Спецпроекты

На страницу обзора
Рейтинг развития ИКТ – в фокусе Россия
Информационно-коммуникационные технологии сегодня определяют развитие всей цивилизации и уровень конкурентоспособности отдельных экономик, поэтому правительства уделяют большое внимание их развитию, а индикатором успешности этой работы считают положение своей страны в различных международных рейтингах.

Позиция России в рейтинге Всемирного банка Doing Business является основным индикатором эффективности работы Минэкономразвития – в 2013 г. Россия поднялась в нем на 6 пунктов, до 112-го места. Но это только начало пути: в указе президента «О долгосрочной государственной экономической политике» установлены конкретные цели – рост до 50-й позиции в 2015 году и до 20-й в 2018 году.

Здесь нужно заметить, что индикаторы делового климата, оцениваемые Всемирным банком, хотя и не касаются напрямую уровня развития ИКТ, но в сильной степени от него зависят. Например, сейчас, по подсчету ВБ, получение разрешения на строительство занимает 42 процедуры и 344 дня, то к 2018 году Росстрой должен уложиться в 11 процедур и 56 дней. Подключение к электросетям сейчас требует 10 процедур, 281 день и 1574% дохода на душу населения, от Минэнерго требуется сократить их до 5 процедур, 40 дней и 25% подушевого дохода. Достижение таких показателей возможно прежде всего за счет оптимизации бизнес-процессов и информатизации работы органов власти. Иначе говоря, уровень зрелости электронного правительства играет важную роль в улучшении делового климата.

Электронное правительство: успехи и проблемы

В рейтинге готовности к электронному правительству (UN e-Government Readiness Index), публикуемом ООН раз в два года, Россия в 2012 г. заняла 27-е место из 190, поднявшись сразу на 32 позиции. Этот успех был достигнут благодаря широкой компании по внедрению и продвижению электронных госуслуг и запуску единого портала. Сыграли свою роль и многолетние усилия по развитию инфраструктуры — пусть даже не всегда эффективные инвестиции, сделанные за время действия ФЦП «Электронная Россия» все-таки стали давать какую-то отдачу.

Эксперты ООН в 2012 г. впервые выделили в отдельную группу большие страны с населением более 100 млн. чел., что позволяет проводить более адекватные сравнения. (Ибо сравнение России с Сингапуром или Эстонией в общем-то нерелевантно.)

Международные рейтинги качества государственного управления и развития информационного общества, спользуемые в Системном проекте на создание и эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства:

В этой подгруппе «тяжеловесов» Россия находится на 3-м месте, уступая только США и Японии, значительно опережая своих партнеров по БРИК — Бразилию, Индию и Китай.

До сих пор основные усилия по развитию электронного правительства прикладывались в одном направлении — максимальной доступности электронных госуслуг. В частности, в «майских указах» президента поставлены очень амбициозные цели – обеспечить к 2018 году уровень удовлетворенности граждан качеством госуслуг не менее 90% и уже к 2014 году сократить время ожидания в очереди до 15 минут. Признавая важность этой работы, нельзя упускать из виду, что интегральная оценка готовности страны к электронному правительству складывается из нескольких показателей, характеризующих уровень развития инфраструктуры и сервисов электронного правительства, и уровень готовности граждан электронными госуслугами пользоваться.

Электронному правительству — электронный гражданин

Наивысший результат России удалось получить по индексу человеческого капитала (0.885), характеризующему уровень грамотности и образованности населения. Это говорит о том, что граждане России в принципе готовы к электронным госуслугам, надо только дать им эту возможность.

Отдельно стоит упомянуть про индекс участия (e-Participation), который показывает уровень активности граждан в социально-экономических процессах. При этом роль государства меняется — оно должно превратиться из оператора, регулирующего доступ к информации и сервисам в проактивного посредника. В этом контексте крайне важно, чтобы информация и услуги были ориентированы на улучшение их понимания пользователями, удовлетворение потребностей и интересов граждан, особенно наименее защищенных категорий. Теперь нужно рассматривать граждан не только в качестве пассивных получателей информации через и услуг, но и в качестве активных партнеров, которым нужна поддержка в их взаимодействии с правительством с помощью ИКТ путем распространения соответствующей правительственной информации.

На общемировом фоне Россия неплохо смотрится по уровню развития инфраструктры и коммуникаций (0.6583, 30-е место), но по индексу участия граждан, наша страна попадает в последнюю, восьмую группу вместе с Чили и Бахрейном. (e-Participation Index: Chile 0.6579, Russian Federation 0.6579, Bahrain 0.6579). Если инициативы по развитию электронной демократии, которые не так давно стартовали, реально заработают, то это наверняка принесет России новые очки в следующем рейтинге ООН, ожидаемом в начале 2014 года.

Готовность к сетевому миру

Тренды, которые сейчас наблюдаются в сфере ИКТ, определенно говорят о приближении сетевого мира, когда каждый житель Земли будет иметь доступ к любым информационным ресурсам и все устройства будут подключены к единой сети. Всемирный экономический форум (World Economic Forum) совместно с INSEAD ежегодно публикует отчет о готовности стран к сетевому будущему и рассчитывает индекс Networked Readiness Index (NRI), показывающий способность стран использовать преимущества ИКТ для повышения конкурентоспособности и качества жизни. Результаты исследования подтверждают существование цифрового разрыва между развитыми странами и развивающимися.

По данным за 2012 год Россия находится на 54-м месте, между Коста Рикой и островом Маврикий, опережая при этом Китай и Бразилию, своих партнеров-конкурентов по БРИК. А лидируют в этом рейтинге Финляндия, Сингапур и Швеция, эти страны наиболее готовы к цифровому будущему.

Этот результат можно считать весьма неплохим, особенно если учесть, что по числу пользователей интернета мы на 57-месте, а по числу абонентов мобильной связи даже на 20-м. Несмотря на эти успехи, наша страна продолжает испытывать трудности с развитием электронной коммерции (107-е место), регулирующей среды (108-е место) и созданием благоприятных условий для бизнеса и инноваций (90-е место), что препятствует дальнейшему росту эффекта от использования ИКТ.

Влияние уровня проникновения 3G на рост ВВП

Смысл этих рейтингов отнюдь не в том, чтобы быть предметом национальной гордости. Исследования показывают линейную взаимосвязь между уровнем проникновения мобильного Интернета и показателями роста ВВП. В среднем, на примере 14 стран, удвоение 3G-трафика в период между 2005 и 2010 годами сопровождалось в этих странах ростом ВВП на 0.5% в год. Более того, в странах, где объем 3G-трафика особенно высок — в их числе Россия, Великобритания и Корея, отмечался даже более высокий темп роста ВВП, порядка 1,4% в год. Наоборот, в странах, где мобильный интернет только развивается, таких как Китай, Индия, Мексика и Южная Африка, этот эффект проявлялся менее выраженно.

Таким образом, уже очевидно, что в современном мире именно уровень развития ИКТ будет определять конкурентоспособность стран на глобальном рынке. Поэтому руководители стран и корпораций должны пересмотреть свое консервативное отношение к ИКТ, если они этого еще не сделали – пора считать развитие ИКТ стратегическим направлением, а не средством для воспроизведения устаревших бизнес-процессов при помощи новых технологий.

Станислав Макаров

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее
CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее