Спецпроекты

На страницу обзора
Проблема выбора: функциональность приложения против легкости портала
Мобильные устройства позволяют обеспечить доступ к необходимым ресурсам, где бы ни находились пользователи. Существует 2 пути его реализации – через порталы или приложения. У каждого есть свои преимущества, но все же расширенный функционал разработчики предпочитают реализовывать именно в приложениях.

Про мобильные приложения сегодня пишется и говорится очень много, но в то же время и веб-порталы существуют и развиваются, имея способность составить серьезную конкуренцию «приложенческому» подходу. Как отмечают эксперты, в настоящее время обе концепции имеют высокий потенциал. Ведь на примере настольных систем все более очевидной становится тенденция смещения технологий предоставления доступа в сторону веб-платформ, для которых требуется лишь браузер. Это позволяет снизить нагрузку на вычислительные мощности локальных систем, что является также немаловажным фактором для мобильных устройств. К тому же такой подход позволяет упростить внедрение облачных сервисов в рабочей среде.

При этом не стоит забывать, что и портал, и приложение должны выполнять одну и ту же функцию – предоставлять сотруднику доступ к корпоративным ресурсам. В конечном счете выбор происходит, исходя из целого ряда параметров, таких как безопасность, удобство использования и стоимость разработки. Однако на практике инвестирование в мобильные приложения идет куда активнее, так как их проще продавать в готовом виде, а также внедрять и использовать по требованию.

Так, по данным J’Son&Partners, средняя цена делового приложения для iPad составляет $8,04, а для iPhone – $3,62. Такие расходы могут позволить себе любые организации, и поэтому единичные продажи приложений активно процветают в Apple AppStore и Google Play.

Порталы как универсальные решения

У порталов есть множество плюсов, которые делают их более привлекательными для определенного спектра сценариев использования. Например, с точки зрения безопасности работа с порталами оказывается более предпочтительной, ведь смартфоны, как правило, временно сохраняют все введенные данные, а, значит, в случае утери или кражи возникает риск компрометации личных и коммерческих данных. Однако при выборе типа решения в первую очередь необходимо понимать профиль действий пользователя. «Если мобильная система, в основном, используется для потребления контента, то портал – логичный выбор», – отмечает Владимир Валькович, директор департамента эксплуатации и развития Orange Business Services в России и странах СНГ.

Также мобильные порталы проще реализовать, ведь фактически они являются определенной модификацией полноценных корпоративных порталов, которые просто де-факто имеются в каждой организации и поддерживаются большинством производителей бизнес-ПО. Доступ к такому порталу можно получить с любого устройства, располагая такими реквизитами, как логин и пароль, и это делает работу с мобильными веб-инструментами простой и легкой.

«О портале речь идет тогда, когда есть взаимодействие пользователя с какими-либо сервисами и людьми – это может быть процесс заказа товаров и услуг, согласование каких-либо инициатив, – говорит Людмила Константинова, директор Центра телекоммуникационных решений РДТЕХ. – Технически мобильный портал представляет собой некий интерфейс, под которым находится несколько систем, к которым пользователь обращается через единую точку входа. Фактически такое решение выводит весь «внутренний» функционал в единую оболочку, которую и видит пользователь».

В конечном счете создание мобильного портала может стать первым шагом в расширении доступа для удаленных сотрудников, так как в базовом его варианте не требуется разработки отдельных продуктов для смартфонов на базе Google Android и техники Apple. Портал без лишних элементов управления и плагинов будет одинаково доступен с любого выбранного устройства, независимо от производителя и версии ОС.

Однако есть и минус.

По мнению Сергея Суханова, руководителя направления департамента систем управления проектами компании «Парма-Телеком», основной проблемой будет недоступность портала в условиях отсутствия или неудовлетворительных характеристик интернет-канала при подключении к бизнес-приложениям извне (к примеру, машина, аэропорт), а также при сбоях в сети внутри компании. «Также проблемой может оказаться снижение производительности портала, и, соответственно, скорости работы пользователей с клиентской частью бизнес-приложений, в пиковые часы при одновременном подключении большого числа пользователей к порталу», – отмечает он.

на практике разработка веб-сайтов, адаптированных под мобильные платформы происходит не столь часто. Согласно данным опроса CMSMagazine и компании NetCat, опубликованным в 2013 г., лишь 16% разрабатываемых в России сайтов позволяют работать с мобильными устройствами.

Эволюция приложений

Когда речь заходит о расширении функционала и развитии дополнительных возможностей, портальные технологии сталкиваются с той же проблемой кросс-платформенности, только в разрезе совместимости браузеров. Далеко не любое ПО с мобильного устройства может корректно работать с самыми последними версиями HTML 5, а также давать доступ плагинам Java и другим веб-инструментам. Тем временем, номинация на рынке двух платформ позволяет произвести ограниченную разработку, создавая и поддерживая всего лишь два приложения для Android и iOS, которые, по мнению многих экспертов, обладают схожей идеологией.

