Путина просят проконтролировать платежи россиян для борьбы с зарубежной интернет-торговлей

Бизнес ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев

На рассмотрение помощника президента Игоря Щеголева будет представлен проект дорожной карты «Интернет+торговля». Авторы документа предлагают облагать налогами покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах, для чего будет осуществляться мониторинг прохождения посылок через «Почту России» и трансграничных платежей.


Дорожная карта «Интернет+торговля»

В распоряжении CNews оказался проект дорожной карты «Интернет+торговля». Документ был подготовлен соответствующей подгруппой, действующей в рамках рабочей группы при помощнике президента Игоре Щеголеве. Руководит подгруппой президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров.

Дорожные карты по торговле и семи другим направлениям будут представлены на рассмотрение Щеголеву сегодня, 27 октября 2016 г. После этого их передадут президенту Владимиру Путину.

Угроза со стороны иностранных интернет-магазинов

Главной проблемой в сфере интернет-торговли авторы документа называют неравенство российских и зарубежных компаний. Из-за большой активности зарубежных интернет-продавцов за последние пять лет рынок неналогооблагаемой интернет-торговли вырос в 10 раз и составил в 2015 г. p219 млрд. При этом доля российских интернет-магазинов в общем объеме интернет-покупок россиян снизилась с 92% в 2010 г. до 71 % в 2015 г. (в абсолютном выражении она составила p541 млрд).

В области малой бытовой техники и электроники доля иностранных интернет-магазинов составила 9% от общего объема продаж данного вида товаров в России, в области одежды — 4,2%, обуви — 3,2%. Ранее страны-члены G-20 и Организации экономического сотрудничества и развития согласовали план перехода к справедливому налогообложению в сфере электронной коммерции (план BEPS), к которому присоединилась и Россия.

В рамках реализации данного плана авторы документа предлагают взимать налог на добавленную стоимость (НДС) с иностранных интернет-магазинов при продаже товаров россиянам (то есть по месту реализации товаров) и поставить их на налоговый учет в России.

Отслеживать международные посылки и платежи россиян

Помимо соответствующих изменений в Налоговый кодекс, дорожная карта предполагает обязать логистических операторов регистрировать все международные почтовые отправления (МПО) для личного пользования и вносить их в единую информационную систему. В рамках взаимодействия между «Почтой России», Федеральной налоговой службой (ФНС) и Федеральной таможенной службой (ФТС) предполагается обеспечить в режиме онлайн отслеживание МПО, статус их налогоплательщиков, доставку потребителю и т. д.

Президента попросят урегулировать интернет-торговлю

Кроме того, предполагается разработка системы отслеживания трансграничных платежей россиян за покупки в зарубежных интернет-магазинах. А внутри Евразийского экономического союза предполагается наладить работу единой системы налогового и таможенного администрирования и мониторинга перемещения товаров.

Как объясняет руководитель комитета АКИТ по стандартизации Александр Логунов, для тех иностранных интернет-магазинов, кто не захочет проходить в России НДС-регистрацию, будет работать так называемый «красный коридор» (по примеру британской модели). «Если игрок не хочет проходить регистрацию, то он имеет на это полное право, — объясняет Логунов. — Но в таком случае посылки будут проходить досмотр, и с каждой будет взиматься пошлина и специальный таможенный сбор за работу таможни по вскрытию и оценке содержимого посылки (в Великобритании он сейчас составляет 8 фунтов). Если такая система будет введена, мы сможем создать желание у иностранных интернет-магазинов проходить НДС-регистрацию в России, потому что потребители будут покупать товары у тех магазинов, кто прошел НДС-регистрации».

Не забыли авторы документа и об идее снижения порога беспошлинного ввоза в Россию товаров для личного пользования, который сейчас составляет 1 тыс евро и 31 кг. Еще в 2013 г. Владимир Путин поручил снизить этот барьер, но ведомства не смогли договориться о новом пороге взимания таможенных пошлин. Дорожная карта предполагает снижение данных порогов в рамках Евразийского экономического союза, но до каких именно величин, не указывается.

Логунов считает оптимальный порог беспошлинного ввоза 22 евро, но подчеркивает, что введение НДС-регистрации иностранных интернет-магазинов является более приоритетной мерой.

Авторы документа надеются, что указанные меры помогут к 2018 г. увеличить долю российских интернет-магазинов в общем объеме онлайн-торговли в России до 80%, а объем дополнительных поступлений в бюджет от трансграничной торговли вырастить с p80 млн до p60 млрд.

Опасность ухода в «серую зону»

Президент Национальной ассоциации участников дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает такие планы нереалистичными. «Иностранные магазины не будут регистрироваться в России и подвергать себя двойному налогообложению, а если даже миллионы продавцов, работающих через Amazon и AliExpress, сделают это, ФНС просто не справится с таким потоком налогоплательщиков, — предупреждает Иванов. — Если же попытаться переложить уплату НДС на покупателей при получении посылок, то тогда они смогут потребовать возврата НДС, а у нас нет системы для администрирования большого числа таких запросов».

