CNews: Весной почти всем компаниям, которые в принципе могли работать удаленно, пришлось перейти в дистанционный формат. Вы — не только игрок телеком-рынка, но и новый облачный провайдер. Скажите, «МегаФон» наблюдал какой-то повышенный спрос на виртуальные вычисления среди корпоративного сектора в связи с пандемией?
Алексей Извеков:

Запросов стало значительно больше, спрос увеличился примерно в три раза. Даже те, кто был весьма скептически настроен относительно использования облаков, в одночасье оказались перед выбором: либо прекращаем работу вовсе, либо оперативно адаптируемся к сложившейся ситуации. Всем, кто хотел остаться на плаву, пришлось в кратчайшие сроки переходить в онлайн с нуля, резко масштабировать инфраструктуру, а также организовывать удаленные рабочие места.

Александр Осипов:

Перейти на удаленку можно разными средствами. Кто-то подошел к вопросу беспечно: подключились кое-как к корпоративным информационным системам удаленно, посчитав, что это не слишком нарушит принципы безопасности организации. Никто не думал, что коронакризис продлится так долго, полагая, что через месяц ситуация исправится.

CNews: Какие конкретно задачи хотели решить с вашей помощью те, кто был захвачен врасплох карантином и последовавшей за ним неопределенностью?
Алексей Извеков
«МегаФон» буквально за 10 дней адаптировал портфель решений для организации дистанционной работы

Компаниям было необходимо обеспечить защищенную удаленную среду для работы сотрудников, использовать наши облачные сервисы для онлайн-коммуникации и управления командами (для этого потребовались чаты, почта, сервис для проведения видеоконференций). Кроме того, был запрос на масштабирование или создание с нуля инфраструктуры для развития онлайн-каналов продажи.

Алексей Извеков:

Мы все оказались в одной лодке. Масштабные проекты с отложенным сроком эффективности были заморожены, так как компании могли планировать свою деятельность только в краткосрочной перспективе. Видя, что происходит на рынке, «МегаФон» буквально за 10 дней адаптировал портфель решений для организации дистанционной работы.

Александр Осипов:

В период пандемии мы временно предоставляли ресурсы и услуги на бесплатной основе, например, платформу для облачной видеоконференцсвязи или хранилище данных, распределенную доставку контента (CDN) или обработку и хранение данных в «МегаФон Облаке». В наших решениях нуждались не только компании, но и учебные заведения. Вычислительные ресурсы понадобились также множеству региональных штабов по борьбе с коронавирусом. В то время мы предоставляли часть своих платных решений бесплатно и делали это не в рекламных целях, а потому, что хотели внести свой вклад в общее дело, поддержать таким образом все отрасли, нуждающиеся в помощи.

CNews: Из-за массового перехода на удаленную работу люди кинулись скупать ноутбуки, а те внезапно сделались дефицитом, как гречка. Говорят, некоторые покупали гаджеты даже в ломбардах. В результате директоры по ИБ обнаружили, что периметр безопасности растекся до безобразия, а защититься стало очень сложно.
Александр Осипов:

Знакомый, работающий в банке, рассказал, что три месяца на удаленке ничем не занимался, потому что просто не мог дождаться выдачи рабочего ноутбука взамен его рабочего стационарного ПК — за ними стояла огромная очередь сотрудников. Вот в таких случаях облачные технологии — единственное приемлемое решение. В том числе и из-за вопросов, связанных с безопасностью.

Алексей Извеков:

Когда удаленная работа организовывается самостоятельно, чаще всего применяются VPN-подключения и бесплатное ПО. От кибермошенника, нацелившегося на корпоративную сеть, это не защитит.

CNews: Наверное, поэтому в даркнете прямо сейчас продают доступы в корпоративные сети компаний по цене от $5 тыс. Эту информацию недавно озвучивала антивирусная компания.
Алексей Извеков:
Александр Осипов
Никто не думал, что коронакризис продлится так долго, полагая, что через месяц ситуация исправится

Такие последствия могут наступить, если работать не централизованно, какими-то точечными методами — защита будет малоэффективной. Даже антивирус не спасет. Пользователь дома ставит на ПК антивирус и полагает, что все в порядке. Но при этом, например, его Wi-Fi-роутер остается незащищенным — отличная лазейка, через которую злоумышленник попадает в ERP, CRM, бухгалтерские программы. Словом, находится в системе под видом авторизовавшегося пользователя, попутно собирая все данные, представляющие собой хоть какую-то ценность. А компания их теряет.