Распределение расходов на интернет в России при работе с мобильными бизнес-приложениями и порталами

portaly1.jpg

Источник: J’Son & Partners, 2013

Мобильные приложения, решая задачу организации доступа для каждого конкретного класса устройств в отдельности, в свою очередь, дают сразу несколько преимуществ для пользователей. «Мобильные порталы, как и виртуальные рабочие столы (VDI), ограничивают возможность автономной работы пользователей, так как требуют постоянного подключения к тем или иным, зачастую далеко не самым быстрым и стабильным, каналам связи, поэтому полноценные мобильные приложения дают более гибкие сценарии использования мобильных устройств. Особенно, если речь идет о корпоративном секторе», – говорит Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности «АйТи».

Преимущества приложений

portaly2.jpg

Источник: Orange Business Services, 2014

В действительности грамотно подобранные приложения открывают больше возможностей перед пользователями. Так, на базе приложения можно реализовать работу в режиме оффлайн, обеспечить отложенную синхронизацию данных и максимально эффективно использовать коммуникационные возможности устройства. Ведь в реальности пользователь мобильного устройства далеко не всегда находится в зоне действия сети Wi-Fi или LTE . «Приложения позволяют работать автономно и компенсируют низкую скорость передачи данных, так как не имеют необходимости частой подкачки информации с сервера в отличие от портала. Так же в приложениях проще реализовать использование периферийного оборудования, такого как сенсоры RFID, камера, сканеры штрихкода», – говорит Павел Деверилин, руководитель департамента мобильных решений, SAP СНГ.

Зачастую портал – первый шаг в сторону мобилизации бизнеса. По мере проявления недостатков этого метода компания переходит с портального доступа на мобильное бизнес-приложение. «В нашей практике такая необходимость возникала у клиента, работающего на территории, удаленной от больших городов и развитой инфраструктуры. Другому требовалось интернет-подключение во время геолого-разведочных и строительных работ. Менеджмент третьего часто летал в командировки. В этих условиях отсутствие доступа к бизнес-приложению приводит либо к задержкам в выполнении задач и принятии решений, либо к дублированию выполнения части задач после появления интернет-доступа к необходимому бизнес-приложению», – приводит примеры Сергей Суханов.

Внутренняя логика

Тем не менее во многих случаях оказывается непросто определиться, в каком направлении следует начинать разработку. И поэтому сегодня все чаще встречаются решения, когда для общей серверной части создается полнофункциональное приложение, а также – мобильный портал ограниченной функциональности. В зависимости от профиля действий пользователю рекомендуется тот или иной путь. В частности, для тех сотрудников, которые занимаются заполнением форм и созданием контента, логично будет выбрать приложения, а тем, кто читает сводки и просто потребляет контент, вполне подойдет облегченный портал, на который можно зайти как со смартфона, так и с ноутбука.

Спрос на мобильные порталы в России

portaly3.jpg

Источник: CMSMagazine, 2013

В некоторых случаях практикуется другой способ организации мобильной работы, когда приложение фактически является надстройкой над браузером. В этом случае пользователь, запуская приложение, по сути работает с мобильным порталом, но оболочка приложения обеспечивает дополнительную функциональность, такую как сохранение соединения, возможность работы в режиме offline доступ к кешированным данным и так далее. Конечно, такой подход не позволяет решить все задачи мобилизации, но остается интересным решением с точки зрения оптимизации затрат, так как развитие происходит на уровне портала, а оболочка-приложение остается прежней.

Создание экосистемы

Не стоит забывать, что в основе любого мобильного решения, будь то портал или приложение, лежит основная серверная логика, которая определяет права доступа к данным, предоставляет информацию и обеспечивает возможность взаимодействия с центральными системами. Поэтому, в конечном счете, делать однозначный выбор в пользу мобильного портала или приложения не целесообразно, так как по мере возникновения новых бизнес-потебнрстей может понадобиться новый мобильный инструмент. Например, концепция SAP Mobile Platrom 3.0 предоставляет инструменты для разработки как нативных приложений для iOS и Android, так и веб-форм на базе HTML 5 и Ajax. Именно поэтому большинство компаний, развивающих стратегию мобилизации, работают сегодня именно в направлении разработки экосистемы мобильного доступа к основным ИС, а выбор формы этого доступа – портала или приложения, осуществляется уже в рамках отдельных бизнес-задач.

Андрей Шуклин

Короткая ссылка