CNews: Весной почти всем компаниям, которые в принципе могли работать удаленно, пришлось перейти в дистанционный формат. Вы — не только игрок телеком-рынка, но и новый облачный провайдер. Скажите, «МегаФон» наблюдал какой-то повышенный спрос на виртуальные вычисления среди корпоративного сектора в связи с пандемией?
Алексей Извеков:

Запросов стало значительно больше, спрос увеличился примерно в три раза. Даже те, кто был весьма скептически настроен относительно использования облаков, в одночасье оказались перед выбором: либо прекращаем работу вовсе, либо оперативно адаптируемся к сложившейся ситуации. Всем, кто хотел остаться на плаву, пришлось в кратчайшие сроки переходить в онлайн с нуля, резко масштабировать инфраструктуру, а также организовывать удаленные рабочие места.

Александр Осипов:

Перейти на удаленку можно разными средствами. Кто-то подошел к вопросу беспечно: подключились кое-как к корпоративным информационным системам удаленно, посчитав, что это не слишком нарушит принципы безопасности организации. Никто не думал, что коронакризис продлится так долго, полагая, что через месяц ситуация исправится.

CNews: Какие конкретно задачи хотели решить с вашей помощью те, кто был захвачен врасплох карантином и последовавшей за ним неопределенностью?
Александр Осипов:
Алексей Извеков
«МегаФон» буквально за 10 дней адаптировал портфель решений для организации дистанционной работы

Компаниям было необходимо обеспечить защищенную удаленную среду для работы сотрудников, использовать наши облачные сервисы для онлайн-коммуникации и управления командами (для этого потребовались чаты, почта, сервис для проведения видеоконференций). Кроме того, был запрос на масштабирование или создание с нуля инфраструктуры для развития онлайн-каналов продажи.

Алексей Извеков:

Мы все оказались в одной лодке. Масштабные проекты с отложенным сроком эффективности были заморожены, так как компании могли планировать свою деятельность только в краткосрочной перспективе. Видя, что происходит на рынке, «МегаФон» буквально за 10 дней адаптировал портфель решений для организации дистанционной работы.

Александр Осипов:

В период пандемии мы временно предоставляли ресурсы и услуги на бесплатной основе, например, платформу для облачной видеоконференцсвязи или хранилище данных, распределенную доставку контента (CDN) или обработку и хранение данных в «МегаФон Облаке». В наших решениях нуждались не только компании, но и учебные заведения. Вычислительные ресурсы понадобились также множеству региональных штабов по борьбе с коронавирусом. В то время мы предоставляли часть своих платных решений бесплатно и делали это не в рекламных целях, а потому, что хотели внести свой вклад в общее дело, поддержать таким образом все отрасли, нуждающиеся в помощи.

CNews: Из-за массового перехода на удаленную работу люди кинулись скупать ноутбуки, а те внезапно сделались дефицитом, как гречка. Говорят, некоторые покупали гаджеты даже в ломбардах. В результате директоры по ИБ обнаружили, что периметр безопасности растекся до безобразия, а защититься стало очень сложно.
Александр Осипов:

Знакомый, работающий в банке, рассказал, что три месяца на удаленке ничем не занимался, потому что просто не мог дождаться выдачи рабочего ноутбука взамен его рабочего стационарного ПК — за ними стояла огромная очередь сотрудников. Вот в таких случаях облачные технологии — единственное приемлемое решение. В том числе и из-за вопросов, связанных с безопасностью.

Алексей Извеков:

Когда удаленная работа организовывается самостоятельно, чаще всего применяются VPN-подключения и бесплатное ПО. От кибермошенника, нацелившегося на корпоративную сеть, это не защитит.

CNews: Наверное, поэтому в даркнете прямо сейчас продают доступы в корпоративные сети компаний по цене от $5 тыс. Эту информацию недавно озвучивала антивирусная компания.
Алексей Извеков:
Александр Осипов
Никто не думал, что коронакризис продлится так долго, полагая, что через месяц ситуация исправится

Такие последствия могут наступить, если работать не централизованно, какими-то точечными методами — защита будет малоэффективной. Даже антивирус не спасет. Пользователь дома ставит на ПК антивирус и полагает, что все в порядке. Но при этом, например, его Wi-Fi-роутер остается незащищенным — отличная лазейка, через которую злоумышленник попадает в ERP, CRM, бухгалтерские программы. Словом, находится в системе под видом авторизовавшегося пользователя, попутно собирая все данные, представляющие собой хоть какую-то ценность. А компания их теряет.

