Наиболее популярными в России решениями SaaS являются сервисы отчетности, однако этот сегмент уже близок к насыщению, поэтому общие темпы роста рынка SaaS cнижаются. Но даже несмотря на эту тенденцию приложения-как-сервис продолжают расти опережающими темпами по отношению к остальному рынку ИТ, свидетельствуют данные нового исследования CNews.
Cовокупная выручка рейтинга CNews крупнейших поставщиков SaaS в 2020 г. увеличилась на 35%, достигнув ₽73,7 млрд. Хотя в абсолютных цифрах прирост оказался близок к результатам предыдущего года (₽21,4 млрд в 2019 г. и ₽19 млрд в 2020 г.), в процентном отношении темпы роста замедлились, приблизившись к общему показателю развития российского рынка ИТ в целом (для сравнения, в 2019 г. прирост рейтинга CNews SaaS cоставил 69%). Темпы роста неизбежно замедляются, так как рынок SaaS становится более крупным и зрелым, однако тенденция опережающего развития по отношению к другим сегментам ИТ сохраняется.
На первой позиции рейтинга в текущем исследовании оказался системный интегратор Softline (₽22,4 млрд, рост выручки — 66%), оттеснивший на второе место разработчика систем отчетности и электронного документооборота «СКБ Контур» (₽17,7 млрд, 15%), которые возглавлял рейтинг на протяжении нескольких предыдущих лет. Остальные компании лидирующей пятерки — «Тензор» (₽7,2 млрд, рост 15%), «Манго Телеком» (₽4,5 млрд, 36%), «Ростелеком (₽4,3 млрд, 80%), сохранили свои прошлогодние места в рейтинге.
CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2021
В рейтинге есть несколько новых участников, крупнейшими из которых являются поставщик средств электронной отчетности «Калуга-Астрал» (₽1,3 млрд, 10 место) и Mail.Ru/VK Cloud Solutions (₽600 млн, 15 место).
Рост числа участников рейтинга (с прошлогодних 30 до 35 компаний) позволяет с большей точностью судить о динамике российского рынка SaaS и тенденциях его развития. Однако показатели ряда важных для рынка поставщиков по-прежнему недоступны, например, не раскрывает свои результаты по продажам облачных продуктов компания «1С».
Доля средств отчетности сокращается
Среди всех продуктов SaaS наибольший оборот приходится на инструменты онлайн отчетности, электронного документооборота и бухгалтерского учета — ₽3,2 млрд или 41% совокупного оборота рейтинга. Провайдерами такого рода решений являются «СКБ Контур», «Тензор», «СберКорус», «Калуга Астрал», Docrobot и «Мое Дело». При этом другие категории продуктов SaaS обгоняют данное направление по темпам роста, поэтому удельный вес сервисов электронной отчетности и документооборота сократился по сравнению с 2019 г. (с 46% до 41%). В целом, сегмент отчетности близок к насыщению, поэтому общая доля таких инструментов в общей выручке SaaS постепенно будет снижаться и далее.
C точки зрения многообразия решений на первом месте находятся cистемы CRM и сходные по функционалу инструменты для маркетинга в сфере ритейла: в рейтинге представлено 13 компаний, занимающихся разработкой такого рода сервисов (крупнейшими являются «1С-Битрикс» и amoCRM). Однако с точки зрения выручки доля этого направления в «общем пироге» не столь велика, хотя и увеличилась (8% в 2019 г., 10% в 2020 г.).
Кроме того, в рейтинге отражены показатели разработчиков специализированных отраслевых SaaS-решений, включая площадку для электронных торгов, доставляюмую в виде SaaS-платформы (B2B-Center), средства автоматизации кассовой техники («Атол»), инструменты управления ресторанных бизнесом и предприятиями общественного питания (iiko), платформу для автоматизации юридической практики (Pravo Tech), сервис дистанционного обучения (Teachbase).
Помимо вендоров решений в рейтинге представлены системные интеграторы и облачные провайдеры, которые наряду с реализацией собственных решений также выступают в качестве реселлеров SaaS-решений других разработчиков, на такие компании приходится чуть более трети выручки рейтинга (38%, ₽28,3 млрд, крупнейшие поставщики — Sofline, «Ростелеком»).
При этом следует отметить, что многие крупные облачные провайдеры ориентируются на развитие сервисов IaaS, в то время как SaaS является лишь сопутствующим продуктов. Например, SberCloud и «Яндекс» отказались от участие в рейтинге SaaS в связи с тем, что приложения-как-сервис занимают незначительную долю в общем обороте облачной платформы. Единственным исключением является Mail.Ru (VK Сloud Solutions): выручка данной платформы от SaaS в два раза превосходит показатели направления IaaS. Вместе с тем, есть много проектов, где IaaS и SaaS реализуются параллельно, поэтому в некоторых случаях провести четкую грань между двумя типами сервисов бывает сложно.
Интеграторы и облачные провайдеры растут быстрее разработчиков
По темпам роста бизнес интеграторов и облачных провайдеров, которые реализуют решения сторонних разработчиков, развивался быстрее чем у непосредственных вендоров SaaS, представленных в исследовании. Cреди участников рейтинга быстрее всего выручка росла у «Крок» (232%), «Ритейл Сервисез» (124%) и Mail.Ru (VK Cloud Solutions, 100%). В компании «Крок» высокая динамика показателей была связана с реализацией нескольких крупных проектов, в которых приложения-как-сервис были лишь одной из составляющих: «В большинстве реализованных проектов базовой инфраструктурой был IaaS, на базе которого разворачивалась инфраструктура и приложения клиентов, некоторое ПО клиенты также брали в аренду. Это могли быть, например, сервисы электронной почты или программные шлюзы безопасности», — объясняет Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса «Крок» «Облачные сервисы». Заместитель директора «Ритейл Сервисез» (разрабатывает решения в области логистики для ритейла) Игорь Зеленько сообщил, что в 2020 г. число проектов увеличилось втрое за счет подключения новых торговых сетей.
Среди других участников рейтинга, которые продемонстрировали высокие темпы роста, следует отметить iiko (84%), «Ростелеком» (80%) и Softline (66%). Компании iiko удалось увеличить выручку более чем в полтора раза даже несмотря на проблемы в ресторанной отрасли в связи с COVID-ограничениями. Директор по маркетингу iiko Ирина Ярославцева отмечает, что решение компании позволяет эффективно управлять издержками бизнеса за счет возможностей ERP-решения, кроме того, предусмотрен блок для автоматизации бизнеса по доставке готовых блюд и есть открытый API, который позволяет интегрировать в систему цифровые сценарии взаимодействия с гостями. «В пандемию эти возможности наших продуктов оказались определяющими», — отметила она.
В свою очередь, Павел Каплунов, генеральный директор «Ростелеком-ЦОД» обращает внимание, что пандемия привела к повышенному спросу на инструменты, связанные с организацией удаленной работы: «Основным драйвером развития сегмента SaaS в условиях пандемии стал повышенный спрос на виртуальные рабочие места, сервисы онлайн-коммуникаций и услуги виртуальной АТС. Кроме того, чтобы защитить свои данные в новых условиях, компании активизировали использование сервисов обеспечения информационной безопасности».
«SaaS-поставщики будут концентрироваться на самом продукте, а не на бэкенд-части, — прогнозирует Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud развитие самого популярного вида облачных сервисов. — Чем больше компаний переходят в «облако», тем выше спрос на решения, адаптированные под задачи конкретных индустрий. Это будет мотивировать провайдеров облачных услуг развивать партнерства с разработчиками ПО для отраслевых решений».