Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Конец мифа: настоящих PLM совсем мало

Предлагая решения для управления жизненным циклом изделий (PLM), некоторые разработчики лукавят: продуктов, полностью соответствующих концепции, немного. Но это не мешает мировому рынку PLM активно развиваться, а российским разработчикам таких систем – надеяться на весомую поддержку со стороны государства. В любом случае, перспективы этого сектора рынка вполне радужные.

Псевдо-PLM

Autodesk, меньше всех заявляющая о своих притязаниях на PLM, стоит в этом списке особняком, так как представляет не только самые популярные в мире CAD-системы для машиностроительного проектирования, но и имеет серьезные позиции на рынке программного обеспечения для архитекторов, строителей, геодезистов, землеустроителей, дизайнеров и аниматоров.

Что же предлагает Autodesk? Пользователям хорошо известны возможности таких систем, как AutoCAD в 2D-сегменте (в AutoCAD 2007 основной упор был сделан на трехмерное проектирование) и Autodesk Inventor (3D-проектирование). В части PDM, у Autodesk три предложения: Vault, Productstream и Buzzsaw. Название первого говорит само за себя, Vault - это электронный архив с необходимыми для его организации функциями (типа "check in – check out", "куда входит – из чего состоит" и т.д.). Productstream – дальнейшее развитие архива Vault с непременным атрибутом современного PDM-решения – системой автоматизации документооборота Workflow. Buzzsaw – это web-сервис PDM-системы. Причем, предложение PDM как web-сервиса завоевывает все большую популярность в мире, ведь пользователям не приходится тратиться на дорогостоящее аппаратное обеспечение (серверы, сетевое оборудование и т.д.) и программное обеспечение (собственно поставку, обновления, поддержку, программы для информационной и антивирусной защиты и др.), они просто платят за пользование данной услугой. Слабыми местами такого решения являются соединение с интернетом (от проблем со связью никто не застрахован) и необходимость хранения части конфиденциальных данных за пределами компании.

Таким образом, модельный ряд Autodesk наиболее близок к полноценным PLM-решениям от трио ведущих игроков этого рынка по версии Daratech, чего нельзя сказать об остальных компаниях, представленных на диаграмме.

MSC.Software, ANSYS и Fluent предлагают решения исключительно для инженерного анализа (CAE); SAP – один из лидеров рынка ERP. Компания MatrixOne вскоре, после того как были обнародованы вышеприведенные данные, то есть по окончании DaratechSUMMIT 2006, была куплена компанией Dassault Systemes за 410 млн. долл. (и наработки MatrixOne уже включены в продукты Dassault Systemes), а ANSYS приобрела Fluent. Так что в итоге игроков на рынке PLM стало еще меньше.

Мировой рынок CAE-систем в 2005 году: объем, лидеры

 Мировой рынок CAE-систем в 2005 году: объем, лидеры

* Объем рынка разделен на доходы от разработки ПО, доходы от продаж конечным пользователям (ритейл) и дистрибьюторам (прямые продажи)

Источник: Daratech, 2006

Похоже, в CAE-сегменте вообще останутся только два "чистых" игрока: MSC.Software и ANSYS, учитывая, что Dassault Systеmes сообщила о приобретении еще одного серьезного разработчика программного обеспечения для инженерного анализа – компании Abaqus.

PLM и российская национальная безопасность

Забота российских чиновников о национальной безопасности зачастую принимает весьма причудливые формы. Тому примером является начатая кампания по недопущению ПО иностранного производства в госструктуры, оборонные предприятия, в энергетику и транспорт, то есть в ключевые отрасли российской экономики.

Если дело дойдет до разработки собственной операционной системы взамен вездесущей Windows, то этот опыт, смеем надеяться, будет реализован не "с нуля", а хотя бы на базе открытой ОС Linux. Что же касается СУБД, то даже КГБ в эпоху "холодной войны", оценив российские разработки и поняв, что решение, стоящих перед этим ведомством задач невозможно на базе отечественного ПО, вполне легитимно приобрел лицензии на Oracle.

В последнее время бурное развитие ИТ-компаний в России привело к формированию своего лобби, которое может сработать в пользу отечественных разработок. Российским разработчикам есть за что бороться: например, в 2005 г. 90% средств, выделенных на госзакупки ПО, были потрачены на зарубежные программные продукты. Единственное, что хотелось бы пожелать нашим ИТ-компаниям и их лоббистам: не надо переоценивать собственные силы, а неплохо бы для начала поработать в кооперации с западными вендорами, возможно, они бы даже согласились пройти сертификацию на предмет отсутствия в их ПО "недокументированных функций".

Как бы там ни было, но до такой узкой ИТ-ниши как PLM дело дойдет в последнюю очередь. Однако сегодняшним российским заказчикам PLM-решений придется учитывать и этот политический маневр, ведь собственного PLM-вендора в России пока нет. Среди множества игроков в российском CAD/CAM/CAE/PDM-пространстве по полноте и комплексности своей линейки продуктов выделяются лишь две компании: "Аскон" и "Топ Системы". Однако у них отсутствует решение класса Hi-end, решения же по 3D-моделированию пока только начинают конкурировать с западными пакетами в среднем классе.

В PLM-решение от "Аскон" входят CAD "Компас 2D/3D", PDM-система "Лоцман:PLM", а CAM- и CAE-компоненты отданы на откуп сторонним разработчикам. В случае CAM-системы это "ГеММа-3D" производства НТЦ "Гемма", а CAE-компонент – WinMachine от НТЦ АПМ. Добавим еще, что название PDM-системы "Лоцман:PLM" не должно никого вводить в заблуждение, это не более чем маркетинговый ход.

PLM от "Топ Систем" состоит из CAD (T-FLEX CAD 2D/3D), CAM (T-FLEX ЧПУ), CAE (T-FLEX АНАЛИЗ), PDM (T-FLEX DOCs) и САРР (T-FLEX Технология). Следует еще отметить, что несколько лет назад компания отказалась от развития собственного графического ядра, переключившись на всем известный Parasolid, на котором построены Unigraphics, Solid Works и Solid Edge.

Как мы видим, определенный потенциал у российского PLM есть. И на энтузиазме запретительства иностранного ПО можно значительно ускорить разработку полноценной отечественной PLM-системы. Необходимо лишь в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью.

Лед тронулся?

24 апреля 2006 года на выставке Hannover Messe-2006 в Ганновере российская делегация во главе с Германом Грефом, посетив стенд компании "Топ Системы", открыла для себя существование отечественных разработчиков САПР. По-видимому, министр твердо уверился в возможности создания в России собственного PLM-решения, ни в чем не уступающего западным аналогам, и поэтому обещал рассмотреть вопрос о финансировании такого проекта.

"Цена вопроса" составляет около 100 млн. долл. ежегодных инвестиций. Причем, это тот минимум, который вкладывают в исследования и разработку поставщики лучших PLM-решений. Для того же "Аскона" с годовым доходом чуть более $10 млн. это будет качественно новым уровнем финансирования. Но готово ли государство действительно решить поставленную задачу?

Сергей Гарринчев / CNews

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153