Александр Осипов:

В облаках пользователь сразу попадает в максимально защищенную среду, где организовано правильное подключение. При этом в зависимости от нужд компании, можно предоставить VDI и каждый пользователь получит аналог своего рабочего компьютера с выделенным пространством, закрепленными мощностями. Есть и более дешевое решение: терминальные фермы, или RDS (Remote Desktop Services). На определенное количество людей выделяется определенный объем мощностей, но при этом подразумевается, что профиль нагрузки на вычислительные ресурсы будет усреднен.

Алексей Извеков:

Создание единообразной рабочей станции пользователя в RDS ведет к переиспользованию различных лицензий. У продавцов будет в том числе «1С», а у бухгалтера — CRM, потому что образ рабочего стола един, но у сотрудников окажется доступ и к нужным, и к ненужным им программам. С VDI такого не происходит, потому что технология позволяет настраивать каждую виртуальную рабочую станцию под отдельную роль.

Александр Осипов:

Мы сами используем VDI. Наш бизнес — не исключение, и, точно так же, как и другим, «МегаФону» пришлось переводить сотрудников на удаленку, причем быстро.

CNews: Компаниям пришлось поторопиться. Тут недавно в Amazon подсчитали, что каждая минута простоя обходится им в $165 тысяч.
Алексей Извеков:

Мы перевели на удаленку около 14 тысяч сотрудников «МегаФона» меньше, чем за неделю. И, что особенно важно, сделали это без ущерба рабочим процессам.

Александр Осипов:

Добавлю, что вопросы безопасности связаны не только с киберугрозами, но и с задачей соответствия всем требованиям регуляторов. Некоторые даже вполне успешные компании не могут защитить персональные данные сотрудников и клиентов от воздействия внешних факторов. В «МегаФон Облаке» есть не только рубежи обороны, неподвластные хакерам, но и все сертифицированные средства защищенности, которые полностью соответствуют действующему законодательству.

Алексей Извеков:

Мы все оказались в одной лодке. Масштабные проекты с отложенным сроком эффективности были заморожены, так как компании могли планировать свою деятельность только в краткосрочной перспективе. Видя, что происходит на рынке, «МегаФон» буквально за 10 дней адаптировал портфель решений для организации дистанционной работы.

CNews: Сейчас на рынке представлено много облачных провайдеров. Почему клиенты выбирают «МегаФон»?
Алексей Извеков:

Облака от «МегаФона» отличаются от большинства решений на рынке. У нас — высший уровень защищенности из всех возможных, прописанных в федеральных законах, подзаконных актах и приказах. Чтобы обеспечить этот уровень, нужно выполнить около ста требований. Не каждая компания готова пойти на это, храня персональные данные у себя. В облаках клиенты получают возможность хранить свои данные на аттестованной инфраструктуре без лишних проблем.

Александр Осипов:

В России сейчас всего несколько компаний, которые аттестованы по УЗ-1 и К-1, то есть с такими же сертификатами соответствия, как у нас.

Алексей Извеков:

«МегаФон» получил аттестат соответствия государственного образца, и это важно. Сейчас на рынке бывает такое: компания утверждает, что она соответствует всем требованиям закона, но это не подкреплено никаким официальным документом.

CNews: Долго получать такой аттестат?
Алексей Извеков:

Долго и сложно, мы потратили на это около года.

Александр Осипов:

Зато теперь облачными решениями от «МегаФона» могут пользоваться даже государственные компании. Вся информация, не содержащая гостайны, может спокойно размещаться на нашей платформе. При этом данные никуда не пропадут.

