Спецпроекты

На страницу обзора
Все участники процесса должны понимать, к какому результату мы идем   
Тульская область неоднократно становилась пилотным регионом при внедрении крупных федеральных информационных систем. Правительство региона также активно развивает и собственные ИТ-проекты. О том, что представляет собой ИКТ-инфраструктура региона сегодня и каковы планы по дальнейшему ее развитию в интервью CNews рассказал Ярослав Раков, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.

Ярослав Раков

CNews: Как вы оцениваете текущую ИТ-архитектуру Тульской области? Какие у нее преимущества и недостатки? Что нужно изменить?

Ярослав Раков: Все наши структуры и процессы мы строили практически с нуля. Были централизованы поддержка пользователей, доработка и сопровождение информационных систем, а также проектный офис. Большинство решений было переведено на единые платформы. К примеру, РСЭП (Региональная система электронного правительства) или 1С. Типизировано прикладное программное обеспечение.

У такого подхода масса преимуществ: сокращение стоимости и необходимых ресурсов для поддержки и развития, прогнозируемость и гибкость. Это позволяет нам из года в год сохранять высокие темпы реализации множества проектов. Так, в 2015 году их было 22, например, внедрение единой системы учета обучающихся, система «Открытый бюджет Тульской области», строительство единой информационно-коммуникационной сети (ЕИКС), разработка и развитие мобильных приложений.

Сегодня среди наших основных задач – обучение внутренних заказчиков работе в новых условиях и выстраивание внутренних процессов.

CNews: Готовы ли вы ориентироваться на отечественные продукты или ПО с открытым кодом?

Ярослав Раков: Конечно. Ряд российских аналогов зарубежных программных продуктов ничем не хуже при гораздо меньшей стоимости владения. Раньше нам приходилось отдельно договариваться с поставщиками об использовании, например, российских СУБД. Теперь это тренд. Достаточно взглянуть на реестр отечественного ПО, в котором уже более 1 000 программных продуктов.

В своей работе мы используем довольно много отечественных разработок, в частности решения «ИрТех», «Прогноз», ЭОС, «Барс Груп», «Криста» и др.

CNews: В Тульской области существует 50% скидка на штрафы при оплате их на портале госуслуг. Увеличилось ли число оплат штрафов через интернет?

Ярослав Раков: Оплату штрафов на региональном портале госуслуг gosuslugi71.ru мы запустили 1 марта. Каждый месяц количество пользователей, которые оплачивают штрафы через наш сервис, удваивается. 50% скидка — хороший стимул автолюбителям не откладывать оплату штрафов на потом.

CNews: В 2016 году на региональном портале вы стали использовать виджеты федеральных услуг. Каковы результаты работы в формате виджетов?

Ярослав Раков: С момента создания регионального портала мы искали возможность оказания через него федеральных услуг. Нам хотелось, чтобы у туляков была единая точка доступа, с помощью которой можно будет с одинаковым качеством получить федеральные, региональные и муниципальные услуги. Поэтому мы с удовольствием приняли предложение Минкомсвязи стать одним из пилотных регионов для «Открытой платформы госуслуг».

rakov_.jpeg
Ярослав Раков: Все наши структуры и процессы мы строили практически с нуля

С начала года более 10 000 человек воспользовались виджетами на нашем портале. 7 000 жителей посмотрели налоги и 3 540 узнали свой ИНН. Сейчас мы рассматриваем возможность публикации на портале еще 12 федеральных виджетов в случае их разработки Минкомсвязью.

Кроме того, мы интегрировали личный кабинет gosuslugi71.ru с личным кабинетом федерального портала госуслуг. Теперь в личном кабинете федерального портала туляки могут отслеживать статус заявлений, историю обращений и видеть результаты оказания региональных услуг.

CNews: В рейтинге Минкомсвязи по развитию информационного общества вы занимаете 34 место. Достаточная ли это для вас позиция?

Ярослав Раков: Мы провели полный анализ методики оценки показателей в рейтинге, а также сравнили себя с остальными регионами по ЦФО. Точки роста для нас понятны. Уверен, в следующий раз мы будем на более высокой позиции.

