участников, крупнейшими из которых являются поставщик средств электронной отчетности «Калуга-Астрал» (₽1,3 млрд, 10 место) и Mail.Ru/VK Cloud Solutions (₽600 млн, 15 место).

Рост числа участников рейтинга (с прошлогодних 30 до 35 компаний) позволяет с большей точностью судить о динамике российского рынка SaaS и тенденциях его развития. Однако показатели ряда важных для рынка поставщиков по-прежнему недоступны, например, не раскрывает свои результаты по продажам облачных продуктов компания «».

Доля средств отчетности сокращается

Среди всех продуктов SaaS наибольший оборот приходится на инструменты онлайн отчетности, электронного документооборота и бухгалтерского учета — ₽3,2 млрд или 41% совокупного оборота рейтинга. Провайдерами такого рода решений являются «СКБ Контур», «Тензор», «СберКорус», «Калуга Астрал», Docrobot и «Мое Дело». При этом другие категории продуктов SaaS обгоняют данное направление по темпам роста, поэтому удельный вес сервисов электронной отчетности и документооборота сократился по сравнению с 2019 г. (с 46% до 41%). В целом, сегмент отчетности близок к насыщению, поэтому общая доля таких инструментов в общей выручке SaaS постепенно будет снижаться и далее.

«Отчетность» лидирует, но ее доля сокращается

Как и в прошлые годы большая часть выручки провайдеров услуг SaaS приходится на решения для бухгалтерии, составления отчетов, средства докуметооборота. Но их доля понемногу падает.

Бухгалтерия, ЭДО, отчетность
Продажа сторонних решений
CRM, ритейл, маркетинг
Виуртуальные АТС, средства коммуникации
Другое

C точки зрения многообразия решений на первом месте находятся cистемы CRM и сходные по функционалу инструменты для маркетинга в сфере ритейла: в рейтинге представлено 13 компаний, занимающихся разработкой такого рода сервисов (крупнейшими являются «1С-Битрикс» и amoCRM). Однако с точки зрения выручки доля этого направления в «общем пироге» не столь велика, хотя и увеличилась (8% в 2019 г., 10% в 2020 г.).

Кроме того, в рейтинге отражены показатели разработчиков специализированных отраслевых SaaS-решений, включая площадку для электронных торгов, доставляюмую в виде SaaS-платформы (B2B-Center), средства автоматизации кассовой техники («Атол»), инструменты управления ресторанных бизнесом и предприятиями общественного питания (iiko), платформу для автоматизации юридической практики (Pravo Tech), сервис дистанционного обучения (Teachbase).

Помимо вендоров решений в рейтинге представлены системные интеграторы и облачные провайдеры, которые наряду с реализацией собственных решений также выступают в качестве реселлеров SaaS-решений других разработчиков, на такие компании приходится чуть более трети выручки рейтинга (38%, ₽28,3 млрд, крупнейшие поставщикиSofline, «Ростелеком»).

C точки зрения многообразия решений на первом месте находятся cистемы CRM и сходные по функционалу инструменты для маркетинга в сфере ритейла

При этом следует отметить, что многие крупные облачные провайдеры ориентируются на развитие сервисов IaaS, в то время как SaaS является лишь сопутствующим продуктов. Например, SberCloud и «Яндекс» отказались от участие в рейтинге SaaS в связи с тем, что приложения-как-сервис занимают незначительную долю в общем обороте облачной платформы. Единственным исключением является Mail.Ru (VK Сloud Solutions): выручка данной платформы от SaaS в два раза превосходит показатели направления IaaS. Вместе с тем, есть много проектов, где IaaS и SaaS реализуются параллельно, поэтому в некоторых случаях провести четкую грань между двумя типами сервисов бывает сложно.

Интеграторы и облачные провайдеры растут быстрее разработчиков

По темпам роста бизнес интеграторов и облачных провайдеров, которые реализуют решения сторонних разработчиков, развивался быстрее чем у непосредственных вендоров SaaS, представленных в исследовании. Cреди участников рейтинга быстрее всего выручка росла у «Крок» (232%), «Ритейл Сервисез» (124%) и Mail.Ru (VK Cloud Solutions, 100%). В компании «Крок» высокая динамика показателей была связана с реализацией нескольких крупных проектов, в которых приложения-как-сервис были лишь одной из составляющих: «В большинстве реализованных проектов базовой инфраструктурой был IaaS, на базе которого разворачивалась инфраструктура и приложения клиентов, некоторое ПО клиенты также брали в аренду. Это могли быть, например, сервисы электронной почты или программные шлюзы безопасности», — объясняет Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса «Крок» «Облачные сервисы». Заместитель директора «Ритейл Сервисез» (разрабатывает решения в области логистики для ритейла) Игорь Зеленько сообщил, что в 2020 г. число проектов увеличилось втрое за счет подключения новых торговых сетей.

Среди других участников рейтинга, которые продемонстрировали высокие темпы роста, следует отметить iiko (84%), «Ростелеком» (80%) и Softline (66%). Компании iiko удалось увеличить выручку более чем в полтора раза даже несмотря на проблемы в ресторанной отрасли в связи с COVID-ограничениями. Директор по маркетингу iiko Ирина Ярославцева отмечает, что решение компании позволяет эффективно управлять издержками бизнеса за счет возможностей ERP-решения, кроме того, предусмотрен блок для автоматизации бизнеса по доставке готовых блюд и есть открытый API, который позволяет интегрировать в систему цифровые сценарии взаимодействия с гостями. «В пандемию эти возможности наших продуктов оказались определяющими», — отметила она.

В свою очередь, Павел Каплунов, генеральный директор «Ростелеком-ЦОД» обращает внимание, что пандемия привела к повышенному спросу на инструменты, связанные с организацией удаленной работы: «Основным драйвером развития сегмента SaaS в условиях пандемии стал повышенный спрос на виртуальные рабочие места, сервисы онлайн-коммуникаций и услуги виртуальной АТС. Кроме того, чтобы защитить свои данные в новых условиях, компании активизировали использование сервисов обеспечения информационной безопасности».

«SaaS-поставщики будут концентрироваться на самом продукте, а не на бэкенд-части, — прогнозирует Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud развитие самого популярного вида облачных сервисов. — Чем больше компаний переходят в «облако», тем выше спрос на решения, адаптированные под задачи конкретных индустрий. Это будет мотивировать провайдеров облачных услуг развивать партнерства с разработчиками ПО для отраслевых решений».

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики услуг SaaS 2021
№ 2020 Название компании/бренда Выручка от оказания услуг SaaS в 2020г., ₽тыс., включая НДС
1 Softline (1) 22 437 652
2 СКБ Контур (2) 17 700 000
3 Тензор 7 200 024
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики услуг IaaS 2021
№ 2020 Компания Выручка от оказания услуг IaaS в 2019г., ₽тыс., включая НДС
1 Ростелеком/Ростелеком-ЦОД (1) (2) 3 595 200
2 Softline 5 629 685
3 МТС (3) 3 347 860
Подробнее