Александр Осипов:

В облаках пользователь сразу попадает в максимально защищенную среду, где организовано правильное подключение. При этом в зависимости от нужд компании, можно предоставить VDI и каждый пользователь получит аналог своего рабочего компьютера с выделенным пространством, закрепленными мощностями. Есть и более дешевое решение: терминальные фермы, или RDS (Remote Desktop Services). На определенное количество людей выделяется определенный объем мощностей, но при этом подразумевается, что профиль нагрузки на вычислительные ресурсы будет усреднен.

Алексей Извеков:

Создание единообразной рабочей станции пользователя в RDS ведет к переиспользованию различных лицензий. У продавцов будет в том числе «», а у бухгалтераCRM, потому что образ рабочего стола един, но у сотрудников окажется доступ и к нужным, и к ненужным им программам. С VDI такого не происходит, потому что технология позволяет настраивать каждую виртуальную рабочую станцию под отдельную роль.

Александр Осипов:

Мы сами используем VDI. Наш бизнес — не исключение, и, точно так же, как и другим, «МегаФону» пришлось переводить сотрудников на удаленку, причем быстро.

CNews: Компаниям пришлось поторопиться. Тут недавно в Amazon подсчитали, что каждая минута простоя обходится им в $165 тысяч.
Алексей Извеков:

Мы перевели на удаленку около 14 тысяч сотрудников «МегаФона» меньше, чем за неделю. И, что особенно важно, сделали это без ущерба рабочим процессам.

Александр Осипов:

Добавлю, что вопросы безопасности связаны не только с киберугрозами, но и с задачей соответствия всем требованиям регуляторов. Некоторые даже вполне успешные компании не могут защитить персональные данные сотрудников и клиентов от воздействия внешних факторов. В «МегаФон Облаке» есть не только рубежи обороны, неподвластные хакерам, но и все сертифицированные средства защищенности, которые полностью соответствуют действующему законодательству.

Алексей Извеков:

Мы все оказались в одной лодке. Масштабные проекты с отложенным сроком эффективности были заморожены, так как компании могли планировать свою деятельность только в краткосрочной перспективе. Видя, что происходит на рынке, «МегаФон» буквально за 10 дней адаптировал портфель решений для организации дистанционной работы.

CNews: Сейчас на рынке представлено много облачных провайдеров. Почему клиенты выбирают «МегаФон»?
Алексей Извеков:

Облака от «МегаФона» отличаются от большинства решений на рынке. У нас — высший уровень защищенности из всех возможных, прописанных в федеральных законах, подзаконных актах и приказах. Чтобы обеспечить этот уровень, нужно выполнить около ста требований. Не каждая компания готова пойти на это, храня персональные данные у себя. В облаках клиенты получают возможность хранить свои данные на аттестованной инфраструктуре без лишних проблем.

Александр Осипов:

В России сейчас всего несколько компаний, которые аттестованы по УЗ-1 и К-1, то есть с такими же сертификатами соответствия, как у нас.

Алексей Извеков:

«МегаФон» получил аттестат соответствия государственного образца, и это важно. Сейчас на рынке бывает такое: компания утверждает, что она соответствует всем требованиям закона, но это не подкреплено никаким официальным документом.

CNews: Долго получать такой аттестат?
Алексей Извеков:

Долго и сложно, мы потратили на это около года.

Александр Осипов:

Зато теперь облачными решениями от «МегаФона» могут пользоваться даже государственные компании. Вся информация, не содержащая гостайны, может спокойно размещаться на нашей платформе. При этом данные никуда не пропадут.

