Спецпроекты

На страницу обзора
Ситуационные центры: для безопасности и не только

Ситуационные центры в России сегодня – это оснащенные современным оборудованием сложные комплексы, предназначенные для анализа различных ситуаций и помогающие принятию управленческих решений. Среди актуальных направлений развития ситуационных центров – инструментарий для разноплановой аналитики, мобильные решения, 3D-визуализация.

 

Развитие ситуационных центров в России началось около 20 лет, когда государственные органы ощутили необходимость в оперативном управлении информацией в связи с интенсификацией экономических процессов, развитием глобализации, ростом техногенных аварий, повышением уровня угроз безопасности, необходимостью комплексного контроля и мониторинга различных объектов и т.д.

Вертикаль центров

Прообразом современных отечественных ситуационных центров стал оперативный штаб по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, созданный в СССР в 1986 г. Этот опыт лег в основу создания ситуационного центра Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. В 1994 г. был создан ситуационный центр Совета безопасности при Президенте. Этот комплекс был призван анализировать и моделировать различные ситуации, происходящие в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая тем самым принимать решения на самом высоком уровне власти. Среди первых центров также стоит отметить ситуационный центр, созданный в резиденции Президента в начале 1996 г.

Сегодня в нашей стране работают сотни различных ситуационных центров для обеспечения работы федеральных и региональных органов власти, силовых структур, муниципальных образований, крупных предприятий, образовательных учреждений и т.д.

Технологическая основа

Поскольку основное назначением ситуационных центров - это организация коллективной работы по информационно-аналитической поддержке системы управления, то при создании современного центра требуется сложный комплекс информационно-технологических решений, в котором концентрируются практически все имеющиеся технологии работы с информацией.

«Центром» самого Ситуационного центра является зал совещаний, оборудованный современными средствами аудиовизуального представления разнородной информации. «Именно технологии коллективного представления информации пользователям являются самым необходимым элементом любого ситуационного центра, - рассказывает генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова. - От их качества зачастую зависит и эффективность работы самого центра. В этом ряду средства и форматы отображения, системы управления контентом, способы записи и трансляции выступлений и т.д.».

Для получения, доставки, хранения, обработки, визуализации и защиты информации служат мультисервисные сети, системы хранения данных, базы данных и знаний, инструменты извлечения сведений и анализа.

В качестве технологий организации и поддержки совместной работы выделяются мобильные автоматизированные рабочие места (АРМ), системы видеоконференцсвязи (ВКС), решения для согласования различных документов и т.д. Все многообразие систем ситуационных центров, естественно, требует поддержки широкого спектра инженерного оборудования.

По словам Елены Новиковой, сегодня в ситуационных центрах используются также технологии поддержки решений: гипертекстовые системы, текстологические модели, проблемно-ориентированные, имитационные, когнитивные модели, нейросети, экспертные системы. «Практически любая из имеющихся технологий в ИТ-сфере в той или иной мере может быть востребована при создании и эксплуатации современного ситуационного центра», - подчеркивает эксперт.

Уровень оснащения российских ситуационных центров на сегодня в целом не отличается от того, что сложился в ведущих странах. «Сегодня практически нет границ для распространения современных технологий, по крайней мере, в сфере ИКТ, - напоминает Елена Новикова. - Благодаря этому оснащение ситуационных центров в нашей стране вполне соответствует мировому уровню. Более того, поскольку у нас система ситуационных центров находится в стадии интенсивного развития, во многих случаях появляется возможность закладывать в проект самые последние технологические достижения, а в уже функционирующих центрах это сложнее сделать из-за высокой стоимости решений».

Необходимые условия

Технологическая начинка ситуационного центра – лишь вершина айсберга. Денис Андриков, заместитель технического директора по работе с заказчиками компании «Открытые технологии», говорит, что оснащение по последнему слову техники - условие необходимое, но не достаточное. По словам специалиста, для эффективной работы еще важнее слаженность сил и средств, используемых в работе центров.

«Отечественная практика, как ни странно, здесь более эффективна, - рассуждает Денис Андриков. - В момент чрезвычайной ситуации, когда необходима концентрация усилий в одном месте в кратчайшие сроки единоначалие, то есть присутствие на месте первого лица (например, губернатора) наиболее эффективно». По его словам, задача ситуационного центра - профилактика и предотвращение различных ситуаций, а когда что-то случилось, на первый план выходит организаторские и мобилизационные таланты руководства.

Сферы применения ситуационных центров


sts.png

Источник: Polymedia, 2013


После технологического оснащения следующим шагом в развитии центров является их наполнение различными аналитическими инструментами: от систем извлечения знаний до онлайн мониторинга интернет-ресурсов, систем поддержки принятия решений, многомерного анализа и прогнозирования. Вячеслав Елагин, заместитель директора департамента по работе с государственными организациями компании «Ай-Теко» особо отмечает средства интеграции информации из этих систем в виде, приемлемом для быстрого человеческого восприятия. «Это особенно важно в кризисных ситуациях, когда персонал, люди, принимающие решения, работают в стрессовых условиях», - подчеркивает специалист.