CNews: Сейчас многие говорят о перспективах технологий умного города, внедрения инструментов интернета вещей. Но в принятых региональных программах развития информационного общества на несколько лет вперед их пока нет. Означает ли это, что подобные проекты вряд ли будут реализованы в ближайшее время?

Ярослав Раков: Технологии интернета вещей и умного города неизбежно коснутся нас в будущем: дома, на работе и, конечно, в государственной сфере. Насколько быстро это произойдет, зависит от многих факторов. Когда детально изучаешь продукты будущего, выясняется, что в большинстве своем они еще недостаточно проработаны и обладают высокой стоимостью как создания, так и владения. Уверен, это временно. Как только технологии интернета вещей и умного города выйдут на новый уровень развития с оптимальным соотношением цена/качество, госсектор обязательно возьмет их на вооружение.

CNews: Какие работы запланированы на 2016-2017 годы?

Ярослав Раков: Сегодня мы работаем над целым рядом проектов. Во-первых, это система «Транспорт 71» – удобный инструмент, позволяющий отслеживать работу муниципального пассажирского транспорта, искать остановки и строить маршруты в режиме реального времени. Мы выпустили приложение для Android и iOS. Сейчас работаем над веб-версией.

Во-вторых, в рамках проекта «Ведение ИПРА людей с ограниченными возможностями» мы автоматизируем обмен информацией между органами власти, бюро медико-социальной экспертизы и реабилитационными учреждениями. Это избавит людей с ограниченными возможностями от необходимости лично посещать органы власти. Достаточно будет один раз в заранее оговоренное время прийти в учреждение. План мероприятий можно будет получить на региональном портале госуслуг.

Также мы работаем над проектом создания централизованной системы управления архивами региона. Уже создана единая поисковая система электронного архива, электронный фонд пользования госархива Тульской области, наполнен научно-справочный аппарат. Жителям стали доступны электронные услуги: исполнение запросов, предоставление справок и копий, использование архивных документов. Если у запрашиваемого дела имеется цифровая копия, срок оказания услуги сокращается с 30 до 3 дней. Поток обращений в архивные учреждения со стороны жителей, органов власти и организаций растет. Поэтому проект особенно актуален.

Мы реализовали I этап проекта оформления электронных путевок в санаторно-оздоровительные лагеря. К концу года родители смогут подать заявление на путевки в санаторно-оздоровительные лагеря на gosuslugi71.ru. На портале можно будет выбрать санаторно-оздоровительные лагеря в приоритетном порядке и стать в очередь на путевку. Срок оказания услуги сократится с нескольких месяцев до 8 календарных дней. Посетить орган местного самоуправления нужно будет 1 раз вместо 3. В 2017 году начнется II этап. К проекту присоединятся загородные оздоровительные лагеря.

Мы развиваем региональную систему управления сферой образования, объединяем в единую сеть образовательные организации региона. Уже созданы системы «Электронный журнал» и «Электронный дневник», с помощью которых можно получить данные об успеваемости и об организации дошкольного, общего, дополнительного образования. Можно подавать заявки на зачисление в школы и детские сады через gosuslugi71.ru. Сейчас мы работаем над дистанционной подачей заявлений в колледжи, а также над мобильным приложением для школьников, внедряем систему многоуровневой оценки качества образования.

В этом году мы также реализуем новую концепцию портала городских сервисов «Открытый регион» (or71.ru). Наша задача – сделать работу со всеми сервисами проекта – «Реши проблему», «Дороги Тульской области», «Контакты ведомств» и другими – удобнее для жителей. Для этого их необходимо модернизировать, начиная от интерфейса и заканчивая внутренними механизмами работы. Также в рамках концепции будут разработаны новые сервисы «Городские помощники», в которых будет актуальная информация по важным социальным вопросам. Первый из них — «График отключения горячей воды в Тульской области» – мы запустили в июле 2016 года.

CNews: Какие системы наиболее востребованы органами госвласти региона?

Ярослав Раков: Это системы социально значимых направлений нашей работы: сферы здравоохранения, образования, обеспечения деятельности органов власти в рамках оказания госуслуг. Им мы уделяем особое внимание.