CNews: Кстати, о хранилищах. Какого рода компании заинтересованы в использовании объектного хранилища, которое входит в состав облачной платформы «МегаФона»?
Алексей Извеков:
Алексей Извеков:
Мы перевели на удаленку около 14 тысяч сотрудников «МегаФона» меньше, чем за неделю

У нас более 100 площадок, выделенных под облачную платформу, поэтому мы можем организовать удобное и надежное хранение данных. Когда своих объемов не хватает, можно использовать безразмерное объектное хранилище, это недорогое и легко масштабируемое решение, в котором поместится любое количество векторной графики, видеоконтента и логов приложений. Объектные хранилища чаще всего выбирают для хранения видео и «холодной» информации. Сейчас многие организации занимаются видеоаналитикой, генерируют огромные потоки данных — достаточно вспомнить хотя бы архивные документы и резервные копии. А объектное хранилище — один из самых дешевых способов управлять архивами данных. DCS (Distributed Computing Storage) от «МегаФона» легко масштабировать и использовать вместе с протоколом S3 API. Все объекты хранятся в геораспределенной структуре на территории всей России с возможностью быстрого доступа к файлам.

Александр Осипов:

Для многих компаний важно хранить персональные данные в полном соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных» на территории России. Здесь мы можем помочь путем предоставления выделенного кластера для хранения подобных данных, аттестованного по самому высокому классу защищенности.

CNews: Мы много говорили о том, что компании были просто вынуждены перейти на удаленку и поэтому пошли в облако. Значит ли это, что с концом пандемии интерес к облакам снова упадет?
Алексей Извеков:

Пандемия — это причина рассмотреть технологии, до которых компания не добралась раньше. Однако бизнесу и потом будут нужны такие решения. Например, если компания быстро растет, меняется и нуждается в масштабируемой ИТ-инфраструктуре, но при этом у нее нет времени и сил заниматься построением собственных ЦОДов и поиском высокооплачиваемых специалистов. Иногда компания просто не успевает масштабировать инфраструктуру вслед за своим ростом и в результате тратит на внеплановую модернизацию время и деньги или самолично ограничивает темп своего роста несвоевременным увеличением производительности ИТ-систем. Виртуальная инфраструктура (в отличие от привычных серверов) легко и быстро масштабируется без закупки дорогостоящего физического оборудования. Для развертывания новых мощностей не нужно держать штат квалифицированных специалистов, а на апгрейд всех серверов уходит несколько часов и пара кликов. Виртуальную инфраструктуру от «МегаФона» отличает высокая производительность и отказоустойчивость.

Александр Осипов:

Бывает так, что заказчики используют облака для хранения резервных копий. Мы пошли еще дальше и предусмотрели Disaster Recovery — это репликация данных, или постоянно обновляемый облачный клон всей ИТ-инфраструктуры компании. Использование резервного копирования и репликации позволяет защититься как от аварий — запустить готовую реплику в облаке — так и от действий злоумышленников, восстановив резервную копию из облака. Когда жесткие диски компьютеров — единственное место, где компания хранит данные, остановить работу на несколько дней становится довольно легко. Чтобы данные были в сохранности и не зависели от внешних обстоятельств, нужно постоянно делать резервное копирование. Резервное копирование от «МегаФона» — это простой способ сохранять и восстанавливать копии объектов любого объема, размещенных в ЦОДах уровня Tier III.

CNews: И напоследок все-таки спрошу. Вы же всегда были телеком-оператором. Почему вы вдруг ушли в облака? Это логичное развитие бизнеса? Хотя, конечно, сейчас это устойчивый тренд, когда почта становится банком, банк — ритейлером, а ритейлер — технологичной интернет-компанией.
Алексей Извеков:

Если проанализировать историю метаморфоз лидеров рынка в различных отраслях, можно заметить, что они часто далеко не первыми приходят в новые для себя области, но быстро завоевывают весомую долю рынка. Я считаю, что это вполне логично для телеком-провайдера — развивать систему цифровых продуктов, в том числе облачных. Благодаря развитой инфраструктуре базовых станций, каналам связи по всей стране и сотням точек присутствия мы довольно легко интегрируем современные цифровые сервисы в «шаговой доступности» от заказчиков по всей стране. У нас обширная внутренняя экспертиза, основанная, в том числе, на опыте решения собственных бизнес-задач компании. И мы стремимся делиться накопленными знаниями и возможностями с нашими клиентами. «МегаФон» уже давно вышел за рамки мобильного оператора, компания известна на рынке как надежный цифровой партнер для бизнеса, потому что мы успешно развиваемся в новых направлениях и постоянно расширяем поле деятельности.