Вместе и сообща

Базовой технологией отечественных ситуационных центров сегодня обычно выступает интерактивная геоинформационная система (ГИС) с функцией аналитики. Ключевой фактор успеха таких проектов – это создание комфортных условий межведомственного взаимодействия. «Составляющими создания комфортных условий являются аналитическая платформа, способная работать с разными типами нагрузок и с неструктурированными данными, которая является источником знаний для системы поддержки принятия решений», - говорит Денис Андриков .

Есть немало примеров успешного взаимодействия различных ведомств в рамках ситуационного центра. Елена Новикова отмечает, что при создании ситуационных центров губернаторов всегда закладывается возможность работы этих центров в интересах министерств, входящих в состав Правительства региона, а также интеграция с территориальными представителями федеральных органов госвласти. На практике такая интеграция используется в периоды чрезвычайных ситуаций или в случае организации встреч на высшем уровне.

Так, во время подготовки саммита G8 в Санкт Петербурге оперативный штаб мероприятия работал именно в ситуационном центре. Есть соглашения о взаимодействии и реальные примеры совместной работы ряда ситуационных центров органов государственной власти с Национальным центром управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. «Такая практика будет расширяться, особенно в рамках создаваемой системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти», - уверена Елена Новикова.

Совместная работа ситуационных центров на федеральном уровне – одно из условий получения ряда важных сведений. Так, связь НЦУКС и ситуационного центра Росгидромета позволяет в режиме реального времени получать метеорологические сводки в районе чрезвычайных ситуаций. Например, это взаимодействие было направлено на снижение рисков для жителей, находящихся в зоне действия паводков на Дальнем Востоке, Кубани, в Якутии или лесных пожаров в средней полосе, в Сибири и на Алтае. «Обмен данными между НЦУКС и ситуационным центром Росгидромета входит в каждодневный регламент работ обоих ведомственных центров», - рассказывает Вячеслав Елагин. - Это показательный пример того, как информационные технологии и слаженное взаимодействие государственных структур направлено на защиту людей.

Одним из примеров взаимодействия на уровне региона Денис Андриков называет проект «Безопасный город» в Самаре, реализация которого не только соответствует всем техническим требованиям, но и дополнена уникальной организационной схемой межведомственного взаимодействия, появившейся в результате анализа опыта и практики работы соответствующих служб и ведомств.

Устремленность в будущее

В отечественной практике создания ситуационных центров очевидными векторами развития служат переход к аналитике с возможностью анализа геоданных и построение систем принятия решений. Как правило, финансирование подобных центров идет из региональных бюджетов с предоставлением ИТ-инфраструктуры в пользование местным службам и ведомствам.

Среди технологических аспектов Денис Андриков из компании «Открытые технологии» выделяет тенденцию построения резервных центров обработки данных. По его словам, государство стало больше обращать внимание на такие вопросы, как восстановление данных после катастроф, обеспечение доступности ИТ-сервисов. Также есть стремление развивать ситуационные центры в крупных естественных монополиях и вертикально интегрированных нефтяных компаниях.

Эксперт «Ай-Теко» Вячеслав Елагин лидирующими на сегодня технологиями для центров называет решения для совместной работы, видеоконференцсвязь и портальные решения.

Среди ключевых тенденций в работе ситуационных центров специалисты считают 3D-визуализацию, интеграцию с информационными системами, помогающими принимать управленческие решения, а также вовлечение большего количества экспертов в принятие решений.

Генеральный директор Polymedia Елена Новикова выделяет значительный прогресс в технологиях обработки неструктурированной информации. Проявляется интерес к использованию новых способов изучения общественного мнения посредством социальных сетей, организации массовых опросов через интернет. Растет запрос на непрерывную доступность функционала ситуационных центров, включая разработку и внедрение мобильных АРМ руководителей, выносных кабинетов и вплоть до создания мобильных многофункциональных центров.

Стоит отметить, что ряд ранее созданных ситуационных центров к настоящему времени выходят на новый уровень своего жизненного цикла, в связи с чем востребована модернизация существующих площадок, связанная с обновлением оборудования, развитием функциональности имеющихся и внедрением новых систем. Кроме того, важная задача для менеджмента любого ситуационного центра - переподготовка и обучение сотрудников.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2012 г. (тыс. руб.)
1 Энвижн Груп 11 210 000
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 946 680
3 Техносерв 7 200 571
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Сфера информатизации Бюджет проекта, тыс.руб
1 Услуги связи 6 789 049
2 Поставка оборудования 6 521 228
3 Поставка оборудования 2 933 096
Подробнее