В результате зарубежная интернет-торговля будет уходить в «серую зону», опасается Иванов. «Ранее в Белоруссии ввели ограничения на покупки в зарубежных интернет-магазинах, в результате товары туда ввозят через соседние области России — Смоленскую и Брянскую, — отмечает глава НАУДТ. — Аналогичным образом, введение ограничений в Бразилии привели к уходу из страны крупных зарубежных торговых площадок и появлению ввоза товаров с территории соседних стран».

Контроль над агрегаторами и борьба с контрафактом

Другая часть предложений связана с товарными агрегаторами. Такие агрегаторы далеко не всегда указывают актуальную контактную информацию о сотрудничающих с ними интернет-магазинах, что ведет к большому числу злоупотреблений, предупреждают авторы документа. В то же время в Евросоюзе уже началось регулирование деятельности товарных агрегаторов.

Дорожная карта предполагает обязать агрегаторов проверять информацию о своих контрагентах и нести ответственность за это. Иностранные товарные агрегаторы должны будут открыть свои представительства в России. «Если на площадке есть кнопка "купить", "заказать" или "в корзину", и у потребителя такая площадка ассоциируется с покупкой, то эта площадка (агрегатор) должна иметь такие же права и обязанности, что и обычный онлайн-продавец», — объясняет Логунов.

Ранее законопроект о товарных агрегаторах разрабатывал Роспотребнадзор. Со своей стороны, в компании «Яндекс», владеющей крупнейшим товарным агрегатором — «Яндекс.Маркет» — не видят необходимости в отдельном регулировании и уверены, что существующего законодательства достаточно для защиты потребителей, а дополнительной защитой потребителей послужит конкуренция между площадками.

Еще одна проблема, на которую обращают внимание авторы документа — это распространение контрафактной продукции в интернете. Недавно Роскомнадзор начал блокировать интернет-магазины контрафакта по решениям региональных судов. Дорожная карта предполагает ввести механизм досудебной блокировки доступа к таким сайтам, а также упростить правообладателям процедуру судебных разбирательства с магазинами-нарушителями их прав (в том числе обеспечив подачу исковых документов в электронной форме).

«После подачи правообладателем заявления в проверяющие органы о распространении какой-либо площадкой контрафактной продукции, доступ к ней будет блокироваться во внесудебном порядке, — объясняет Александр Логунов. — Если же обвинение в контрафакте не подтвердиться, правообладателю придется компенсировать ущерб данному магазину». Такие меры должны уменьшить долю контрафактной продукции, распространяемой в интернете, с 30% до 10% к 2018 г.

Досудебное разрешение споров с интернет-магазинами

Для разрешения претензий со стороны покупателей предполагается разработать механизм досудебного урегулирования споров между интернет-магазинами и их клиентами на специализированной интернет-площадке. Этим должна будет заняться саморегулируемая организация (СРО), которую предлагается создать на базе АКИТ. Правда, Александр Иванов из НАДТ сомневается в эффективности такого предложения: по его мнению, появление СРО на быстрорастущим рынке приведет только к отрицательным последствиям.

Есть в дорожной карте и ряд моментов, направленных на либерализацию действующего законодательства. Например, принятые в России санитарно-эпидемиологические нормы не допускают совместное хранение пищевых и непищевых продуктов, в то же время в технических регламентах Таможенного союза таких ограничений нет. Аналогичным образом указ президента от 1992 г. запрещает свободную торговлю ювелирными изделиями, тогда как принятый позднее (в 1998 г.) закон «О драгоценных камнях» таких ограничений не вводит.

Дорожная карта предполагает устранение данных коллизий. В результате доля продуктов питания, реализуемая дистанционным образом, в общем объеме розничного оборота продовольственных товаров должна вырасти с 0,11% до 2% к 2018 г. В отношении ювелирных изделий аналогичный показатель должен будет увеличиться с 2,8% до 6%.

Доступ экспортеров к «Почте России»

Также предполагается разрешить дистанционную торговлю алкоголем и фармацевтическими препаратами. Авторы документа подчеркивают, что, несмотря на запрет, продажи алкоголя в интернете растут на 29% в год. Снятие запретов должно привести к тому, что в 2018 г. легальным дистанционным образом будет продаваться 6% от всех проданных лекарств в России, а в части алкоголя данный показатель достигнет 3%.

С целью упрощения доставки товаров в глубинку интернет-магазинам предполагается упростить доступ к инфраструктуре «Почты России». Не забыли авторы документа и про экспортеров. Предполагается обеспечить предоставление представителям малого и среднего бизнеса возможности организовать экспорт за рубеж в режиме «одного окна», привлечь к продажам товаров за рубеж «Почту России», а также предоставить российским кредитным организациям возможность обеспечить удаленную идентификацию клиентов из других стран при переводе денежных средств.