Например, на базе Региональной системы электронного правительства (РСЭП) работают самые востребованные жителями проекты: портал записи к врачу, портал gosuslugi71.ru, сеть МФЦ. На основе реализованы «Управление кадрами», «Централизованная бухгалтерия», «Справка о доходах», «Жилье молодым» и другие. Остальные наши решения — это, преимущественно, ведомственные информационные системы либо узкоспециализированное ПО.

CNews: Сейчас на правительственном и экспертном уровне активно обсуждается необходимость повышения качества государственных услуг. Как, на ваш взгляд, этого можно добиться?

Ярослав Раков: Важно пересмотреть роль человеческого фактора и максимально сократить его влияние там, где это возможно. И параллельно работать над полной автоматизацией процесса оказания услуг. Единожды отлаженные автоматизированные механизмы работают быстро и без ошибок. Исчезают коррупционная составляющая и предвзятость решения. А следовательно, растет и качество оказания услуги.

Отдельное внимание стоит уделять развитию культуры оказания услуг в ведомствах. Формировать понимание важности, открытости и человечности в работе с людьми.

Проблемой все еще остается нормативное регулирование и стандартизация. Нет четкого понимания, что такое электронная услуга. И, к сожалению, пока нет возможности отказаться от бумажного документооборота.

В рамках работы над повышением качества оказания государственных услуг в Тульской области мы выделяем два основных направления. Первое: типизация административных регламентов. Второе: исключение необоснованных процедур и документов в процессе оказания государственных и муниципальных услуг. Еще одна важная составляющая повышения качества — развитие сети МФЦ. Мы внедрили стандарты качества обслуживания во всех 34 МФЦ нашего региона и регулярно контролируем их выполнение. В прошлом году мы открыли многофункциональный миграционный центр для оказания услуг иностранным гражданам. В апреле для удобства предпринимателей начал работу МФЦ для бизнеса. Важно, что эта работа находит живой отклик у жителей. Мы получаем очень много положительных отзывов.

CNews: Какие методы снижения себестоимости обслуживания региональной ИТ- инфраструктуры вы считаете эффективными?

Ярослав Раков: Значимую роль в вопросе снижения себестоимости играет уже упомянутая политика импортозамещения. Как я говорил, российские ИТ-продукты при равных возможностях в ряде случаев гораздо дешевле зарубежных аналогов. Политика импортозамещения стала дополнительным стимулом для развития российских компаний. Думаю, что в ближайшее время мы увидим много новых конкурентоспособных ИТ-решений. Нужно следить за рынком, чтобы не пропустить интересный продукт по выгодной цене. Что мы и делаем.

Также нельзя недооценивать возможности внутренних ресурсов. Не всегда привлечение сторонних команд и проектных организаций является безальтернативным. Сторонние услуги в большинстве случаев на порядок дороже, чем стоимость труда специалистов внутри организации. Это существенный резерв для снижения стоимости решения поставленных задач. Важно уделять особое внимание развитию собственных сотрудников, помогать им расти.

CNews: Есть ли у вас особые принципы управления ИТ в области, на которые вы опираетесь, реализуя ИТ-политику?

Ярослав Раков: Первый принцип: все участники процесса должны понимать, к какому результату мы идем. Второй: минимальная нагрузка на бюджет в рамках выполнения наших задач. Третий: масштабируемость и гибкость внедряемых систем. В приоритете — решения на основе открытого кода или API.

CNews: В последнее время в регионах все чаше внедряются регсегменты больших федеральных систем (ГИС ЖКХ, АПК БГ, ЕГИСЗ, АИС «Контингент» и пр.). В чем вы видите достоинство создания таких крупных систем и какие типовые сложности возникают при их внедрении в регионах?

Ярослав Раков: Централизованные решения экономят бюджетные деньги всех уровней власти, унифицируют процессы, делают процедуры прозрачнее.

Для того, чтобы избежать сложностей на региональном уровне, надо уделять дополнительное внимание региональному сегменту. Качество финального продукта должно быть одинаково высоким для всех регионов. Поэтому в методологических вопросах важно минимизировать возможность разночтений и недопонимания. Правила работы при внедрении регионального сегмента должны быть едиными и как можно более детальными. Конечно, необходимо предусмотреть возможность доработки решения с учетом потребностей региона, но такая доработка должна быть минимальной.