CNews: Кстати, о хранилищах. Какого рода компании заинтересованы в использовании объектного хранилища, которое входит в состав облачной платформы «МегаФона»?
Алексей Извеков:
Алексей Извеков:
Мы перевели на удаленку около 14 тысяч сотрудников «МегаФона» меньше, чем за неделю

У нас более 100 площадок, выделенных под облачную платформу, поэтому мы можем организовать удобное и надежное хранение данных. Когда своих объемов не хватает, можно использовать безразмерное объектное хранилище, это недорогое и легко масштабируемое решение, в котором поместится любое количество векторной графики, видеоконтента и логов приложений. Объектные хранилища чаще всего выбирают для хранения видео и «холодной» информации. Сейчас многие организации занимаются видеоаналитикой, генерируют огромные потоки данных — достаточно вспомнить хотя бы архивные документы и резервные копии. А объектное хранилище — один из самых дешевых способов управлять архивами данных. DCS (Distributed Computing Storage) от «МегаФона» легко масштабировать и использовать вместе с протоколом S3 API. Все объекты хранятся в геораспределенной структуре на территории всей России с возможностью быстрого доступа к файлам.

Александр Осипов:

Для многих компаний важно хранить персональные данные в полном соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных» на территории России. Здесь мы можем помочь путем предоставления выделенного кластера для хранения подобных данных, аттестованного по самому высокому классу защищенности.

CNews: Мы много говорили о том, что компании были просто вынуждены перейти на удаленку и поэтому пошли в облако. Значит ли это, что с концом пандемии интерес к облакам снова упадет?
Алексей Извеков:

Пандемия — это причина рассмотреть технологии, до которых компания не добралась раньше. Однако бизнесу и потом будут нужны такие решения. Например, если компания быстро растет, меняется и нуждается в масштабируемой ИТ-инфраструктуре, но при этом у нее нет времени и сил заниматься построением собственных ЦОДов и поиском высокооплачиваемых специалистов. Иногда компания просто не успевает масштабировать инфраструктуру вслед за своим ростом и в результате тратит на внеплановую модернизацию время и деньги или самолично ограничивает темп своего роста несвоевременным увеличением производительности ИТ-систем. Виртуальная инфраструктура (в отличие от привычных серверов) легко и быстро масштабируется без закупки дорогостоящего физического оборудования. Для развертывания новых мощностей не нужно держать штат квалифицированных специалистов, а на апгрейд всех серверов уходит несколько часов и пара кликов. Виртуальную инфраструктуру от «МегаФона» отличает высокая производительность и отказоустойчивость.

Александр Осипов:

Бывает так, что заказчики используют облака для хранения резервных копий. Мы пошли еще дальше и предусмотрели Disaster Recovery — это репликация данных, или постоянно обновляемый облачный клон всей ИТ-инфраструктуры компании. Использование резервного копирования и репликации позволяет защититься как от аварий — запустить готовую реплику в облаке — так и от действий злоумышленников, восстановив резервную копию из облака. Когда жесткие диски компьютеров — единственное место, где компания хранит данные, остановить работу на несколько дней становится довольно легко. Чтобы данные были в сохранности и не зависели от внешних обстоятельств, нужно постоянно делать резервное копирование. Резервное копирование от «МегаФона» — это простой способ сохранять и восстанавливать копии объектов любого объема, размещенных в ЦОДах уровня Tier III.

CNews: И напоследок все-таки спрошу. Вы же всегда были телеком-оператором. Почему вы вдруг ушли в облака? Это логичное развитие бизнеса? Хотя, конечно, сейчас это устойчивый тренд, когда почта становится банком, банк — ритейлером, а ритейлер — технологичной интернет-компанией.
Алексей Извеков:

Если проанализировать историю метаморфоз лидеров рынка в различных отраслях, можно заметить, что они часто далеко не первыми приходят в новые для себя области, но быстро завоевывают весомую долю рынка. Я считаю, что это вполне логично для телеком-провайдера — развивать систему цифровых продуктов, в том числе облачных. Благодаря развитой инфраструктуре базовых станций, каналам связи по всей стране и сотням точек присутствия мы довольно легко интегрируем современные цифровые сервисы в «шаговой доступности» от заказчиков по всей стране. У нас обширная внутренняя экспертиза, основанная, в том числе, на опыте решения собственных бизнес-задач компании. И мы стремимся делиться накопленными знаниями и возможностями с нашими клиентами. «МегаФон» уже давно вышел за рамки мобильного оператора, компания известна на рынке как надежный цифровой партнер для бизнеса, потому что мы успешно развиваемся в новых направлениях и постоянно расширяем поле деятельности.